


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов». Новое в порядке проведения подрядных торгов при строительстве объектов
Постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88, которое вступило в силу 12 февраля 2014 г., утверждено Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объекта (далее - постановление № 88, Положение).
Отметим, что постановление № 88 принято в развитие Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и направлено на совершенствование порядка проведения процедуры подрядных торгов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
Конкурсные комиссии
В Положении установлено, что конкурсная комиссия по выбору победителя торгов должна состоять не менее чем из пяти человек (часть первая п.13). Участники комиссии должны назначаться из числа сотрудников организатора подрядных торгов, являющихся специалистами по предмету заказа, и только при необходимости - из числа сотрудников соответствующего профиля других организаций. При этом в императивном порядке в состав конкурсной комиссии включается юрист организатора подрядных торгов (часть седьмая п.13 Положения).
Для определения порядка осуществления конкурсной комиссией своих функций организатор порядных торгов должен разработать регламент ее работы, который утверждается либо председателем комиссии, либо руководителем организатора подрядных торгов.
Предварительный квалификационный отбор
Положением установлено, что предварительный квалификационный отбор - обязательный этап процедуры подрядных торгов, для проведения которого организатору подрядных торгов необходимо также разработать соответствующую документацию. Напомним, что по ранее действовавшему Положению о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235, предварительный квалификационный отбор был факультативным этапом торгов и проводился исключительно по желанию организатора.
Положением также утверждены обязательные формы протокола заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предквалификационными документами и протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников (приложения 1, 2 к Положению).
Обеспечительные платежи
В качестве меры, обеспечивающей участие претендентов в конкурсе по утвержденным организатором правилам, Положением установлена обязанность претендента вносить конкурсное обеспечение.
![]() |
Справочно Конкурсное обеспечение - обеспечение исполнения обязательств по участию в подрядных торгах (торгах) и заключению по результатам их проведения договора в виде перечисления организатору подрядных торгов (торгов) денежных средств, поручительства, банковской гарантии и иных форм обеспечения исполнения обязательств (п.2 Положения). |
Конкурсное обеспечение гарантирует организатору, что:
• предложение претендента не будет изменено или отозвано после истечения срока предоставления конкурсных документов;
• претендент, признанный победителем торгов, не откажется от заключения договора;
• победителем торгов будет предоставлено предусмотренное конкурсной документацией обеспечение исполнения договора без нарушений условий его предоставления.
При несоблюдении перечисленных выше гарантий конкурное обеспечение участнику торгов не возвращается.
Во всех остальных случаях Положение предписывает в установленные сроки возвратить участникам торгов полный размер конкурсного обеспечения, в т.ч. при их отмене (признании) несостоявшимися.
Размер конкурсного обеспечения в любом случае не может превышать 5 % цены заказа, предложенной организатором порядных торгов (часть вторая подп.31.3 п.31 Положения).
![]() |
Справочно Цена заказа - стартовая цена товаров (работ, услуг), предложенная организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) на дату принятия решения о проведении подрядных торгов (торгов, переговоров). |
Второй возможный вид обеспечительного платежа, обязанность уплатить который устанавливается организатором торгов, - это платеж, вносимый как обеспечение исполнения обязательств по заключаемому по результатам торгов договору.
Такой платеж может быть установлен по усмотрению организатора торгов в качестве условия заключения договора в размере от 5 до 30 % цены заказа, установленной организатором торгов (часть пятая п.79 Положения).
Однако внесение такого платежа обязательно для победителя торгов во всех случаях, когда цена сделанного им предложения на 20 % и более ниже цены заказа, выставленной в качестве стартовой организатором торгов. Договор с таким победителем заключается после внесения им в пользу организатора платежа, обеспечивающего исполнение обязательств по договору.
Невыполнение претендентом-победителем данного требования признается уклонением от заключения договора.
Конкурсная документация
Установлено, что все экземпляры представляемых организатору торгов предквалификационных документов и конкурсной документации должны быть прошиты и пронумерованы. При этом каждый документ должен быть подписан руководителем претендента или его уполномоченным представителем, а также скреплен печатью (часть шестая п.36 Положения).
Дополнительно Положение определяет, что вместе с конкурным предложением претендент должен предоставить комиссии сопроводительное письмо, подтверждающее принятие условий, выдвинутых организатором подрядных торгов, и согласие участника на подписание договора (абзац 2 части второй п.32).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. вместе с конкурсным предложением претендент должен предоставить комиссии сопроводительное письмо, подтверждающее принятие условий, выдвинутых организатором подрядных торгов, и согласие участника на подписание договора, а также содержащее сведения об отсутствии у участника задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней (абзац 2 части второй п.32 Положения в редакции постановления Совета Министров РБ от 11.08.2017 № 605). |
![]() |
Обратите внимание! Срок рассмотрения представленных конкурсных предложений по всем объектам (за исключением объектов строительства жилья, транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения) сокращен и составляет 45 дней. Ранее комиссия могла рассматривать предложения 60 дней. Однако, полагаем, сокращение срока не является существенным изменением процедуры, поскольку срок рассмотрения предложений может быть продлен организатором торгов при представлении ему соответствующего обоснования от председателя конкурсной комиссии. |
Переговоры
Положение устанавливает следующие нововведения в процедуру проведения переговоров:
1) приглашение к участию в переговорах должно направляться организатором торгов каждому потенциальному участнику и (или) информация о проведении переговоров должна быть предоставлена организаторами путем ее размещения в информационной системе «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (www.icetrade.by);
2) при проведении переговоров их организатор вправе провести предварительный квалификационный отбор претендентов в качестве факультативного этапа для определения круга субъектов, допускаемых впоследствии к участию в переговорах;
3) документация для переговоров, на основании которой участник представляет свое предложение, разрабатывается организатором и может быть направлена всем участникам переговоров в печатной форме или форме электронного документа.
Дополнительно отметим, что при переговорах, в случаях, когда это предусмотрено конкурсной документацией, участнику переговоров предоставляется право снижения цены заказа, т.е. уменьшения цены первоначально представленного предложения, сроков выполнения заказа и пр.
Порядок разрешения споров
Положением установлен новый механизм разрешения споров, возникающих непосредственно во время торгов. Порядок разрешения указанных споров зависит от стадии проведения торгов.
Так, если спор возник до момента подведения результата торгов, участник имеет право в письменной форме обратиться с жалобой в конкурсную комиссию, которая должна быть рассмотрена не позднее 10 дней с момента ее поступления. Подача такой жалобы приостанавливает процедуру подрядных торгов (п.84 Положения).
В случае если спор возник до заключения договора по результатам подрядных торгов, жалоба на решение конкурсной комиссии подается организатору подрядных торгов, которая также должна быть рассмотрена в течение 10 дней со дня ее получения (части первая-третья п.85 Положения).
Ранее любые споры, возникающие в связи с проведением подрядных торгов, стороны разрешали в судебном порядке.
Заключение
В связи с принятием Положения, автор рекомендует проверить разработанную конкурсную документацию на предмет ее соответствия новым требованиям во избежание ответственности, установленной ст.21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. ст.21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях изложена в новой редакции на основании Закона РБ от 04.01.2016 № 351-З. |
21.02.2014
Анна Анискевич, юрист практики строительства и недвижимости общества с ограниченной ответственностью «Ревера Консалтинг Групп»