Материал помещен в архив


КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2011 № 875 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450». Рекомендации по применению Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда
Постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2011 № 875 утверждены в новой редакции Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда (далее - новая редакция Правил). В связи с этим в правоприменительной и судебной практике могут возникнуть споры, связанные с различным толкованием хозяйствующими субъектами положений, касающихся в основном порядка исполнения договоров.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 апреля 2018 г. следует руководствоваться новой редакцией Правил с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 10.04.2018 № 274. |
В настоящее время наибольшее количество споров в области договоров строительного подряда, рассматриваемых хозяйственными судами, относится к делам, связанным с порядком приемки и оплаты выполненных строительно-монтажных работ (далее - СМР), а также взысканием штрафных санкций за нарушение сроков оплаты выполненных работ.
Порядок расчетов за работы при наличии возражений заказчика
Новой редакцией Правил (п.55) установлено новшество в отношении порядка расчета за выполненные работы, согласно которому при наличии со стороны заказчика возражений относительно данных, представленных в справке о стоимости выполненных работ и затратах, составленной на основании акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, подрядчик обязан предъявить для оплаты документы лишь в той части, которая не оспаривается сторонами. Остальная часть подлежит оплате только после урегулирования разногласий.
Безусловно, оформление актов и справок только в неоспариваемой заказчиком части СМР может быть весьма затруднительно, поскольку акт является первичным учетным документом, соблюдать форму которого стороны обязаны. Например, заказчик, не согласный с примененными подрядчиком расценками стоимости СМР либо с повышающими коэффициентами, не имея возражений относительно физических объемов и качества выполненных работ, после предъявления к приемке и оплате первичных актов и справок по указаниям заказчика в последующем может лишить подрядчика возможности составить документы в отношении оспариваемой заказчиком части СМР.
Кроме того, согласно п.4 ст.708 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), нормы которого отражены в п.65 новой редакции Правил, сдача результата работы подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом с указанием мотивов отказа и акт подписывается другой стороной.
При этом, поскольку и ГК (часть вторая п.4 ст.708), и новая редакция Правил (часть вторая п.65) определяют акт сдачи-приемки выполненных работ, подписанный только одной стороной, в качестве надлежащего первичного документа, который может быть оспорен (признан недействительным) в судебном порядке, следует вывод, что установить, мотивированными либо нет являются возражения заказчика, можно лишь в ходе судебного разбирательства. Следовательно, подрядчик, не согласный с возражениями заказчика, имеет право обратиться в суд на основании своих подписанных в одностороннем порядке первичных учетных документов.
Таким образом, новая редакция Правил позволяет подрядчику, но не обязывает его разделить результат выполнения работ на бесспорную часть, признаваемую заказчиком, и спорную, односторонне подписанные документы по которой будут основанием для обращения в суд для взыскания стоимости отраженных в акте и справке работ.
Продление сроков строительства
Ужесточились нормы относительно порядка продления так называемого нормативного срока строительства объекта, определенного проектной документацией. В соответствии с частью шестой п.17 новой редакции Правил установлена обязанность участников строительства завершить строительство объекта в сроки, определенные проектной документацией и условиями подрядных торгов, в случае получения отказа в согласовании переноса срока окончания строительства (Министерства архитектуры и строительства РБ, Министерства экономики РБ либо местного исполнительного и распорядительного органа).
При этом необходимость продления срока строительства объекта может быть вызвана объективными причинами, не связанными с обязательствами заказчика, такими как отсутствие материальных ресурсов, необходимость выполнения дополнительных работ, не учтенных в первоначальной проектной документации, срыв сроков выполнения специальных работ субподрядчиками, не позволяющими заказчику закончить строительство в нормативные сроки. Получение отказа в согласовании продления срока строительства и невозможность завершения строительства в предусмотренные договором сроки могут повлечь дополнительные судебные споры, связанные с отказом в согласовании переноса срока.
Рекомендуем
В связи со сказанным необходимо неукоснительно соблюдать порядок и сроки обращения в уполномоченные органы за продлением сроков - не позднее чем за 3 месяца, а для объектов, срок строительства которых менее 6 месяцев, - не позднее чем за месяц, поскольку исполнение обязанности по обращению в соответствующий орган за согласованием также будет иметь значение для суда.
Качество строительно-монтажных работ
Новшества коснулись и вопросов качества выполняемых СМР. При обнаружении некачественно выполненных работ на стадии строительства заказчику предоставлено право в одностороннем порядке составлять акт произвольной формы с перечнем строительных работ ненадлежащего качества и сроков их устранения. Однако ничего не сказано о правах и способах защиты подрядчика в случае его несогласия как с самим фактом некачественного выполнения определенных работ, так и со сроками устранения замечаний.
