Пособие от 23.09.2024
Автор: Киеня Р.

Командировки за счет принимающей стороны: антикоррупционный аспект


 Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии

Для всех отраслейБюджетные организации

Командировки за счет принимающей стороны: антикоррупционный аспект

Руслан Киеня

Руслан Киеня
юрист

23.09.2024

В материале автор проанализировал направление должностных лиц в служебные командировки за счет принимающей стороны в контексте Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» и предложил меры по предупреждению коррупционных проявлений, связанных с такими командировками.

 

Разделы:

Служебные командировки и расходы на их осуществление

Служебная командировка (далее - командировка) - поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места постоянной работы (ч.1 ст.91 ТК).

В командировки могут направляться в том числе работники, являющиеся государственными должностными лицами (ГДЛ) или лицами, приравненными к ним (далее - должностные лица) (абз.3, 5 ст.1 Закона № 305-З).

Расходы на командировку (проезд к месту командировки и обратно, наем жилого помещения, суточные и др.), как правило, возмещает наниматель за свой счет (чч.2, 3 ст.95 ТК).

Однако законодательство разрешает нанимателю направлять работников в командировки и за счет принимающей стороны (абз.7 п.2 Указа от 13.06.2005 № 274 «О служебных командировках за границу», ч.2 п.2, пп.12, 17, 20 Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утв. постановлением Совмина от 19.03.2019 № 176, и др.).

Направление должностных лиц в командировки в свете Закона № 305-З

Вопросы направления должностных лиц в командировки затрагиваются в абз.10 ч.1, абз.3 ч.5 ст.17 Закона № 305-З, нормативные правовые предписания которых:

• ограничивают право должностных лиц осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы трудовой деятельности должностных лиц;

• устанавливают исчерпывающий перечень случаев, когда должностные лица вправе осуществлять такие поездки, в том числе разрешают указанным лицам осуществлять эти поездки в порядке служебных командировок.

При этом из положений абз.8 ч.1 ст.37 Закона № 305-З следует, что осуществление должностными лицами соответствующих поездок с нарушением вышеуказанных требований ст.17 Закона № 305-З является коррупционным правонарушением.

С учетом требований Указа № 274 и Положения № 176 направление должностных лиц в служебные командировки за счет принимающей стороны, в том числе в ситуациях, когда отношения с этой стороной входят в вопросы трудовой деятельности должностных лиц, не является нарушением положений абз.10 ч.1, абз.3 ч.5 ст.17 Закона № 305-З.

Однако такие командировки могут быть сопряжены с коррупционными рисками, а также вызывать возникновение у должностных лиц конфликта интересов.

Термин «коррупционный риск» в Законе № 305-З не упоминается, однако встречается в некоторых других актах законодательства, широко используется в теории борьбы с коррупцией и, как правило, означает риск (вероятность) возникновения коррупции (совершения коррупционного деяния и т. п.).

В целях предупреждения коррупции всем организациям рекомендуется осуществлять оценку коррупционных рисков, то есть выявлять и анализировать такие риски, и по результатам принимать меры по их минимизации (нейтрализации).

 

справочно

Справочно

В п.4 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции, утв. постановлением Совмина от 26.12.2011 № 1732, к одной из основных задач комиссии по противодействию коррупции отнесено своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации.

Оценивать коррупционные риски рекомендуется также:

• в Стратегии борьбы с коррупцией, утв. решением республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией от 23.12.2022;

СТБ ISO 37001-2020 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по применению», утв. постановлением Госстандарта от 25.02.2020 № 8.

 

В Законе № 305-З:

• в абз.12 ст.1 - термин «конфликт интересов» определен как ситуация, при которой личные интересы ГДЛ, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение ГДЛ своих трудовых обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по работе;

• в ст.21 - установлен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности ГДЛ.

Поскольку очевидно, что аналогичные ситуации могут возникать и в деятельности лиц, приравненных к ГДЛ, организациям рекомендуется в своих локальных правовых актах:

• соответствующие ситуации называть конфликтом интересов без ссылки на абз.12 ст.1, ст.21 Закона № 305-З;

• устанавливать порядок предотвращения и урегулирования такого конфликта.

Оценка коррупционных рисков, связанных с командировками должностных лиц за счет принимающей стороны

Принимающая сторона может использовать финансирование командировок должностных лиц направляющей стороны в качестве способа неправомерного влияния на этих лиц в целях обеспечить принятие направляющей стороной определенного решения, благоприятного для принимающей стороны.

