


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Декрету Президента Республики Беларусь от 24.01.2013 № 2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1». Новые правила государственной регистрации: революции не произошло
24 января 2013 г. Президент РБ подписал Декрет № 2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - Декрет № 2).
В новой редакции изложены утвержденные Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Декрет № 1) Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее - Положение о госрегистрации) и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее - Положение о ликвидации). Однако принципиальных нововведений или изменений в указанные документы внесено немного. В основном новые редакции учли изменения и дополнения, которые были внесены в эти положения в течение 4 лет действия Декрета № 1.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. в Положение о госрегистрации и Положение о ликвидации на основании Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2 внесены изменения и дополнения. |
Декрет № 2 вступает в силу через 3 месяца после его официального опубликования - с 1 мая 2013 г.
Рассмотрим основные дополнения и изменения, внесенные Декретом № 2.
Наименование частных унитарных предприятий
Очередные изменения коснулись наименований частных унитарных предприятий. Первоначально в качестве сокращенного наименования частного унитарного предприятия использовалась аббревиатура «ЧУП». Затем использование данной аббревиатуры было запрещено и в качестве сокращенного наименования стало использоваться словосочетание «частное предприятие». Декрет № 2 в п.2, части третьей п.4 установил, что наименование (фирменное наименование) унитарного предприятия, имущество которого находится в частной собственности юридического лица, не должно содержать указание на форму собственности. Таким образом, слово «частное» не может быть использовано как в определении организационно-правовой формы, так и в фирменном наименовании такого унитарного предприятия после вступления в силу Декрета № 2. Унитарные предприятия, наименования которых не будут отвечать данным требованиям, обязаны при очередной корректировке уставов, но не позднее 1 года с даты вступления в силу Декрета № 2, внести в них изменения.
Сложно однозначно объяснить, чем вызвано данное изменение, поскольку собственность юридических лиц также частная. Плюс к этому в Декрете № 2 прямо не установлено, как в таком случае должны называться предприятия. Логично предположить, что просто «унитарные предприятия».
Информация об открытых счетах
Согласно подп.1.1 п.1 Декрета № 2 банки, небанковские кредитно-финансовые организации обязаны сообщать об открытии любых счетов созданным (реорганизованным) коммерческим и некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям в соответствующие налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ. Ранее действовавшим Указом Президента РБ от 24.08.2006 № 515 «Об утверждении перечня счетов, открытие (закрытие) которых осуществляется без справок органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (утратил силу 3 августа 2012 г.) был утвержден перечень счетов, при открытии которых такая обязанность не возникала (например, при открытии вкладного (депозитного) счета, счета «депо» и др.). Теперь никаких исключений нет.
Формирование уставного фонда
Существенные изменения претерпел порядок формирования уставного фонда коммерческой организации. Так, согласно части второй п.7 Положения о госрегистрации (в редакции Декрета № 2) объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение 12 месяцев с даты ее государственной регистрации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен ее учредительными документами. При этом согласно части четвертой п.7 и части первой п.22 Положения о госрегистрации в случае, если коммерческая организация по истечении указанного срока формирует свой уставный фонд в меньшем размере, чем это было предусмотрено в учредительных документах, такая организация обязана в течение 2-месячного срока уменьшить первоначально объявленный размер уставного фонда до его фактически сформированного размера и представить соответствующие изменения в учредительные документы для государственной регистрации. Акционерные общества не могут уменьшать размер своего уставного фонда ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда.
В случае когда коммерческая организация увеличивает свой уставный фонд и представляет документы для государственной регистрации изменений (дополнений) в учредительные документы в регистрирующий орган, - уставный фонд указанных организаций должен быть сформирован в размерах, предусмотренных этими изменениями (дополнениями), если иное не установлено законодательными актами (часть пятая п.7 Положения о госрегистрации).
Оценка или экспертиза?
