


Материал помещен в архив
КОНТРОЛИРУЕМ СОБЛЮДЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Изменения, произошедшие в последние годы в ценовом законодательстве Республики Беларусь, заметно либерализировали порядок формирования цен (тарифов) на выпускаемую продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги). Вместе с тем в отношении определенных видов продукции (работ, услуг) (как правило, социально значимых) государство сохранило за собой право на применение способов прямого (административного) регулирования цен (тарифов), в частности право на установление предельного уровня рентабельности.
В отношении каких товаров (работ, услуг) органами государственного управления установлены предельные нормативы рентабельности? Чему равны предельные значения этих нормативов? Какая ответственность предусмотрена в случае выявления факта несоблюдения установленных предельных уровней? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в представленном горячем пособии.
Нормативные документы республиканских органов государственного управления
* Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Нарушение установленных соответствующими государственными органами предельных нормативов рентабельности влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в 2-кратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (часть 2 ст.12.4).
* Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании».
Предельный норматив рентабельности определен как устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах (абзац 11 ст.3).
Установление предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф), является одним из способов прямого (административного) регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь (часть первая ст.8).
* Указ Президента РБ от 28.02.2006 № 126 «О некоторых вопросах получения высшего и среднего специального образования на платной основе».
Установлено, что стоимость обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования определяется в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалистов по конкретной специальности (направлению специальности, специализации) в данном учреждении образования, при рентабельности не более 30 % (подп.1.1 п.1).
* Постановление Совета Министров РБ от 29.09.2007 № 1233 «Об особенностях ценообразования на продукцию льноводства».
Установлен предельный уровень (норматив) рентабельности при формировании закупочных цен на льняную тресту в размере до 30 %, на льняное волокно - до 15 % к себестоимости (п.1).
* Инструкция о порядке определения стоимости обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования, утвержденная постановлением Минобразования РБ от 29.07.2011 № 210.
Стоимость обучения определяется учреждением образования в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалистов в данном учреждении образования, при рентабельности не более 30 % (п.6).
* Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111.
При необходимости изменения предельного норматива рентабельности на товары (работы, услуги), установленного государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы (организации) представляют в государственные органы, осуществляющие регулирование цен (тарифов), следующие документы:
- пояснительную записку по обоснованию вносимых предложений;
- плановую и фактическую калькуляцию с расшифровками статей затрат (при необходимости);
- показатели финансово-экономической деятельности, в т.ч. данные о фактической рентабельности производства (продаж) товаров (работ, услуг).
Ответственность за достоверность содержащихся в представляемых документах сведений несут руководители государственного органа (организации), юридического лица, индивидуальный предприниматель.
В течение 7 рабочих дней со дня поступления указанных документов государственным органом, осуществляющим регулирование цен (тарифов), при необходимости могут быть запрошены дополнительные документы по обоснованию проектируемого уровня цен (тарифов).
Государственный орган, осуществляющий регулирование цен (тарифов), в течение 14 рабочих дней после получения всех необходимых документов принимает решение об установлении (изменении) предельных нормативов рентабельности.
В случаях представления неполного пакета запрашиваемых документов, а также экономически необоснованного изменения цен (тарифов) государственный орган, осуществляющий регулирование цен (тарифов), принимает решение об отказе в установлении (изменении) предельных нормативов рентабельности (п.14).
* Инструкция о порядке формирования цен на льняную тресту и льняное волокно, утвержденная постановлением Минэкономики РБ и Минсельхозпрода РБ от 02.10.2007 № 173/65.
Рекомендуемый уровень закупочных цен на льняную тресту номером 0,75 и выше устанавливается исходя из плановых затрат (себестоимости) на производство продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, определяемой с учетом предельного уровня рентабельности в размере до 30 % к себестоимости (п.3).
Отпускные цены на льняное волокно определяются льнозаводами по согласованию с покупателями исходя из плановых затрат (себестоимости) на производство продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, определяемой с учетом предельного уровня рентабельности в размере до 15 % к себестоимости (п.5).
* Инструкция о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 28.06.2007 № 121.
В приложении 4 к названной Инструкции приведены предельные нормативы рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках на республиканском уровне (далее - организации, занимающие доминирующее положение на республиканском товарном рынке).
Установленные предельные нормативы рентабельности не распространяются:
- на товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются в соответствии с законодательством иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности;
- товары (работы, услуги) при заключении организацией, занимающей доминирующее положение на республиканском товарном рынке, соглашения в соответствии с подп.1.1.2 п.1 Указа Президента РБ от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» (далее - Указ № 499);
- новые товары, изготовленные с использованием запатентованного изобретения, - в течение 3 лет со дня постановки их на производство;
- товары (работы, услуги), производимые и реализуемые организациями, занимающими доминирующее положение на республиканском товарном рынке, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период;
- новые товары (работы, услуги) - в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство (п.51).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) которых осуществляется путем установления предельных нормативов рентабельности, имеют право дифференцировать предельные нормативы рентабельности в разрезе отдельных наименований товарных позиций, по которым они включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, с соблюдением установленного предельного норматива рентабельности в целом по данным товарным позициям. При этом по товарам (работам, услугам) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр, производство которых осуществляется в определенном порядке в течение года и связано со сменой времен года (сезонные товары), уровень рентабельности определяется в целом за отчетный период (п.6).
* Инструкция о порядке формирования тарифов на техническое обслуживание, ремонт, подготовку к поверке и поверку приборов группового учета расхода воды и тепловой энергии, систем регулирования расхода тепловой энергии в жилищном фонде Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минэкономики РБ и Минжилкомхоза РБ от 08.08.2005 № 141/40.
Формирование тарифов на услуги (работы) осуществляется без стоимости основных и вспомогательных материалов с уровнем рентабельности не более 15 %, который исчисляется как отношение прибыли к полной себестоимости услуг (работ) (п.8).
* Инструкция о порядке формирования и применения тарифов на работы (услуги) по присвоению (назначению) радиочастот или радиочастотных каналов, обеспечению электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденная постановлением Минэкономики РБ и Минсвязи РБ от 17.02.2005 № 31/5.
При формировании тарифов на работы (услуги), связанные:
- с использованием радиочастотного спектра аналоговыми радиоэлектронными средствами, в т.ч. входящими в состав сетей электросвязи, радиоэлектронными средствами радиовещательной службы, высокочастотными устройствами, уровень рентабельности не должен превышать 30 %;
- использованием радиочастотного спектра цифровыми радиоэлектронными средствами, входящими в состав сетей электросвязи беспроводного широкополосного доступа, уровень рентабельности не должен превышать 50 %;
- использованием радиочастотного спектра цифровыми радиоэлектронными средствами, в т.ч. входящими в состав сетей электросвязи, за исключением радиоэлектронных средств, указанных в предыдущем абзаце, уровень рентабельности определяется в размере, необходимом для воспроизводства этих работ (услуг) и с учетом их качества (п.5).
* Порядок формирования цен на мясную и молочную продукцию, утвержденный постановлением Минэкономики РБ от 05.03.1999 № 25.
При формировании отпускных цен на мясную и молочную продукцию применяются установленные предельные нормативы рентабельности к себестоимости продукции согласно приложению 3 к названному Порядку (часть первая п.6).
С целью установления ценовых соотношений, учитывающих качество и покупательский спрос на различные виды и расфасовки молочной и мясной продукции, предприятия-изготовители могут производить дифференциацию нормативов рентабельности внутри ассортиментных групп одного наименования. Дифференциация нормативов рентабельности между ассортиментными группами производится по согласованию с областными исполнительными комитетами (далее - облисполкомы) и Минским городским исполнительным комитетом (далее - Минский горисполком). При этом уровень плановой рентабельности, включенной в отпускные цены в целом по группе продукции с учетом плановых объемов выпуска, не должен быть выше установленного норматива.
В случаях когда установленные предельные отпускные цены на отдельные виды социально значимой мясо-молочной продукции приводят к возникновению убыточности их производства в связи с удорожанием сельскохозяйственного сырья и топливно-материальных затрат, предприятия имеют право по согласованию с облисполкомами и Минским горисполкомом в расчет отпускных цен на прочие виды выпускаемой продукции, не относящиеся к социально значимым, включать повышенные нормативы рентабельности с учетом обеспечения среднего уровня плановой рентабельности: по мясоперерабатывающим предприятиям - в пределах 5 % к себестоимости и по молокоперерабатывающим предприятиям - в пределах 8 % к себестоимости (п.7).
В приложении 4 к названному Порядку приведена схема регулирования и согласования отпускных цен на мясо-молочную продукцию (предельный норматив рентабельности является в этой схеме важнейшим контролируемым показателем).
Решения областных и Минского городского исполнительных комитетов
Документ | Комментарий |
Брестский облисполком | |
Решение от 29.02.2012 № 172 «О регулировании цен (тарифов)». От редакции: С 1 января 2014 г. принято новое решение Брестского облисполкома от 17.12.2013 № 877 «О регулировании тарифов» |
Установлены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые тарифы на (подп.1.6 п.1): - услуги по водоснабжению, удалению образующихся в садоводческих товариществах отходов, оказываемые садоводческим товариществам (приложение 6); - услуги по вывозу и обезвреживанию твердых и жидких коммунальных отходов, оказываемые юридическим лицам организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ, а также физическим лицам (в т.ч. индивидуальным предпринимателям), эксплуатирующим нежилые помещения (приложение 7); - тепловую энергию (за исключением тепловой энергии, тарифы на которую регулируются Советом Министров РБ (по согласованию с Президентом РБ) и Министерством экономики РБ) (приложение 8) |
Решение от 12.05.2011 № 450 «О регулировании цен на социально значимые товары». От редакции: С 29 ноября 2013 г. взамен решения № 450 принято решение Брестского облисполкома от 14.11.2013 № 789 «О регулировании цен на социально значимые товары (услуги) и признании утратившими силу некоторых решений Брестского областного исполнительного комитета» |
В приложении 2 приведены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в цены на социально значимые товары |
Решение от 12.05.2011 № 463 «О регулировании цен на твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения» | В приложении 3 приведены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены на твердое топливо, топливные брикеты и дрова, реализуемые населению для отопления |
Витебский облисполком | |
Решение от 26.12.2011 № 858 «О порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги)». От редакции: С 22 февраля 2014 г. решение № 858 на основании решения Витебского облисполкома от 29.01.2014 № 43 «О порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» утратило силу. Предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги), приведены в приложении 1 к решению № 43 |
В приложении 1 приведены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги). При этом определено, что предельный норматив рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Витебской области, установленный п.4 приложения 1 к решению, не распространяется: - на товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются иным способом, чем установление предельного норматива рентабельности; - товары (работы, услуги) при заключении организацией, занимающей доминирующее положение на областном товарном рынке, соглашения в соответствии с частью первой подп.1.1.2 п.1 Указа № 499; - новые товары, изготовленные с использованием запатентованного изобретения, - в течение 3 лет со дня постановки их на производство; - товары (работы, услуги), производимые и реализуемые организациями, занимающими доминирующее положение на областном товарном рынке, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период; - новые товары (работы, услуги) - в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство |
Гомельский облисполком | |
Решение от 30.05.2011 № 627 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и признании утратившими силу некоторых решений Гомельского областного исполнительного комитета». От редакции: С 1 января 2014 г. взамен решения № 627 принято решение Гомельского облисполкома от 06.12.2013 № 1180 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» |
В приложении 1 приведены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги) |
Решение от 29.12.2010 № 1610 «Об установлении уровня рентабельности в оптовых надбавках на твердое топливо» | Установлено, что оптовые надбавки к отпускным ценам при реализации твердого топлива, топливных брикетов и дров населению формируются филиалами коммунального унитарного предприятия по обеспечению топливом «Гомельоблтопливо» исходя из фактических затрат по доставке, хранению и реализации, налогов и неналоговых платежей в соответствии с законодательством с применением предельного норматива рентабельности в размере 5 % (п.1) |
Гродненский облисполком | |
Решение от 30.01.2012 № 56 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)». От редакции: С 15 марта 2014 г. решение № 56 в связи с принятием решения Гродненского облисполкома от 17.02.2014 № 71 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и признании утратившими силу некоторых решений Гродненского областного исполнительного комитета» утратило силу |
В приложении 1 приведены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги) |
Могилевский облисполком | |
Решение от 14.06.2011 № 9-39 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) на территории Могилевской области» | В приложении 1 приведены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф) на товары (работы, услуги), производимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в т.ч. занимающими доминирующее положение на товарных рынках Могилевской области. От редакции: С 29 марта 2014 г. вышеназванное решение № 9-39 на основании решения Могилевского облисполкома от 20.02.2014 № 6-7 утратило силу. Предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги), определены в приложении 1 к решению № 6-7 |
Решение от 24.06.2011 № 9-66 «О розничных ценах на твердое топливо, топливные брикеты и дрова, реализуемые населению Могилевской области, установлении уровня рентабельности и признании утратившими силу некоторых решений Могилевского областного исполнительного комитета». От редакции: С 29 марта 2014 г. следует руководствоваться решением Могилевского облисполкома от 20.02.2014 № 6-7. Фиксированные розничные цены на твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения определены в приложении 2 к решению № 6-7. |
Установлен предельный норматив рентабельности в размере 3 % в составе оптовой надбавки к отпускным ценам при реализации населению твердого топлива, топливных брикетов и дров, формируемой филиалами Могилевского коммунального областного унитарного производственного предприятия «Облтопливо» исходя из фактических затрат по доставке, хранению и реализации, налогов и неналоговых платежей в соответствии с законодательством (абзац 4 п.1) |
Минский облисполком | |
Решение от 06.05.2011 № 582 «Об установлении предельных нормативов рентабельности и предельных торговых надбавок» | В приложении 1 приведены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф) на товары (работы, услуги), производимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в т.ч. занимающими доминирующее положение на товарных рынках Минской области. От редакции: С 19 марта 2014 г. приложение 1 к решению № 582 на основании решения Миноблисполкома от 25.02.2014 № 124 изложено в новой редакции |
Минский горисполком | |
Решение от 16.06.2011 № 1745 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)». От редакции: С 20 февраля 2014 г. решение № 1745 в связи с принятием решения Мингорисполкома от 30.01.2014 № 203 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» утратило силу. Предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги) приведены в приложении 1 к постановлению № 203 |
В приложении 1 приведены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги) |
Аналитический материал
Комментарий к Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111. Действие Инструкции распространяется не на все товары (работы, услуги) (С.Шкирман, экономист).
14.05.2012 г.
Сергей Шкирман, экономист