Комментарий от 11.09.2015
Автор: Петрушина А., Алейникова Т.

Лица, участвующие в закупках, и процедура предварительного квалификационного отбора с 16 августа 2015 года. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650


 

Материал помещен в архив

 

ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ЗАКУПКАХ, И ПРОЦЕДУРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО ОТБОРА С 16 АВГУСТА 2015 ГОДА.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650

С 16 августа 2015 г. вступило в силу комментируемое постановление, которым были внесены изменения и дополнения в Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение).

Проанализируем изменения и дополнения, коснувшиеся требований к процедуре предварительного квалификационного отбора участников.

Изменения и дополнения, а также комментарии к ним приведены в таблице. Нормы, исключенные из Положения, выделены жирным зачеркнутым шрифтом, введенные (измененные) - жирным шрифтом.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. следует руководствоваться Положением с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2019 № 427.

 

Положение в редакции до 16 августа 2015 г. Положение в редакции с 16 августа 2015 г.
Глава 2
Лица, участвующие в организации и проведении подрядных торгов (торгов), и их функции
Норма отсутствовала В случае привлечения инженера (инженерной организации) к комплексному управлению строительной деятельностью он (она) размещает заказ на строительство объекта, закупки товаров (работ, услуг) путем проведения подрядных торгов (торгов) или переговоров в соответствии с законодательством о проведении процедур закупок при строительстве
Норма отсутствовала Дочерние унитарные предприятия коммунальных унитарных предприятий по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов вправе передать учредившим их предприятиям свои функции по организации и проведению процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов
Комментарий. Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» коммунальные унитарные предприятия по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов, их дочерние унитарные предприятия определены:
1) как государственные заказчики строительства:
- жилых домов с использованием средств республиканского и (или) местного бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов;
- жилых домов для граждан, имеющих право на государственную поддержку при строительстве или приобретении жилых помещений;
- жилых домов в рамках государственного заказа;
2) как государственные заказчики (наряду с иными заказчиками, застройщиками) комплексной застройки населенных пунктов в соответствии с утвержденными генеральными планами населенных пунктов, детальными планами частей населенных пунктов, включая строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
В то же время на практике у указанных выше дочерних унитарных предприятий из-за отсутствия необходимых специалистов возникают трудности по организации и проведению процедур закупок при строительстве вышеназванных объектов. В связи с этим им предоставлено право передавать головным предприятиям функции по организации и проведению процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов
Абзац 3 части второй п.15
Участники для участия в подрядных торгах (торгах):
приобретают (получают) у организатора подрядных торгов (торгов) конкурсную документацию, документацию для предварительного квалификационного отбора участников;
разрабатывают предквалификационные документы и конкурсные предложения, соответствующие условиям предварительного квалификационного отбора участников и подрядных торгов (торгов), и направляют их в письменном виде организатору подрядных торгов (торгов) в срок, установленный организатором подрядных торгов (торгов)
Участники для участия в подрядных торгах (торгах):
приобретают (получают) у организатора подрядных торгов (торгов) конкурсную документацию, документацию для предварительного квалификационного отбора участников;
разрабатывают предквалификационные документы и конкурсные предложения, соответствующие условиям предварительного квалификационного отбора участников и подрядных торгов (торгов), и направляют их в письменной и (или) электронной форме в соответствии с законодательством (если это установлено в документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации) организатору подрядных торгов (торгов) в срок, установленный организатором подрядных торгов (торгов)
Глава 3
Процедура предварительного квалификационного отбора участников
Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ, являются:
  наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в установленном порядке
количество сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, и их профессионально-квалификационный состав (с указанием времени работы по специальности и их специализации)     количество сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, и их профессионально-квалификационный состав (с указанием времени работы по специальности и их специализации, наличия квалификационного аттестата, выданного в установленном порядке, если такой аттестат требуется в соответствии с законодательством)
способность участника выполнить весь комплекс проектных и изыскательских работ собственными силами или сведения о видах работ и привлекаемых для их выполнения субподрядчиках (в случае необходимости) способность участника выполнить весь комплекс предпроектных, проектных и изыскательских работ собственными силами или сведения о видах работ и привлекаемых для их выполнения субподрядчиках (в случае необходимости)
Абзацы 1-3 п.20
Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ, являются:
<…>
Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на строительство объектов, выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ, являются:
наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в установленном порядке;
наличие сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, имеющих квалификационный аттестат, выданный в установленном порядке
