


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Основные особенности и нововведения
25 января 2013 г. вступает в силу новый Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 415-З, новый Закон), который отменит действие Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 423-З).
Следует отметить, что Закон № 415-З не вносит принципиальных изменений в законодательство о банкротстве, а скорее сводит в единый документ все важнейшие нормативные акты, принятые для регулирования этой сферы в 2000-2011 гг. Его важнейшие нововведения касаются порядка отчуждения имущества, продления срока санации, регулирования банкротства индивидуальных предпринимателей и положений, направленных на сокращение сроков ликвидационных производств. Новый Закон можно рассматривать как очередной шаг в постепенном совершенствовании механизмов государственного регулирования экономической несостоятельности (банкротства), приведении их в соответствие с нынешним уровнем социально-экономического развития страны.
1. В ст.1 Закона № 415-З введены либо уточнены и изложены в новой редакции термины в соответствии с применяемой в Указе Президента РБ от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» терминологией, а также добавлено несколько новых понятий:
• кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам, по обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту);
• ликвидируемый должник - юридическое лицо, в отношении которого решение о ликвидации принято до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 февраля 2013 г. Указ № 508 в связи с принятием Указа Президента РБ от 05.02.2013 № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)» утратил силу. |
Более четко определены некоторые другие понятия.
Понятие | Трактовка Закона № 423-З | Трактовка Закона № 415-З (ст.1) |
Крупная сделка | Сделка, влекущая распоряжение недвижимым имуществом или иным имуществом должника, балансовая стоимость которого на момент заключения сделки превышает 20 % балансовой стоимости активов должника (ст.103) | Сделка, влекущая распоряжение недвижимым или иным имуществом должника - юридического лица, балансовая стоимость которого на момент заключения сделки составляет 20 % и более балансовой стоимости активов должника, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, в отношении должника - индивидуального предпринимателя, а также юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения без ведения бухгалтерского учета, - сделка на сумму, составляющую 100 и более базовых величин |
Отсутствующий должник | Индивидуальный предприниматель либо руководитель должника, фактически прекратившего свою деятельность, установить местонахождение которых не представляется возможным (ст.250) | Индивидуальный предприниматель, в отношении которого по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания, либо юридическое лицо, фактически прекратившее свою хозяйственную (экономическую) деятельность, место жительства (место нахождения) руководителя (органов управления) которого установить не представляется возможным |
Сельско-хозяйственная организация | Юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 % от общей суммы выручки (ст.174) | Юридическое лицо, основным видом деятельности которого является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 % от общей суммы выручки за предыдущий финансовый год |
Неплатеже-способность | Неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст.1) | Неспособность в полном объеме (примечание) удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по платежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений |
2. Устранена коллизия с Уголовным кодексом РБ (ст.238 и 240) при определении понятий ложного и преднамеренного банкротства: в Законе № 415-З просто нет определения этих терминов.
Новшества в ответственности должника, процедуре банкротства
1. В отличие от Закона № 423-З в ст.6 Закона № 415-З установлено, что при определении наличия оснований для открытия конкурсного производства в отношении должника не принимаются во внимание обязательства перед гражданами, по которым должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью или по компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда их жизни или здоровью, обязательства перед учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающие из такого участия. Подлежащая уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств неустойка (штрафы, пени) не учитывается при определении размера денежного обязательства.
2. Более четко в новом Законе определено, кто и в каких случаях обладает правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника (ст.8) и в каких случаях должник вправе подать в хозяйственный суд заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве) (ст.9).
3. В ст.11 Закона № 415-З об ответственности должника и иных лиц в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) теперь указано, что в определенных случаях они солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника. Уточнен перечень этих лиц, а также уточнено, кто и когда может подать иски о привлечении их к субсидиарной ответственности. Изменена ответственность за подачу заявления должника при наличии у лица, от имени которого подано это заявление, возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме: если ранее предусматривалась ответственность за убытки (вред, в т.ч. моральный), то теперь говорится о реальном ущербе, причиненном этим действием.
4. Новым Законом установлено (ст.13), что при рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника - индивидуального предпринимателя могут применяться процедуры не только конкурсного производства и мирового соглашения, но и защитный период - в случае необходимости завершения досудебного оздоровления, если оно не завершено до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). К процедурам конкурсного производства, кроме санации и ликвидационного производства, добавлена процедура завершения подготовки дела к судебному разбирательству.
