Комментарий от 19.07.2012
Автор: Островерхова Л.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 26.03.2012 № 140 «О помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения». Легализовать импортный товар с сомнительным статусом может добросовестный приобретатель


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ

к Указу Президента Республики Беларусь от 26.03.2012 № 140 «О помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения». Легализовать импортный товар с сомнительным статусом может добросовестный приобретатель

 

С 13 апреля 2012 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 26.03.2012 № 140 «О помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения» (далее - Указ).

Необходимость подписания данного Указа обусловлена, прежде всего, обстоятельствами, связанными с использованием ввезенных в страну товаров без осуществления соответствующих таможенных операций и, следовательно, уплаты таможенных пошлин и налогов в республиканский бюджет. Именно такие товары являются предметом административного таможенного правонарушения. Кроме того, в их отношении не соблюдены и меры нетарифного регулирования внешней торговли.

Товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь и не прошедшие так называемое таможенное оформление, т.е. ставшие предметом административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена конфискация таких товаров, зачастую переходят в собственность лиц, которые не совершали данного административного таможенного правонарушения, а значит, не знали либо не могли знать о предшествующей судьбе товара (далее - добросовестный приобретатель). А такие случаи не единичны.

С целью легализации обращения на территории Республики Беларусь таких товаров Указом предоставляется право добросовестным приобретателям поместить эти товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, т.е. оформить товары в таможенном отношении с уплатой причитающихся таможенных пошлин и налогов, а также с соблюдением иных требований таможенного законодательства. При этом определен срок подачи декларации - в течение 30 дней со дня получения письменного уведомления о начале административного процесса по административному таможенному правонарушению, предметом которого стали такие товары.

Однако добросовестный приобретатель имеет право отказаться от помещения товаров, ставших предметом административного таможенного правонарушения, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В таком случае судьбу товаров будет решать суд.

Поскольку в соответствии со ст.179 Таможенного кодекса таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных названным Кодексом, таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. А ввиду того что лицо отказывается реализовать предоставленное Указом право задекларировать товар, тем самым оно совершает административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью первой ст.14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Согласно части первой ст.14.5 КоАП недекларирование товаров, подлежащих таможенному оформлению, а равно представление таможенному органу в качестве документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, поддельных документов, если это дает основания для неприменения запретов и ограничений на ввоз в Республику Беларусь и (или) вывоз из Республики Беларусь товаров либо для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения размера таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных ст.14.1 и частью второй ст.14.5 КоАП, влекут наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин (далее - БВ) с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации; на индивидуального предпринимателя - от 10 до 100 БВ с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации, а на юридическое лицо - от 20 до 500 БВ с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. Таможенный кодекс таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. 

С 31 января 2018 г. следует руководствоваться главой 14 КоАП с изменениями и дополнениями, внесенными на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З.

 

Таким образом, несмотря на то что добросовестный приобретатель наделен правами, а не обязанностями по помещению товаров, ставших предметом административного таможенного правонарушения, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, логичным представляется все же оформить такие товары в таможенном отношении, а затем предъявить регрессный иск к продавцу этого товара, если, конечно, добросовестный приобретатель действительно таковым является.

Вместе с тем обязанность по помещению товаров, ставших предметом административного таможенного правонарушения, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, сохраняется за лицами, совершившими это административное таможенное правонарушение. К ним относятся незаконно переместившие товары через таможенную границу таможенного союза, не задекларировавшие такой товар и иные лица в зависимости от обстоятельств перемещения товаров через границу. При установлении таможенным органом таких лиц в отношении их составляется протокол об административном таможенном правонарушении в соответствии со ст.14.1, 14.5 либо иными статьями КоАП в зависимости опять-таки от обстоятельств дела. (Оценка всех обстоятельств административного правонарушения дается в каждом конкретном случае отдельно.)

Что касается таможенных пошлин и налогов, то согласно Указу в случае установления таможенным органом лица, фактически совершившего административное таможенное правонарушение, предмет которого помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления лицом, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которого товары находились на момент их обнаружения, уплаченные им (т.е. добросовестным приобретателем) таможенные пошлины, налоги рассматриваются излишне уплаченными и (или) излишне взысканными и подлежат возврату (зачету) лицу, уплатившему эти пошлины, налоги. Подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги в таком случае взыскиваются с лица, совершившего административное таможенное правонарушение.

Следует отметить, что не все товары, являющиеся предметом административного таможенного правонарушения, подлежат конфискации. Указом определен перечень таких товаров, не подлежащих конфискации. К ним относятся товары, которые:

• помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в порядке, установленном международными договорами и иными актами законодательства Республики Беларусь, с учетом положений Указа;

• приобретены после его совершения на территории Республики Беларусь лицом, не совершавшим это административное правонарушение, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если этот приобретатель не знал и не мог знать о его совершении, либо в розничной торговле.

Таким образом, на первый взгляд, принятый Указ обещает быть эффективным. Какова же будет практика его применения - покажет время.

Полагаем, что в ближайшее время появится нормативный правовой акт, который позволит заинтересованным лицам реализовать право, предоставленное Указом, запрашивать в таможенных органах информацию о факте выпуска товаров во избежание негативных последствий приобретения товаров, имеющих сомнительный статус на территории республики, так как п.2 Указа определено, что таможенные органы в установленном Государственным таможенным комитетом РБ порядке по запросам заинтересованных лиц предоставляют имеющуюся информацию о факте выпуска товаров в соответствии с международными договорами и иными актами законодательства Республики Беларусь.

 

19.07.2012 г.

 

Лариса Островерхова, заместитель начальника Минской центральной таможни, специалист таможенного дела