Комментарий от 18.12.2014
Автор: Ситница Н.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 10.11.2014 № 1061 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553 и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов». Официальное обоснование изменений, внесенных в порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 10.11.2014 № 1061 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553 и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов». Официальное обоснование изменений, внесенных в порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов

В соответствии с принятыми на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь решениями по проблемным вопросам в строительной отрасли в части внедрения в практику строительства неизменных договорных (контрактных) цен и их более широкого применения, с учетом положений Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 361) Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 10.11.2014 № 1061 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553 и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов» (далее - постановление № 1061).

 

Справочно

Указом № 361 с 1 января 2012 г. в практику строительства были введены неизменные договорные (контрактные) цены.

 

Строительная отрасль требует унифицированных подходов к задачам правового регулирования в области строительства, согласованности правовых отношений по вопросам формирования договорной (контрактной) цены независимо от источников финансирования строительства.

В целях исключения обстоятельств, препятствующих применению Указа № 361, в Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553), вносятся изменения и дополнения, позволяющие сбалансировать интересы заказчика (в первую очередь государства) и подрядчика.

Постановлением № 1061 установлена обязательность применения Положения № 1553 независимо от источника финансирования строительства. Данная норма предусмотрена Указом № 361.

Использование договорных (контрактных) цен, неизменных на протяжении всего периода строительства, позволяет удешевить стоимость строительства и дает возможность заказчику планировать финансовые расходы на реализацию бизнес-проектов.

Уточнен порядок корректировки цены договора для объектов, строительство которых финансируется за счет бюджетных и приравненных к ним средств, и объектов, финансируемых за счет иных источников (п.10 Положения № 1553).

В целях ужесточения порядка формирования договорной (контрактной) цены при строительстве объектов за счет бюджетных и приравненных к ним средств исключаются нормы о возможности корректировки цены в связи с изменением фактической стоимости ресурсов по сравнению со стоимостью, учтенной при формировании цены, и иными обстоятельствами, не связанными с изменением проектной документации, налогового законодательства и несвоевременным финансированием.

Это позволит защитить интересы государственных заказчиков и ориентировать подрядчика на поиски внутренних резервов экономии средств.

По объектам, строительство которых финансируется за счет иных источников, за подрядчиком и заказчиком сохраняется право корректировки цены договора на условиях, предусмотренных действующей редакцией Положения № 1553.

В связи с изменением с 2015 г. порядка исчисления налога на добавленную стоимость по строительным работам (согласно п.17 ст.98 Налогового кодекса Республики Беларусь налог будет исчисляться подрядчиком не от стоимости работ, выполненных собственными силами, а от полной стоимости работ, предъявленной заказчику, сформированной с учетом системы налогообложения, применяемой генподрядчиком) исключается норма о необходимости корректировки цены в связи с привлечением субподрядчика с иной системой налогообложения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться ст.120 вышеназванного Кодекса в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

В целях единообразного подхода к формированию договорной (контрактной) цены при строительстве объектов постановлением № 1061 признано утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235 «Об утверждении Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее - постановление № 235).

Это обусловлено тем, что цена договора строительного подряда в соответствии с Положением о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденным постановлением № 235, формируется с применением статистического индекса изменения стоимости строительных работ, который утверждается ежемесячно, и не может применяться на стадии заключения договора. Поэтому у заказчика и подрядчика отсутствует возможность формирования неизменной цены, что не позволяет заказчику (в т.ч. государству) планировать инвестиционные расходы.

 

18.12.2014

 

Николай Ситница, консультант отдела ценообразования главного управления экономики и внешнеэкономической деятельности Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь