Комментарий от 31.08.2010
Автор: Латышев И., Столбунов И.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 16.06.2010 № 139-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О туризме». Меры по развитию туризма


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 16.06.2010 № 139-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О туризме». Меры по развитию туризма

Законом РБ от 16.06.2010 № 139-З (далее - Закон № 139-З) внесены изменения и дополнения в Закон РБ от 25.11.1999 № 326-З «О туризме» (далее - Закон).

Изменения и дополнения в Закон носят, скорее, редакционный, чем принципиальный, характер. Некоторые из изменений и дополнений Закона (особенно те, которыми уточняются правовые нормы, касающиеся заключения, изменения и расторжения договора оказания туристических услуг), по мнению авторов, не очень логичны, поскольку дублируют и без того действующие нормы Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), не привнося конкретики в отношения, регулируемые рассматриваемым Законом.

Условно внесенные изменения и дополнения в Закон можно разделить на 3 группы:

1) изменения и дополнения в понятийный аппарат Закона;

2) изменения и дополнения в оформлении оказания туристических и экскурсионных услуг;

3) дополнительные меры по развитию туризма в Республике Беларусь.

Рассмотрим каждую из выделенных нами групп.

Изменения и дополнения в понятийный аппарат Закона

В понятийный аппарат, который содержится в ст.1 Закона, внесены следующие принципиальные изменения и дополнения.

Уточнено понятие тура, прямо указаны услуги, которые обязательно должны в него входить. Теперь под туром понимается сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее 2 из следующих 3 видов услуг: по перевозке, размещению, иные туристические услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристическое путешествие.

Понятие «туризм» сведено к понятию «туристическое путешествие» и деятельности по его организации. Под туристическим путешествием в Законе понимается организованное путешествие (поездка, передвижение, пребывание) физических лиц за пределы их места жительства (места пребывания) с целью отдыха, познавательными и другими целями без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте).

По тексту Закона термин «тур» во многих местах заменен на «туристическое путешествие».

За счет введения нового отдельного понятия «туристическое путешествие» несколько сужено понятие «турист». Под туристом теперь понимается физическое лицо, совершающее туристическое путешествие на период более 24 часов или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания. Указывается, что на сегодняшний день понятие «турист» приведено в соответствие с международными актами.

Введены новые понятия «экскурсант» (под ним понимается физическое лицо, совершающее экскурсию без ночевки в стране (месте) временного пребывания) и «экскурсионное обслуживание» (под ним понимается деятельность субъектов туристической деятельности, а также иных юридических лиц, физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, по подготовке, организации и проведению экскурсий). В настоящее время понятие «экскурсант» по всему тексту Закона дается через запятую после понятия «турист».

Уточнено понятие «экскурсия», под которым сейчас понимается туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, посещение физическими лицами, в т.ч. туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий. Если ранее экскурсия не ограничивалась временными рамками, то теперь она строго должна быть не более 24 часов.

Введен термин «внешняя торговля туристическими услугами», который включает экспорт и импорт туристических услуг. К экспорту туристических услуг в соответствии с Законом относится внешняя торговля туристическими услугами посредством их оказания белорусскими исполнителями иностранным заказчикам услуг. К импорту туристических услуг относится внешняя торговля туристическими услугами путем их оказания иностранными исполнителями белорусским заказчикам услуг.

Изменения и дополнения в оформлении оказания туристических и экскурсионных услуг

Из Закона исключена норма, согласно которой договор оказания туристических услуг заключался в письменной форме посредством выдачи исполнителем договора оказания туристических услуг заказчику туристического ваучера. На данный момент правоотношения по оказанию туристических услуг должны опосредоваться заключением договора оказания туристических услуг, форма которого будет утверждена Советом Министров РБ.

На сегодняшний день форма туристического ваучера утверждена в качестве приложения 1 к постановлению Минспорта РБ от 13.07.2007 № 18 «О туристическом ваучере» и представляет собой договор оказания туристических услуг. Поэтому, скорее всего, форма договора, которую должен будет утвердить Совет Министров РБ, в основном будет повторять договор, используемый сейчас в форме туристического ваучера.

Несколько изменился текст абзаца 3 ст.17 Закона, где речь идет о существенных условиях договора оказания туристических услуг. Если раньше эта норма прямо предусматривала перечень таковых, то сейчас в ней закреплено, что договор оказания туристических услуг кроме существенных условий, определенных законодательством, должен содержать следующие существенные условия. Иными словами, конкретный перечень существенных условий рассматриваемого договора, который раньше содержался только в Законе, на сегодняшний день может быть расширен в иных актах законодательства. Логику такого нововведения понять сложно.

Статья 17 Закона дополнена также нормой о том, что каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора оказания туристических услуг в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, в соответствии с ГК. Указанная норма повторяет смысл ст.421 ГК. Поэтому даже в отсутствие такой нормы в Законе стороны договора оказания туристических услуг могли требовать изменения или расторжения договора оказания туристических услуг в связи с существенными изменениями обстоятельств. Логичнее было бы прямо предусмотреть в Законе перечень конкретных обстоятельств (а не абстрактных, как это указано в ст.421 ГК), при которых стороны могли бы отказаться от исполнения договора (напомним, что требование изменения или расторжения договора, по общему правилу, заявляется в судебном порядке; отказ от договора - без судебного разбирательства). Кроме того, изменить или расторгнуть договор в связи с существенными изменениями обстоятельств крайне сложно (можно сказать, практически нереально), поскольку основанием для заявления подобного требования служат 4 обстоятельства, которые должны существовать одновременно. Отсутствие хотя бы одного из названных ГК обстоятельств является основанием для отказа в иске об изменении или расторжении договора по рассматриваемому основанию.

Заключение договора оказания экскурсионных услуг сейчас будет опосредоваться выдачей экскурсанту квитанции (если иное не определено договором оказания экскурсионных услуг). Форма бланка квитанции будет утверждаться Министерством спорта и туризма РБ.

Дополнительные меры по развитию туризма в Республике Беларусь

Законом предусмотрено создание туристических информационных центров (в т.ч. за пределами Республики Беларусь), задачей которых будет сбор, накопление, обработка, анализ и распространение информации о достопримечательностях, памятниках искусства, истории и архитектуры Республики Беларусь, особо охраняемых природных территориях, объектах агроэкотуризма, предлагаемых экскурсиях, культурно-массовых мероприятиях, выставках, фестивалях, расписании движения транспорта, иной информации, необходимой для субъектов туристической деятельности, участников туристической деятельности.

Закон № 139-З вступает в силу с 6 октября 2010 г.

Договоры оказания туристических услуг, заключенные до вступления в силу рассмотренных изменений и дополнений в Закон, действуют в течение указанного в них срока и не подлежат приведению в соответствие с новыми требованиями.

 

31.08.2010 г.

 

Илья Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

Игорь Столбунов, юрист общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»