


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 301 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2009 г. № 1001 и подпункта 2.5 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 687». Новое в осуществлении строительной деятельности
В развитие Указа Президента РБ от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26) принято постановление Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 301 (далее - постановление № 301), которым внесены изменения в порядок осуществления строительной деятельности.
Проанализируем изменения.
Государственная экспертиза проектной документации
Строительные проекты (при проектировании в две стадии), выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметная документация) на строительство объектов, в частности жилых домов, финансируемые полностью или частично за счет бюджетных средств, в т.ч. за счет внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков РБ, выданных под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов, подлежат обязательному прохождению процедуры государственной экспертизы проектной документации согласно абзацу 4 п.11 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 08.10.2008 № 1476 (далее - Положение № 1476).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 января 2017 г. постановлением Совета Министров РБ от 30.09.2016 № 791 утверждено новое Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации). |
С 1 апреля 2014 г. освобождается от процедуры государственной экспертизы проектная документация на строительство объектов, относимых только к пятому классу сложности. Тем самым постановление № 301 фактически сужает перечень объектов, проектная документация на строительство которых освобождается от прохождения обязательной процедуры государственной экспертизы.
![]() |
Справочно С 1 апреля 2014 г. постановлением Госстандарта РБ от 14.02.2014 № 7 утвержден и введен в действие государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2331-2014 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения» (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/312406/431430) взамен предварительного стандарта СТБ П 2331-2013 «Классификация зданий и сооружений. Основные положения».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2016 г. следует руководствоваться СТБ 2331-2015 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.10.2015 № 47.
Данный СТБ 2331-2014 распространяется на здания и сооружения различного назначения и устанавливает основные положения их классификации по классам сложности и предназначен для определения сложности работ при осуществлении архитектурной и строительной деятельности. Согласно п.5.5 СТБ 2331-2014 к пятому классу сложности относятся: • здания и сооружения пятого класса сложности (К-5); • одноквартирные жилые дома высотой до 7 м; • временные здания и сооружения; • сооружения сезонного и вспомогательного назначения, навесы, ограждения и т.п.; • павильоны, киоски торгового и вспомогательного назначения комплектного заводского изготовления площадью до 50 кв.м; • мобильные (инвентарные) здания или сооружения; • садовые домики, хозяйственные постройки на приусадебных, садовых и дачных участках; • временные линии электроснабжения и связи, включая опоры линий электропередачи, связи и наружного освещения; • отдельно стоящие здания и сооружения подсобного и вспомогательного назначения сельскохозяйственных агропромышленных комплексов; • сооружения, предназначенные для размещения наружной рекламы; • здания одноэтажных надземных гаражей-стоянок боксового типа без подвала, с выездами непосредственно наружу, вместимостью до 100 автомобилей; • сооружения стоянок вместимостью до 100 автомобилей; • здания и сооружения складов без процессов сортировки и упаковки площадью до 200 кв.м; • здания и сооружения объектов агроэкотуризма 1 и 2 категорий по техническому кодексу установившейся практики «Здания и помещения организаций отдыха и туризма. Правила проектирования» (ТКП 45-3.02-191-2010 (02250)), утвержденному приказом Минстройархитектуры РБ от 03.05.2010 № 141; • временные и сезонные дороги; • здания и сооружения, которые по техническим характеристикам не могут быть отнесены к классу сложности К-4. |
Из перечня документов, представляемых на государственную экспертизу наряду с проектной документацией, исключено заключение государственной экспертизы условий труда (часть первая п.14 Положения № 1476).
Разрешение на производство строительно-монтажных работ
С 1 апреля 2014 г. не требуется получать разрешение на производство строительно-монтажных работ при строительстве объектов, относимых к пятому классу сложности.
По мнению автора, освобождение объектов пятого класса сложности от процедуры экспертизы проектной документации и получения разрешения на производство строительно-монтажных работ увеличит количество объектов, которые до вступления в силу постановления № 301 (до 1 апреля 2014 г.) не подпадали под указанные процедуры. Особенно указанное изменение коснется индивидуальных жилых домов высотой более двух этажей.
Заключение договоров строительного подряда
Во-первых, в перечень документов, при наличии которых заказчик может заключать договор строительного подряда, постановлением № 301 включены документы, подтверждающие право заказчика на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.
В данном контексте законодатель говорит об аттестате соответствия, который в настоящий момент заказчик, застройщик должен в обязательном порядке получить для выполнения своих функций, согласно Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 21.03.2014 № 252.
Отметим, что критерии получения аттестата соответствия на сегодняшний день не утверждены.
Обязательная аттестация заказчика, застройщика в строительстве стала дополнительным критерием допуска субъектов рынка к осуществлению функций заказчика, застройщика в строительстве, существенным административным барьером при намерении осуществить строительство собственного объекта недвижимости.
