Комментарий от 14.08.2015
Автор: Амельченя Ю.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88». Порядок проведения подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве изменился


СОДЕРЖАНИЕ

 

Подрядные торги

Торги на закупку товаров при строительстве

Переговоры

Заключение

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88». Порядок проведения подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве изменился

С 16 августа 2015 г. вступает в силу комментируемое постановление (далее - постановление № 650), изменяющее Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение).

Постановление № 650 вносит изменения в порядок проведения каждого из видов процедур закупок. В связи с этим проанализируем новеллы, которые призваны усовершенствовать механизм правового регулирования закупок в строительстве.

Подрядные торги

Постановление № 650 позволяет организатору при проведении подрядных торгов в конкурсной документации указать на возможность (невозможность) для участника при разработке конкурсных предложений предлагать товар собственного производства, необходимый для выполнения вида работ с учетом требований законодательства о проведении процедур закупок при строительстве.

При этом участник обязан представить на предложенные товары в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификаты соответствия товаров, сертификаты продукции собственного производства, выданные в порядке, установленном законодательством (абзац 3 подп.31.2 п.31 Положения в редакции постановления № 650).

Постановлением № 650 дополнен субъектный состав при проведении подрядных торгов на строительство жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройство и озеленение за счет включения в него заказчиков (помимо инвесторов, застройщиков).

В случае проведения подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве по упрощенной схеме Положение предусматривает, что конкурсная комиссия должна провести предварительный квалификационный отбор участников и определить победителя в срок не позднее 10 рабочих дней после проведения первого ее заседания.

Но постановление № 650 допускает в отдельных случаях при представлении председателем конкурсной комиссии организатору подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) соответствующего обоснования с согласия организатора продление этого срока (абзац 6 п.38 Положения в редакции постановления № 650).

Торги на закупку товаров при строительстве

По общему правилу для проведения торгов на закупку товаров при строительстве решение о проведении торгов принимается при наличии в том числе результатов исследования конъюнктуры рынка, проведенного на стадии планирования размещения заказа на закупку товаров в целях получения информации о ценах идентичных товаров или при их отсутствии - однородных товаров, на основании данных, установленных в проектной, в том числе сметной, документации, техническом задании.

Исследование конъюнктуры рынка обязательно проводится на товарных рынках Единого экономического пространства.

 

Результаты исследования конъюнктуры рынка должны включать
сбор и анализ информации о:
   
   
производителях и поставщиках товаров
ценах товаров с предложенными схемами скидок в зависимости от их качественных, количественных, экономических, инновационно-технических и иных характеристик в целях получения достоверной производственно-коммерческой информации

 

К результатам исследования конъюнктуры рынка прилагаются соответствующие подтверждающие документы (ответы поставщиков на запросы информации о ценах товаров, официальные прайс-листы, распечатки данных сайтов поставщиков из глобальной компьютерной сети Интернет и иные документы).

 

Подтверждением изучения рынка согласно части пятой п.48 Положения в редакции постановления № 650 могут выступать сведения, представленные:
   
   
   
   
Белорусской торгово-промышленной палатой
информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»
соответствующим республиканским органом государственного управления и иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, осуществляющими регулирование и управление в отрасли (сфере деятельности), к которой относится производство закупаемого товара
из каталога оборудования, конструкций, изделий и материалов для строительства зданий и сооружений жилищно-гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, сформированного Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь

 

Обратите внимание!

Наличие результатов маркетинговых исследований для проведения торгов на закупку товаров при строительстве является обязательным.

 

Со вступлением в силу постановления № 650 результаты исследования конъюнктуры рынка, проведенного на стадии планирования размещения заказа на закупку товаров в целях получения информации о ценах идентичных товаров или при их отсутствии однородных товаров, наряду с иными документами могут быть основанием для проведения заказчиком, застройщиком в установленном порядке закупки технологического оборудования для объекта строительства, необходимого для учета при разработке проектной документации на такой объект (часть вторая п.48 Положения в редакции постановления № 650).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. следует руководствоваться частью второй п.48 Положения в редакции постановления № 650 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2019 № 427 (далее - постановление № 427).

 

При проведении процедур закупок в строительстве действует общее правило о том, что после подачи предложений участниками внесение изменений в предложения не допускается.

