


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Новые требования для организаций, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность
Обязательная аттестация организаций и специалистов, участников архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
В соответствии с требованиями Указа Президента РБ от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ) Советом Министров РБ будет определен перечень видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющие), на осуществление которых с 1 января 2015 г. потребуется аттестат соответствия.
Указом вводится жесткий запрет на осуществление видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих), а также на работы, выполняемые по обследованию зданий и сооружений, без аттестата соответствия, когда его наличие является обязательным.
При строительстве объектов в целях совершенствования управлением заказчиками (застройщиками) будут назначаться руководители по возведению, реконструкции и реставрации объекта строительства.
Важно, что руководителем (управляющим) проектом может быть назначен только тот работник организации заказчика (застройщика), который имеет соответствующую квалификацию.
Заказчик (застройщик) может также привлечь на договорных условиях инженерную организацию (инженера) с соблюдением требований законодательства о закупках при строительстве.
![]() |
Обратите внимание! С 1 января 2014 г. до 1 января 2016 г. на строительство, осуществляемое за счет бюджетных средств и (или) государственных внебюджетных фондов, не распространяются нормы законодательства о государственных закупках. Данная сфера с 1 января 2014 г. регулируется Указом Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) (см. Комментарий).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
Порядок получения аттестатов соответствия будет установлен Советом Министров РБ.
Квалификационные аттестаты, выданные до 1 января 2015 г. специалистам, осуществляющим деятельность в области строительства, будут действовать до окончания срока их действия.
Требования по обеспечению исполнения обязательств подрядчика
Указом установлено, что подрядная организация должна предоставить заказчику обеспечение:
• возврата подрядчиком неиспользованного или использованного не по назначению целевого аванса в виде банковской гарантии. При этом установлено, что сумма банковской гарантии должна быть не менее суммы выделенного целевого аванса (подп.1.13 п.1);
• исполнения обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства (подп.1.14 п.1 Указа) в виде:
- резервирования средств на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта.
![]() |
Обратите внимание! Зарезервированные на специальном счете средства имеют целевое назначение и в период гарантийного срока эксплуатации используются подрядчиком на оплату стоимости работ по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества. Возможность использовать по усмотрению подрядчика зарезервированные средства в случаях отсутствия строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества эксплуатации объекта строительства предусмотрена Указом: • по истечении одного года гарантийного срока эксплуатации - в размере 50 % от суммы зарезервированных средств; • по истечении 2 лет гарантийного срока эксплуатации - в размере 30 % от суммы зарезервированных средств; • по окончанию гарантийного срока - оставшуюся часть зарезервированных средств и начисленные проценты.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 августа 2018 г. при отсутствии строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества в период 1-го года гарантийного срока эксплуатации объекта строительства подрядчик вправе по его истечении использовать по собственному усмотрению 50 % от суммы зарезервированных средств, по окончании 2-го года гарантийного срока - остаток зарезервированных средств и начисленные проценты (часть пятая подп.1.14 п.1 Указа с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 16.08.2018 № 322, далее - Указ № 322). |
При этом Указом установлено, что резервируемые средства должны предусматриваться договором строительного подряда в размере 1,5 % от стоимости выполненных строительных, специальных, монтажных работ на объекте строительства и аккумулироваться на специальном счете подрядчика.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 августа 2018 г. согласно абзацу 2 части первой подп.1.14 п.1 Указа средства резервируются на специальном счете сроком на 2 года в размере 1,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ. Исчисление срока резервирования средств начинается с первого дня гарантийного срока эксплуатации объекта (в редакции Указа № 322). |
Также Указом предусмотрен порядок использования зарезервированных средств в случае принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) подрядчика или при наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность (часть шестая подп.1.14 п.1 Указа).
Распорядителем зарезервированных такими организациями средств может являться новый подрядчик, привлеченный в установленном порядке для продолжения строительства объекта на основании договора строительного подряда, а также местный бюджет (бюджет г.Минска) по месту нахождения объекта строительства;
- предоставления банковской гарантии;
- страхования ответственности по исполнению договорных обязательств подрядчика на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта.
![]() |
Обратите внимание! Страховые взносы, если договором строительного подряда будет предусмотрено страховое обеспечение, по данному виду страхования не включаются подрядчиком в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. |
Функции коммунальных унитарных предприятий
Указом исключен п.1 Указа Президента РБ от 16.11.2006 № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования» (далее - Указ № 676), которым ранее устанавливались функции коммунальных унитарных предприятий по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов.
На коммунальные унитарные предприятия по капитальному строительству Указом № 676 возлагались функции единых государственных заказчиков по строительству жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой.
Указом расширены и уточнены функции коммунальных унитарных предприятий по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов и их дочерних унитарных предприятий (далее - коммунальные унитарные предприятия) и возложены функции не только государственных заказчиков, но и в определенных случаях также заказчиков подготовки земельного участка.
