


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16.07.2014 № 686 «О создании и функционировании рынков», изменениям в постановление от 01.06.2007 № 744 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами и внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384», постановлению Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2014 № 24 «О классификации форм розничной торговли». Изменения законодательства в сфере торговли (розничная и комиссионная), в том числе на рынках
22 июля 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее - Закон № 128-З). Закон № 128-З вносит существенные изменения в регулирование торговли и общественного питания: расширение понятийного аппарата, определение государственных социальных стандартов в области торговли и общественного питания, установление требований к созданию и организации работы рынков, торговых центров, ярмарок, фирменных магазинов и фирменных секций и др. В развитие норм Закона № 128-З были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы торговли:
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.07.2014 № 686 «О создании и функционировании рынков», которым утверждены Правила создания и функционирования рынков (далее - Правила № 686).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. постановлением Совмина от 25.06.2021 № 363 внесены изменения в Правила № 686, в частности, название изложено в новой редакции: «Правила функционирования рынков»; |
• постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2014 № 24 «О классификации форм розничной торговли» (далее - постановление № 24).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться постановлением МАРТ от 09.03.2021 № 14 «О классификации форм торговли». Комментарий см. здесь. С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться Законом № 128-З в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З. Комментарии см. здесь. |
22 июля 2014 г. вступили в силу Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2007 № 744, в редакции № 604 (далее - Правила № 744).
Функционирование рынков
Правилами № 686 были внесены изменения в деятельность рынков.
1. Изменен понятийный аппарат, введены понятия «схема рынка», «экспликация», уточнены понятия «животные», «торговый ряд».
![]() |
Справочно Животные - млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые, моллюски, черви и другие организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, способные к активному передвижению, жизнедеятельность которых обеспечивается пищеварительной, выделительной, дыхательной и нервной системами; схема рынка - схема имущественного комплекса с указанием размещения торговых зон, торговых мест, торговых объектов, объектов общественного питания, иных объектов с экспликацией к ней; торговый ряд - совокупность торговых мест, расположенных в одну линию; экспликация - пояснения к схеме рынка, представляющие перечень торговых мест с указанием их размеров, перечень розничных торговых объектов с указанием их торговой площади, видов и типов, перечень объектов общественного питания с указанием их типов и количества мест в них, перечень иных объектов с указанием их площади, иные пояснения к схеме рынка (п.3 Правил № 686). |
2. Установлены дополнительные гарантии защиты прав потребителей. Теперь администрация рынка обязана оказывать покупателям содействие в защите их прав путем предоставления информации о продавце, фиксации факта обращения потребителя и передачи претензии покупателя продавцу в случае его отсутствия.
3. Регламентирован порядок создания рынка.
Этапы создания рынка:
1) разработка схемы рынка, представление ее на согласование в городской, районный исполнительный комитет, местную администрацию района города по месту нахождения рынка (далее - уполномоченный орган);
2) согласование схемы рынка уполномоченным органом с органом государственного пожарного надзора по месту нахождения рынка (для всех видов рынков), с государственной ветеринарной службой по месту нахождения рынка (для зооботанических рынков, а также рынков, на которых осуществляется продажа продовольственных товаров, в т.ч. сельскохозяйственной продукции);
3) выдача уполномоченным органом разрешения на создание рынка.
С момента получения разрешения на создание рынка юридическое лицо, индивидуальный предприниматель признаются администрацией рынка. Отметим, что ранее законодательство о торговле содержало лишь термин «орган управления рынка», но не «администрация рынка». Правилами № 686 определен также момент создания рынка - день внесения сведений о рынке в Торговый реестр Республики Беларусь.
4. Изменены требования к оборудованию и содержанию рынков.
Правилами № 686 введены новые обязанности для администрации рынка по оборудованию рынков:
1) обязанность оборудования торговых мест в соответствии со схемой рынка, административно-хозяйственных помещений и мест общего пользования;
2) обязанность оборудования (при наличии условий) обособленной от торговых мест автомобильной парковки для автотранспортных средств продавцов и покупателей;
3) обязанность обеспечения условий по энерго-, тепло- и водоснабжению, а также для приемки, хранения, продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), соответствующих техническим нормативным правовым актам и техническим регламентам Таможенного союза.
5. Изменен порядок предоставления торговых мест на рынке.
Правилами № 686 введено понятие договора о предоставлении торгового места, определен перечень существенных условий для таких договоров, изменен перечень документов, представляемых администрации рынка для получения торгового места.
Предоставление торгового места на рынке | ||
Требование | Правила торговли на рынках Республики Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2003 № 1623 | Правила № 686 |
Документы для получения торгового места (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) | Документы: 1) заявление о предоставлении торгового места; 2) копия государственной регистрации с предъявлением оригинала, если эта копия не заверена нотариально; 3) копия документа о постановке на учет в налоговом органе, засвидетельствованная в установленном порядке; 4) копии лицензий на осуществляемые виды деятельности |
Документы: 1) заявление о предоставлении торгового места; 2) перечень работников продавца и сведения о них; 3) копия свидетельства о государственной регистрации с предъявлением оригинала, если эта копия не заверена нотариально; 4) копии лицензий на осуществляемые виды деятельности; 5) копия документа, подтверждающего включение сведений об этом юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в Торговый реестр Республики Беларусь |
Основание предоставления торгового места | Основание: - договор аренды; - иной договор, содержащий элементы договора аренды (смешанный договор); - договор безвозмездного пользования |
Основание: договор о предоставлении торгового места: договор аренды или иной договор, содержащий элементы договора аренды (смешанный договор); договор безвозмездного пользования |
Существенные условия договоров, являющихся основанием для предоставления торгового места | Существенные условия: 1) номер и размер торгового места; 2) срок, на который оно предоставляется; 3) условия и размер арендной платы за торговое место и платы за оказание услуг (за исключением случая заключения договора безвозмездного пользования) |
Существенные условия: 1) номер и размер торгового места; 2) срок, на который оно предоставляется; 3) условия и размер арендной платы за торговое место и платы за оказание услуг (за исключением случая заключения договора безвозмездного пользования); 4) право администрации рынка по письменному представлению уполномоченного контролирующего органа расторгнуть договор о предоставлении торгового места в случае неоднократного (два и более раза в течение 12 месяцев) нарушения продавцом законодательства о защите прав потребителей, правил продажи товаров |
6. Создание реестров продавцов и договоров о предоставлении торговых мест.