Государственное регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
В компетенцию органа государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) добавлены (ст.14 Закона № 415-З):
• установление порядка определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам (таким образом, закреплена существующая ситуация - в настоящее время действует постановление Минэкономики РБ от 20.06.2008 № 129 «Об утверждении Инструкции по определению наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовке заключений по данным вопросам»);
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 февраля 2013 г. постановление № 129 на основании постановления Минэкономики РБ от 04.12.2012 № 107 утратило силу. Следует применять Инструкцию о порядке определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам, утвержденную постановлением № 107. |
• представление по запросам государственных органов заключения по кандидатурам управляющих, назначаемых в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы (фактически производится и в настоящее время);
• контроль за соблюдением управляющими требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве), а также мониторинг их деятельности (фактически производится и в настоящее время);
• право заявлять в хозяйственный суд ходатайства о приостановлении реализации имущества должников - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, для выработки предложений о восстановлении платежеспособности этих должников.
Изъято полномочие об аккредитации организаций на осуществление подготовки управляющих или на проведение психофизиологического тестирования кандидатов в управляющие, а также аккредитации юридических и физических лиц на осуществление экспертной деятельности по вопросам банкротства и улучшения финансового состояния должников.
![]() |
К сведению Деятельность судебных экспертов, связанная с экспертизой финансового состояния и платежеспособности должника, будет осуществляться согласно законодательству о судебно-экспертной деятельности (ст.47 Закона № 415-З). |
Публикация информации по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
Существенные изменения внесены в порядок публикации информации по делам об экономической несостоятельности (банкротстве). В частности, ст.21 Закона № 415-З установлено, что:
• сведения, связанные с производством по делу, представляемые для опубликования государственными органами, публикуются государственными средствами массовой информации бесплатно;
• сведения, подлежащие опубликованию, включаются в Единый государственный реестр сведений о банкротстве, порядок формирования и ведения которого, а также порядок и сроки включения управляющими и органом государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) сведений в реестр, порядок их размещения в сети Интернет устанавливаются Советом Министров РБ;
• сведения, содержащиеся в этом реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством, а орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) обеспечивает их доступность путем размещения в сети Интернет;
• при проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства) обязательному опубликованию подлежат сведения о (об):
- возбуждении производства по делу;
- введении защитного периода и открытии конкурсного производства;
- прекращении производства по делу;
- назначении, отстранении или освобождении управляющего;
- удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;
- проведении торгов по продаже имущества должника и результатах проведения торгов;
- изменении опубликованных сведений и (или) содержащих эти сведения судебных постановлений;
• сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать:
- имя (наименование) должника, его место жительства (место пребывания) или место нахождения, идентифицирующие должника сведения (регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР), учетный номер плательщика);
- наименование хозяйственного суда, принявшего судебное постановление, дату принятия такого постановления и указание на наименование процедуры, а также на номер такого дела;
- имя (наименование) назначенного управляющего и его почтовый адрес (для направления ему корреспонденции);
- иные сведения в случаях, предусмотренных Законом № 415-З.
Судебный порядок рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве)
1. В ст.27 Закона № 415-З уточнены форма и содержание заявления должника. Расширен и скорректирован список документов, прилагаемых к его заявлению. В частности, теперь будет требоваться представление документов, подтверждающих принятие мер по ликвидации должника в порядке, установленном гражданским законодательством (ст.28 Закона № 415-З).
2. Статьей 33 Закона № 415-З установлено, что налоговые органы теперь также являются уполномоченными органами по подаче заявлений кредитора и осуществлению функций кредитора в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) должника по уплате административных взысканий в виде штрафов, подлежащих уплате на основании постановлений хозяйственных судов.
3. Увеличены сроки новым Законом:
с 5 до 7 дней со дня получения копии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника теперь должник направляет в хозяйственный суд и лицу, подавшему заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, отзыв на такое заявление (ст.35);
с 14 до 30 дней увеличен срок рассмотрения судом заявлений управляющего, жалоб кредиторов и иных лиц, участвующих в деле, о нарушениях их прав и интересов (ст.54).
Статьей 57 установлен срок проведения повторного собрания кредиторов (30 дней), определено, что решение собрания оформляется протоколом, один из экземпляров которого направляется в хозяйственный суд в течение 5 дней с даты проведения собрания, а также перечислены документы, прилагаемые к протоколу.
4. При установлении последствий вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве должника (ст.37 Закона № 415-З) определено, что приостановление производства по делу, связанному с взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества, не распространяется на дела по искам работников должника о восстановлении на работе, взыскании денежных сумм, связанных с выполнением трудовых обязанностей, возбужденные общими судами до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
5. Исключено положение о возможности наложения хозяйственным судом штрафов на должника, заинтересованное лицо в отношении должника или кредитора.
Статьей 39 Закона № 415-З изменен срок, с которого устанавливается защитный период: с момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (ранее - с момента принятия заявления о банкротстве).
Установлено также, что при принятии хозяйственным судом решения о введении в отношении должника защитного периода сроком до 3 лет определением о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника одновременно утверждается план завершения его досудебного оздоровления.
Обязанности временного управляющего
Важные изменения коснулись обязанностей временного управляющего (ст.42 Закона № 415-З). Теперь он обязан, в частности:
• предъявлять в хозяйственный суд требования о признании сделок недействительными, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных законодательными актами (в соответствии с Законом № 423-З это было его правом);
• сообщать в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы и контролирующие (надзорные) органы в соответствии с их компетенцией в случае обнаружения данные, объективно свидетельствующие о недобросовестности, злоупотреблениях руководителя (руководителей) и должностных лиц должника - юридического лица, не позднее 30 дней со дня их обнаружения;
• представлять в соответствии с законом информацию кредиторам, должнику и в хозяйственный суд;
• организовывать хозяйственную (экономическую) деятельность должника (ранее - оказывать содействие в ее организации).
Анализ финансового состояния и платежеспособности должника
Статьей 43 Закона № 415-З уточнены положения о проведении анализа финансового состояния и платежеспособности должника: в качестве цели анализа в процедуре защитного периода добавлено определение достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения (заработной платы) управляющему. Установлено также, что экспертиза финансового состояния и платежеспособности должника может быть назначена хозяйственным судом по предложению иных лиц, участвующих в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), при условии покрытия этими лицами судебных расходов, связанных с проведением такой экспертизы.
Опись (инвентаризация) и оценка имущества должника
Претерпели существенные изменения положения об описи (инвентаризации) и оценке имущества должника (ст.44 нового Закона). Установлено, что:
• проведение оценки имущества должника, подлежащего продаже, обязательно;
• в процедуре конкурсного производства управляющий проводит опись (инвентаризацию), внутреннюю оценку имущества должника и (или) обеспечивает проведение его независимой оценки;
• решение о проведении внутренней и (или) независимой оценки, виде определяемой стоимости предприятия как имущественного комплекса и иного имущества должника принимается:
- в процедуре защитного периода руководителем должника по согласованию с временным управляющим с предварительным уведомлением хозяйственного суда;
- в процедуре конкурсного производства до созыва первого собрания кредиторов - антикризисным управляющим по предварительному согласованию с хозяйственным судом;
- в процедуре конкурсного производства после созыва первого собрания кредиторов - собранием (комитетом) кредиторов;
• собранием (комитетом) кредиторов может быть принято решение о проведении повторной оценки имущества должника;
• при продаже предприятия как имущественного комплекса и иного недвижимого имущества должника оно подлежит независимой оценке до продажи с привлечением юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих оценочную деятельность;
• при проведении аукциона (конкурса) по продаже государственного имущества должника независимая оценка такого имущества для определения его начальной стоимости проводится только государственными организациями, организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 %, осуществляющими оценочную деятельность, а также организациями, созданными Белорусской торгово-промышленной палатой, перечень которых определяется Президентом РБ.
Новое в управлении после введения и по окончании защитного периода
1. В ст.45 нового Закона определено, что продажа предприятия должника как имущественного комплекса в защитном периоде не допускается.
2. По окончании защитного периода хозяйственный суд рассматривает не только заявление (заявления) об экономической несостоятельности (банкротстве) должника и отчет временного управляющего о своей деятельности, но и анализ финансового состояния и платежеспособности должника, а также отчет об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде (ст.46 Закона № 415-З).
3. Увеличен с 7 до 8 месяцев со дня поступления заявления о банкротстве должника в хозяйственный суд срок, в течение которого должно быть рассмотрено дело об экономической несостоятельности (банкротстве) в заседании суда (ст.48 Закона № 415-З), а в случае установления защитного периода сроком до 3 лет в целях завершения досудебного оздоровления - в срок, не превышающий 3 лет и 5 месяцев со дня поступления заявления.
Основания для прекращения производства по делу
Перечень оснований для прекращения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) дополнен. Теперь производство по делу прекращается в случае:
• отсутствия заявленных требований кредиторов к должнику;
• признания необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу при отсутствии заявленных и признанных требований кредиторов;
• отсутствия сведений о должнике в ЕГР;
• наличия в производстве хозяйственного суда дела об экономической несостоятельности (банкротстве) того же должника;
• установления при рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) факта того, что имеющееся у должника - юридического лица имущество (активы) позволяет удовлетворить требования всех кредиторов в полном объеме (ст.51 Закона № 415-З).
Управляющий в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
1. Новацией Закона № 415-З стало требование к лицу, подавшему в хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, представить в хозяйственный суд не менее 3 кандидатур управляющего (ст.64), в противном случае суд возвращает заявление.
2. Статьей 68 нового Закона определено, что контроль за правильностью расчета вознаграждения управляющему осуществляет орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).
3. В новом Законе уточнен порядок освобождения управляющего от исполнения обязанностей и определен перечень случаев, в которых прекращаются его полномочия (ст.74), а также более подробно в сравнении с Законом № 423-З регламентирован порядок назначения нового управляющего (ст.75).
4. В обязанность управляющему теперь вменено предъявление в хозяйственный суд требований о признании сделок недействительными, о применении последствий их недействительности, а также подача исков о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника - юридического лица и (или) иных виновных в экономической несостоятельности (банкротстве) должника лиц (ст.77 Закона № 415-З).
