


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг». Анализ некоторых новелл
Общая характеристика нового Закона
Название Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон), по мнению автора, более объемное, что указывает на то, что он регулирует более широкий круг вопросов, нежели Закон Республики Беларусь от 12.03.1992 № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» (далее - Закон № 1512-XII). Данный вывод косвенно подтверждается тем, что Закон содержит 75 статей, в то время как Закон № 1512-XII всего лишь 42 статьи. В перспективе, с учетом важности такой сферы экономики, как рынок ценных бумаг, полагаем, законодатель может задуматься и том, что вопросы регулирования рынка ценных бумаг можно отразить в отдельном кодексе, принимая во внимание то, что рынок ценных бумаг помимо Закона регулируется большим количеством подзаконных актов. Для сравнения: вопросу водных ресурсов посвящен Водный кодекс Республики Беларусь, содержащий 64 статьи (вступает в силу 21 мая 2015 г.).
Расширение и уточнение понятийного аппарата
По сравнению с Законом № 1512-XII ст.1 Закона содержит в себе расширенный понятийный аппарат. В рамках правоотношений, возникающих при регулировании рынка ценных бумаг, даны легальные определения применяемым терминам, что должно исключить возможность их разного толкования на практике. Некоторые определения терминов уточнены. Например, решена проблема разделения понятий «выпуск ценных бумаг» и «эмиссия ценных бумаг».
Сфера действия Закона
Четко определена сфера действия Закона. Следует отметить, что Закон будет применяться в отношении более широкого круга вопросов, нежели Закон № 1512-XII, что позволит применять его нормы к правоотношениям, складывающимся при эмиссии, обращении и погашении государственных ценных бумаг, ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь, ценных бумаг местных исполнительных и распорядительных органов, а также при эмиссии акций акционерных обществ, созданных в процессе преобразования арендных предприятий, коллективных (народных) предприятий, государственных предприятий, государственных унитарных предприятий и в процессе приватизации арендных предприятий, а также обращении акций этих акционерных обществ, принадлежащих Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам (части вторая, третья ст.2 Закона).
Уточнение компетенции государственных органов при регулировании рынка ценных бумаг
Упорядочена и уточнена компетенция государственных органов при регулировании рынка ценных бумаг, что нашло свое отражение в главе 2 Закона. Например, ранее такая компетенция в отношении Совета Министров Республики Беларусь вообще не была определена, а компетенция профильного ведомства - Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь определялась подзаконным актом - Положением о Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 982.
Определение термина «эмиссионная ценная бумага»
Ввиду отсутствия легального определения термина «эмиссионная ценная бумага» на практике возникал вопрос: какие ценные бумаги считать эмиссионными? Часть первая ст.9 Закона к таким бумагам напрямую относит акции, облигации, государственные облигации. Иные ценные бумаги будут считаться эмиссионными в случае прямого указания на это в актах законодательства. Следует отметить, что такие ценные бумаги должны отвечать критериям, изложенным в определении термина «эмиссионная ценная бумага» (абзац 40 части первой ст.1 Закона).
Форма именных эмиссионных ценных бумаг
Закреплена норма о том, что именные эмиссионные ценные бумаги могут эмитироваться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь (часть шестая ст.9 Закона). Закон № 1512-XII допускал эмиссию именных ценных бумаг не только в бездокументарной форме, но и в документарной, хотя на практике именные ценные бумаги и так эмитировались в бездокументарной форме. Легально определено, что документом, подтверждающим право на бездокументарную эмиссионную ценную бумагу, является выписка о состоянии счета «депо», открытого депозитарием для ее учета (часть четвертая ст.9 Закона).
Определение момента фиксации прав на эмиссионные ценные бумаги
Решена проблема определения момента фиксации прав на эмиссионные ценные бумаги в зависимости от их формы, а также возникновения прав, удостоверяемых такими ценными бумагами. Ранее данная проблема дискутировалась и была связана, прежде всего, с определением того, в какой момент ценная бумага возникает как объект гражданского права и соответственно в какой момент возникают права, удостоверяемые такими ценными бумагами. Законом, в частности, предусмотрено, что права на эмиссионные ценные бумаги, эмитированные в бездокументарной форме, возникают с момента зачисления этих ценных бумаг на счет «депо» владельца (момент фиксации прав на ценные бумаги). Права, удостоверяемые эмиссионными ценными бумагами, эмитированными в бездокументарной форме, считаются возникшими у их владельцев с момента фиксации прав на указанные ценные бумаги депозитарием.
Права на документарные эмиссионные ценные бумаги, а также права, удостоверяемые этими ценными бумагами, возникают с момента передачи этих ценных бумаг их владельцам (части первая, вторая ст.11 Закона).
Эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями
Частью шестой ст.12 Закона определено, что эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями допускается только в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь о ценных бумагах. Ранее Закон № 1512-XII допускал такую эмиссию ценных бумаг и некоммерческими организациями, на что указывала норма п.2 ст.5 Закона № 1512-XII. С точки зрения надежности инвестиций в ценные бумаги, а также риска неисполнения обязательств по таким ценным бумагам в большинстве случаев некоммерческие организации не вызывают доверия у инвесторов, поэтому законодатель, видимо, решил предоставить им право эмиссии ценных бумаг только в исключительных случаях, о чем напрямую должно быть указано в законодательных актах.
Соотношение сведений, указанных в решении о выпуске эмиссионных ценных бумаг и в самой ценной бумаге, эмитированной в документарной форме
В Законе нашел отражение вопрос о соотношении сведений, указанных в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг и в самой ценной бумаге, эмитированной в документарной форме, в случае если в них есть несоответствия. Так, согласно части четвертой ст.13 Закона в случае несоответствия реквизитов эмиссионной ценной бумаги, эмитированной в документарной форме, и сведений, содержащихся в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, объем прав, удостоверяемых эмиссионной ценной бумагой, определяется на основании сведений, содержащихся в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг.
Размещение акций за пределами Республики Беларусь
С учетом практики эмиссии ценных бумаг на территории Республики Беларусь и последующего их размещения за пределами Республики Беларусь (например, еврооблигации (евробонды)) Закон содержит нормы, направленные на регулирование указанных правоотношений (например, часть третья ст.12, часть шестая ст.13, часть шестая ст.18, абзац 5 части третьей ст.21, часть четвертая ст.21, часть первая ст.36, часть первая ст.38, часть первая ст.39, часть вторая ст.42, абзац 6 части первой ст.46 Закона).
Новое основание для внесения изменений в Государственный реестр ценных бумаг
Добавлено еще одно основание для внесения изменений в Государственный реестр ценных бумаг, а именно: признание судом решения о выпуске (дополнительном выпуске) акций недействительным (абзац 8 части седьмой ст.14 Закона). На данный момент основания для внесения изменений в Государственный реестр ценных бумаг изложены в п.104 Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 № 146.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 ноября 2017 г. вместо Инструкции № 146 действует Инструкция о некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 78. |
Расширение перечня оснований для отказа в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг
Расширен перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Так, согласно абзацу 5 части первой ст.15 Закона основанием для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг является наличие в течение 5 лет до даты представления документов для государственной регистрации выпуска облигаций факта (фактов) неисполнения обязательств по облигациям, ранее эмитированным эмитентом, представившим документы для государственной регистрации выпуска облигаций, либо эмитентом, собственником имущества или участниками, владевшими более чем 25 % долей в уставном фонде (акций), членами совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, лицом, осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа, которого являлись собственник имущества или участники, владеющие более чем 25 % долей в уставном фонде (акций), члены совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа эмитента, лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, эмитента, представившего документы для государственной регистрации выпуска облигаций.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2017 г. в абзац 5 части первой ст.15 Закона на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2017 № 52-З внесены дополнения: наличие в течение 5 лет до даты представления документов для государственной регистрации выпуска облигаций факта (фактов) неисполнения обязательств по облигациям, ранее эмитированным эмитентом, представившим документы для государственной регистрации выпуска облигаций, либо эмитентом, собственником имущества или участниками (за исключением Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц), владевшими более чем 25 % долей в уставном фонде (акций), членами совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, лицом, осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа, которого являлись собственник имущества или участники (за исключением Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц), владеющие более чем 25 % долей в уставном фонде (акций), члены совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа эмитента, лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, эмитента, представившего документы для государственной регистрации выпуска облигаций. |
Вместе с тем отметим, что если ранее решение об отказе в государственной регистрации ценных бумаг могло быть обжаловано в течение одного года со дня его принятия в государственный орган, вышестоящий по отношению к органу, принявшему данное решение, или в хозяйственный (с 1 января 2014 г. - экономический) суд (часть третья п.4 ст.8 Закона № 1512-XII), то Закон такого срока не устанавливает. Хотя с точки зрения обжалования действий государственного органа, исходя из нормы части второй ст.227 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, такой срок все-таки должен быть предусмотрен, так как подобные заявления могут быть поданы в суд, рассматривающий экономические дела, в срок, установленный актами законодательства.
Для сравнения отметим, что норма части седьмой ст.20 Закона предусматривает срок для обжалования решения республиканского органа государственного управления, осуществляющего государственное регулирование рынка ценных бумаг, о признании эмиссии эмиссионных ценных бумаг недобросовестной, или о признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным, или о приостановлении эмиссии эмиссионных ценных бумаг, или о запрещении эмиссии эмиссионных ценных бумаг.