Во-вторых, при заключении договора строительного подряда сторонам потребуется согласовывать в качестве одного из его существенных условий форму обеспечения исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в соответствии с законодательством.
![]() |
Справочно Совет Министров РБ постановлением от 01.04.2014 № 299 утвердил Положение о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в том числе перечисления в местный бюджет. |
Согласно Указу № 26 стороны могут выбрать следующие формы обеспечения:
• резервирование на специальном счете на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта средств в размере 1,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ;
• банковская гарантия;
• заключение договора страхования ответственности по договору за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таких обязательств на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта (подп.1.14 п.1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 августа 2018 г. согласно абзацу 2 части первой подп.1.14 п.1 Указа № 26 средства резервируются на специальном счете сроком на 2 года в размере 1,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ. Исчисление срока резервирования средств начинается с первого дня гарантийного срока эксплуатации объекта (в редакции Указа Президента РБ от 16.08.2018 № 322). |
Разрешительная документация на строительство
В состав разрешительной документации в случае, когда земельный участок для строительства объекта не предоставлен и при его предоставлении не требуется предварительного согласования места его размещения, постановление № 301 включает градостроительный паспорт земельного участка (абзац 7 подп.4.3 п.4 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.02.2007 № 223). Отметим, что градостроительный паспорт земельного участка должен будет составляться по форме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства РБ (далее - Минстройархитектуры РБ). На сегодняшний день форма паспорта все еще не утверждена.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 февраля 2019 г. следует руководствоваться подп.4.2 п.4 Положения № 223, изложенного в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2018 № 785. Комментарий см. здесь. |
Приемка в эксплуатацию объектов строительства
Из состава приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов, законченных строительством, по процедуре, установленной Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716 (далее - Положение № 716), исключены органы государственного пожарного надзора.
Такое изменение видится несущественным ввиду того, что в перечень государственных органов (их структурных подразделений), иных государственных организаций, выдающих заключения при приемке объектов в эксплуатацию (приложение к Положению № 716), постановлением № 301 включено заключение, получаемое в органах государственного пожарного надзора.
Напомним, что согласно п.22 Положения № 716 заключения органов государственного надзора прилагаются к акту приемки объекта в эксплуатацию и являются его неотъемлемой частью. Следовательно, приемка в эксплуатацию объекта без наличия положительных заключений всех органов государственного надзора, указанных в приложении к Положению № 716, не допускается.
Из состава постоянно действующих комиссий, принимающих решения относительно самовольных построек по процедуре, установленной Положением о порядке принятия решений по самовольным постройкам, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 22.12.2007 № 1802, органы государственного пожарного надзора также исключены. Однако у исполнительного комитета в целях рассмотрения фактов самовольного строительства остается право к работе комиссии привлекать иных специалистов, поэтому специалисты органов государственного пожарного надзора по решению исполнительного комитета могут ситуационно включаться в состав таких комиссий.
Полномочия органов государственной экспертизы
Постановление № 301 предоставляет новые полномочия органам государственной экспертизы в части внесения предложений в Минстройархитектуры РБ о прекращении действия:
• квалификационных аттестатов в случае неоднократной в течение календарного года выдачи отрицательных заключений государственной экспертизы по градостроительной или проектной документации, разработанной с участием обладателя квалификационного аттестата, допустившего при ее разработке нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
• аттестатов соответствия в случае неоднократной в течение календарного года выдачи отрицательных заключений государственной экспертизы по градостроительной или проектной документации, разработанной обладателем аттестата соответствия, допустившим при ее разработке нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (часть четвертая п.7 Положения № 1476).
Полномочия органов государственного строительного надзора
Постановлением № 301 уточнены также основания, по которым органы государственного строительного надзора могут вносить предложения в государственные органы о прекращении действия квалификационных аттестатов и аттестатов соответствия.
Ранее Положение об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 29.11.1999 № 1860 (далее - Положение № 1860), предусматривало, что органы государственного строительного надзора имеют право вносить в квалификационные комиссии, осуществляющие аттестацию работников технического надзора, других работников, занятых в строительстве, предложения о лишении этих работников квалификационных сертификатов и аттестатов.
Постановление № 301 конкретизирует приведенную норму. В частности, органы государственного строительного надзора направляют в Минстройархитектуры РБ предложения о прекращении действия:
• квалификационных аттестатов в случае, если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ;
• аттестатов соответствия в случае, если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ (подп.5.15 п.5 Положения № 1860).
Заключение
В целом постановление № 301 продолжает курс изменений в сфере осуществления строительной деятельности, заданный Указом № 26.
19.05.2014
Анна Анискевич, юрист практики строительства и недвижимости общества с ограниченной ответственностью «Ревера Консалтинг Групп»