Пособие от 12.10.2017
Автор: Нехай Н.

Краткий справочник льгот по налогу на добавленную стоимость


СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие налоговой льготы. Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость

Применение и классификация льгот по налогу на добавленную стоимость при реализации объектов на территории Республики Беларусь

Применение льгот при реализации объектов за пределы Республики Беларусь

Отражение освобожденных от налога на добавленную стоимость оборотов в налоговой декларации по НДС Куда отнести суммы «входного» налога на добавленную стоимость, приходящиеся на освобожденные от НДС обороты

Право плательщика на отказ от льготы по налогу на добавленную стоимость

Создание ЭСЧФ при реализации освобождаемых от налога на добавленную стоимость объектов

Основания для применения льгот по налогу на добавленную стоимость

Документы, подтверждающие право на льготу по налогу на добавленную стоимость

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. Налоговый кодекс Республики Беларусь изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Комментарий и сравнение норм см. здесь.

С 7 ноября 2019 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении» (далее - Указ № 411).

Понятие налоговой льготы. Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость

Плательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) и иными актами налогового законодательства. Для подтверждения права на использование налоговых льгот плательщик может вести раздельный учет объектов налогообложения, по которым имеются основания для применения налоговых льгот (подп.1.4 п.1 ст.21 НК).

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные НК и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) Законом Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере (п.1 ст.43 НК).

Налоговые льготы устанавливаются, в частности, в виде освобождения от налога, сбора (пошлины).

Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований.

Льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы и которые не использованы плательщиком, могут быть использованы им при наличии в совокупности следующих условий:

• плательщиком не заявлен письменный отказ от использования льгот по налогам, сборам (пошлинам);

• налоговое обязательство по налогам, сборам (пошлинам) возникло в период действия правовых оснований для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам);

• не истекло 3 года со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам), если иное не предусмотрено НК (п.5 ст.43 НК).

Таким образом, если плательщик официально не отказался от льготы, а просто ее не применил, он вправе ее применить, пока не истекло 3 года с момента возникновения налогового обязательства.

В случае предъявления НДС покупателям - плательщикам НДС применить льготу постфактум можно только после осуществления определенных действий, перечисленных в п.81 ст.105 НК, а именно:

• составить акт сверки расчетов с покупателем, в котором выделить стоимость без НДС;

• выставить электронный счет-фактуру (дополнительный или исправленный).

Уменьшение продавцом исчисленной суммы НДС производится на основании акта сверки расчетов, подписанного продавцом и покупателем, в месяце выставления им и подписания покупателем - плательщиком в Республике Беларусь электронной цифровой подписью исправленных (дополнительных) ЭСЧФ. Уменьшение покупателем сумм налоговых вычетов производится в месяце составления и подписания акта сверки расчетов между продавцом и покупателем.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 февраля 2019 г. следует применять форму ЭСЧФ с изменениями, внесенными постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 3. Комментарий см. здесь.

 

внимание

Обратите внимание!

Освобождение от НДС оборотов по реализации объектов означает отсутствие необходимости как исчислять налог, так и уплачивать его в бюджет.

 

Льготы по НДС предоставляются на основании ст.94 НК, отдельных актов Президента Республики Беларусь.

Кроме того, на основании п.4 ст.94 НК освобождаются от НДС суммы, относящиеся к договорам, по которым реализация освобождена от налогообложения, полученные (причитающиеся к получению):

• за реализованные объекты сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных объектов;

• в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;

• в виде дополнительной выгоды по договорам комиссии.

 

пример ситуация

Пример

За несвоевременную оплату медицинской техники, освобожденной от НДС, покупатель уплачивает продавцу пеню, предусмотренную договором. Сумма пени освобождается от НДС, отражается по той же строке налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость (далее - налоговая декларация по НДС), что и освобожденный оборот, и участвует в распределении налоговых вычетов методом удельного веса.

Применение и классификация льгот по налогу на добавленную стоимость при реализации объектов на территории Республики Беларусь

Льготы могут предоставляться в отношении оборотов по реализации товаров, работ, услуг, конкретных плательщиков или групп плательщиков.