В частности, это предусмотрено для подрядных торгов, когда при изменении предложения участником ему не возвращается конкурсное обеспечение, если оно было предоставлено (абзац 4 части пятой подп.31.3 п.31 Положения).

Исключение составляют случаи, когда организатором стартовая цена указана с возможностью внесения предложений о ее снижении (абзац 3 части первой подп.31.1 п.31 Положения).

С 16 августа 2015 г. в условия проведения торгов могут быть включены сведения о праве участника улучшить свое предложение по результатам проведенных торгов путем:

• снижения первоначальной цены предложения;

• уменьшения сроков поставки товаров;

• снижения размера авансов без изменения остальных условий конкурсного предложения (часть вторая подп.50.3 п.50 Положения в редакции постановления № 650).

 

Улучшение конкурсных предложений ново для законодательства о закупках в строительстве, поэтому постановление № 650 и вводит ряд процедурных норм относительно его проведения, среди которых:
       
   
1. В процедуре улучшения конкурсных предложений имеют право участвовать все участники, прошедшие предварительный квалификационный отбор и допущенные к торгам
   
       
   
2. Участник вправе не участвовать в процедуре улучшения конкурсных предложений, при этом его конкурсное предложение остается действующим с предложенными им первоначальной ценой, сроками поставки, размерами аванса
   
       
   
3. Конкурсные предложения участников, в соответствии с которыми условия, содержащиеся в конкурсной документации, могут быть ухудшены, не рассматриваются
   
       
   
4. Организатор торгов приглашает участников, допущенных к торгам, к процедуре улучшения конкурсных предложений путем одновременного направления им приглашений (подп.50.3 п.50 Положения в редакции постановления № 650).

Обратите внимание!

К сожалению, законодатель умалчивает о форме таких приглашений, но, очевидно, она может быть как письменной, так и электронной.


От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. постановлением № 427 часть четвертая подп.50.3 п.50 Положения в редакции постановления № 650 дополнена предложением следующего содержания: «Процедура улучшения конкурсных предложений проводится организатором торгов один раз.»

   
       
   
5. Участники, решившие принять участие в процедуре улучшения конкурсных предложений, к установленному в приглашении организатором торгов сроку представляют лично или через своего уполномоченного представителя в форме и порядке, установленных для подачи конкурсных предложений, документы, определяющие измененные условия конкурсного предложения
   
       
   
6. Участник вправе отозвать поданное предложение с измененными условиями в любое время до момента начала вскрытия конвертов с измененными условиями конкурсных предложений (открытия измененных условий конкурсных предложений, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации)
   
       
   
7. После проведения процедуры улучшения конкурсных предложений победитель определяется в порядке, установленном для данных торгов, в соответствии с критериями оценки, указанными в конкурсной документации
   

 

Справочно

Процедура снижения цены заказа, применяемая при проведении переговоров, подобна указанному механизму улучшения конкурсных предложений.

 

Порядок размещения заказов на закупку высокотехнологичного инновационного технического сложного оборудования индивидуального изготовления для последующего включения в проектную документацию в случаях, если не имеется возможности четко и однозначно установить требования к закупаемому оборудованию, урегулирован отдельно в постановлении № 650.

Торги на закупку товаров при строительстве в этом случае проводятся в форме открытого или закрытого конкурса в два этапа с учетом ряда особенностей (п.511 Положения в редакции постановления № 650).

Переговоры

Постановлением № 650 определено, что предложение для переговоров, представляемое участниками, разрабатывается на основании документации для переговоров, что исключает необходимость ориентироваться на приглашение на участие в переговорах и (или) извещение о проведении переговоров.

До 16 августа 2015 г. право формирования лотов для процедуры переговоров не было предусмотрено, но в соответствии с п.782 Положения в редакции постановления № 650, как и для подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), организатором переговоров могут размещаться заказы на закупку однородных товаров (выполнение однородных работ, оказание однородных услуг) при строительстве объектов в централизованном порядке для нескольких строящихся объектов.

В этом случае в документации для переговоров указываются однородные товары (работы, услуги), необходимые для строительства каждого объекта.

 

Обратите внимание!

Организатор переговоров вправе проводить переговоры одновременно по нескольким лотам.

 

Тем самым основанием для выделения лота при проведении переговоров будет такого рода централизованная закупка однородных товаров (работ, услуг) для нескольких строящихся объектов.