При этом функции государственных заказчиков коммунальные унитарные предприятия будут осуществлять на строительство жилых домов с использованием:
• средств республиканского и (или) местного бюджетов;
• государственных целевых бюджетных фондов;
• государственных внебюджетных фондов.
Коммунальные унитарные предприятия будут осуществлять функции государственных заказчиков по жилым домам для граждан, имеющих право на государственную поддержку при строительстве или приобретении жилых помещений, жилых домов, строительство которых будет осуществляться в рамках государственного заказа.
В соответствии с подп.1.17 п.1 Указа заказчиками строительства жилых домов для граждан, имеющих право на государственную поддержку при строительстве или приобретении жилых помещений, в г.Минске и областных центрах могут выступать не только коммунальные унитарные предприятия, но и юридические лица, являющиеся победителями конкурса по выбору заказчика (застройщика).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 марта 2018 г. следует руководствоваться подп.1.17 п.1 Указа в редакции Указа Президента РБ от 26.12.2017 № 463. |
Как и ранее, наряду с иными заказчиками (застройщиками) коммунальные унитарные предприятия будут осуществлять функции государственных заказчиков, комплексную застройку населенных пунктов в соответствии с утвержденными генеральными планами населенных пунктов, детальными планами частей населенных пунктов, включая строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Вместе с функциями государственных заказчиков Указом на коммунальные унитарные предприятия возлагается также обязанность оказывать инвестору, заключившему инвестиционный договор с Республикой Беларусь, услуги по подготовке земельного участка для реализации инвестиционного проекта в случае его обращения.
В этом случае услуги по подготовке земельного участка для реализации инвестиционного проекта будут осуществляться за счет средств инвестора.
Финансирование деятельности коммунальных унитарных предприятий и их техническое оснащение при осуществлении ими функций государственного заказчика осуществляются за счет средств, предусмотренных в сводном сметном расчете стоимости строительства объектов, заказчиком по строительству которых они выступают.
![]() |
Справочно Помимо всего перечисленного на коммунальные унитарные предприятия Указом возложены функции по формированию перечня включенных в Государственную инвестиционную программу и региональные инвестиционные программы объектов, подлежащих возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации, благоустройству, на которые имеется проектная документация, прошедшая государственные экспертизы и утвержденная в установленном порядке. |
Разработка проектной документации
Ранее предусматривалась возможность разработки проектной документации в одну, две или три стадии с выделением этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов.
С 1 апреля 2014 г. проектная документация на объект строительства будет разрабатываться в одну или две стадии по выбору заказчика (застройщика), за исключением применения при строительстве объектов типовых или рекомендованных для повторного применения проектов, проектирование которых будет осуществляться в одну стадию с разработкой строительного проекта, а также в случае, если иным законодательством или инвестиционным договором, заключенным с Республикой Беларусь, не будет предусмотрено иное.
Указом предусмотрено, что в проектной документации на объект строительства, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной в установленном порядке, по заданию заказчика (застройщика) могут выделяться пусковые комплексы без проведения государственной экспертизы по каждому пусковому комплексу и запрещено выделение в проектной документации этапов работ с выполнением проектных работ на следующий этап при одновременном выполнении работ по строительству объекта на текущем этапе, т.е. так называемое параллельное проектирование и строительство, использование которого возможно только в случаях, установленных Президентом РБ (подп.1.19 п.1).
![]() |
Обратите внимание! Предусмотрен новый этап разработки документации на строительство объектов: это предпроектная (предынвестиционная) документация, которая разрабатывается заказчиком (застройщиком) до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства первого-четвертого классов сложности, за исключением возведения объектов по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам (абзац 2 подп.1.1 п.1 Указа). |
Перечень объектов, относимых к определенному классу сложности, приведен в предварительном государственном стандарте Республики Беларусь СТБ П 2331-2013 «Классификация зданий и сооружений. Основные положения», утвержденном постановлением Госстандарта РБ от 30.08.2013 № 45 (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=302818&UrlIDGLOBAL=421131). Срок действия данного стандарта - с 1 декабря 2013 г. по 1 декабря 2015 г.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2016 г. следует руководствоваться СТБ 2331-2015 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.10.2015 № 47. |
Состав предпроектной (предынвестиционной) документации
В предпроектной (предынвестиционной) документации определяется:
• необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду в случаях, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе;
• экономическая целесообразность осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов.
В предпроектной (предынвестиционной) документации предусматриваются:
• требования к земельному участку при возведении, реконструкции объектов;
• варианты объемно-планировочных и технологических решений;
• сведения об инженерных нагрузках;
• источники и объемы финансирования;
• расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов строительства.
Задание на проектирование также входит в состав предпроектной (предынвестиционной) документации.