Правилами № 686 на администрацию рынка возложена обязанность по ведению реестров продавцов и договоров о предоставлении торговых мест. Администрация рынка должна обеспечивать своевременное (не позднее дня, следующего за днем получения уведомления от продавца об изменении сведений) и точное внесение записей в реестры.
Реестр продавцов | Реестр договоров о предоставлении торговых мест | ||
для юридических лиц | для индивидуальных предпринимателей | для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность | |
Наименование, место нахождения, учетный номер плательщика, сведения о работниках продавца (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность) |
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства, учетный номер плательщика, сведения о работниках продавца (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность), данные документа, удостоверяющего личность |
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства, сведения о гражданстве, реквизиты справки (подтверждающей производство продукции растениеводства, пчеловодства, животноводства физическим лицом или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства), данные документа, удостоверяющего личность |
Дата и номер договора о предоставлении торговых мест; номер и назначение торговых мест; срок предоставления торгового места |
Полагаем, что введение реестров продавцов и договоров о предоставлении торговых мест позволит усилить контроль над продавцами как со стороны администрации рынка, так и со стороны контролирующих органов.
Классификация форм розничной торговли
Постановлением № 24 введена классификация форм розничной торговли. Под формой розничной торговли понимается способ организации торгово-технологического процесса в зависимости от вида торгового объекта, приемов и способов, с помощью которых осуществляется продажа товаров.
Формы розничной торговли:
• комиссионная торговля;
• торговля в стационарных торговых объектах;
• торговля в нестационарных торговых объектах;
• торговля без (вне) торговых объектов;
• торговля по образцам;
• развозная торговля;
• разносная торговля;
• торговля на ярмарках;
• торговля на аукционах;
• торговля на рынках.
Отметим, что некоторые формы в качестве самостоятельных форм выделены впервые. Кроме того, приведенные в классификации определения некоторых форм торговли несколько отличаются от определений, содержащихся в ранее действовавшем законодательстве.
Определение торговли в стационарных, нестационарных торговых объектах, без (вне) торговых объектов приведено впервые. Выделение таких форм в качестве самостоятельных вызвано введением понятий стационарного и нестационарного торговых объектов Законом № 128-З.
Понятие торговли по образцам было расширено в сравнении с понятием, содержащимся в Законе РБ от 28.07.2003 № 231-З «О торговле» (утратил силу 22 июля 2014 г.). Это вызвано включением в торговлю по образцам посылочной торговли, ранее рассматриваемой в качестве самостоятельной формы торговли.
Изменилось и понятие разносной торговли. Теперь разносная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарных торговых объектов с использованием передвижных средств разносной торговли, представляющих собой специальные приспособления для торговли (торговые автоматы, тележки, лотки, корзины и иные приспособления), либо без них. Отметим, что ранее законодательство выделяло торговлю с использованием автоматов в качестве самостоятельной формы торговли.
Понятия развозной торговли, торговли на ярмарках, на аукционах не претерпели значительных изменений. Понятие «торговля на рынках» сформулировано впервые, хотя подобная форма торговли существовала и ранее. Понятие комиссионной торговли несколько изменилось, но об этом далее.
Регулирование комиссионной торговли
В целом регулирование комиссионной торговли не претерпело существенных изменений. Однако на некоторые моменты хотелось бы обратить внимание.
В соответствии с новой редакцией Правил № 744 принятые на комиссию товары могут продаваться в комиссионном магазине или комиссионных секциях магазинов. Ранее допускалось осуществление данной формы торговли еще и в павильонах с торговым залом.
Изменен перечень товаров, которые не могут быть приняты на комиссию. Так, после 22 июля 2014 г. Правила № 744 не допускают принятие на комиссию государственных наград Республики Беларусь и СССР независимо от вида (ордена, медали или др.) и материалов, из которых изготовлены награды.
Изменены нормы, касающиеся предметов, которым придан статус историко-культурных ценностей. Ранее комитент должен был представить комиссионеру подтверждение согласования Министерством культуры Республики Беларусь изменения места нахождения (хранения), отчуждения или иным образом передачи прав собственности материальной историко-культурной ценности. Новая редакция Правил № 744 предусматривает, что Министерство культуры Республики Беларусь по-прежнему согласовывает изменение места нахождения (хранения) материальной движимой историко-культурной ценности, а отчуждение или передача иным образом прав собственности на историко-культурную ценность согласовывается облисполкомами (Мингорисполкомом).
Детализирован перечень видов ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, принимаемых на комиссию.
29.07.2014
Юлия Назаренко, юрист коммерческой практики общества с ограниченной ответственностью «Ревера Консалтинг Групп»