Так, в соответствии с подп.1.1 п.1 ст.94 НК освобождаются от НДС обороты по реализации лекарственных средств, медицинских изделий по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, если они включены в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или Государственный реестр медицинских изделий Республики Беларусь либо в отношении таких товаров имеется разрешение на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, выдаваемое Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее - Минздрав) в порядке, установленном законодательством.

Следовательно, каждая организация, реализующая эти товары, освобождается от НДС, так как льгота установлена в отношении товаров, а не отдельных плательщиков.

 

справочно

Справочно

Перечень лекарственных средств, медицинских изделий, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 06.03.2005 № 118 (далее - Указ № 118).

 

Согласно подп.1.19 п.1 ст.94 НК освобождению подлежат обороты по реализации путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения организациями, их обособленными подразделениями, осуществляющими санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, по перечню таких организаций, их обособленных подразделений, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь.

Таким образом, освобождается от НДС стоимость путевок, реализуемых только организациями, включенными в данный перечень. Если эта же путевка реализуется организацией, не поименованной в перечне, льгота не применяется.

 

справочно

Справочно

Перечень организаций, их обособленных подразделений, осуществляющих санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, обороты по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление которыми освобождаются от налога на добавленную стоимость, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2012 № 219.

 

Итак, льготы могут:

• быть безадресными (общеприменимыми);

• быть адресными (применяются только конкретными юридическими лицами);

• применяться определенными категориями плательщиков.

Льготы, которые установлены в отношении товаров, имеют «сквозной» характер, то есть применяются всеми последующими продавцами данных товаров. Основания для применения таких льгот перечислены в ст.94 НК. Если основания не указаны, это означает, что у каждого последующего продавца товаров льгота применяется на основании тех же документов и требований, что и у производителя, импортера, то есть первого продавца.

 

пример ситуация

Пример

Фирма приобрела электроизделия, изготовленные организацией, в которой численность инвалидов составляет 50 % от списочной численности работников.

В соответствии с подп.1.16 п.1 ст.94 НК основанием для применения освобождения от НДС покупателем служит указанная продавцом в первичных учетных документах, заполняемых при отгрузке товаров, запись: «Освобождение согласно подп.1.16 п.1 ст.94 Налогового кодекса Республики Беларусь».

При реализации изделий фирма применяет освобождение от НДС на основании данной записи.

 

пример ситуация

Пример

Организация приобрела и реализует далее изделия народных промыслов. Согласно подп.1.15 п.1 ст.94 НК основанием для применения освобождения от НДС покупателем служит полученная от продавца копия заключения об отнесении продукции к изделиям народных художественных ремесел. Следовательно, для «сквозного» применения этой льготы нужно получить от продавца названную копию.

 

пример ситуация

Пример

Организация приобрела и реализует медицинские изделия, освобожденные от НДС. В соответствии с подп.1.1 п.1 ст.94 НК освобождаются от НДС обороты по реализации лекарственных средств, медицинских изделий по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, если они включены в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или Государственный реестр медицинских изделий Республики Беларусь либо в отношении таких товаров имеется разрешение на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, выдаваемое Минздравом в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, «сквозная» льгота по НДС применяется у каждого продавца при соблюдении данных требований.

 

Льготы распространяются также на операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь (подп.4.1 п.4 ст.94 НК).

 

пример ситуация

Пример

Иностранная организация приобрела на территории Республики Беларусь освобожденные от НДС изделия, произведенные организацией, в которой численность инвалидов составляет 50 % от списочной численности работников, и реализовала их в Республике Беларусь без вывоза за пределы страны.

Местом реализации таких товаров признается территория Республики Беларусь (ст.32 НК), поэтому покупатель должен исчислить и уплатить НДС вместо нерезидента. Однако данные товары освобождены от НДС, и при наличии предусмотренного подп.1.16 п.1 ст.94 НК основания для применения «сквозной» льготы покупателем НДС не исчисляется и не уплачивается.

 

Льготы не распространяются на суммы вознаграждений, полученных по договорам поручения, комиссии или консигнации либо иным аналогичным договорам по товарам (работам, услугам), имущественным правам, обороты по реализации которых освобождены от НДС, за исключением случаев, когда о применении льготы по вознаграждению посредника прямо указано в п.1 ст.94 НК.

 

пример ситуация

Пример

По поручению резидента «А» (поручитель) резидент «Б» (поверенный) за вознаграждение приобрел медицинскую технику. Продавец медтехники при ее реализации применил льготу по НДС и представил поверенному копию регистрационного удостоверения Минздрава о внесении в Государственный реестр медицинских изделий Республики Беларусь.

Поверенный не вправе применить льготу по НДС к своему вознаграждению.

Применение льгот при реализации объектов за пределы Республики Беларусь

В ст.94 НК указано, что освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь. В соответствии со ст.102 НК при реализации экспортируемых товаров налогообложение производится по ставке 0 %. Нулевая ставка применяется также при экспорте некоторых работ (услуг), однако эти работы, услуги не входят в перечень освобожденных от НДС оборотов.

Следовательно, если товары, по которым при реализации на территории Республики Беларусь применяется освобождение от НДС, реализуются на экспорт, покупателю предъявляется нулевая ставка НДС. При отсутствии по истечении установленных законодательством сроков необходимых документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки по таким товарам, применяется льгота по НДС, поскольку местом реализации этих товаров в соответствии со ст.32 НК признается Республика Беларусь.

 

пример ситуация

Пример

В Российскую Федерацию отгружены изделия народных промыслов белорусского производства, освобожденные от НДС на территории Республики Беларусь. Подтверждающие экспорт документы не поступили.

Плательщик-экспортер применяет освобождение от НДС за тот отчетный период, на который приходится 181-й день со дня отгрузки товаров в Россию.

 

пример ситуация

Пример

Изделия народных промыслов отгружены в Литовскую Республику. Подтверждение экспорта у продавца отсутствует.

Оборот по реализации освобождается от НДС в том отчетном периоде, в котором истекло 180 дней с даты выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

 

При оказании освобожденных от НДС на территории Республики Беларусь услуг (выполнении работ) для нерезидента необходимо определить место их реализации. Если местом их реализации будет признана территория Республики Беларусь, то применяется освобождение от НДС. Если местом реализации не является территория Республики Беларусь, то объект налогообложения отсутствует.

Отражение освобожденных от налога на добавленную стоимость оборотов в налоговой декларации по НДС

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 февраля 2019 г. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 установлена новая форма налоговой декларации по НДС и утверждена новая Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок. Комментарий см. здесь.

 

Для отражения плательщиком льготных оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав предназначена строка 8 раздела I налоговой декларации по НДС.

В строках 9, 9.1-9.4 раздела IV налоговой декларации по НДС отражается оборот по реализации, если освобождение от НДС применено при вывозе товаров, приобретенных за пределами ЕАЭС, на территорию государств - членов ЕАЭС, в случае помещения на территории Республики Беларусь таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Местом реализации этих товаров признается территория Республики Беларусь, и оборот по реализации товара облагается НДС в соответствующем порядке (по ставке 0 % - при наличии документального подтверждения вывоза товара в государства - члены ЕАЭС, 20 или 10 % либо с применением освобождения от НДС - при отсутствии подтверждения в 180-дневный срок).

Кроме того, нужно заполнить строку 13 раздела IV налоговой декларации по НДС, в которой указать рассчитанную по предложенной формуле сумму НДС, не поступившую в бюджет в связи с применением льготы:

 

Сумма НДС =
(строка 8 раздела I - строка 6.1 раздела IV) × 20
- строка 6.1 раздела IV.
100

 

Вместе с тем существуют освобожденные от НДС обороты, которые вообще не отражаются в налоговой декларации по НДС. Это обороты по реализации иностранными организациями на территории Республики Беларусь.