На капитальный ремонт и благоустройство объектов строительства первого-четвертого классов сложности, а также на возведение, реконструкцию, капитальный ремонт, реставрацию и благоустройство объектов строительства пятого класса сложности и возведение объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывается и утверждается заказчиками (застройщиками) в форме задания на проектирование (абзац 3 подп.1.1 п.1 Указа).
![]() |
Обратите внимание! Состав предпроектной (предынвестиционной) документации для объектов строительства в зависимости от их функционального назначения, а также порядок ее разработки и утверждения заказчиком (застройщиком) определяются Министерством архитектуры и строительства РБ (подп.1.2 п.1 Указа). |
Особые требования по разработке и согласованию предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации
Разработка предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации на объект строительства с 1 января 2015 г. будет осуществляться организациями, имеющими аттестат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном Советом Министров РБ или уполномоченной им организацией.
Если разработка предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации поручается проектной организации (индивидуальному предпринимателю), с ними заключается договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
![]() |
Справочно Договор подряда заключается на основании правил заключения и исполнения такого договора, утверждаемых Советом Министров РБ, по результатам проведения процедур закупок в строительстве в соответствии с требованиями законодательных актов. |
Разработанная в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, заключений, технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства, включенных в состав выданной заказчику (застройщику) разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт объекта строительства, проектная документация не подлежит согласованию с государственными органами (организациями), выдавшими эти заключения и технические условия.
Источники финансирования затрат по разработке предпроектной (предынвестиционной) документации
В случае если предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывается в соответствии с требованиями Указа, при планировании инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, полностью финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также на возведение и реконструкцию жилых домов для граждан, имеющих право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) жилых помещений в рамках государственного заказа, осуществляемого в соответствии с Указом Президента РБ от 08.05.2013 № 215 «О некоторых мерах по совершенствованию строительства (возведения, реконструкции) жилых помещений», на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации используются следующие источники финансирования:
• средства республиканского бюджета, предусматриваемые на проектные и изыскательские работы;
• средства местных бюджетов, предусмотренные на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации на соответствующий финансовый год.
При планировании инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, не указанных выше, разработка предпроектной (предынвестиционной) документации осуществляется за счет собственных средств заказчиков (застройщиков).
Отнесение затрат по разработке предпроектной (предынвестиционной) документации на стоимость объекта строительства
По результатам разработки предпроектной (предынвестиционной) документации заказчиком (застройщиком) принимается решение о целесообразности или нецелесообразности осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства и соответственно по разработке проектной документации.
Затраты по разработке предпроектной (предынвестиционной) документации в случае, если заказчиком (застройщиком) принято решение о целесообразности осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, включаются в главу 1 «Подготовка территории строительства» сводного сметного расчета стоимости строительства объекта как средства, связанные с получением исходных данных, технических условий на проведение необходимых согласований по проектным решениям.
![]() |
Справочно Для более детального изучения см. пособие-навигатор. |
Затраты по разработке предпроектной (предынвестиционной) документации подлежат списанию за счет основного источника, предусмотренного на выполнение проектных и изыскательских работ, в случае, если заказчиком (застройщиком) принято решение о нецелесообразности осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства.
Особенности использования предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации при проведении процедур закупок при строительстве
Закупка товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляется на основании проектной документации в соответствии с Указом № 591.
Комментируемым Указом предусмотрено, что в случае принятия заказчиком (застройщиком) решения о целесообразности и (или) обоснованности осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства основанием для проведения заказчиком (застройщиком) процедур закупок при строительстве может являться:
• предпроектная (предынвестиционная) документация при закупках технологического оборудования для объекта строительства;
• архитектурный проект при закупках товаров, работ, услуг при строительстве объекта.
Проведение процедур закупки технологического оборудования для объекта строительства на стадии разработки предпроектной (предынвестиционной) документации дает возможность учитывать при разработке проектной документации конкретное технологическое оборудование, необходимое при строительстве объекта, с учетом условий и графика поставки, предусмотренных в договоре на его поставку.
Осуществление авторского надзора за строительством
Как и ранее, авторский надзор за строительством объекта осуществляется разработчиком проектной документации на его строительство.
Основанием для осуществления авторского надзора за строительством служит договор на ведение авторского надзора за строительством, заключаемого разработчиком проектной документации с заказчиком (застройщиком) в соответствии с правилами заключения и исполнения такого договора, утверждаемыми Советом Министров РБ.
В случаях:
• ликвидации (прекращение деятельности) разработчика проектной документации;
• наличия иных обстоятельств, исключающих деятельность разработчика проектной документации,
Указом заказчику (застройщику) дано право привлечь для оказания услуг по авторскому надзору иную организацию (индивидуального предпринимателя) с соблюдением требований законодательства о закупках при строительстве.
18.02.2014
Сергей Емельянов, главный специалист сметно-договорного отдела