Сделана попытка разрешить коллизию норм права и проблемы, которые существуют на практике, в порядке проведения оценки и экспертизы оценки стоимости неденежного вклада в уставный фонд коммерческой организации. Частью третьей п.7 Положения о госрегистрации установлено, что при формировании уставного фонда путем внесения неденежного вклада должна быть проведена оценка стоимости неденежного вклада. В случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд коммерческой организации неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится.
В настоящее время на практике существует коллизия нормы части четвертой ст.29 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон) и нормы абзаца 3 п.24 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 13.10.2006 № 615 (далее - Положение № 615).
Нормы Закона устанавливают, что в случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд хозяйственного общества неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится. В то же время согласно Положению № 615 экспертиза достоверности оценки при внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица обязательна, при этом не установлено исключения даже в случае проведения независимой оценки.
Вторая проблема в том, что исполнители оценки дают не одно, а 2 заключения экспертизы.
![]() |
Пример В июне 2012 г. республиканское унитарное предприятие (РУП) «Институт недвижимости и оценки» представило заказчику 2 отдельных заключения: заключение об экспертизе достоверности внутренней оценки и заключение экспертизы о достоверности оценки неденежного вклада. В обоснование РУП сослалось на п.1 Положения о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2011 № 173, которым определяется порядок проведения экспертизы достоверности независимой оценки, экспертизы достоверности внутренней оценки, а также экспертизы достоверности оценки неденежного вклада, и, следовательно, по мнению, высказанному специалистами РУП, при внесении неденежного вклада в уставный фонд необходимо проводить 2 вида экспертизы.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 марта 2017 г. п.1 Положения № 173 на основании постановления Совета Министров РБ от 23.02.2017 № 156 изложен в новой редакции. |
Следует отметить, что п.12 проекта Закона РБ «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», принятый Палатой Представителей и одобренный Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, предусматривает, что оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества подлежит обязательной экспертизе достоверности и проводится в порядке, установленном законодательством. В случае если данная норма останется без изменения, не избежать очередной коллизии норм права в этой части.
Новый регистрирующий орган
Изменение, установленное п.9 Положения о госрегистрации, касается появления нового регистрирующего органа - администрации Китайско-Белорусского индустриального парка, государственного учреждения, подчиненного Совету Министров РБ. В то же время, несмотря на организационно-правовую форму данного юридического лица и положений Гражданского кодекса РБ, дела по спорам о регистрации будут рассматриваться в порядке производства по разрешению споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Оформление легализованной выписки из торгового регистра страны учреждения иностранной организации
Положением о госрегистрации решена проблема оформления легализованной выписки из торгового регистра страны учреждения (иного эквивалентного доказательства юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения). Согласно абзацу 4 части первой п.14 и абзацу 5 части первой п.16 Положения о госрегистрации теперь в регистрирующий орган может быть предоставлен не только оригинал, но и копия такой выписки. В настоящее время проблема заключается в том, что согласно законодательству некоторых стран такого рода торговый регистр ведется в электронном виде (в оригинале), а при представлении выписки она, по сути, является копией и на ней может указываться «translated true copy» (в переводе: с подлинным верно), что трактовалось регистрирующими органами Республики Беларусь как «копия». Новая редакция Положения о госрегистрации решает эту проблему.
Новый документ при регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства
Появились дополнительные требования к перечню документов, представляемых для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно части второй п.14 Положения о госрегистрации для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства дополнительно представляется копия документа местного исполнительного и распорядительного органа о подтверждении возможности размещения крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте такого размещения. Напомним, что порядок получения такого документа установлен Указом Президента РБ от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».
Конкретизирован перечень документов при реорганизации
В части первой п.16 Положения о госрегистрации закреплено де-юре, что при реорганизации организации в форме выделения новой организации указанная организация представляет документы для внесения изменений (дополнений) в свои учредительные документы согласно перечню, установленному п.16 Положения о госрегистрации.
Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы, на основании судебного постановления хозяйственного суда
Нововведением стала часть вторая п.16 Положения о госрегистрации, которая устанавливает, что государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы коммерческих и некоммерческих организаций, допускается на основании судебного постановления хозяйственного суда в случаях и порядке, установленных законодательными актами. Положения данного пункта вызывают больше вопросов, чем предлагают решений существующих практических проблем по нескольким причинам.
Во-первых, все иски о присуждении к обязанности совершить необходимые действия для внесения изменений в устав или учредительный договор предъявляются к самому юридическому лицу. Именно это юридическое лицо должно будет в случае принятия соответствующего решения суда внести изменения и обратиться за регистрацией в общеустановленном порядке.
Во-вторых, кроме постановления суда должны быть сами изменения и (или) дополнения, на которых регистрирующий орган будет ставить штамп. Такие изменения также кто-то должен подготовить и представить в регистрирующий орган. Потом эти зарегистрированные изменения и (или) дополнения должны попасть в документы юридического лица.
Единственным реальным сценарием, для которого могла бы быть введена данная норма, является случай положительного решения судом вопроса обжалования неправомерного отказа в государственной регистрации. Однако конструкция нормы, которая устанавливает, что такая регистрация осуществляется в случаях и порядке, установленных законодательными актами, в совокупности с отсутствием таких предписаний в Положении о госрегистрации, позволяет сделать вывод о том, что это, вероятно, некое плохо реализованное и трудно понимаемое практиками пожелание разработчиков.
Дата государственной регистрации
В Положении о госрегистрации появилась новая норма относительно даты, которая проставляется в свидетельстве о государственной регистрации организации. Представляется, данная норма имеет двоякое толкование. Согласно части четвертой п.23 Положения о госрегистрации в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя указывается дата их государственной регистрации, определенная в соответствии с частью третьей п.23 Положения о госрегистрации.
А в части третьей п.23 Положения о госрегистрации говорится как о государственной регистрации новой организации, так и об изменениях (дополнениях) в учредительные документы организации. Например, организация обратилась в регистрирующий орган и зарегистрировала изменения в учредительные документы в связи с изменением своего наименования. При изменении наименования организации бланк свидетельства сдается в регистрирующий орган, который выдает организации новый - с указанием ее нового наименования. Следовательно, в свидетельстве о государственной регистрации должна быть указана дата государственной регистрации изменений (дополнений) в учредительные документы.
Однако в Республике Беларусь, в отличие, например, от Российской Федерации, регистрирующие органы выдают свидетельства о государственной регистрации юридического лица, при этом выдача бланков свидетельств о государственной регистрации изменений в учредительные документы не предусмотрена. Поэтому логично, что датой государственной регистрации юридического лица должна быть указана не дата государственной регистрации изменений (дополнений) в учредительные документы, а дата государственной регистрации самой организации.
Практика покажет, как с учетом данной нормы будут действовать регистрирующие органы.
Уточнение требований к оформлению доверенностей
Положение о госрегистрации уточнило требование к оформлению доверенности иностранного юридического лица, на основании которой в регистрирующие органы представляются документы для государственной регистрации. Такая доверенность должна быть нотариально удостоверена. Норма части пятой п.19 Положения о госрегистрации в первую очередь относится к российским компаниям, от имени которых в регистрирующие органы представлялись документы для государственной регистрации на основании доверенности за подписью и печатью руководителя компании.
Ужесточение оснований для отказа в государственной регистрации
Изменения коснулись перечня оснований для отказа в государственной регистрации.
Новое основание предусмотрено абзацем 6 части первой п.19 Положения о госрегистрации. В силу этой нормы запрещено обращаться за государственной регистрацией, если на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен.
При этом согласно части седьмой п.6 Положения о ликвидации (в редакции Декрета № 2) со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В этой связи возникает вопрос: относится ли данное основание к бывшему руководителю, который передал полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатору)?
Нельзя также быть на дату обращения в регистрирующий орган руководителем юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства), поскольку на данный момент уже назначен управляющий, что не согласуется с абзацем 7 части первой п.19 Положения о госрегистрации.