Так, согласно подп.14.9 п.14 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 (далее - Инструкция № 42), в строке 13 раздела I налоговой декларации по НДС отражаются налоговая база и суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет при приобретении объектов на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, включая суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, указанными в пп.3 и 4 ст.92 НК. В разделе I налоговой декларации по НДС не отражается налоговая база при приобретении объектов, освобождаемых от НДС в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Куда отнести суммы «входного» налога на добавленную стоимость, приходящиеся на освобожденные от НДС обороты

Плательщики, реализующие приобретенные товары, обороты по реализации которых освобождены от налогообложения, суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, относят на увеличение стоимости товаров на дату принятия товаров на учет (часть первая п.5 ст.106 НК).

 

пример ситуация

Пример

Организация ввезла из Китая ритуальные предметы (венки). При ввозе уплачен НДС.

Сумма налога к вычету не принимается, а относится на увеличение стоимости объектов.

 

В остальных случаях сумма «входного» НДС по товарам, работам, услугам, приходящаяся на освобожденные от НДС обороты, относится на затраты плательщика, учитываемые при налогообложении прибыли (пп.2 и 3 ст.106 НК). Определяется она либо методом раздельного учета, либо методом удельного веса (по выбору плательщика). Выбор метода раздельного учета должен быть закреплен в учетной политике плательщика на календарный год (п.24 ст.107 НК).

Сумма «входного» НДС по основным средствам и нематериальным активам не относится на затраты, и при наличии освобожденных от НДС оборотов предъявляется к вычету в пределах суммы НДС, исчисленной по реализации. Об этом прямо указано в пп.2 и 3 ст.106 НК.

Если плательщик выбрал метод раздельного учета налоговых вычетов, относящихся к освобожденным оборотам, ему следует помнить, что:

1) учитывать раздельно суммы «входного» налога нужно в специально заведенной отдельной книге покупок (если ведение книги покупок предусмотрено в учетной политике плательщика либо плательщик относится к категории крупных плательщиков);

2) вести учет налоговых вычетов, приходящихся к определенному обороту (в нашем случае - к обороту, освобожденному от НДС), нужно также еще и на отдельном субсчете счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».

Метод раздельного учета не распространяется на суммы «входного» НДС по основным средствам и нематериальным активам.

Сумма НДС, отнесенная на затраты в связи с освобожденными от НДС оборотами, отражается в строках 6 и 6.1 раздела IV налоговой декларации по НДС.

Право плательщика на отказ от льготы по налогу на добавленную стоимость

Плательщики вправе отказаться от льгот, перечисленных в ст.94 НК, подав до начала года, в котором хотят воспользоваться отказом от права на применение льготы, соответствующее заявление в налоговый орган (часть первая п.3 ст.94 НК). Такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых плательщиком оборотов по реализации, которые освобождены от НДС.

 

пример ситуация

Пример

Плательщик применяет льготу на основании подп.1.1 п.1 ст.94 НК при реализации лекарственных препаратов организациям «А» и « Б».

Отказ от применения льготы только в отношении реализации лекарств организации «А» невозможен. Плательщик вправе отказаться от льготирования только по всем оборотам.

 

Не допускается отказ от освобождения от налогообложения на срок менее 1 календарного года (часть третья п.3 ст.94 НК).

Кроме того, на основании п.10 ст.102 НК плательщик вправе вместо освобождения от НДС применить ставку налога в размере 20 %, не подавая документов об отказе от льготы в налоговый орган (то есть по отдельным операциям). При этом налоговые вычеты осуществляются в установленном порядке.

 

пример ситуация

Пример

Строительная организация выполнила для заказчика - юридического лица ремонтные работы на объекте жилищного фонда. По просьбе заказчика предъявлен НДС по ставке в размере 20 %.

Согласно подп.14.7 п.14 Инструкции № 42 в случае выделения сумм НДС по операциям по реализации объектов, освобождаемых от НДС, облагаемых НДС по ставке в размере 0 %, отражение этих операций и выделенных сумм налога по этим операциям производится по соответствующей строке раздела I исходя из ставки НДС, указанной в документах покупателям - плательщикам налога в Республике Беларусь.