Определение перечня случаев составления проспекта эмиссии и перечня оснований для отказа в регистрации проспекта эмиссии
Закрытый перечень случаев составления проспекта эмиссии:
• эмиссия акций, размещаемых путем проведения открытой подписки (продажи);
• эмиссия облигаций;
• допуск эмиссионных ценных бумаг к торгам на фондовой бирже (часть первая ст.16 Закона).
Установлен также перечень оснований для отказа в регистрации проспекта эмиссии, изменений и (или) дополнений, вносимых в проспект эмиссии (часть пятая ст.16 Закона). Следует отметить, что данный перечень не закрытый. Дополнительные основания для отказа в регистрации проспекта эмиссии, изменений и (или) дополнений, вносимых в проспект эмиссии, могут быть установлены законодательными актами Республики Беларусь.
Создание единого информационного ресурса рынка ценных бумаг
Законом предусмотрена обязанность республиканского органа государственного управления, осуществляющего государственное регулирование рынка ценных бумаг, обеспечить создание и функционирование единого информационного ресурса рынка ценных бумаг в целях организации информационного обеспечения участников рынка ценных бумаг и государственных органов (абзац 4 части четвертой ст.8 Закона). Наличие данной нормы представляется весьма разумным, поскольку позволит в концентрированном виде собирать информацию о деятельности и состоянии рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. В частности, Законом предусмотрено размещение на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг следующего:
• краткой информации об эмиссии эмиссионных ценных бумаг (часть третья ст.16, часть первая ст.17 Закона);
• закрытой информации на рынке ценных бумаг (часть четвертая ст.54 Закона);
• годового отчета эмитента, осуществившего эмиссию эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций закрытого акционерного общества (абзац 2 части третьей ст.55 Закона);
• информации о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента, которые могут повлиять на стоимость эмиссионных ценных бумаг (часть третья ст.56 Закона);
• информации о намерении осуществить приобретение простых (обыкновенных) акций собственной эмиссии (часть первая ст.57 Закона);
• текста предложения о покупке либо скупке акций (часть четвертая ст.58 Закона);
• информации об аннулировании, о прекращении либо приостановлении действия специального разрешения (лицензии) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам; об административных взысканиях, наложенных на эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их работников республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг; о судебных решениях, вынесенных по искам республиканского органа государственного управления, осуществляющего государственное регулирование рынка ценных бумаг; о фактах неисполнения обязательств по эмиссионным ценным бумагам с указанием сведений об эмитенте, собственнике имущества (учредителях, участниках) эмитента, а также о профессиональном участнике рынка ценных бумаг, обслуживающем выпуск эмиссионных ценных бумаг, обязательства по которым не исполнены (часть вторая ст.65 Закона).
Недопустимость преимущественного права приобретения эмиссионных ценных бумаг одними инвесторами по сравнению с другими либо одним инвестором
Законом закреплено общее правило о недопустимости преимущественного права приобретения эмиссионных ценных бумаг одними инвесторами по сравнению с другими либо одним инвестором. Исключение составляют случаи, указанные в части пятой ст.18 Закона.
Вопросы функционирования фондового рынка
В ст.21-27 Закона четко структурированы основные нормы, касающиеся функционирования фондового рынка с его основными инструментами - акциями и облигациями. Данные статьи включают вопросы эмиссии акций, облигаций, биржевых облигаций, а также особенности их обращения. Вместе с тем стоит отметить, что особенности этапов эмиссии эмиссионных ценных бумаг будут определяться подзаконными актами (часть восьмая ст.21, часть пятая ст.22 Закона).
Нововведением стали нормы об особенностях размещения и обращения эмиссионных ценных бумаг эмитентов-нерезидентов на территории Республики Беларусь (ст.27 Закона).
Приведение норм Закона в соответствие с законодательством о лицензировании
Приведены в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» нормы о работах и услугах, составляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам (часть первая ст.30 Закона).
Введение института маржинальных сделок
Новелла для брокеров - введение института маржинальных сделок. Так, маржинальными сделками признаются сделки, совершаемые с использованием денежных средств и (или) ценных бумаг, предоставленных брокером взаем. Основным требованием для таких сделок является предоставление клиентом брокеру в залог ценных бумаг, принадлежащих клиенту и (или) приобретаемых брокером для клиента по таким сделкам. Особенности совершения таких сделок будут определяться подзаконным актом (часть девятая ст.31 Закона).
Расширение круга субъектов, имеющих право осуществлять клиринговую деятельность
Помимо открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» (организатор торговли ценными бумагами) такую деятельность смогут осуществлять банки, небанковские кредитно-финансовые организации (часть четвертая ст.34 Закона). Кроме того, предусмотрено право клиринговых организаций создавать гарантийные фонды в целях минимизации рисков неисполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами (абзац 4 части пятой ст.34 Закона).
