


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88». Порядок проведения подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве изменился
С 16 августа 2015 г. вступает в силу комментируемое постановление (далее - постановление № 650), изменяющее Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение).
Постановление № 650 вносит изменения в порядок проведения каждого из видов процедур закупок. В связи с этим проанализируем новеллы, которые призваны усовершенствовать механизм правового регулирования закупок в строительстве.
Постановление № 650 позволяет организатору при проведении подрядных торгов в конкурсной документации указать на возможность (невозможность) для участника при разработке конкурсных предложений предлагать товар собственного производства, необходимый для выполнения вида работ с учетом требований законодательства о проведении процедур закупок при строительстве.
При этом участник обязан представить на предложенные товары в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификаты соответствия товаров, сертификаты продукции собственного производства, выданные в порядке, установленном законодательством (абзац 3 подп.31.2 п.31 Положения в редакции постановления № 650).
Постановлением № 650 дополнен субъектный состав при проведении подрядных торгов на строительство жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройство и озеленение за счет включения в него заказчиков (помимо инвесторов, застройщиков).
В случае проведения подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве по упрощенной схеме Положение предусматривает, что конкурсная комиссия должна провести предварительный квалификационный отбор участников и определить победителя в срок не позднее 10 рабочих дней после проведения первого ее заседания.
Но постановление № 650 допускает в отдельных случаях при представлении председателем конкурсной комиссии организатору подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) соответствующего обоснования с согласия организатора продление этого срока (абзац 6 п.38 Положения в редакции постановления № 650).
Торги на закупку товаров при строительстве
По общему правилу для проведения торгов на закупку товаров при строительстве решение о проведении торгов принимается при наличии в том числе результатов исследования конъюнктуры рынка, проведенного на стадии планирования размещения заказа на закупку товаров в целях получения информации о ценах идентичных товаров или при их отсутствии - однородных товаров, на основании данных, установленных в проектной, в том числе сметной, документации, техническом задании.
Исследование конъюнктуры рынка обязательно проводится на товарных рынках Единого экономического пространства.
Результаты исследования конъюнктуры рынка должны включать сбор и анализ информации о: | |||||||||
|
| ||||||||
производителях и поставщиках товаров |
ценах товаров с предложенными схемами скидок в зависимости от их качественных, количественных, экономических, инновационно-технических и иных характеристик в целях получения достоверной производственно-коммерческой информации |
К результатам исследования конъюнктуры рынка прилагаются соответствующие подтверждающие документы (ответы поставщиков на запросы информации о ценах товаров, официальные прайс-листы, распечатки данных сайтов поставщиков из глобальной компьютерной сети Интернет и иные документы).
Подтверждением изучения рынка согласно части пятой п.48 Положения в редакции постановления № 650 могут выступать сведения, представленные: | |||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||
Белорусской торгово-промышленной палатой |
информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» |
соответствующим республиканским органом государственного управления и иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, осуществляющими регулирование и управление в отрасли (сфере деятельности), к которой относится производство закупаемого товара |
из каталога оборудования, конструкций, изделий и материалов для строительства зданий и сооружений жилищно-гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, сформированного Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь |
![]() |
Обратите внимание! Наличие результатов маркетинговых исследований для проведения торгов на закупку товаров при строительстве является обязательным. |
Со вступлением в силу постановления № 650 результаты исследования конъюнктуры рынка, проведенного на стадии планирования размещения заказа на закупку товаров в целях получения информации о ценах идентичных товаров или при их отсутствии однородных товаров, наряду с иными документами могут быть основанием для проведения заказчиком, застройщиком в установленном порядке закупки технологического оборудования для объекта строительства, необходимого для учета при разработке проектной документации на такой объект (часть вторая п.48 Положения в редакции постановления № 650).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 июля 2019 г. следует руководствоваться частью второй п.48 Положения в редакции постановления № 650 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2019 № 427 (далее - постановление № 427). |
При проведении процедур закупок в строительстве действует общее правило о том, что после подачи предложений участниками внесение изменений в предложения не допускается.
В частности, это предусмотрено для подрядных торгов, когда при изменении предложения участником ему не возвращается конкурсное обеспечение, если оно было предоставлено (абзац 4 части пятой подп.31.3 п.31 Положения).