С учетом изложенного оборот по реализации ремонтных работ подлежит отражению в строке 1 раздела I налоговой декларации по НДС.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Создание ЭСЧФ при реализации освобождаемых от налога на добавленную стоимость объектов

В соответствии с абзацем 3 п.7 ст.1061 НК электронный счет-фактура не создается плательщиком при реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по реализации которых освобождаются от НДС в соответствии с п.1 ст.94 НК (за исключением операций, указанных в подп.1.37 и 1.39 п.1 ст.94 НК) и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Случаи, когда плательщикам не требуется создавать электронные счета-фактуры в 2018 году, определены в подп.2.3 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29. 

С 1 января 2019 г. вопросы выставления ЭСЧФ регулируются ст.131 новой редакции НК.

 

Вместе с тем целесообразно включить данный оборот в итоговый ЭСЧФ, создаваемый на всю реализацию физическим лицам за отчетный период, с указанием в графе 12 раздела 6 ЭСЧФ признака дополнительных данных «Освобождение от НДС», поскольку иначе образуется расхождение при камеральном контроле налоговой декларации по НДС.

Электронный счет-фактура создается плательщиком и направляется на Портал электронных счетов-фактур без необходимости его выставления покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по реализации которых освобождаются от НДС в соответствии со ст.94 НК и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь (абзац 4 части первой п.8 ст.1061 НК).

В соответствии с п.37 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15 (далее - Инструкция № 15), при реализации объектов, освобождаемых от НДС в соответствии со ст.94 НК и (или) иными законодательными актами, продавцом в ЭСЧФ указываются:

• в строке 3 «Дата совершения операции» - дата совершения хозяйственной операции, которая соответствует моменту фактической реализации объектов;

• в строке 4 «Тип ЭСЧФ» - тип ЭСЧФ «Исходный»;

• в строке 6 «Статус поставщика» - статус поставщика «Продавец»;

• в строке 15 «Статус получателя (по договору/контракту)» - статус получателя «Покупатель»;

• строки 16-19 не заполняются;

• в строке 31 «Дополнительные сведения» - реквизиты получателя (по усмотрению плательщика);

• в графе 12 раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» - признак дополнительных данных «Освобождение от НДС». В случае одновременной реализации и указания в ЭСЧФ объектов, облагаемых НДС и освобождаемых от НДС, ЭСЧФ направляется продавцом покупателю с заполнением строк 16-19, указание признака дополнительных данных «Освобождение от НДС» осуществляется только в отношении товарных позиций (видов работ, услуг, имущественных прав), подлежащих освобождению от НДС.

Остальные строки и графы ЭСЧФ заполняются в зависимости от необходимости и особенностей их заполнения, установленных главой 3 Инструкции № 15.

Следовательно, если по одной накладной отгружены покупателю как товары, облагаемые НДС, так и товары, освобожденные от НДС, создавать два ЭСЧФ нет необходимости. Выставляется один ЭСЧФ, в котором отдельными строками указываются обороты по реализации этих товаров. Но этот ЭСЧФ должен подписать покупатель, чтобы осуществить вычет НДС по налогооблагаемым товарам. Поэтому в таком ЭСЧФ заполняются реквизиты получателя.

Основания для применения льгот по налогу на добавленную стоимость

Плательщик обязан представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы, в налоговый орган по месту постановки на учет по его требованию либо налоговому агенту, а по налогам, сборам (пошлинам), взимаемым другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами, - таким государственным органам, организациям, должностным лицам (подп.1.10 п.1 ст.22 НК).

Льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы, не могут быть использованы в отношении налогов, сборов (пошлин), установление объекта налогообложения и (или) определение налоговой базы по которым осуществлены на основании первичных учетных документов, признанных в установленном законодательством порядке не имеющими юридической силы, и только в части, приходящейся на такие первичные учетные документы (часть пятая п.5 ст.43 НК).

При проведении камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) налоговый орган вправе получать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы и дополнительные сведения, пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).

Если при проведении камеральной проверки плательщиком не представлены по требованию налогового органа документы, подтверждающие право на налоговые льготы, или если согласно представленным документам не подтверждено право на налоговую льготу, налоговый орган исчисляет подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке (п.4 ст.70 НК).

С учетом изложенного НК не обязывает плательщиков вместе с налоговой декларацией по НДС каждый раз представлять документы, подтверждающие право на применение льгот (если того не потребует налоговая инспекция). Однако налоговый инспектор обязательно проверит наличие у плательщика документов, подтверждающих право на льготу.

В налоговый орган необходимо представлять сведения о размере и составе использованных льгот (приложение 1 к налоговой декларации по НДС).

Согласно п.20 Инструкции № 42 приложение 1 к налоговой декларации по НДС заполняется нарастающим итогом с начала налогового периода при наличии показателей в строках 3.1, 3.2, 5, 8 раздела I, строке 16а раздела III, строках 14.1-14.7 раздела IV части I, строках 2-3, 3.1 части II налоговой декларации по НДС.

При применении плательщиком освобождения от НДС при реализации объектов в графе 5 приложения 1 отражаются суммы налоговой базы, а также суммы ее увеличения, при этом графа 6 заполняется плательщиком при применении освобождения от уплаты НДС при реализации объектов, освобождения от НДС и (или) ставки НДС в размере 10 % при ввозе товаров с территории государств - членов ЕАЭС. При применении плательщиком льгот в иных видах - заполняется ИМНС.

Приложение 1 «Сведения о размере и составе использованных льгот» к форме налоговой декларации по НДС заполняется плательщиком однократно, если иное не предусмотрено Инструкцией № 42, по истечении календарного года (п.7 Инструкции № 42).

Документы, подтверждающие право на льготу по налогу на добавленную стоимость

Конкретный перечень документов, подтверждающих право на льготы по НДС, для каждой льготы в НК не установлен.

Ниже перечислены наиболее часто совершаемые плательщиками освобождаемые от НДС хозяйственные операции и указаны документы (специальные или обычные), подтверждающие право плательщика на льготу.

 