Такие ситуации могут возникать, например, когда:

• в командировку направляется должностное лицо, наделенное полномочиями совершать определенные действия, в которых заинтересована принимающая сторона, или воздерживаться от их совершения.

 

справочно

Справочно

Должностное лицо направляющей стороны может, например, обладать полномочиями принимать решение или участвовать в принятии решения о заключении с принимающей стороной хозяйственного договора или об определении условий такого договора либо иным образом влиять на принятие такого решения, а именно:

• подписать такой договор от имени направляющей стороны или согласовать проект такого договора;

• обеспечить заключение с принимающей стороной такого договора без соблюдения обязательных преддоговорных процедур (например, без проведения конкурентной процедуры закупки);

• утвердить документацию на закупку, на основании которой договор на закупку будет заведомо заключен с принимающей стороной;

• обеспечить принятие комиссией по закупкам решения о выборе принимающей стороны в качестве победителя конкурентной процедуры закупки (например, дать заключение о соответствии предложения принимающей стороны требованиям документации на закупку и несоответствии таким требованиям предложений других участников процедуры закупки);

 

• в результате неправомерного влияния принимающей стороны на должностное лицо у этого лица может возникнуть перед ней чувство долга, в том числе уверенность в том, что в обмен на полученные в период командировки и оплаченные принимающей стороной материальные и нематериальные блага оно обязано оказать этой стороне содействие в решении интересующих ее вопросов.

Неправомерное влияние на должностное лицо принимающая сторона может оказать, в частности, путем:

• оплаты расходов на командировку этого лица, существенно превышающих расходы, которые бы самостоятельно произвела направляющая сторона, либо явно превышающих расходы, которые в сопоставимых условиях обычно осуществляются на командировки должностных лиц аналогичного статуса.

 

справочно

Справочно

Например, принимающая сторона при отсутствии достаточных на то оснований оплачивает расходы на:

• авиаперелет должностного лица к месту командировки и обратно по тарифу повышенной комфортности, а не по обычному тарифу;

• проживание должностного лица в гостиничном номере высшей, а не первой или более низкой, категории;

• питание в ресторанах класса люкс либо высшего класса вместо ресторанов первого класса;

 

• оплаты расходов на посещение этим лицом в период командировки спектаклей, концертов, музеев, клубов, иные развлечения, если характер этих развлечений явно не соответствует характеру мероприятия, для участия в котором должностное лицо направлено в командировку, и (или) соответствующие расходы явно превышают расходы, которые в сопоставимых условиях обычно осуществляются на развлечения должностных лиц аналогичного статуса;

• дарения должностным лицам в связи или не в связи с исполнением ими трудовых обязанностей подарков, выходящих за пределы символических знаков внимания.

 

справочно

Справочно

Должностное лицо:

• вправе принять в связи с исполнением трудовых обязанностей имущество, которое получено им:

в качестве подарка при проведении протокольного или иного официального мероприятия (далее - официальное мероприятие), если стоимость такого подарка не превышает 20-кратного размера БВ на дату его получения;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента и постановлениями Совмина;

• обязано безвозмездно сдать по месту работы имущество, полученное в связи с исполнением трудовых обязанностей, которое не соответствует вышеуказанным требованиям (например, подарок, полученный при проведении официального мероприятия, стоимостью свыше 20-кратного размера БВ или подарок, полученный вне рамок официального мероприятия) (абз.9 ч.1, абз.2 ч.5, абз.2, 3 ч.7 ст.17, ч.2 ст.40 Закона № 305-З).

С учетом положений абз.22 ст.1 Закона № 305-З официальным мероприятием можно признать и мероприятие, для участия в котором должностное лицо направлено в командировку (далее - мероприятие).

 

В интересах предупреждения коррупции, предотвращения и урегулирования конфликта интересов наниматель вправе дополнительно установить в ЛПА случаи, когда должностное лицо обязано письменно уведомить нанимателя о принятии в связи с исполнением трудовых обязанностей подарков, полученных при проведении официальных мероприятий, стоимость каждого из которых не превышает 20-кратного размера БВ.

Кроме того, в целях оказать неправомерное влияние на должностное лицо направляющей стороны принимающая сторона может:

• организовать проведение мероприятия, необходимость в котором отсутствует или вызывает обоснованные сомнения, когда заведомо для принимающей стороны направляющая сторона командирует для участия в этом мероприятии конкретное должностное лицо;

• создать для этого лица такие условия участия в мероприятии, которые могут вызвать у него чувство долга перед принимающей стороной.