Исключение составляют случаи, когда организатором стартовая цена указана с возможностью внесения предложений о ее снижении (абзац 3 части первой подп.31.1 п.31 Положения).
С 16 августа 2015 г. в условия проведения торгов могут быть включены сведения о праве участника улучшить свое предложение по результатам проведенных торгов путем:
• снижения первоначальной цены предложения;
• уменьшения сроков поставки товаров;
• снижения размера авансов без изменения остальных условий конкурсного предложения (часть вторая подп.50.3 п.50 Положения в редакции постановления № 650).
Улучшение конкурсных предложений ново для законодательства о закупках в строительстве, поэтому постановление № 650 и вводит ряд процедурных норм относительно его проведения, среди которых: | |||
► |
1. В процедуре улучшения конкурсных предложений имеют право участвовать все участники, прошедшие предварительный квалификационный отбор и допущенные к торгам | ||
► |
2. Участник вправе не участвовать в процедуре улучшения конкурсных предложений, при этом его конкурсное предложение остается действующим с предложенными им первоначальной ценой, сроками поставки, размерами аванса | ||
► |
3. Конкурсные предложения участников, в соответствии с которыми условия, содержащиеся в конкурсной документации, могут быть ухудшены, не рассматриваются | ||
► |
4. Организатор торгов приглашает участников, допущенных к торгам, к процедуре улучшения конкурсных предложений путем одновременного направления им приглашений (подп.50.3 п.50 Положения в редакции постановления № 650). Обратите внимание! К сожалению, законодатель умалчивает о форме таких приглашений, но, очевидно, она может быть как письменной, так и электронной. От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 июля 2019 г. постановлением № 427 часть четвертая подп.50.3 п.50 Положения в редакции постановления № 650 дополнена предложением следующего содержания: «Процедура улучшения конкурсных предложений проводится организатором торгов один раз.» | ||
► |
5. Участники, решившие принять участие в процедуре улучшения конкурсных предложений, к установленному в приглашении организатором торгов сроку представляют лично или через своего уполномоченного представителя в форме и порядке, установленных для подачи конкурсных предложений, документы, определяющие измененные условия конкурсного предложения | ||
► |
6. Участник вправе отозвать поданное предложение с измененными условиями в любое время до момента начала вскрытия конвертов с измененными условиями конкурсных предложений (открытия измененных условий конкурсных предложений, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации) | ||
► |
7. После проведения процедуры улучшения конкурсных предложений победитель определяется в порядке, установленном для данных торгов, в соответствии с критериями оценки, указанными в конкурсной документации | ||
![]() |
Справочно Процедура снижения цены заказа, применяемая при проведении переговоров, подобна указанному механизму улучшения конкурсных предложений. |
Порядок размещения заказов на закупку высокотехнологичного инновационного технического сложного оборудования индивидуального изготовления для последующего включения в проектную документацию в случаях, если не имеется возможности четко и однозначно установить требования к закупаемому оборудованию, урегулирован отдельно в постановлении № 650.
Торги на закупку товаров при строительстве в этом случае проводятся в форме открытого или закрытого конкурса в два этапа с учетом ряда особенностей (п.511 Положения в редакции постановления № 650).
Постановлением № 650 определено, что предложение для переговоров, представляемое участниками, разрабатывается на основании документации для переговоров, что исключает необходимость ориентироваться на приглашение на участие в переговорах и (или) извещение о проведении переговоров.
До 16 августа 2015 г. право формирования лотов для процедуры переговоров не было предусмотрено, но в соответствии с п.782 Положения в редакции постановления № 650, как и для подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), организатором переговоров могут размещаться заказы на закупку однородных товаров (выполнение однородных работ, оказание однородных услуг) при строительстве объектов в централизованном порядке для нескольких строящихся объектов.
В этом случае в документации для переговоров указываются однородные товары (работы, услуги), необходимые для строительства каждого объекта.
![]() |
Обратите внимание! Организатор переговоров вправе проводить переговоры одновременно по нескольким лотам. |
Тем самым основанием для выделения лота при проведении переговоров будет такого рода централизованная закупка однородных товаров (работ, услуг) для нескольких строящихся объектов.
Для переговоров скорректирована норма в Положении, которую фактически невозможно было реализовать.