Подпункт п.1 ст.94 НК Содержание льготы Документы, подтверждающие право на льготу, проверяемые налоговым органом
Реализация лекарственных средств, медицинских изделий по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, если они включены в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или Государственный реестр медицинских изделий Республики Беларусь либо в отношении таких товаров имеется разрешение на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, выдаваемое Минздравом в порядке, установленном законодательством (Указ № 118) Регистрационные удостоверения, подтверждающие внесение в реестры; при реализации указанных покупных товаров - копии удостоверений и свидетельств; документ, подтверждающий код ТН ВЭД (свидетельство о помещении товаров под соответствующий таможенный режим, статистическая декларация либо сертификаты) (письмо ИМНС по г. Минску от 29.03.2010 № 2-10/437 «О направлении памяток»).
Разрешение на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, выдаваемое Минздравом в установленном порядке
 Оказание медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера) по перечню таких услуг, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 198.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.1.2 п.1 ст.118 НК, в котором перечислены услуги, связанные с оказанием медицинских услуг, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость. Комментарий см. здесь.
С 7 ноября 2019 г. Указ № 198 на основании Указа № 411 утратил силу
Лицензия Минздрава на оказание медицинских услуг; документы, подтверждающие их оказание (акты оказанных услуг, если услуги оказываются по договору с юридическим лицом). Если наименование медицинской услуги в перечне носит обобщенный характер (например, услуги в области аллергологии), необходимо получить заключение Минздрава об отнесении оказываемой плательщиком услуги к медицинской услуге (письмо ИМНС по г. Минску от 25.05.2010 № 2-3-9/776 «О налоге на добавленную стоимость»)
Ветеринарные мероприятия по перечню таких мероприятий, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.1.3 п.1 ст.118 НК, в котором перечислены ветеринарные мероприятия, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость. Комментарий см. здесь.
С 7 ноября 2019 г. перечень № 538 на основании Указа № 411 утратил силу
Лицензия на ветеринарную деятельность, документы, подтверждающие их оказание (акты оказанных услуг, если услуги оказываются по договору с юридическим лицом)
Оказание услуг, связанных с организацией похорон, по перечню таких услуг, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 14.02.2006 № 97, реализация надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также работ по их изготовлению.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.1.12 п.1 ст.118 НК, в котором перечислены услуги, связанные с организацией похорон, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. Комментарий см. здесь.
С 7 ноября 2019 г. Указ № 97 на основании Указа № 411 утратил силу
Документы, подтверждающие оказание услуг (выполнение работ). Документы, подтверждающие ритуальный характер предметов: договоры с соответствующей записью, товаросопроводительные документы, сертификаты, справки производителя и иные документы (ярлыки, этикетки) (письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.09.2008 № 2-1-9/740)
Оказание физическим лицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 Специальных документов не требуется, проверке налогового органа подлежат документы на оказание услуг, договоры бытового подряда и др.
Реализация объектов жилищного фонда, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 Специальных документов не требуется, проверке налогового органа подлежат документы на выполнение работ (договоры строительного подряда, акты, сметы, процентовки, справки установленных Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь форм, справки проектных организаций о соотношении жилой и нежилой частей зданий и др.)
Реализация изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства по перечню таких изделий, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 81 Заключение об отнесении продукции к изделиям народных промыслов и ремесел, выдаваемое экспертной комиссией по отнесению продукции предприятий народных промыслов (ремесел) к изделиям народных художественных ремесел; для последующих продавцов - копия заключения об отнесении продукции к изделиям народных художественных ремесел
Реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, брокерских и иных посреднических услуг, передачи имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)), произведенных (выполненных, оказанных) плательщиками, у которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников в среднем за период с учетом средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей, а также средней численности лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам (в том числе договорам подряда) Сертификат (копия сертификата), выдаваемый (выдаваемого) Белорусской торгово-промышленной палатой или ее областными отделениями, об отнесении данных товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства; расчет процентного соотношения численности работников. При реализации покупных изделий, произведенных предприятиями, использующими указанную льготу, освобождение от НДС применяется на основании указанной продавцом в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке товаров, записи: «Освобождение согласно подпункту 1.16 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь», которая подтверждает право на льготу
Реализация товаров (работ, услуг), изготавливаемых (выполняемых, оказываемых) исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовыми профилакториями Освобождение от НДС последующими продавцами применяется на основании указанной продавцом в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке товаров, записи: «Освобождение согласно подпункту 1.20 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь», которая подтверждает право на льготу
Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 № 356 Документы, подтверждающие выполнение работ; извещение о включении работ в государственный реестр
Выполнение работ (оказание услуг) физическим лицам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, по перечню таких работ (услуг), утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 11.05.2006 № 316.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.1.26 п.1 ст.118 НК, в котором перечислены работы (услуги), выполняемые (оказываемые) физическим лицам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. Комментарий см. здесь.
С 7 ноября 2019 г. Указ № 316 на основании Указа № 411 утратил силу
Договор (акт) на выполненные работы (оказанные услуги); копия справки, выданная физическому лицу, о выделении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства
Работы по строительству, содержанию и ремонту объектов садоводческих товариществ по перечню таких работ, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 17.04.2010 № 185.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.1.35 п.1 ст.118 НК, в котором перечислены работы по строительству, содержанию и ремонту объектов общего пользования садоводческих товариществ, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. Комментарий см. здесь.
С 7 ноября 2019 г. Указ № 185 на основании Указа № 411 утратил силу
Специальных документов не требуется, проверке налогового органа подлежат документы на выполнение работ (акты, сметы, процентовки, справки установленных Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь форм и др.)
Оказание населению услуг парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, по ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров Документы на оказание услуг. Услуги идентифицируются согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85
Выполнение (оказание) иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, работ (услуг), связанных с участием белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в международных конференциях, форумах, симпозиумах, конгрессах, в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах Договоры с иностранными организациями, документы, подтверждающие оказание услуг (выполнение работ), при их наличии, из которых видно наименование мероприятия и место его проведения, а также связь выполненных работ (оказанных услуг) с этим мероприятием

 

12.10.2017

 

Наталья Нехай, ведущий аудитор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр "Эрудит"»