В практике правоприменения возможны и другие варианты финансирования командировок должностных лиц направляющей стороны, например, когда:

• принимающая сторона не находится в деловых отношениях с направляющей стороной и финансирует расходы, связанные с командировкой должностного лица, за счет средств, полученных от другого физического или юридического лица (далее - спонсор), отношения с которым входят в вопросы трудовой деятельности должностного лица;

• финансирование командировки осуществляется принимающей стороной частично за счет средств, полученных от спонсора, и в вопросы трудовой деятельности должностного лица входят отношения как с принимающей стороной, так и со спонсором.

При этом принимающая сторона и (или) спонсор посредством этой стороны обеспечивают оплату явно завышенных расходов, связанных с командировкой должностного лица (расходы на командировку, развлечения, подарки и др.), чем оказывают на это лицо неправомерное влияние, вызывают у него чувство долга перед принимающей стороной и (или) спонсором и побуждают в обмен оказать этой стороне и (или) спонсору содействие в решении интересующих их вопросов.

Конфликт интересов, связанный с командировками должностных лиц за счет принимающей стороны

В случаях, когда есть основания полагать, что в результате неправомерного влияния принимающей стороны (спонсора) у должностного лица возникло перед ней (ним) чувство долга, можно говорить о появлении у должностного лица личных интересов, под влиянием которых это лицо может использовать служебное положение и связанные с ним возможности для оказания принимающей стороне (спонсору) содействия в решении интересующих ее (его) вопросов.

Другими словами, можно говорить о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, который нуждается в предотвращении или урегулировании.

Рекомендации нанимателям

С учетом изложенного нанимателям рекомендуется:

• оценить коррупционные риски, связанные с командировками должностных лиц за счет принимающей стороны, особенно с такими командировками за границу, и по результатам принять меры по минимизации этих рисков;

• определить в ЛПА примерный перечень ситуаций конфликта интересов, связанного с командировками за счет принимающей стороны (далее - примерный перечень). Например:

- в командировку направляется должностное лицо, в вопросы трудовой деятельности которого входят отношения с принимающей стороной (спонсором);

- расходы, связанные с командировкой, которые фактически оплачены принимающей стороной, явно превышают расходы, которые были согласованы с направляющей стороной (должностному лицу предоставлен для проживания гостиничный номер высшей категории вместо номера первой категории и т. п.);

- должностное лицо приняло участие за счет принимающей стороны в развлечениях, которые не были согласованы с направляющей стороной;

- должностное лицо приняло от принимающей стороны (спонсора) подарки, связанные или не связанные с исполнением трудовых обязанностей, за исключением символических знаков внимания;

• обязать должностных лиц письменно уведомлять нанимателя о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, связанного с командировками за счет принимающей стороны, и принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В целях минимизации коррупционных рисков, связанных с командировками за счет принимающей стороны, предотвращения или урегулирования соответствующего конфликта интересов наниматель может, например:

• отказывать в направлении должностного лица в командировку при наличии обоснованных сомнений в служебной целесообразности участия в мероприятии;

• направлять в командировку должностное лицо, в вопросы трудовой деятельности которого входят отношения с принимающей стороной (спонсором), при невозможности или служебной нецелесообразности командировать другого работника, в вопросы трудовой деятельности которого такие отношения не входят;

• в случае направления в командировку должностного лица, в вопросы трудовой деятельности которого входят отношения с принимающей стороной (спонсором), исключить возможность единоличного принятия этим лицом в дальнейшем решений, связанных с интересами принимающей стороны (спонсора);

• письменно согласовывать:

- перечень расходов, связанных с командировкой должностного лица, оплату которых берет на себя принимающая сторона (проезд к месту командировки и обратно, наем жилого помещения, питание, развлечения и др.);

- максимальные (пороговые) значения каждого вида таких расходов (в денежном или другом выражении, например путем определения допустимой категории гостиничного номера, допустимого тарифа авиабилета и класса ресторана для питания).

 

справочно

Справочно

Согласовать такие расходы направляющая и принимающая стороны могут путем обмена письмами или заключения договора;

 

• не допускать явного завышения принимающей стороной расходов, связанных с командировкой должностного лица, или осуществления ею расходов, которые по мнению нанимателя являются неуместными (например, расходов на какие бы то ни было развлечения либо на развлечения, которые явно не соответствуют характеру мероприятия);

• рекомендовать должностному лицу в период командировки избегать:

- принятия от принимающей стороны (спонсора) подарков в связи или не в связи с исполнением трудовых обязанностей, за исключением символических знаков внимания;

- участия в развлечениях, которые не были согласованы с направляющей стороной.