Так, в соответствии с Положением организатором разрабатывается документация для переговоров, которая должна содержать, помимо прочего, требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении на дату представления предложений для переговоров (абзац 8 п.68).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 июля 2019 г. документация для переговоров должна содержать требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении (абзац 8 п.68 Положения с учетом изменений, внесенных постановлением № 427). |
Представить по факту документы согласно данному требованию затруднительно, в особенности, если организатором затребованы документы, составляемые третьими лицами. Постановлением № 650 данная норма изменена таким образом, что дата представления документов об экономическом и финансовом положении участников - это 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи предложений (абзац 8 п.68 Положения в редакции постановления № 650).
Какие конкретно документы должны представляться участниками, подтверждающие сведения об их экономическом и финансовом состоянии, организатор устанавливает по своему усмотрению, но по аналогии это могут быть те же документы, что и предусмотрены для подрядных торгов в части второй подп.31.1 п.31 Положения в редакции постановления № 650.
К слову, на основании постановления № 650 перечень документов об экономическом и финансовом положении участника дополнен копией акта (справки) последней проверки финансово-хозяйственной деятельности организации-участника, проведенной контролирующими органами в рамках ведомственного контроля в порядке, установленном законодательством.
Постановлением № 650 разрешен спорный вопрос относительно возможности участия в переговорах одного участника. Так, приглашения для участия в переговорах могут направляться определенным организатором участникам; по выбору организатора извещение о проведении переговоров может публиковаться в любых средствах массовой информации.
Один участник также может участвовать в переговорах, но при соблюдении условий: это возможно, когда при отсутствии конкуренции на рынке товаров конкурсная комиссия (ответственное лицо за проведение переговоров) письменно обоснует руководителю организатора переговоров причины направления приглашения одному поставщику (абзац 4 п.63 Положения в редакции постановления № 650).
![]() |
Обратите внимание! Законодатель подчеркивает именно отсутствие конкуренции на рынке товаров, то есть когда определяется поставщик товаров. |
Вопрос об опубликовании приглашения на участие в переговорах, а именно о том, что организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения, «снят» в п.66 Положения в редакции постановления № 650.
Организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет (http://www.icetrade.by) и (или) публикует его в любых средствах массовой информации (п.66 Положения в редакции постановления № 650).
Иными словами, опубликование извещения о проведении переговоров его в любых средствах массовой информации - это право организатора.
Постановлением № 650 изменен подход законодателя к определению состава документов, необходимых для принятия решения о проведении переговоров.
Также уточнено содержание технического задания на закупку товаров (работ, услуг), которое должно содержать информацию:
• о наименовании, перечне, количестве (объеме) выполняемых работ, оказываемых услуг, поставляемых товаров;
• о требуемых технических, технологических, конструктивных или других потребительских показателях и характеристиках работ, услуг и товаров, связанных с определением соответствия работ, услуг и товаров потребностям организатора переговоров (п.64 Положения в редакции постановления № 650).
Из данного пункта Положения (п.64) исключена норма о необходимости согласования технического задания на закупку товаров, не производимых в Республике Беларусь, при строительстве объектов с государственными органами (государственными организациями), в подчинении которых находятся застройщик, заказчик либо которые осуществляют управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) застройщика, заказчика.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 июля 2019 г. следует руководствоваться п.64 Положения в редакции постановления № 650 с учетом изменений, внесенных постановлением № 427. |
Электронная форма (электронный документ на электронном носителе информации) представления предложений в переговорах допустима, как и при проведении подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве (п.68 Положения в редакции постановления № 650).
Для организатора извещение участников о результатах проведения переговоров может оформляться как в письменной, так и в электронной форме (п.63 Положения в редакции постановления № 650).
Таким образом, нормы в постановлении № 650 необходимы и призваны разрешить проблемные моменты правоприменения.
Однако уже можно предположить, что в отдельных случаях, к примеру, при допущении электронной формы обмена документами при проведении процедур, спорные вопросы будут возникать.
Но для их разрешения может быть использован механизм, предусмотренный в п.4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88, позволяющий получить разъяснения по вопросам применения Положения в Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 июля 2019 г. постановлением № 427 в п.4 постановления № 88 внесены изменения, не повлиявшие на суть материала. |
14.08.2015
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»