5. Статья 78 Закона № 415-З определяет, что вознаграждение лицам, привлекаемым для выполнения задач, связанных с производством по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), выплачивается за счет средств должника сверх вознаграждения, назначенного управляющему, либо за счет средств кредиторов и устанавливается управляющим с согласия собрания (комитета) кредиторов с уведомлением хозяйственного суда, а до созыва первого собрания кредиторов - только с согласия хозяйственного суда.
6. Уточнен порядок прекращения полномочий управляющего после прекращения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и передачи им дел (ст.79 Закона № 415-З).
7. Детализированы нормы об ответственности управляющего за причинение ущерба должнику и кредиторам. В частности, возмещение такого ущерба, нанесенного по вине управляющего, производится страховой организацией в пределах страховой суммы, установленной по договору обязательного страхования. Управляющий обязан за свой счет возместить кредиторам или должнику ущерб, причиненный по его вине, в части, не покрытой страховым возмещением.
Управляющий, действующий на основании контракта, несет ответственность с учетом норм трудового законодательства.
8. Исключены положения о документе, удостоверяющем полномочия управляющего (удостоверении управляющего), помощнике (помощниках) управляющего и о дисквалификации управляющего хозяйственным судом.
9. Если у управляющего имеются сведения о совершении преступления и (или) административного правонарушения, связанных с хозяйственной (экономической) деятельностью должника, управляющий не позднее 30 дней со дня появления у него таких сведений обязан сообщить об этом в орган, к компетенции которого относится ведение административного процесса по делам о таком административном правонарушении или осуществление предварительного расследования по уголовным делам о таком преступлении (ранее требовалось сообщить в органы прокуратуры и хозяйственный суд).
![]() |
Справочно Перечень управляющих, соответствующих профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к временному (антикризисному) управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), размещен на сайте Министерства экономики РБ http://www.economy.gov.by/ru/ec_entities/restructuring-insolvency/new_url_896402376. |
Основания для открытия конкурсного производства
Статьей 84 Закона № 415-З уточнены основания для открытия конкурсного производства. Теперь к ним относятся (кроме и ранее имевшегося основания в виде неплатежеспособности, имеющей устойчивый характер) следующие:
• должник не в состоянии исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер;
• имеются иные обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности должника, в т.ч. предусмотренные в качестве оснований для признания индивидуального предпринимателя банкротом, о недостаточности имущества должника, находящегося в процедуре ликвидации, для удовлетворения требований кредиторов, а также об отсутствии должника - индивидуального предпринимателя либо руководителя должника, фактически прекратившего свою деятельность.
Последствия открытия конкурсного производства
Уточнены и дополнены нормы, определяющие последствия открытия конкурсного производства, в частности:
• трудовой договор (контракт) с руководителем организации-должника прекращается (Законом № 423-З предписывалось отстранение от работы);
• органы управления должника - юридического лица, должник - индивидуальный предприниматель в срок, установленный хозяйственным судом, но не превышающий 10 дней (ранее - в течение 3 дней), обязаны обеспечить передачу управляющему бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей. В случае неисполнения этой обязанности управляющий не позднее 3 дней после истечения срока, в течение которого должна быть обеспечена передача, должен обратиться в хозяйственный суд с ходатайством о понуждении указанных органов или лиц к исполнению этой обязанности;
• срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также уплаты ранее отсроченных, рассроченных обязательных платежей должника, платежей должника, по которым предоставлен налоговый кредит, считается наступившим;
• приостанавливается начисление процентов, неустойки, пеней по всем видам задолженности должника, за исключением задолженности, возникшей после открытия конкурсного производства;
• снимаются иные ограничения по распоряжению имуществом должника (в т.ч. отменяются меры по обеспечению исполнения налогового обязательства, уплаты пеней), за исключением случаев, установленных хозяйственным судом, а также случаев, когда соответствующее имущество должника признано вещественным доказательством по уголовному делу или по делу об административном правонарушении либо на него наложен арест в целях обеспечения исполнения приговора или постановления по делу об административном правонарушении;
• не приостанавливается взыскание задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда работников должника и лиц, работающих у должника по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, а также по выплате алиментов.
Временное ограничение права должника на выезд из Республики Беларусь
Скорректированы положения, касающиеся ограничения судом в рамках дела об экономической несостоятельности (банкротстве) выезда граждан из страны: с момента открытия конкурсного производства хозяйственным судом может быть принято решение о временном ограничении права должника - индивидуального предпринимателя, заинтересованного лица в отношении должника - юридического лица на выезд из Республики Беларусь на срок, установленный хозяйственным судом, но не более чем до окончания производства по делу; если должник - юридическое лицо, то хозяйственный суд по предложению управляющего, должника или по собственной инициативе решает, к кому из физических лиц, являющихся заинтересованными в отношении этого должника, применяются установленные ограничения (ст.88 Закона № 415-З).
Размер и реестр требований кредиторов
1. Статьей 89 Закона № 415-З установлено, что размер требований кредиторов определяется на основании подтверждающих предъявленные требования документов, которые должны быть нотариально заверены, либо представляются оригиналы документов вместе с их копиями для сверки управляющим с последующим возвращением оригиналов кредиторам.
2. Уточнены порядок ведения реестра требований кредиторов и содержание вносимых в него сведений (ст.90 Закона № 415-З).
Иные новшества при открытии конкурсного производства
1. Оговорено, что запрет на зачет требований должника не распространяется на зачет налогов, сборов (пошлин) и пени, проводимый в соответствии с налоговым законодательством (ст.91 Закона № 415-З).
2. В нормах Закона № 415-З об учете имущества должника (ст.97) теперь урегулированы вопросы, связанные с имуществом, находящимся под таможенным контролем; уточнены также вопросы распоряжения имуществом, не включаемым в состав имущества должника (ст.98), и ведения счета должника в банке (ст.99).
3. При регулировании хозяйственных споров с участием должника уточнено, что исковые заявления по имущественным требованиям к должнику, в отношении которого открыто конкурсное производство, производства по которым возбуждены общими или хозяйственными судами до момента открытия конкурсного производства, оставляются без рассмотрения.
Материалы, прилагаемые к заявлению, возвращаются истцу (заявителю) с разъяснением его права на предъявление требований кредитора в порядке, установленном Законом № 415-З. Однако это положение не распространяется на дела, возбужденные общими судами до момента открытия конкурсного производства по искам (заявлениям) работников должника о восстановлении на работе, взыскании денежных сумм, связанных с исполнением трудовых обязанностей.
4. Уточнены также действия, связанные с подлежащим возврату имуществом, которое принадлежит на праве общей собственности должнику и другому лицу (лицам), и исключением имущества из состава имущества должника (ст.105 и 106 Закона № 415-З).
5. При регулировании расходов должника уточнено, что решения, влекущие увеличение расходов (кроме решений об увеличении оплаты труда на основании акта Президента РБ и постановлений Совета Министров РБ), могут быть приняты управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов с уведомлением хозяйственного суда, а до созыва первого собрания кредиторов - только с согласия суда.
6. Установлено также, что увеличение численности и штата работников, заключение новых трудовых договоров (контрактов) и коллективного договора согласовываются управляющим с собранием (комитетом) кредиторов (ст.120 Закона № 415-З).
1. Изменен срок представления плана санации на утверждение собранию кредиторов: не позднее 75 дней со дня опубликования объявления об открытии конкурсного производства (согласно ст.124 Закона № 423-З - не позднее 70 дней со дня своего назначения); введено дополнительное требование о согласовании управляющим плана санации должника - государственной организации с государственным органом, в подчинении (составе) которого находится должник или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставном фонде) должника; уточнены другие вопросы, связанные с рассмотрением плана санации или ликвидации должника (ст.121 и 122 Закона № 415-З).
2. Нормы о проведении санации (ст.125 Закона № 415-З) дополнены положением о том, что по ходатайству государственного органа, согласованному с Советом Министров РБ, срок санации может быть продлен хозяйственным судом не более чем на 5 лет, а к ходатайству должны быть приложены обоснование, в т.ч. экономическое, необходимости продления срока санации, а также заключение комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) по плану санации.
![]() |
К сведению Несмотря на ограничение (сохраненное и в новом Законе) на продление санации по ходатайству собрания кредиторов или управляющего на срок не более 12 месяцев (т.е. общий срок санации не мог превышать 30 месяцев), в реальности санация некоторых организаций длилась гораздо дольше. Например, санация открытого акционерного общества «Могилевдрев» длилась с 28 февраля 2003 г. до 13 июня 2008 г., санация государственного унитарного коммунального дочернего производственного предприятия «Чериковский деревообрабатывающий комбинат» - с 5 сентября 2005 г. по настоящее время. |
Восстановление платежеспособности должника
1. Перечень мер по восстановлению платежеспособности должника дополнен предоставлением отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов.
2. Теперь также появляется возможность размещать дополнительный выпуск акций, оплата которых может быть осуществлена только денежными средствами. Установлено, что увеличение уставного фонда путем выпуска дополнительных акций включается в план санации исключительно по ходатайству общего собрания акционеров должника. В случае получения указанного ходатайства управляющий обязан созвать собрание кредиторов для рассмотрения ходатайства и включения в план санации увеличения уставного фонда путем выпуска дополнительных акций (ст.126 Закона № 415-З).
