


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.06.2014 № 33 «О некоторых вопросах регулирования отпускных цен на строительные материалы, изделия, конструкции». Официальное обоснование установленных предельного норматива рентабельности, предельной максимальной надбавки к отпускным ценам и предельной оптовой надбавки на строительные материалы, изделия, конструкции
При разработке комментируемого постановления (далее - постановление № 33) Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее - Минстройархитектуры) проведен анализ законодательства республики по вопросам регулирования отпускных цен в строительстве, практики его применения и прогноза предполагаемых последствий принятия постановления № 33.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 августа 2017 г. вместо постановления № 33 действует постановление Минстройархитектуры от 06.05.2017 № 13 «Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции». |
Регулирование ценообразования в строительстве осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» и Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72).
На основании подп.2.1 п.2 Указа № 72 Минстройархитектуры регулирует цены на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).
Таким образом, действие постановления № 33 осуществляется в рамках Указа № 72.
При подготовке постановления № 33 Минстройархитектуры был проведен сбор и анализ данных, изучены нормативные правовые акты.
Так, предельный норматив рентабельности на строительные материалы (работы, услуги), производимые и реализуемые на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, установлен в размере 25 % (приложение 4 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2007 № 121).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июня 2018 г. следует руководствоваться приложением 2 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.04.2018 № 20. |
Исходя из рекомендаций Министерства экономики Республики Беларусь (далее - Минэкономики), в целях создания равных условий хозяйствования предельный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на строительные материалы, изделия, конструкции, производимые и реализуемые на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должен быть одинаковым для всех организаций, работающих в данной сфере.
Предложенные нормы постановления № 33 были рассмотрены на Межведомственной комиссии по ценообразованию в строительстве при Минстройархитектуры и Минэкономики с участием представителей исполнительных комитетов, организаций заказчиков, застройщиков, ведущих проектных и строительных организаций.
Пунктом 2 постановления № 33 установлена предельная надбавка к отпускным ценам на строительные материалы, изделия и конструкции, ввезенные на территорию Республики Беларусь, в размере 10 %.
Отпускные цены на строительные материалы, изделия, конструкции, ввезенные на территорию Республики Беларусь и реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяются исходя из контрактной цены, расходов по импорту (таможенных сборов и пошлин, процентов по кредитам (займам, гарантиям), исчисленных до момента оплаты покупателем за поставляемые товары согласно договору, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при выпуске товаров в свободное обращение), расходов на страхование груза, транспортных расходов, связанных с приобретением товара, и предельной максимальной надбавки в размере 10 % от контрактной цены.
Пунктом 3 постановления № 33 установлена предельная оптовая надбавка к отпускным ценам на строительные материалы, изделия, конструкции, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с пп.1 и 2 постановления № 33, в размере 10 % независимо от количества участвующих посредников.
Таким образом, предельная оптовая надбавка к отпускным ценам на строительные материалы, изделия, конструкции, приобретаемые подрядчиком для использования при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств, определенных Указом № 72, не должна превышать 10 % по отношению к отпускным ценам, сформированным в соответствии с пп.1 и 2 постановления № 33.
![]() |
Обратите внимание! Действие постановления № 33 не распространяется на строительные материалы, изделия, конструкции, включенные в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714. |
Это обусловлено самим механизмом биржевых торгов, суть которого заключается в том, что цена на товары, приобретаемые на бирже, формируется под воздействием спроса и предложения, складывающихся в момент торгов на бирже, а не с учетом регулируемого уровня рентабельности или иных составляющих цены.
Реализация юридическими лицами - производителями, поставщиками строительных материалов, изделий, конструкций юридическим лицам, выполняющим строительные работы, по ценам с ограниченным уровнем рентабельности (надбавки) должна осуществляться на основании договоров с указанием в них цели их приобретения на строительство объектов, указанных в п.1 постановления № 33.
Нормы постановления № 33 не распространяются на розничную торговлю, за исключением оптовых закупок в розничной сети.
Следует отметить, что Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 19.12.2014 № 1207 «О некоторых вопросах потребительского рынка», которое имеет большую юридическую силу, чем постановление № 33. Таким образом, действие постановления № 33 осуществляется в рамках названного постановления № 1207.
19.02.2015
Людмила Утенкова, консультант отдела ценообразования главного управления экономики и внешнеэкономической деятельности Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь