


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 11.02.2015 № 94 «Об утверждении Положения о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка». Реализация готовой продукции (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости и товаров отечественного производства по ценам ниже цены приобретения
Сфера действия установленного порядка снижения цен: круг субъектов, товары, места реализации
С 15 февраля 2015 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.02.2015 № 94 (далее - постановление № 94), которым утверждено Положение о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка (далее - Положение № 94).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 июня 2018 г. следует руководствоваться Положением № 94 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2018 № 396. |
Положение № 94 сменило одноименное Положение, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.02.2014 № 123 (утратило силу с 1 января 2015 г.; далее - постановление № 123).
![]() |
Обратите внимание! Срок действия постановления № 94 самим документом не ограничен, в отличие от постановления № 123, в котором срок его действия был ограничен 31 декабря 2014 г. |
Положение № 94 разработано в целях ускорения оборачиваемости запасов готовой продукции (товаров) и денежных средств и определяет порядок принятия в исключительных случаях решений о реализации товаров (работ, услуг) государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка.
Это касается решений, принимаемых при реализации:
• на территории Республики Беларусь и за ее пределами товаров (работ, услуг) собственного производства организациями-производителями по сниженным с учетом конъюнктуры рынка ценам (тарифам), уровень которых складывается ниже себестоимости, в т.ч. с учетом предоставленных скидок. Исключение составляют реализуемые на территории Республики Беларусь товары (работы, услуги), на которые установлены фиксированные цены (тарифы);
• на территории Республики Беларусь организациями, осуществляющими оптовую и (или) розничную торговлю, товаров отечественного производства по сниженным с учетом конъюнктуры рынка ценам, уровень которых складывается ниже цен их приобретения. Исключение составляют товары, на которые установлены фиксированные цены (часть первая п.1 Положения № 94).
Отдельно закреплено положение о том, что реализация на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), на которые установлены предельные минимальные цены, осуществляется по ценам не ниже установленного уровня таких цен (часть вторая п.1 Положения № 94).
![]() |
Справочно Изменение фиксированных цен (тарифов), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), а также реализация товаров (работ, услуг) ниже предельных минимальных отпускных цен (тарифов), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), не допускается (часть четвертая п.10 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 августа 2021 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением МАРТ от 06.08.2021 № 55. |
Таким образом, Положение № 94 устанавливает порядок реализации готовой продукции (работ, услуг) и товаров по ценам (тарифам) ниже себестоимости и цены приобретения (соответственно) для государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставном фонде.
Иные организации и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно принимать решение о реализации продукции, работ, услуг (товаров) по ценам, тарифам ниже себестоимости (цены приобретения).
Кто принимает решение о реализации готовой продукции (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости?
Решение о реализации товаров (работ, услуг) собственного производства по ценам (тарифам) ниже себестоимости вправе принимать руководитель организации-производителя (п.2 Положения № 94):
1) самостоятельно в случаях:
- сохранения положительного уровня рентабельности продаж в целом по организации-производителю с начала отчетного периода (года).
![]() |
Справочно Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли, полученной от реализации товаров, к выручке от их реализации (без налога на добавленную стоимость). Для определения рентабельности продаж в целом по организации-производителю с начала отчетного периода (года) можно воспользоваться отчетом о прибылях и убытках. На основании данных названного отчета (взятых из графы 3) фактическое значение рентабельности продаж определяется по формуле:
Рп = 100 % х стр.060 / стр.010.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. следует применять форму отчета о прибылях и убытках согласно приложению 2 к Национальному стандарту бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденному постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104; |
- реализации продукции на биржевых торгах, организуемых открытым акционерным обществом «Белорусская универсальная товарная биржа»;
2) по согласованию с республиканским органом государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, облисполкомом и Минским горисполкомом (далее - государственный орган (организация)), в подчинении которого находится (в состав, систему которого входит) организация-производитель, в порядке, определяемом государственным органом (организацией), - в случае наличия убытка (исчисленного нарастающим итогом с начала года) в целом по этой организации-производителю.
Снижение отпускной цены на продукцию (товары) ниже ее себестоимости (цены приобретения) может быть оформлено приказом (распоряжением) руководителя организации, в котором указываются причины такого снижения: моральное старение, появление аналогичных более совершенных товаров (товаров с улучшенными техническими характеристиками, функциональностью, дизайном), низкие объемы продаж, тенденции моды, завершение сезона, приближение даты истечения срока годности и т.д.
Кто принимает решение о реализации товаров отечественного производства по ценам ниже цен их приобретения?
Решение о реализации товаров отечественного производства по ценам ниже цен их приобретения организациями, осуществляющими оптовую и (или) розничную торговлю на территории Республики Беларусь, принимает руководитель организации по соглашению с организацией-производителем этих товаров (п.3 Положения № 94).
Экономическое обоснование снижения цен (тарифов) ниже себестоимости
Решение руководителя организации-производителя должно подкрепляться экономическим обоснованием целесообразности реализации товаров (работ, услуг) собственного производства по ценам (тарифам) ниже себестоимости. Это экономическое обоснование должно содержать следующую информацию (п.4 Положения № 94):
• о финансовом положении организации-производителя;
• рентабельности продаж с начала текущего года;
• оценке предлагаемых к реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
• мероприятиях по снижению затрат на производство (выполнение, оказание) этих товаров (работ, услуг);
• конъюнктуре рынка;
• сравнительном анализе цен (тарифов) на аналогичные товары (работы, услуги), в т.ч. с использованием прайс-листов, других источников информации.
Согласование решения о снижении цен (тарифов) ниже себестоимости с государственным органом (организацией)
Для согласования решения о реализации товаров (работ, услуг) собственного производства по ценам (тарифам) ниже себестоимости с соответствующим государственным органом (организацией) организация-производитель представляет в этот государственный орган (организацию) заявление с приложением к нему следующих документов:
• перечня товаров (работ, услуг) собственного производства, предлагаемых к реализации по ценам (тарифам) ниже себестоимости, составленного по форме, приведенной в приложении к Положению № 94;
• экономического обоснования целесообразности реализации товаров (работ, услуг) собственного производства по ценам (тарифам) ниже себестоимости, которое должно содержать перечисленную в предыдущем разделе информацию.
Указанные документы подписываются руководителем организации-производителя, заверяются печатью и представляются в согласующий государственный орган (организацию) в электронном виде и на бумажном носителе в двух экземплярах (п.5 Положения № 94).
Составление перечня товаров (работ, услуг) собственного производства, предлагаемых к реализации по ценам (тарифам) ниже себестоимости
Рассмотрим пример составления приведенного в приложении к Положению № 94 перечня товаров (работ, услуг) собственного производства, предлагаемых к реализации по ценам (тарифам) ниже себестоимости.
СОГЛАСОВАНО Государственный орган (организация) |
УТВЕРЖДАЮ Руководитель организации-производителя | ||||
Директор ООО «Степ» |
Морозов |
А.П.Морозов | |||
(должность) |
(подпись) |
(расшифровка подписи) | |||
«16» февраля 2015 г. | |||||
(дата) |
ПЕРЕЧЕНЬ товаров (работ, услуг) собственного производства, предлагаемых к реализации по ценам (тарифам) ниже себестоимости | |||||||||||
№ п/п | Наименование продукции | Единица измерения | Объем реализации в натуральном выражении | Сформированная отпускная цена организации-производителя (без НДС), белорусских рублей | Плановая рента-бельность, процентов | Цена реализации (сниженная) организации-производителя (без НДС) | Рентабельность продаж, процентов | Разница в ценах (показатель графы 7 за вычетом показателя графы 5), белорусских рублей | Общая сумма разницы (показатель графы 10, умноженный на показатель графы 4), белорусских рублей | Срок действия реализации | |
в бело-русских рублях |
в валюте контракта | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Брюки мужские, арт. 2021 |
пара |
6 |
475 000 |
5 |
400 000 |
- |
-8 |
-75 000 |
-450 000 |
по 31.03.2015 |
2 |
Брюки мужские, арт. 2033 |
пара |
5 |
420 000 |
5 |
370 000 |
- |
-6 |
-50 000 |
-250 000 |
по 31.03.2015 |
3 |
Пиджак мужской, арт. 3475 |
шт. |
2 |
640 000 |
3 |
550 000 |
- |
-10 |
-90 000 |
-180 000 |
по 31.03.2015 |
4 |
Блузка женская, арт. 4713 |
шт. |
3 |
530 000 |
7 |
480 000 |
- |
-5 |
-50 000 |
-150 000 |
по 31.03.2015 |
Составил экономист |
Бондаренко |
А.С.Бондаренко |
(должность) |
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
«16» февраля 2015 г. | ||
(дата) |
Государственный орган (организация) рассматривает представленное заявление и приложенные к нему документы в течение 5 рабочих дней со дня его получения, при необходимости запрашивает у организации-производителя дополнительную информацию об обосновании реализации товаров (работ, услуг) собственного производства по ценам (тарифам) ниже себестоимости и письменно уведомляет организацию-производителя о принятом решении. Решение государственного органа (организации) оформляется путем согласования представленного по приведенной выше форме перечня товаров (работ, услуг) собственного производства, предлагаемых к реализации по ценам (тарифам) ниже себестоимости.
В случае отказа в согласовании государственный орган (организация) направляет организации-производителю соответствующее письменное обоснование экономической нецелесообразности реализации товаров (работ, услуг) собственного производства по ценам ниже себестоимости и при необходимости совместно с ней вырабатывает предложения о мерах по обеспечению устойчивого развития организации-производителя (п.6 Положения № 94).
Отражение в накладной стоимости продукции (товара), цена на которую установлена ниже себестоимости (цены приобретения)
Товарно-транспортные и товарные накладные - товаросопроводительные документы, которые служат основанием не только для отражения движения активов в бухгалтерском учете, но и для совершения расчетов за поставленную продукцию, товар. Поэтому цены в накладных должны указываться в размере, который должен уплатить покупатель.
![]() |
Обратите внимание! Исключение составляют случаи реализации продукции, товаров по фиксированным ценам, предусмотренным законодательством в отношении определенных групп товаров, с предоставлением в пользу посреднической организации предусмотренной договором скидки. В этом случае в товарно-транспортной (товарной) накладной указывается фиксированная цена и размер скидки (например, в графе «Примечание»), представленной посреднической организации. |
Таким образом, при реализации продукции (товара) по цене ниже себестоимости (цены приобретения) в накладной указывается фактическая цена реализации.
![]() |
Пример Организация оптовой торговли в апреле 2014 г. закупила партию мониторов к компьютерам по цене 1 900 000 руб. Мониторы изготовлены в декабре 2013 г. Основная их часть была реализована в III-IV кварталах 2014 г. с применением оптовой надбавки. К концу 2014 г. в связи с появлением на рынке новых моделей с улучшенными техническими характеристиками объемы продаж оставшихся мониторов заметно сократились. Снижение размера и даже полная отмена применявшейся оптовой надбавки к увеличению продаж не привели. С учетом того что нереализованная часть мониторов по своим техническим характеристикам морально устарела, было решено с 16 февраля 2015 г. продавать их по цене 1 700 000 руб., т.е. ниже цены приобретения. С 16 февраля 2015 г. при реализации мониторов по указанной цене товарный раздел товарно-транспортной накладной типовой формы ТТН-1, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192, заполняется следующим образом.
<...>
<...>
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 установлена новая форма товарно-транспортной накладной ТТН-1. |
Определение налоговой базы налога на добавленную стоимость при реализации продукции (товаров) по цене ниже себестоимости (цены приобретения)
При реализации приобретенных на стороне товаров по ценам ниже цены приобретения налоговая база определяется исходя из цены их реализации (часть первая п.3 ст.97 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
Таким образом, в рассмотренном выше примере налог на добавленную стоимость по отгруженным мониторам исчисляется оптовой организацией в размере, указанном в накладной. В бухгалтерском учете при этом делается запись: Д-т 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», субсчет 90-2 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг», - К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг», - на сумму 2 040 000 руб. (1 700 000 руб. х 6 шт. х 20 %).
При реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, имущественных прав по ценам ниже их себестоимости налоговая база определяется также исходя из цены реализации таких товаров (работ, услуг), имущественных прав (часть пятая п.3 ст.97 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
23.02.2015
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»