Размещение выпуска дополнительных акций может осуществляться только путем проведения закрытой подписки среди акционеров должника, а ее продолжительность не должна превышать 3 месяцев. Документы для государственной регистрации дополнительно выпускаемых акций должны быть представлены не позднее чем за 2 месяца до даты окончания санации. В случае признания выпуска дополнительных акций несостоявшимся или недействительным полученные должником средства возвращаются лицам, участвовавшим в подписке, вне очередности удовлетворения требований кредиторов.
Определено также, что действие данных норм не распространяется на случаи размещения выпуска дополнительных акций должников при реструктуризации в соответствии с законодательными актами их задолженности по платежам в республиканский и местные бюджеты и по кредитам, выданным банками, а также на иные случаи, предусмотренные Президентом РБ.
1. В новом Законе серьезно переработаны нормы о продаже имущества должника, порядке проведения торгов и оплате стоимости приобретенного предмета торгов (ст.127-129). В частности, установлено, что продажа имущества должника в процедуре санации без проведения торгов не допускается и проводится последовательно сначала в отношении имущества, не участвующего непосредственно в процессе производства, а затем иного имущества должника. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса (в т.ч. в электронной форме по правилам, определяемым органом государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)), а начальная цена имущества (за исключением дебиторской задолженности) определяется по результатам оценки, подлежит одобрению собранием (комитетом) кредиторов и по ходатайству управляющего утверждается хозяйственным судом.
В случае осуществления конкурсного производства более года и нереализации имущества должника после проведения 2 и (или) более торгов управляющий вправе по согласованию с собранием (комитетом) кредиторов вправе обратиться с ходатайством в хозяйственный суд о снижении начальной цены продажи на 20 % и более.
Нормы, связанные с продажей имущества, ужесточены, четко и подробно регламентированы. Предполагается, что они обеспечат предотвращение захвата имущества неплатежеспособных субъектов хозяйствования и передела собственности (рейдерства) в процедурах банкротства.
2. При определении порядка продажи предприятия должника как имущественного комплекса (ст.130 Закона № 415-З) исключена ныне действующая норма о том, что решение о включении в план санации положения о возможности продажи предприятия принимается после проведения назначенной хозяйственным судом экспертизы, определившей финансовое состояние должника и возможные последствия продажи предприятия.
1. Скорректированы нормы Закона № 415-З об уступке требования должника (ст.131), об отчетах управляющего в процессе санации и по итогам санации (ст.133); право исполнения обязательств должника предоставлено не только собственнику имущества должника - унитарного предприятия, но и учредителям (участникам) должника, а также иным третьим лицам (ст.132).
2. Статьей 134 Закона № 415-З определено, что в случае, если собранием кредиторов по результатам рассмотрения отчета управляющего по итогам санации не принято ни одно из 4 решений (о прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника либо о заключении мирового соглашения, либо о заявлении в хозяйственный суд ходатайства о продлении установленного срока санации, либо о заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства), или такое решение не представлено в хозяйственный суд в течение 15 дней по истечении установленного срока проведения собрания кредиторов, а предельный срок санации истек, хозяйственный суд принимает решение о прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника либо об открытии ликвидационного производства.
Дополнены и уточнены некоторые положения, связанные с осуществлением ликвидационного производства (ст.140 Закона № 415-З):
• после принятия такого решения хозяйственный суд направляет сообщение об этом в государственные органы, в подчинении (составе) которых находится должник или которые осуществляют управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставном фонде) должника и которые обязаны принимать меры по созданию новых рабочих мест, а также по трудоустройству работников должника;
• продажа имущества должника осуществляется в соответствии с правилами продажи при санации, за исключением того, что по решению собрания (комитета) кредиторов имущество может быть продано без проведения торгов.
Очередность удовлетворения требований кредиторов
1. По-новому изложена очередность удовлетворения требований кредиторов (ст.141). Теперь вне очереди подлежат возмещению судебные расходы и расходы на опубликование сведений, предусмотренных Законом № 415-З, а также производятся расчеты по обязательствам должника, возникшим после открытия конкурсного производства, в т.ч. по:
• требованиям физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью;
• выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам и контрактам (одновременно с выплатой заработной платы производится уплата обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН)), а также по выплате вознаграждений по авторским договорам;
• уплате налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды, и по уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в ФСЗН.
При этом ст.137 Закона № 415-З определено, что в процедуре санации очередность расчетов по таким обязательствам определяется управляющим с учетом особенностей хозяйственной деятельности и финансово-экономического положения должника.
2. Несколько изменилась очередность удовлетворения требований кредиторов, возникших до момента открытия конкурсного производства, и их редакция:
• во второй очереди вместо авторских договоров теперь фигурируют гражданско-правовые договоры, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности;
• во вторую очередь из третьей перемещены требования по обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование, иным платежам в ФСЗН, а также по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3. Изменены определение размера и порядок удовлетворения требований кредиторов - физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью (ст.142 Закона № 415-З).
4. Статьей 146 Закона № 415-З установлено, что требования о возмещении возникших до открытия конкурсного производства убытков, взыскании процентов, неустойки, пени, о выплате административных взысканий в виде штрафов, в т.ч. причитающихся в бюджет соответствующего уровня, а также штрафов, налагаемых в соответствии с уголовным законодательством, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения задолженности перед кредиторами пятой очереди, к которой относятся требования по гражданско-правовым обязательствам (за исключением требований кредиторов первой, второй и четвертой очереди, а также требований учредителей (участников) должника - юридического лица, вытекающих из их учредительства (участия)).
5. При определении порядка расчетов с кредиторами (ст.147 Закона № 415-З) определено, что уплата обязательных страховых взносов и других платежей в ФСЗН производится пропорционально размеру выплаченной заработной платы.
Завершение ликвидационного производства
1. В Законе № 415-З уточнены требования к отчетности управляющего в процессе и по итогам ликвидационного производства (ст.148 и 149), нормы о передаче оставшегося после погашения требований кредиторов и (или) нереализованного имущества должника (ст.150).
2. Изменены и дополнены нормы, определяющие завершение ликвидационного производства:
• управляющий в течение 15 дней после вступления определения о завершении ликвидационного производства в законную силу должен представить указанное определение и документы, подтверждающие закрытие текущего (расчетного) и иных счетов в банке, печати и штампы организации либо заявление ее учредителей (участников) об их неизготовлении или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
• документы, подтверждающие требования кредиторов, и иные документы, оставшиеся после завершения ликвидационного производства, передаются в хозяйственный суд для приобщения к материалам дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника и подлежат хранению в течение 10 лет.
3. Статьей 151 нового Закона установлено также, что лицо, являвшееся собственником имущества, учредителем (участником) или другим лицом, в т.ч. руководителем должника, имевшим право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия, не вправе выступать учредителем новых субъектов хозяйствования в течение 1 года после внесения записи об исключении должника из ЕГР.
Новым Законом внесены дополнительные требования и уточнения относительно мирового соглашение по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), в частности:
• определено, что оно должно быть реально исполнимым, содержать положения, исключающие их неоднозначные понимание и толкование, содержать одобренные конкурсными кредиторами способы исполнения должником обязательств, а также объем, порядок и сроки их исполнения; его условия должны быть четко определены в отношении каждого конкурсного кредитора и его требований (ст.152);
• исключено положение о возможности создания на базе имущества должника открытого акционерного общества и передачи его акции конкурсным кредиторам в счет погашения требований конкурсных кредиторов к указанному должнику как элемента мирового соглашения.
Особенности экономической несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Исключены положения о возможности продажи предприятия градообразующей или приравненной к ней организации в процессе санации. Теперь это можно сделать только в процедуре ликвидационного производства в соответствии с правилами ст.165 Закона № 415-З, которые, в основном, соответствуют прежним правилам о продаже предприятия в ходе санации.
Сельскохозяйственные организации
Изменения коснулись сельскохозяйственных организаций - должников:
• при рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) такого должника должны быть приложены документы, содержащие сведения о составе и стоимости его имущества и размере доходов, которые могут быть получены по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ;
• санация может быть введена хозяйственным судом независимо от решения собрания кредиторов об утверждении плана ликвидации должника и заявления ходатайства об открытии ликвидационного производства в случае установления возможности погасить требования по платежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в т.ч. за счет доходов, которые могут быть получены им по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ;
• в отношении сельскохозяйственных организаций, реорганизованных в соответствии с законодательством о реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций до открытия процедур экономической несостоятельности (банкротства), максимальный срок санации установлен в 18 месяцев;
• санация по заявлению управляющего или любого из кредиторов может быть досрочно прекращена хозяйственным судом при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения;
• недвижимое имущество, а также имущественные права в отношении недвижимого имущества, входящие в состав имущества, могут быть проданы только по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение назначения продаваемых объектов для целей производства сельскохозяйственной продукции.
Из нового Закона исключена глава о банкротстве крестьянских (фермерских) хозяйств, что связано четким определением в 2000-е гг. в гражданском законодательстве статуса этих хозяйств как юридических лиц - коммерческих организаций (§ 41 главы 4 раздела I Гражданского кодекса РБ). В случае если они попадают под установленные законом о банкротстве критерии отнесения к сельскохозяйственным организациям, то могут рассчитывать и на применение к ним правил главы 13 Закона № 415-З.