Расширение функций фондовой биржи
Законом установлено, что фондовая биржа вправе совмещать свою деятельность с деятельностью валютной биржи, товарной биржи, клиринговой деятельностью, деятельностью по распространению информации, иными видами деятельности, связанными с выполнением ее функций по организации и проведению торгов. Однако, при этом уточнено, что для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение. Фондовой бирже также предоставлено право создания гарантийных фондов (части вторая, четвертая, седьмая ст.38 Закона).
Нормы о депозитарной системе и депозитарной деятельности
В самостоятельную главу выделены нормы о депозитарной системе и депозитарной деятельности (глава 8 Закона). В связи с этим после вступления в силу Закона утрачивает силу Закон Республики Беларусь от 09.07.1999 № 280-З «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь». Следует отметить, что кардинальных перемен в области депозитарного учета не произошло.
Институт саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг
В Законе саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг посвящена глава 9 Закона.
Перечень прав саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг в регулировании рынка ценных бумаг приведен в ст.53 Закона. Вместе с тем Закон обошел стороной вопрос организационно-правовой формы такой организации. Логично предположить, что она должна создаваться в форме ассоциации (союза). Следует также отметить, что на данный момент в Республике Беларусь существует Ассоциация участников рынка ценных бумаг.
Введение понятия «инсайдерская информация»
В законодательство введены:
• понятие «инсайдерская информация», под которой признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и эмитированных им эмиссионных ценных бумагах, за исключением Министерства финансов Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и эмитированных ими эмиссионных ценных бумаг, а также информация, указанная в части восьмой ст.36 Закона, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора, заключенного с эмитентом и (или) профессиональным участником рынка ценных бумаг, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг (часть третья ст.54 Закона);
• понятие «общедоступная информация», под которой признается информация, распространение и (или) предоставление которой не ограничено Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь (часть пятая ст.54 Закона).
Определен и круг лиц, располагающих инсайдерской информацией (часть первая ст.60 Закона).
Следует отметить, что появление в Законе отдельной главы, регулирующей порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, представляется очень важным с точки зрения повышения внимания инвесторов и, следовательно, привлечения инвестиций в такие финансовые инструменты, как акции.
Изменение срока доведения до сведения неопределенного круга лиц годового отчета эмитента
Новеллой стала возможность доведения до сведения неопределенного круга лиц годового отчета эмитента не позднее одного месяца после его утверждения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о хозяйственных обществах (абзац 2 части третьей ст.55 Закона). На данный момент такой отчет подлежит доведению до сведения неопределенного круга лиц не позднее 3 месяцев со дня окончания финансового года, следующего за отчетным (п.2 ст.13 Закона № 1512-XII).
Расширение перечня информации о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента, которая подлежит раскрытию
Законом расширен перечень информации о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента, которая подлежит раскрытию (часть вторая ст.56 Закона) по сравнению с существующим (п.12 Инструкции о порядке представления и публикации участниками рынка ценных бумаг отчетности и иной информации, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21.12.2010 № 157).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 октября 2016 г. действует новая Инструкция о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13.06.2016 № 43. |
Такими существенными фактами (событиями, действиями) являются:
• совершение эмитентом крупной сделки, признаваемой таковой в соответствии с частью первой ст.58 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»;
• совершение эмитентом сделки, в отношении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц, признаваемой таковой в соответствии с частью первой с.57 вышеназванного Закона;
• совершение эмитентом сделки с 5 % и более простых (обыкновенных) акций собственной эмиссии;
• реорганизация (ликвидация) эмитента, его дочерних и зависимых хозяйственных обществ;
• возбуждение в отношении эмитента производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
• формирование реестра владельцев ценных бумаг эмитента;
• проведение эмиссии эмиссионных ценных бумаг, приостановление, возобновление, запрет эмиссии, признание эмиссии несостоявшейся, аннулирование выпуска (части выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
• выплата дивидендов по акциям, дохода по облигациям;
• иные факты (события, действия), определяемые республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Нормы о защите прав и законных интересов инвесторов
С целью дальнейшего развития рынка ценных бумаг, создания действенных механизмов защиты прав инвесторов и, главное, с целью привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь в Законе нашли свое отражение нормы о защите прав и законных интересов инвесторов (глава 11 Закона). Определен порядок предоставления информации инвестору об обращении эмиссионных ценных бумаг эмитентом и профессиональным участником рынка ценных бумаг. Помимо этого, на республиканский орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг, возложена обязанность по информированию инвесторов.
![]() |
Справочно Комментарий к другим нормам Закона см. здесь. |
10.04.2015
Дмитрий Жилевский, юрист, специалист рынка ценных бумаг