Еще одно новое основание предусмотрено абзацем 10 части первой п.19 Положения о госрегистрации. Эта норма запрещает обращаться за государственной регистрацией, если на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, являлся собственником имущества (учредителем, участником) юридического лица, индивидуальным предпринимателем, задолженность которого была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами, с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) прошло менее 3 лет.
Судя по всему, на практике были случаи, когда лица, наделавшие безнадежных долгов, в последующем безнаказанно открывали новые юридические лица, пользуясь отсутствием в законодательстве запрета на это. Законодатель решил этот пробел ликвидировать.
Следующее новое основание для отказа в государственной регистрации - норма абзаца 4 части первой п.19 Положения о госрегистрации, которая запрещает обращаться за государственной регистрацией, если гражданин - собственник имущества (учредитель, участник), руководитель юридического лица, создаваемого (созданного) в форме учреждения или ассоциации (союза), состоит на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений.
Не понятно, почему это применимо исключительно к учреждениям, ассоциациям и союзам. Но полагаем, практика применения Декрета № 2 это разъяснит.
Изменены отдельные основания для отказа в государственной регистрации согласно абзацам 8, 9 части первой п.19 Положения о госрегистрации:
• запрещено обращаться за государственной регистрацией, если на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации являлся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из ЕГР прошло менее года;
• на дату государственной регистрации гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, являлся индивидуальным предпринимателем, признанным экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из ЕГР прошло менее года.
Оба этих основания ранее действовали при отсутствии расчетов по налогам, сборам (пошлинам), иным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Вопросы привлечения к ответственности
Некоторые изменения коснулись и вопросов привлечения к ответственности.
Принципиальным шагом вперед стало разъяснение в Положении о госрегистрации того, что следует понимать под доходом, который взыскивается с субъекта хозяйствования, чья государственная регистрация признана недействительной.
Итак, под доходом в данном контексте понимается сумма выручки за вычетом налогов (сборов), уплачиваемых с выручки, а также затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении в соответствии с налоговым законодательством. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.
Раньше определение дохода для указанных случаев в Положении о госрегистрации отсутствовало и на практике суды взыскивали с субъектов хозяйствования все суммы выручки, полученные ими за время деятельности, без учета понесенных расходов и уплаченных налогов.
В то же время субъекты хозяйствования ожидали большей ясности по вопросам привлечения к ответственности. С одной стороны, всех интересовал ответ на вопросы: в каких случаях представленные сведения признаются «заведомо ложными» и какая ответственность применяется при государственной регистрации изменений (дополнений) в учредительные документы, произведенной на основании таких сведений? Однако в Положение о госрегистрации в данной части были внесены технические правки: часть Положения, посвященная ответственности, была разбита на абзацы. Тем самым законодатель как бы подчеркнул, что под термином «государственная регистрация» понимается государственная регистрация как создания субъекта хозяйствования, так и изменений (дополнений) в учредительные документы субъекта хозяйствования.
С другой стороны, в неизменном виде осталась часть третья п.26 Положения о госрегистрации (часть третья п.25 Положения о госрегистрации, в редакции от 28.05.2012), согласно которой взыскание доходов осуществляется в случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Полагаем, что государственные органы будут руководствоваться частью третьей ст.72 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», согласно которой применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случае привлечения к ответственности, ограничения прав и установления обязанностей, а также подп.9.1 п.9 Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь», согласно которому в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан. Хотя на практике данная норма Директивы соблюдается не всегда.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон РБ от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Следует руководствоваться п.2 ст.71 Закона № 130-З. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Справочно Для более детального изучения см. комментарий к Декрету Президента РБ от 24.01.2013 № 2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1». Новое Положение о ликвидации: сроки короче, требования жестче. |
26.03.2013
Илья Латышев, партнер юридической компании «РАЙДЛА ЛЕЙИНШ НОРКУС»
Лариса Кожич, юрист