Существенных изменений в регулировании банкротства банков (в названии и тексте соответствующей главы исключено упоминание о небанковских кредитно-финансовых организациях), страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств физических лиц, нет. Среди произведенных корректировок можно отметить следующие:
• исключено положение о том, что банк обязан в соответствии с гражданским законодательством уменьшить свой уставный фонд до размера чистых активов, если чистые активы окажутся меньше уставного фонда (ст.186 Закона № 423-З);
• запрещено включение в состав временной администрации инсайдеров банка и взаимосвязанных с ними лиц, относящихся к таковым в соответствии с законодательством, а также лиц, являющихся дебиторами и кредиторами банка, в т.ч. вкладчиками (ст.182 Закона № 415-З);
• уточнено, что за счет имущества банка вне очереди удовлетворяются не только требования физических лиц, являющихся кредиторами по заключенным с ними договорам банковского вклада (депозита) и (или) текущего (расчетного) банковского счета (как предусматривал и Закон № 423-З), но и требования по внеочередным платежам, определенные при установлении очередности расчетов в ст.141 Закона № 415-З, а также требования физических лиц - владельцев облигаций, выпущенных банком, и требования организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц (ст.209 Закона № 415-З).
Банкротство индивидуальных предпринимателей
Дополнены и скорректированы положения, касающиеся особенностей экономической несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей:
• впервые четко определены основания для признания индивидуального предпринимателя банкротом, к которым отнесены его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 6 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, или наличие задолженности в сумме 100 и более базовых величин;
• установлено, что в случае трудоустройства должника - индивидуального предпринимателя после открытия в отношении него хозяйственным судом конкурсного производства заработная плата, выплачиваемая ему по месту работы, не включается в состав имущества. Это должно позволить добросовестному человеку, начавшему работать по найму, освободиться от долгов, которые возникли в период предпринимательской деятельности (при сохранении обязательств личного характера);
• изменен порядок извещения кредиторов: теперь этим должен заниматься не суд, а управляющий; копии решения об открытии ликвидационного производства направляются не только в регистрирующий и налоговые органы, но и в таможенные органы, а также в ФСЗН; расходы по рассылке копий определения суда об открытии конкурсного производства при отсутствии или недостаточности имущества должника производятся за счет лица (лиц), подавшего (подавших) заявление об экономической несостоятельности (банкротстве);
• индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом;
• расчеты по обязательствам должника - индивидуального предпринимателя и удовлетворение требований кредиторов в процедуре конкурсного производства осуществляются в общем порядке в соответствии со ст.141 Закона № 415-З с учетом того, что вне очереди также производится выплата прожиточных средств и алиментов.
Проведение процедур банкротства в упрощенном порядке
В новом Законе отсутствуют нормы о так называемом добровольном банкротстве юридического лица, в которых, по мнению автора, и ранее не было особого смысла: по инициативе собственников или уполномоченных органов управления можно осуществить ликвидацию либо в общем порядке (при достаточности имущества для покрытия обязательств), либо в порядке банкротства (при недостаточности имущества).
Банкротство ликвидируемого должника - юридического лица
Скорректированы правила проведения процедур банкротства в отношении ликвидируемого должника - юридического лица:
• уточнено, что юридическое лицо ликвидируется в порядке банкротства после утверждения промежуточного ликвидационного баланса;
• установлено, что кредитор имеет право подачи в хозяйственный суд заявления кредитора по истечении 3-месячного срока с даты получения им соответствующего уведомления должника о нахождении в процессе ликвидации в случае отсутствия в указанный период уменьшения задолженности;
• определено, что решение об открытии ликвидационного производства в случае непредставления в хозяйственный суд документов, предусмотренных законом, может быть принято не позднее 6 месяцев с момента открытия конкурсного производства.
Банкротство отсутствующего должника
При рассмотрении дела о банкротстве отсутствующего должника:
• отменена обязанность управляющего в письменной форме уведомлять о банкротстве всех известных ему кредиторов этого должника;
• решение об открытии ликвидационного производства в случае непредставления в хозяйственный суд документов, предусмотренных законом, может быть принято не позднее 5 месяцев с момента открытия конкурсного производства.
![]() |
Справочно С материалами судебной практики по делам об экономической несостоятельности (банкротству) можно ознакомиться в пособии «Экономическая несостоятельность (банкротство). Судебная практика». |
Примечание. Фактически данное уточнение можно расценивать как попытку перейти от принципа временной к абсолютной неплатежеспособности (неоплатности), о чем шла речь в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 18.02.2011 № 216 (подраздел «Предупреждение банкротства, санация и оздоровление предприятий»), хотя это и противоречит современной мировой практике и сложившейся в стране ситуации. Однако сохранение в определении терминов банкротства и экономической несостоятельности указания на неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер, и использование соответствующих подходов в остальных положениях нового Закона не дает осуществить такой переход. Кроме того, возникает внутреннее противоречие в терминологии: неплатежеспособность пытаются определить через соотнесение с величиной обязательств (как абсолютную в противовес относительной), а банкротство и экономическую несостоятельность - как неплатежеспособность, которая изменяется со временем (имеет или приобретает устойчивый характер в противовес временной неплатежеспособности).
04.09.2012 г.
Алексей Смольский, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и управления Белорусского государственного экономического университета, аккредитованный эксперт по банкротству и улучшению финансового состояния должников