Комментарий. С введением в строительной отрасли обязательной аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, а также аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, дополнены показатели предварительного квалификационного отбора проектировщиков, подрядчиков, инженеров (инженерных организаций), определенные пп.19, 20 и 22 Положения, которые позволяют до проведения конкурса установить возможность вышеназванного участника с профессиональной точки зрения выполнить тот или иной предмет заказа
Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на закупку товаров при строительстве объектов, являются:
наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000 наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000, производителя товаров
Комментарий. В связи с выявленной на практике неоднократной подменой документов, представляемых участниками в ходе предварительного квалификационного отбора при размещении заказов на закупку товаров, в п.21 Положения установлено требование о наличии системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000, как у производителя товара, так и у участника-поставщика, если к реализации предлагаются не производимые им товары
Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на оказание инженерных услуг, являются:
  наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в установленном порядке
количество работников инженерной организации, привлекаемых для выполнения предмета заказа, и их профессионально-квалификационный состав (с указанием времени работы инженером или в инженерной организации и их специализации)     количество работников инженерной организации, привлекаемых для выполнения предмета заказа, и их профессионально-квалификационный состав (с указанием времени работы инженером или в инженерной организации и их специализации, наличия квалификационного аттестата, выданного в установленном порядке, если такой аттестат требуется в соответствии с законодательством)
сведения о наличии уникальных и представительских объектов, по которым выполнены работы за последние три года сведения о наличии уникальных и представительских объектов, по которым оказаны услуги за последние три года
При проведении предварительного квалификационного отбора участники, зарегистрированные организатором подрядных торгов (торгов) и представившие предквалификационные документы, вправе присутствовать на заседаниях конкурсной комиссии при вскрытии конвертов с предквалификационными документами.
При вскрытии таких конвертов конкурсная комиссия проверяет наличие всех документов, установленных для предварительного квалификационного отбора участников, и оглашает наименование и место нахождения каждого участника. Указанные данные вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предквалификационными документами по форме согласно приложению 1. Конкурсной комиссией изучаются предквалификационные документы участников не более пяти рабочих дней со дня вскрытия конвертов. В отдельных случаях с согласия организатора подрядных торгов (торгов) этот срок может быть продлен
При проведении предварительного квалификационного отбора участники, зарегистрированные организатором подрядных торгов (торгов) и представившие предквалификационные документы, вправе присутствовать на заседаниях конкурсной комиссии при вскрытии конвертов с предквалификационными документами (открытии предквалификационных документов, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации) (далее - вскрытие конвертов с предквалификационными документами). При вскрытии конвертов с предквалификационными документами конкурсная комиссия проверяет наличие всех документов, установленных для предварительного квалификационного отбора участников, и оглашает наименование и место нахождения каждого участника. Указанные данные вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предквалификационными документами по примерной форме согласно приложению 1. Конкурсной комиссией изучаются предквалификационные документы участников не более пяти рабочих дней со дня вскрытия конвертов с предквалификационными документами. В отдельных случаях с согласия организатора подрядных торгов (торгов) этот срок может быть продлен
Оценка квалификационных данных участников проводится с учетом критериев, установленных организатором подрядных торгов (торгов) для предварительного квалификационного отбора участников, и методики их оценки. По результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников оформляется протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников по форме согласно приложению 2. Если у члена конкурсной комиссии имеется особое мнение, то оно излагается в этом протоколе Оценка квалификационных данных участников проводится с учетом критериев, установленных организатором подрядных торгов (торгов) для предварительного квалификационного отбора участников, и методики их оценки. По результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников оформляется протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников по примерной форме согласно приложению 2. Если у члена конкурсной комиссии имеется особое мнение, то оно излагается в этом протоколе
Организатор подрядных торгов (торгов) извещает участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников. При этом участнику, не прошедшему предварительный квалификационный отбор, дается мотивированный отказ в дальнейшем участии в подрядных торгах (торгах) и возвращается его конкурсное предложение нераспечатанным Организатор подрядных торгов (торгов) извещает участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора в письменной и (или) в электронной форме в течение трех рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников. при этом участнику, не прошедшему предварительный квалификационный отбор, дается мотивированный отказ в дальнейшем участии в подрядных торгах (торгах) и возвращается его конкурсное предложение нераспечатанным

 

11.09.2015

 

Антонина Петрушина, начальник юридического отдела Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь

Тамара Алейникова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»