Для переговоров скорректирована норма в Положении, которую фактически невозможно было реализовать.

Так, в соответствии с Положением организатором разрабатывается документация для переговоров, которая должна содержать, помимо прочего, требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении на дату представления предложений для переговоров (абзац 8 п.68).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. документация для переговоров должна содержать требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении (абзац 8 п.68 Положения с учетом изменений, внесенных постановлением № 427).

 

Представить по факту документы согласно данному требованию затруднительно, в особенности, если организатором затребованы документы, составляемые третьими лицами. Постановлением № 650 данная норма изменена таким образом, что дата представления документов об экономическом и финансовом положении участников - это 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи предложений (абзац 8 п.68 Положения в редакции постановления № 650).

Какие конкретно документы должны представляться участниками, подтверждающие сведения об их экономическом и финансовом состоянии, организатор устанавливает по своему усмотрению, но по аналогии это могут быть те же документы, что и предусмотрены для подрядных торгов в части второй подп.31.1 п.31 Положения в редакции постановления № 650.

К слову, на основании постановления № 650 перечень документов об экономическом и финансовом положении участника дополнен копией акта (справки) последней проверки финансово-хозяйственной деятельности организации-участника, проведенной контролирующими органами в рамках ведомственного контроля в порядке, установленном законодательством.

Постановлением № 650 разрешен спорный вопрос относительно возможности участия в переговорах одного участника. Так, приглашения для участия в переговорах могут направляться определенным организатором участникам; по выбору организатора извещение о проведении переговоров может публиковаться в любых средствах массовой информации.

Один участник также может участвовать в переговорах, но при соблюдении условий: это возможно, когда при отсутствии конкуренции на рынке товаров конкурсная комиссия (ответственное лицо за проведение переговоров) письменно обоснует руководителю организатора переговоров причины направления приглашения одному поставщику (абзац 4 п.63 Положения в редакции постановления № 650).

 

Обратите внимание!

Законодатель подчеркивает именно отсутствие конкуренции на рынке товаров, то есть когда определяется поставщик товаров.

 

Вопрос об опубликовании приглашения на участие в переговорах, а именно о том, что организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения, «снят» в п.66 Положения в редакции постановления № 650.

Организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет (http://www.icetrade.by) и (или) публикует его в любых средствах массовой информации (п.66 Положения в редакции постановления № 650).

Иными словами, опубликование извещения о проведении переговоров его в любых средствах массовой информации - это право организатора.

Постановлением № 650 изменен подход законодателя к определению состава документов, необходимых для принятия решения о проведении переговоров.

Также уточнено содержание технического задания на закупку товаров (работ, услуг), которое должно содержать информацию:

• о наименовании, перечне, количестве (объеме) выполняемых работ, оказываемых услуг, поставляемых товаров;

• о требуемых технических, технологических, конструктивных или других потребительских показателях и характеристиках работ, услуг и товаров, связанных с определением соответствия работ, услуг и товаров потребностям организатора переговоров (п.64 Положения в редакции постановления № 650).

Из данного пункта Положения (п.64) исключена норма о необходимости согласования технического задания на закупку товаров, не производимых в Республике Беларусь, при строительстве объектов с государственными органами (государственными организациями), в подчинении которых находятся застройщик, заказчик либо которые осуществляют управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) застройщика, заказчика.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. следует руководствоваться п.64 Положения в редакции постановления № 650 с учетом изменений, внесенных постановлением № 427.

 

Электронная форма (электронный документ на электронном носителе информации) представления предложений в переговорах допустима, как и при проведении подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве (п.68 Положения в редакции постановления № 650).

Для организатора извещение участников о результатах проведения переговоров может оформляться как в письменной, так и в электронной форме (п.63 Положения в редакции постановления № 650).

Заключение

Таким образом, нормы в постановлении № 650 необходимы и призваны разрешить проблемные моменты правоприменения.

Однако уже можно предположить, что в отдельных случаях, к примеру, при допущении электронной формы обмена документами при проведении процедур, спорные вопросы будут возникать.

Но для их разрешения может быть использован механизм, предусмотренный в п.4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88, позволяющий получить разъяснения по вопросам применения Положения в Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. постановлением № 427 в п.4 постановления № 88 внесены изменения, не повлиявшие на суть материала.

 

14.08.2015

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»