


Материал помещен в архив
КОГДА ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ, ТОРГИ НА ЗАКУПКУ ТОВАРОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПРИЗНАЮТСЯ НЕСОСТОЯВШИМИСЯ
С 16 августа 2015 г. Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88), действует с учетом изменений, внесенных в него постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650.
![]() |
Справочно |
Положение № 88 принято во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591), которым регулируются правила проведения процедур закупок в строительстве.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
Указом № 591 определено, что:
• закупки работ, услуг при строительстве осуществляются путем проведения подрядных торгов либо переговоров (подп.1.1 п.1);
• закупки товаров при строительстве осуществляются путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве либо переговоров (подп.1.2 п.1).
Указанные виды процедур являются конкурентными. При этом есть особенность: переговоры могут проводиться и при участии одного участника (при соблюдении установленных п.63 Положения № 88 условий).
Данное обстоятельство требует допущения того, что конкурентная по сути процедура в силу ряда причин может быть признана несостоявшейся в отсутствие конкуренции как таковой.
Признание несостоявшимися подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве)
Основания и правовые последствия признания конкурентных процедур - подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве - несостоявшимися предусмотрены Указом № 591 и Положением № 88.
Основания для признания несостоявшимися подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) - участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора - названы в абзаце 3 подп.1.6 п.1 Указа № 591, абзаце 3 подп.71.3 п.71 Положения № 88.
Проведение подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве не является обязательным в случаях (подп.1.7 п.1 Указа № 591), когда подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора (абзац 3 подп.1.6 п.1 Указа № 591).
Положение № 88 уточняет, что в случаях, когда проведение подрядных торгов (торгов) не является обязательным (за исключением случаев, предусмотренных в абзацах 3 и 6 подп.1.6 п.1 Указа № 591), по выбору заказчика проводятся подрядные торги (торги на закупку товаров при строительстве) или переговоры, в том числе если подрядные торги (торги на закупку товаров при строительстве) признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора (абзац 3 подп.71.3 п.71 Положения № 88).
Кроме того, Положение № 88 детализирует основания признания подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) несостоявшимися.
Подрядные торги (торги на закупку товаров при строительстве) признаются несостоявшимися в случаях, если (часть двадцатая п.36 Положения № 88): | |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
руководителем организатора подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) при обязательном соответствующем письменном обосновании не утвержден протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) | конкурсной комиссией при обязательном соответствующем письменном обосновании в протоколе заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) ни один из участников не признан победителем подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) | победитель подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) отказался от заключения договора и организатором подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) не предложено заключить договор второму по показателям после победителя подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) участнику | победитель подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), а также второй по показателям после него участник отказались от заключения договора | не подано ни одного конкурсного предложения с предквалификационными документами | в подрядных торгах (торгах на закупку товаров при строительстве) принимал участие только один участник. Обратите внимание! Данная норма применяется и в случае, когда в подрядных торгах (торгах) по отдельному лоту принимал участие один участник. Тогда они признаются несостоявшимися только в отношении этого лота(часть третья п.39 Положения № 88) |
Помимо этого, в случае если по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников ни один из участников не признан прошедшим данный отбор или только один участник прошел предварительный квалификационный отбор, подрядные торги (торги на закупку товаров при строительстве) признаются несостоявшимися (часть пятая п.23 Положения № 88).
![]() |
Обратите внимание! Данное основание для признания подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) несостоявшимися отсутствует в части двадцатой п.36 Положения № 88. |
Возникает вопрос: можно ли основания в части двадцатой п.36 Положения № 88 квалифицировать как случаи, когда участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора, и возможно ли часть пятую п.23 Положения № 88 также рассматривать как случай, когда участник-победитель не определен?
Ответ на данный вопрос так или иначе находится в плоскости правовых последствий, которые установлены только для тех случаев, когда участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора.
В случае признания подрядных торгов (торгов), проведенных в установленном порядке, несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора, принимается решение (часть пятнадцатая п.36 Положения № 88): | ||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||
о проведении повторных подрядных торгов (торгов), которые при необходимости с уточнением их условий проводятся в порядке, установленном Положением № 88 |
или |
о переходе к процедуре переговоров |
или |
об отмене подрядных торгов (торгов) (если их проведение в соответствии с законодательством не является обязательным) |
По мнению автора, предусмотренные в части пятой п.23 и части двадцатой п.36 Положения № 88 случаи в равной степени следует рассматривать как частные случаи общих оснований для признания процедур несостоявшимися - когда участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора.
В пользу такого вывода говорит и часть пятнадцатая п.36 Положения № 88, и в определенной степени нормы законодательства о государственных закупках, которые хотя и не применяются для регулирования отношений в сфере осуществления закупок в строительстве (подп.1.3 п.1 Указа № 591 - до 1 января 2016 г.), но логика их построения может быть учтена.
Признание несостоявшимися государственных закупок. Проводим аналогию с закупками в строительстве
Порядок проведения государственных закупок товаров (работ, услуг) определен Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З).
Процедура государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки признается несостоявшейся по истечении срока для подготовки и подачи предложений в случае, если (п.1 ст.26 Закона 419-З): | ||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
участник-победитель не определен (подано только одно предложение (за исключением процедуры закупки из одного источника), не представлены предложения, в результате рассмотрения и отклонения предложений осталось менее двух предложений, отклонены все предложения, в ходе торгов ни один из участников не сделал ставку) | участник-победитель (участник процедуры закупки из одного источника) отказался от заключения договора | жалоба участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, признана обоснованной и уполномоченный государственный орган по государственным закупкам распорядился прекратить процедуру государственной закупки и обязал заказчика (организатора) провести повторную процедуру государственной закупки или процедуру закупки из одного источника |
Тем самым, кроме последнего основания, для признания процедуры несостоявшейся в силу наличия специального механизма защиты прав в процедурах государственных закупок (ст.53, 54 Закона № 419-З) два других основания совпадают с той лишь особенностью, что в норме Закона № 419-З уточняется, в каких именно случаях предполагается, что участник-победитель не определен.
И, к примеру, если говорить об отклонении всех предложений заказчиком, то есть когда участник-победитель не определен, то законодатель не делает различий, по какой причине отклонено предложение - в силу несоответствия квалификационных данных участников или в силу несоответствия иных условий предложения.
Поскольку предварительный квалификационный отбор - обязательная процедура при размещении заказов на подрядных торгах (торгах на закупку товаров при строительстве) (п.17 Положения № 88), в ходе которой оцениваются квалификационные данные участников и по результатам которой принимается решение о дальнейшем участии участников, постольку в случае, если по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников ни один из участников не признан прошедшим данный отбор или только один участник прошел предварительный квалификационный отбор, подрядные торги (торги на закупку товаров при строительстве) признаются несостоявшимися (часть пятая п.23 Положения № 88) и применяются последствия, предусмотренные в подп.71.3 п.71, части пятнадцатой п.36 Положения № 88.
Часть пятнадцатая п.36 Положения № 88 действует в случае, когда имеются основания для признания подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) несостоявшимися, предусмотренные в части двадцатой п.36, а также в части третьей п.39 Положения № 88.
![]() |
Справочно Подборка «Процедуры закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов» поможет найти ответы на вопросы по указанной теме. |
20.08.2015
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»