


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Декрету Президента Республики Беларусь от 11.09.2013 № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6». Ужесточение порядка беспошлинного ввоза автотранспорта
С 1 декабря 2013 г. вступает в силу комментируемый Декрет Президента РБ от 11.09.2013 № 5 (далее - Декрет № 5), который вносит ряд изменений и дополнений в Декрет Президента РБ от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее - Декрет № 6).
Внесенные изменения трудно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, и так немногочисленные льготы белорусскому бизнесу снова урезают. С другой стороны, как показала практика применения Декрета № 6, очень многие использовали предусмотренные Декретом № 6 льготы как лазейки для ухода от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС. Предположим, решил человек ввезти автомобиль без уплаты таможенных платежей - создал компанию в сельской местности, указал автомобиль в качестве вклада в уставный фонд, ввез, ввозные таможенные пошлины и НДС не заплатил. А для чего он потом этот автомобиль использует: для бизнеса в сельской местности или для перевозки самого себя - значения не имело. Декрет № 6 порядка и целей использования такого неденежного вклада в уставный фонд прямо не предусматривал.
После вступления в силу Декрета № 5 требования ужесточатся. Особенно в отношении автотранспорта, вносимого в качестве вклада в уставный фонд.
Что же изменится?
Во-первых, вводится ограничение по возрасту товаров, вносимых в уставный фонд с применением льгот. Теперь льгота по таможенным платежам будет применяться только к товарам не старше 5 лет. Возраст ввозимых товаров определяется, исходя из информации на самом товаре или в относящихся к нему документах либо технической документации. При отсутствии информации или же при наличии противоречивой информации будет считаться, что товар старше 5 лет (часть первая подп.1.9 п.1 Декрета № 6).
Во-вторых, полностью отменяется льгота по ввозному НДС. Логика законодателя здесь понятна: если внесенный в уставный фонд товар используется в бизнесе, то уплаченный ввозной НДС постепенно вернется за счет принятия его к вычету. Если же кто-то с использованием основанной на Декрете № 6 схемы ввозит товар «для себя», то освобождать его от НДС смысла для государства нет.
В-третьих, вводятся дополнительные условия для освобождения от уплаты таможенных платежей вносимой в качестве вклада в уставный фонд специальной автомобильной техники, относящейся к коду 8709 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) (часть третья подп.1.9 п.1 Декрета № 6).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин. |
![]() |
Справочно К товарной позиции 8709 относятся транспортные средства промышленного назначения, самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами, используемые на заводах, складах, в портах или аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния; тракторы, используемые на платформах железнодорожных станций; части вышеназванных транспортных средств. |
Указанные транспортные средства, вносимые в качестве вклада в уставный фонд, будут освобождаться от ввозных таможенных пошлин при условии наличия в коммерческой организации (создания ею) рабочих мест в количестве, соответствующем количеству ввезенных товаров, подлежащих занятию (занятых) работниками с квалификацией, отвечающей требованиям, установленным законодательством в области автомобильного транспорта.
![]() |
Пример Если в штате организации только один директор, а ввозится 10 специальных транспортных средств, то льготу по их растаможке организация не получит. Придется либо уплачивать таможенные пошлины в полном объеме, либо нанимать 10 работников, отвечающих требованиям, установленным для работы на ввозимой спецтехнике. |
Открытым остается вопрос о том, какими документами следует подтверждать наличие (создание) соответствующих рабочих мест и квалификацию работников. Особенно тех, кто еще не нанят, а будет принят только после создания таких рабочих мест.
Вопрос и в том, должны эти рабочие места существовать только на момент ввоза техники или же на протяжении последующего времени (например, 5 лет) они также должны сохраняться. Если обратиться к перечню оснований для уплаты в последующем таможенных платежей при утрате оснований для льгот (см. об этом чуть ниже), то такое основание, как отсутствие предусмотренных Декретом № 6 рабочих мест, там не названо. Хотя логично предположить, что если на следующий день после таможенного оформления нанятые для получения вышеуказанных льгот люди будут уволены, то неуплаченные таможенные платежи уплатить будет надо.
В-четвертых, сокращен перечень товарных позиций, по которым установлены льготы по таможенным пошлинам при внесении их в качестве вклада в уставный фонд (часть первая подп.1.9 п.1 Декрета № 6).
Из содержащегося в части первой подп.1.9 п.1 Декрета № 6 перечня исключены следующие товарные позиции (по ТН ВЭД ТС):
• 8427 - Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие погрузчики, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием;
• 8428 - Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги) прочие;
• 8429 - Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, грейдеры, планировщики, скреперы, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, самоходные;
• 8701 - Тракторы;
• 8702 - Моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя;
• 8704 - Моторные транспортные средства для перевозки грузов.
Декретом № 5 также конкретизировано, когда не уплаченные на момент ввоза вклада в уставный фонд таможенные платежи в последующем должны быть уплачены (часть четвертая подп.1.9 п.1 Декрета № 6).
Так, в отношении товаров, ввезенных с освобождением от ввозных таможенных пошлин, обязанность по их уплате подлежит исполнению в установленном законодательством порядке, если в течение 5 лет со дня помещения этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления совершены следующие действия:
• принято в установленном порядке решение о ликвидации коммерческой организации либо осуществлена ее реорганизация, в результате которой данная организация утрачивает право собственности либо право хозяйственного ведения на товары, ввезенные с освобождением от обложения таможенными пошлинами;
• коммерческой организацией изменено место нахождения на территорию городов, на которые льготы из Декрета № 6 не распространяются;
• осуществлен выход (исключение) участника из состава коммерческой организации, в результате которого данная организация утрачивает право собственности либо право хозяйственного ведения на товары, ввезенные с освобождением от ввозных таможенных пошлин;
• коммерческой организацией (собственником имущества организации, учредителем (участником)) осуществлены сделки, предусматривающие переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от обложения таможенными пошлинами, либо указанные товары переданы во временное пользование. (На сегодняшний день Декрет № 6 допускает возможность без утраты льготы по таможенным платежам передать товары во временное пользование организациям с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. Однако после вступления изменений в Декрет № 6 в силу такая передача будет невозможна, так как она повлечет обязанность уплатить прольготированные таможенные платежи. Договоры на передачу товаров во временное пользование, заключенные до 1 декабря 2013 г., должны быть приведены в соответствие с Декретом № 6 (т.е. расторгнуты) в течение 3 месяцев, т.е. до 1 марта 2014 г.);
• собственником имущества коммерческой организации изъяты из ее хозяйственного ведения или оперативного управления товары, ввезенные с освобождением от обложения таможенными пошлинами.
Логично допустить, что в ближайшее время будут проведены проверки тех, кто ввез без таможенных платежей вклады в уставные фонды по Декрету № 6. И проверять будут именно то, используются ли ввезенные товары для коммерческой деятельности в населенных пунктах, на которые распространяются льготы по Декрету № 6.
Если государство урезает льготы на будущее, то вряд ли оно оставит безнаказанными тех, кто необоснованно воспользовался льготами в прошлом.
20.09.2013
Илья Латышев, управляющий партнер юридической компании «РАЙДЛА ЛЕЙИНШ НОРКУС»