В такой ситуации на стадии определения качества выполненных работ подрядчик фактически лишен права высказывать возражения и замечания. Более того, заказчик при неустранении подрядчиком замечаний вправе приостановить выполнение подрядчиком строительных работ, что в последующем может повлечь судебные споры, в т.ч. по взысканию убытков.
Рекомендуем
В случае несогласия с представленным актом подрядчику необходимо незамедлительно письменно уведомить заказчика о своих возражениях, предложив, например, комиссионное обследование результата строительных работ с приглашением независимого специалиста, а при недостижении между сторонами согласия вопрос может быть разрешен в судебном порядке.
В части качества СМР спорным представляется следующее положение. Заказчик имеет право отказаться от принятия результата СМР в случае выявления строительных работ ненадлежащего качества, которые исключают возможность его использования и не могут быть устранены заказчиком или подрядчиком, что должно быть подтверждено заключением независимой экспертизы (п.25 новой редакции Правил).
Такая формулировка предполагает судебное рассмотрение спора.
Рекомендуем
В целях избежания дополнительных временных и финансовых затрат по соглашению стороны могут пригласить для дачи заключения в качестве специалиста компетентные организации.
Приемка выполненных строительно-монтажных работ совместно с заказчиком, генподрядчиком и субподрядчиком
Формулировка новой редакции Правил о приемке выполненных субподрядчиком строительных работ совместно с генеральным подрядчиком и заказчиком, который не состоит с субподрядчиком в договорных отношениях, также вызывает вопросы, поскольку права субподрядчика на оплату выполненных им работ будут зависеть от действий третьего лица - заказчика, а данные лица не имеют права предъявлять друг другу какие-либо взаимные требования (п.30). В этой связи независимо от ссылок генподрядчика на действия либо бездействия третьего лица - заказчика - субподрядчик, не согласный с отказом генподрядчика от подписания первичных документов, также имеет право на предъявление к оплате подписанных им в одностороннем порядке актов и справок.
Порядок расчетов за выполненные строительно-монтажные работы
Новая редакция Правил оставляет в качестве основания для оплаты выполненных СМР справку о стоимости выполненных работ и затратах, составленную на основании акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (п.55). При этом в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» к компетенции Министерства архитектуры и строительства РБ отнесено только утверждение форм акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ и акта о передаче не завершенного строительством объекта, формы которых на сегодняшний день установлены постановлением Минстройархитектуры РБ от 29.04.2011 № 13.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 августа 2013 г. вступило в силу постановление Минстройархитектуры РБ от 28.06.2013 № 21 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. № 13». Взамен одной формы акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (формы С-2) утверждены 3 формы акта с аналогичным названием: С-2, С-2а и С-2б. В акте формы С-2 сохранены разделы «Расчет стоимости работ в базисных ценах» и «Расчет стоимости работ в текущих ценах», а в актах форм С-2а и С-2б таких разделов нет, и все расчеты выполняются в текущих ценах. |
Остальные формы документов, применение которых носило обязательный характер, утвержденные ранее действующим постановлением Минстройархитектуры РБ от 11.04.2005 № 13, отменены. Таким образом, справка о стоимости выполненных работ и затратах не является на сегодняшний день первичным учетным документом, форма которого обязательна. В связи с этим хозяйствующие субъекты наделены правом самостоятельно утвердить форму такой справки и порядок ее заполнения.
Рекомендуем
Для унификации информации, поступающей в органы государственного казначейства, а также своевременного и полного расчета по работам (услугам), оплачиваемым за счет средств бюджетов и средств, приравненных к ним, Министерство архитектуры и строительства РБ рекомендует организациям утверждать и использовать в указанных выше целях форму справки о стоимости выполненных работ и затратах, ранее утвержденную вышеуказанным постановлением от 11.04.2005 № 13 (письмо Минстройархитектуры РБ от 03.06.2011 № 11-1-34/582).
С принятием Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» с 1 января 2012 г. для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта с даты начала разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства будут использоваться прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Министерством экономики РБ, а не индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ, утверждаемые Министерством архитектуры и строительства РБ.
В связи с этим в новой редакции Правил исключен порядок индексации не использованных своевременно авансов с учетом изменения стоимости строительно-монтажных работ в связи с инфляцией, а по объектам, финансируемым с привлечением бюджетных средств, установлено начисление на сумму неотработанного аванса процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ставки рефинансирования Национального банка РБ (п.57).
Рекомендуем
В отношении объектов, финансируемых заказчиком за счет собственных и привлеченных средств, обязательность применения аналогичного порядка не закреплена, поэтому при достижении согласия между сторонами они вправе распространить действие данной нормы и на правоотношения по заключаемому договору строительного подряда.
С целью недопущения судебных споров по причинам различного толкования участниками строительства норм и положений новой редакции Правил при заключении договора строительного подряда целесообразно более детально конкретизировать прогнозируемые спорные ситуации.
14.10.2011 г.
Татьяна Миколенко, судья хозяйственного суда г.Минска
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль
