Пособие от 07.05.2014
Автор: Бирюк В.

Методические рекомендации по применению в организациях малого предпринимательства государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования»


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения

Особенности разработки системы управления охраной труда в организациях малого предпринимательства

Этапы создания системы управления охраной труда организаций малого предпринимательства

Организационно-подготовительный этап по разработке системы управления охраной труда

Разработка системы управления охраной труда

Внедрение системы управления охраной труда

Подготовка к сертификации системы управления охраной труда

Поддержание в рабочем состоянии и улучшение системы управления охраной труда

 

Материал помещен в архив

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ В ОРГАНИЗАЦИЯХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ СТБ 18001-2009 «СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. ТРЕБОВАНИЯ»

Общие положения

Методические рекомендации предназначены для создания в организациях малого предпринимательства системы управления охраной труда (далее - СУОТ) на основе государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РБ от 24.04.2009 № 19; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/227804/325331) (далее - СТБ 18001-2009).

Требования СТБ 18001-2009 являются универсальными и предназначены для всех организаций независимо от формы собственности, численности персонала, вида деятельности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Однако создание СУОТ в организациях малого предпринимательства имеет некоторые особенности.

Следование положениям методических рекомендаций должно осуществляться с обязательным выполнением законодательных требований.

Для создания СУОТ требуется стратегическое решение высшего руководства организации.

В соответствии со ст.3 Закона РБ от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» к субъектам (организациям) малого предпринимательства (далее - ОМП) относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в РБ;

микроорганизации - зарегистрированные в РБ коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации - зарегистрированные в РБ коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Степень документирования СУОТ одной организации может отличаться от другой в зависимости от сложности и взаимодействия процессов, протекающих в организации и компетенции персонала.

Основную трудоемкость при создании СУОТ составляет разработка документации. Сокращение ее объема для ОМП является существенным фактором сокращения затрат и ускорения работ по разработке, внедрению и подготовке к сертификации СУОТ.

Организации малого предпринимательства имеют ряд отличительных особенностей, оказывающих влияние на разработку и внедрение СУОТ. К таким особенностям следует отнести:

• небольшую численность персонала;

• наличие всех управленческих, организационных и структурных функций, присущих любой организации;

• совмещение функций, выполняемых каждым работником;

• минимальный документооборот при взаимодействии персонала;

• тенденцию к авторитарному стилю управления;

• высокую удельную роль устных указаний и распоряжений в целях сокращения организационно-распорядительных документов;

• недостаток подготовленных специалистов в области охраны труда, имеющих практический опыт работ, и др.

Все перечисленные особенности должны приниматься во внимание при разработке и внедрении СУОТ ОМП.

Особенности разработки системы управления охраной труда в организациях малого предпринимательства

Специфика разработки СУОТ в таких организациях состоит в следующем:

• в ОМП (как правило) преобладает авторитарный стиль руководства (все важные решения принимает руководитель или собственник). Очевидно, что для обеспечения оперативности и эффективности принимаемых решений при управлении СУОТ функции представителя высшего руководства, ответственного за функционирование СУОТ, можно возлагать на руководителя организации;

• вышеуказанное обстоятельство следует также учитывать при определении порядка проведения анализа СУОТ со стороны руководства. Анализ результативности и эффективности функционирования СУОТ может проводить руководитель организации;

• внутренний аудит также может проводиться руководителем организации. Для более компетентной и независимой оценки СУОТ возможно проведение внутренних аудитов с привлечением специалистов сторонних организаций;

• порядок принятия и доведения решений до исполнителей, контроля выполнения и оценки их результативности осуществляется по более простой схеме и может быть представлен в документах СУОТ в общем виде (например в виде таблично-алгоритмического изображения процесса (блок-схемы));

• каждый работник ОМП (как правило) совмещает выполнение нескольких функций (работ) (например, он может являться ответственным за качество и охрану труда). В связи с этим можно документировать обязанности и ответственность работника в виде нескольких должностных (профессиональных) инструкций на конкретные функции. Допускается также объединять все работы, выполняемые работником, в одной персональной должностной инструкции;

• специалистам ОМП при распределении ответственности может быть предоставлена большая свобода действий, чтобы не ограничивать инициативу по выполняемой деятельности. Это следует учитывать при разработке документов СУОТ, описывая деятельность или процессы в более общем виде (разрешается делать то, что требуется для получения запланированного результата). Исключения могут составлять установленные требования безопасности или потребителя и другие обязательные требования, выполнение которых должно быть строго регламентировано;

• для ОМП уровень компетентности персонала имеет первостепенное значение. В организации должно уделяться большое значение обучению и повышению компетентности персонала по закрепленным видам работ. При этом большое значение имеет самообразование персонала, мотивированного на процесс познания;

• высокая интенсивность работ и большая зависимость ОМП в достижении поставленных целей от человеческого фактора требует от руководства создания и поддержания комфортных и безопасных условий труда, а также системы мотивации персонала;

• организации малого предпринимательства (как правило) не имеют узкоспециализированных структур по осуществлению отдельных видов деятельности (например, по проектированию продукции и процессов изготовления, метрологическому обеспечению, обеспечению техническими нормативными правовыми актами и др.). Для обеспечения результативности осуществляемых видов деятельности и СУОТ можно выполнять эти процессы с помощью сторонних организаций (так называемые процессы аутсорсинга), при соответствующем контроле и управлении за ними.

Для оперативного и эффективного решения задач по эффективности СУОТ следует ввести в практику работы ОМП командный подход к решению проблем. Командный подход позволяет аккумулировать знания персонала и использовать эту базу знаний для достижения целей в короткий промежуток времени. Командный подход подразумевает участие в обсуждении проблемы и выработки предложений специалистов, отвечающих за различные направления деятельности. Однако окончательное решение принимает ответственное лицо (высшее руководство ОМП);

• вопрос документированности СУОТ в ОМП имеет свою специфику. Для ОМП численностью до 20 человек можно документировать всю СУОТ в одном руководстве по системе управления охраной труда (далее - Руководство по СУОТ), включив в него описание всей СУОТ ОМП, всех процессов и процедур и установление всех необходимых форм для ведения записей. Для организаций численностью свыше 20 человек кроме Руководства по СУОТ может понадобиться разработка дополнительных процедур, устанавливающих порядок выполнения тех или иных работ;

• ведение записей, подтверждающих достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности, в ОМП может осуществляться с применением минимального количества форм.

Немаловажными моментами при создании СУОТ являются:

1) адаптация СУОТ к изменяющимся обстоятельствам, возможность оперативного решения непредвиденных проблемных ситуаций в области охраны труда;

2) возможность интеграции СУОТ в общую систему управления (менеджмента) ОМП.

В соответствии со ст.227 Трудового кодекса РБ для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают службу охраны труда из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2014 г. ст.227 вышеназванного кодекса на основании Закона РБ от 08.01.2014 № 131-З изложена в новой редакции.

 

Должности специалистов по охране труда в производственной сфере вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в других отраслях - свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначении специалиста по охране труда в организации с меньшей численностью работающих принимает наниматель. В случае невозможности выполнения указанных обязанностей работниками нанимателя он привлекает для проведения консультаций и дачи рекомендаций по безопасной организации труда соответствующих специалистов. При отсутствии службы, специалиста по охране труда их обязанности выполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку (прошедшими обучение), либо одним из руководителей.

Согласно ст.20 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон об охране труда) служба охраны труда (специалист по охране труда) организует работу по охране труда в соответствии с Законом об охране труда, иными актами законодательства.

При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда в соответствии с законодательством.

Структура и состав службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работающих, характера и степени опасности производства. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия или его заместителю и приравнивается к основным производственно-техническим службам.

Службу охраны труда следует укомплектовать в соответствии с Законом об охране труда и системой классификации должностей служащих РБ. Необходимо организовать работу и оснащение уголков (кабинетов) охраны труда на основании постановления Минтруда РБ от 08.11.1999 № 144, обеспечить информационно-техническую поддержку функционирования службы охраны труда.

Правовые основы организации и деятельности службы охраны труда работодателей всех организационно-правовых форм, ее задачи, функции и права в общей системе управления профилактической работой в организации по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работающих устанавливает постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.09.2013 № 98.

Исходя из вышеизложенного в рамках настоящих рекомендаций под специалистом по охране труда возможно подразумевать:

• штатного специалиста по охране труда ОМП (в т.ч. по совместительству);

• внештатного специалиста по охране труда;

• одного из руководителей ОМП (например заместителя директора).

Этапы создания системы управления охраной труда организаций малого предпринимательства

Система управления охраной труда призвана создать в организациях безопасные условия труда и позволяет обеспечить:

• улучшение условий труда персонала организации;

• сокращение количества аварий на рабочих местах и профессиональных заболеваний;

• снижение потерь рабочего времени;

• соблюдение требований безопасности и охраны труда;

• повышение качества и роста производительности труда.

Работа по созданию СУОТ в ОМП может включать пять основных этапов:

• организационно-подготовительный;

• разработку СУОТ;

• внедрение СУОТ;

• подготовку СУОТ к сертификации;

• поддержание в рабочем состоянии и постоянное улучшение СУОТ.

Руководство организации должно демонстрировать приверженность поставленным целям по созданию результативной и эффективной СУОТ. В работу должен быть вовлечен весь персонал организации. На всех этапах создания СУОТ особое внимание следует уделять агитации и формированию внутренней убежденности персонала организации в необходимости внедрения СУОТ, а также вопросам обучения персонала современным принципам и методам управления охраной труда.

Для создания единой системы управления при разработке СУОТ, соответствующей требованиям СТБ 18001-2009, организация также может использовать свои существующие системы управления (систему менеджмента качества, соответствующую требованиям государственного стандарта Республики Беларусь СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования», утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 20.02.2009 № 8, и др.).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2016 г. введен в действие СТБ ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 14.12.2015 № 58.

 

Организационно-подготовительный этап по разработке системы управления охраной труда

Организационно-подготовительный этап включает в себя проведение следующих работ:

• назначение ответственного лица из высшего руководства за разработку и внедрение СУОТ;

• определение цели создания СУОТ;

• определение области применения СУОТ (на какую продукцию (услуги), процессы и виды деятельности планируется распространить действие СУОТ);

• оценку соответствия существующей в организации СУОТ законодательным требованиям и требованиям СТБ 18001-2009 (к проведению оценки и анализа можно привлечь внешние компетентные организации. Результаты оценки должны стать основой для определения этапов работ и требуемых ресурсов);

• оценку потребности в ресурсах (человеческих, материальных, финансовых, временных), необходимых для создания СУОТ;

• составление плана работ по созданию СУОТ с включением в него основных этапов, ответственных и сроков, а также методов мотивации персонала;

• назначение ответственных за разработку документов СУОТ (разделов Руководства по СУОТ);

• выбор внешней организации для оказания консультационно-методической помощи по созданию СУОТ (при необходимости).

Документом, описывающим организационно-подготовительный этап создания СУОТ, может быть приказ руководителя организации.

При разработке СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001-2009 особое внимание необходимо уделить соблюдению законодательства об охране труда.

Специалист по охране труда должен организовать подготовку следующих локальных нормативных правовых актов:

• программы (инструкции) вводного инструктажа по охране труда;

• перечня инструкций по охране труда;

• перечня работ с повышенной опасностью;

• перечня профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда;

• перечня должностей руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда;

• перечня профессий и должностей, работники которых имеют право на получение молока или равноценных пищевых продуктов;

• перечня работ, на которых запрещается применение труда женщин;

• перечня особо опасных работ, на проведение которых должен выдаваться наряд-допуск;

• перечня работ, связанных с загрязнением, при выполнении которых работникам выдается бесплатно мыло, смывающие и обезвреживающие средства;

• билетов (вопросов) для проверки знаний по охране труда работников различных категорий,

• приказов о создании комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда;

• приказов о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности (сосудов под давлением, грузоподъемных механизмов и т.д.) и др.

Специалист по охране труда должен иметь (при необходимости) следующие документы:

• законодательные и иные нормативные правовые акты;

• журналы: регистрации вводного инструктажа по охране труда, регистрации инструкций по охране труда, учета выдачи инструкций по охране труда, периодического контроля за состоянием охраны труда, регистрации несчастных случаев на производстве, регистрации профессиональных заболеваний, учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах;

• акты о непроизводственных несчастных случаях по форме НП;

• акты о несчастных случаях на производстве по форме Н-1;

• акты о профессиональных заболеваниях по форме ПЗ-1;

• документы расследования несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и аварий;

• план работы службы охраны труда;

• предписания по охране труда (журнал регистрации предписаний);

• протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда работников и должностных лиц организации;

• протоколы лабораторных исследований условий труда;

• мероприятия по охране труда (содержащиеся в коллективном договоре либо плане мероприятий по охране труда);

• заполненные формы государственной статистической отчетности;

• приказы и распоряжения, регулирующие вопросы охраны труда;

• предписания и иные документы специалистов государственных органов надзора и контроля, профсоюзов, приказы и мероприятия по их выполнению;

• документы о переписке с государственными органами управления, надзора и контроля, профсоюзами по вопросам охраны труда и др.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 ноября 2015 г. следует руководствоваться формами Н-1 (приложение 4), Н-1АС (приложение 8) и ПЗ-1 (приложение 12), утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ и Минздрава РБ от 14.08.2015 № 51/94.

Разработка системы управления охраной труда

Разработка СУОТ начинается с проведения идентификации опасностей и оценки рисков организации. Процедура идентификации опасностей и оценки рисков должна гарантировать:

• идентификацию опасностей;

• оценку рисков;

• управление рисками;

• анализ предпринятых мер управления рисками.

Результаты идентификации опасностей и оценки рисков учитываются при разработке мероприятий по управлению рисками, установлению целей в области охраны труда и разработке политики в области охраны труда.

Разработка политики и целей в области охраны труда

Для разработки политики в области охраны труда необходимо определить направление деятельности ОМП и сформулировать общие намерения в области охран труда - это основа текста политики в области охраны труда.

Политика в области охраны труда должна быть равноправной и согласованной с прогнозом и стратегией высшего руководства по перспективам развития организации. Политика в области охраны труда должна включать обязательства по соответствию СУОТ требованиям СТБ 18001-2009, постоянному ее улучшению, а также по обеспечению выполнения обязательных и законодательных требований. Намерения деятельности организации в политике следует формулировать так, чтобы цели, установленные организацией, становились их логическим продолжением, и при достижении которых можно было бы делать выводы о реализации политики.

Политика организации в области охраны труда должна быть направлена на:

• соблюдение действующего законодательства по охране труда;

• предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• улучшение условий и охраны труда;

• обучение, повышение квалификации работников в области охраны труда, подготовку персонала к локализации и ликвидации аварий;

• организацию контроля за соблюдением требований охраны труда;

• информирование работников об условиях труда, случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний, льготах и компенсациях по условиям труда;

• привлечение всех работников организации к участию в формировании и реализации политики, деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В обязательствах руководства организации излагается, что оно будет предпринимать для обеспечения успешной реализации намерений, изложенных в политике.

Руководитель организации должен подписать политику в области охраны труда, обеспечить введение ее в действие и ознакомление с ней (с проведением необходимых разъяснений) всего персонала организации. С установленной периодичностью необходимо проводить анализ реализации политики с целью установления ее пригодности.

После подписания политики организации необходимо установить и утвердить цели в области охраны труда на определенный промежуток времени на основании намерений деятельности, сформулированных в политике в области охраны труда.

Цели должны быть разработаны по каждому направлению деятельности СУОТ. Должно быть развернуто «дерево целей»: от цели организации к общим организационным целям, затем к специфическим целям и задачам конкретных специалистов. Задания, выполняемые сотрудниками организации, должны быть направлены на достижение установленных целей организации.

При установлении целей рекомендуется, чтобы цели в области охраны труда:

• были ясно и однозначно определены;

• были измеримы (количественно выражены);

• являлись достижимыми и одновременно амбициозными (реальными, не будучи невыполнимыми, не слишком легкими, чтобы при их достижении возникало чувство победы);

• хорошо соотносились с целями организации и между собой как в стратегическом, так и в оперативном планах.

Также должен быть четко установлен срок достижения каждой цели.

Измеримость целей обеспечивается использованием натуральных, стоимостных, временных групп показателей.

Для организации деятельности по достижению установленной цели рекомендуется обеспечить выполнение цикла Деминга (PDCA):

«Планируй» - спланировать деятельность по достижению установленной цели, разработав и утвердив план мероприятий (программу управления охраной труда), а также требуемый объем ресурсов у вышестоящего руководителя (как правило, для планирования деятельности по достижению цели составляются годовые планы с последующей разбивкой на квартальные или месячные планы);

«Реализовывай» - организовать работу по выполнению установленной цели, обеспечив выполнение утвержденного плана и мероприятий. Рекомендуется иметь блок-схему организации деятельности по достижению установленной цели;

«Проверяй» - организовать контроль за достижением цели, выполнением законодательных и других требований, при этом необходимо вести необходимые записи, подтверждающие результаты достижения цели, а также результаты контроля;

«Совершенствуй» - учитывать результаты достижения цели за прошлые периоды времени с наличием внесенных соответствующих корректировок при установлении цели на будущий промежуток времени, т.е. осуществление мероприятий по непрерывному улучшению результативности.

В качестве документа, который устанавливает цели организации, в т.ч. цели в области охраны труда, и определяет порядок планирования и выделения ресурсов для достижения этих целей, может быть использована Инструкция о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2013 № 111.

Разработка документов системы управления охраной труда

В целом СУОТ в организации согласно требованиям СТБ 18001-2009 может быть представлена в виде схемы взаимодействия элементов системы управления охраной труда (см. приложение).

Организация должна разработать документированную СУОТ.

Основными целями создания документов СУОТ организации являются:

а) доведение до персонала организации порядка функционирования СУОТ;

б) стандартизация деятельности с целью сохранения знаний и опыта;

в) обеспечение основы для аудита и постоянного улучшения СУОТ.

Документация СУОТ должна обладать такими свойствами, как:

• системность (документы должны быть взаимоувязаны и структурированы);

• адекватность (соответствовать требованиям СТБ 18001-2009);

• доступность (документация должна быть доступна на рабочих местах);

• актуальность (документация должна отражать реальное состояние дел и оперативно отражать все изменения функционирования СУОТ);

• адресность (документация должна быть предназначена для конкретных исполнителей).

Документация СУОТ может быть представлена в виде бумажных и электронных носителей, а также комбинацией из них.

Некоторые преимущества электронной версии документов СУОТ:

• соответствующий персонал одновременно имеет постоянный доступ к информации;

• распространение информации происходит незамедлительно и легко контролируется, по желанию можно распечатать бумажные копии документов;

• наличие доступа к документам с удаленного местонахождения;

• простая и эффективная система внесения изменений и отмены устаревших документов;

• уменьшение затрат, связанных с тиражированием бумажных копий документов и изменений к ним, и др.

Документы СУОТ могут быть представлены в любом виде (в графической форме, в виде блок-схемы, рисунка, видеофильма, модели или образца, на электронных или бумажных носителях) и существенно отличаться друг от друга. Выбор того или иного способа представления документов СУОТ целиком входит в компетенцию ОМП.

Руководство по СУОТ входит в состав документации СУОТ и для ОМП может быть документом, описывающим всю СУОТ.

Руководство по СУОТ согласно требованиям СТБ 18001-2009 должно включать:

а) область применения СУОТ;

б) документированные процедуры;

в) описание последовательности и взаимодействия процессов СУОТ.

Наиболее распространенной и простой формой Руководства по СУОТ является форма, построенная по разделам и последовательности пунктов СТБ 18001-2009. Такой подход облегчает разработку и использование документа, поскольку его структура полностью соответствует СТБ 18001-2009.

При составлении Руководства по СУОТ должны быть учтены следующие основные правила:

• наглядность содержания информации;

• взаимосвязи лучше изображать блок-схемой, чем перечислениями;

• для описания процессов и деятельности использовать таблицы и графические отображения;

• для определения ответственности необходимо использовать не фамилии, а должности работников, которых это касается;

• описания должны быть по возможности краткими и все же достаточными по объему для однозначного восприятия.

 

Справочно

С примером Руководства по СУОТ (для организаций малого предпринимательства) можно ознакомиться здесь.

Внедрение системы управления охраной труда

Внедрение СУОТ начинается с издания приказа о введении в действие документов СУОТ. Оно означает выполнение утвержденных и введенных в действие документов и предусмотренных ими форм. Для внедрения СУОТ необходимо, чтобы все сотрудники имели доступ к той документации, которая распространяется на их деятельность.

Целесообразно провести период опытного внедрения документов СУОТ на протяжении 3 месяцев для отработки на практике, изучения и понимания установленного порядка выполнения деятельности в рамках СУОТ.

В процессе опытного внедрения документов их разработчики разъясняют персоналу регламентированные документами правила и процедуры проведения работ, проводят обучение сотрудников.

По завершению внедрения документов СУОТ необходимо организовать на плановой основе проведение внутренних аудитов в соответствии с установленной в Руководстве по СУОТ процедурой по внутренним аудитам.

Для этого необходимо:

• обеспечить подготовку специалистов организации по внутреннему аудиту (для ОМП - как минимум двух человек) и назначить приказом внутренних аудиторов;

• составить программу и планы аудита;

• при разработке процедуры по внутренним аудитам можно руководствоваться государственным стандартом Республики Беларусь ГОСТ ISO 19011-2013 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РБ от 23.07.2013 № 38);

• обеспечить проведение аудита (анализа документации и проверки на местах);

• составить отчеты по результатам внутренних аудитов;

• разработать и провести необходимые корректирующие действия по выявленным несоответствиям;

• провести повторные проверки с целью подтверждения устранения несоответствий;

• провести обобщение результатов аудита и представить информацию руководству организации.

В процессе проведения внутренних аудитов необходимо оценивать:

• адекватность разработанных правил и процедур требованиям СТБ 18001-2009;

• выполнение требований СТБ 18001-2009 и документов СУОТ организации;

• работоспособность и эффективность СУОТ;

• понимание и поддержку персоналом принципов СУОТ;

• управление записями в организации.

Рекомендуется первые аудиты проводить с участием консультантов. В процессе их осуществления специалисты организации получат практический опыт проведения внутренних аудитов, выявления, анализа и устранения причин несоответствий.

Подготовка к сертификации системы управления охраной труда

По решению руководителя организации разработанная и внедренная СУОТ в соответствии с СТБ 18001-2009 может быть представлена на сертификацию аккредитованному органу по сертификации СУОТ.

Сертификация СУОТ проводится в целях подтверждения того, что в организации созданы условия и приняты меры для обеспечения безопасных условий труда посредством эффективного применения СУОТ, включая процессы постоянного ее улучшения.

Рекомендуется, чтобы до подачи заявки на сертификацию СУОТ организация проработала по созданной системе не менее 3 месяцев и был проведен как минимум один внутренний аудит и анализ со стороны руководства. Руководству организации необходимо проанализировать СУОТ для оценки ее пригодности, адекватности и результативности и издать приказ о ее внедрении.

Рекомендуется провести подготовку персонала к общению с аудиторами органа по сертификации СУОТ, ознакомить персонал с правилами и процедурой сертификации (технический кодекс установившейся практики ТКП 5.1.05-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация систем управления. Основные положения» (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РБ от 30.04.2012 № 23)) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/280456/378257), методами проверок, критериями принятия решения со стороны аудиторов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июня 2018 г. ТКП 5.1.05-2012 на основании постановления Госстандарта РБ от 16.05.2018 № 30 утратил силу.

 

При выборе органа по сертификации СУОТ в качестве основных критериев следует учитывать:

• наличие аккредитации в системе аккредитации Республики Беларусь;

• уровень национального и международного признания;

• требования заинтересованных сторон;

• компетентность аудиторов;

• стоимость услуг.

Заканчивается этап подготовки СУОТ направлением в орган по сертификации заявки на проведение сертификации СУОТ, исходной информации, анкеты-вопросника, Руководства по СУОТ. Форму анкеты-вопросника и состав исходной информации, который формируется с учетом специфики организации, предоставляет орган по сертификации.

Поддержание в рабочем состоянии и улучшение системы управления охраной труда

Руководство организации должно поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать СУОТ. Это позволяет расширять возможности для повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Постоянное улучшение включает:

• анализ и оценку существующего положения для определения областей улучшения (совершенствования);

• установление целей улучшения;

• поиск возможных решений по достижению целей;

• оценку решений и выбор лучшего из них;

• реализацию выбранного решения;

• измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения для установления того, достигнуты ли цели;

• документирование изменений.

Для определения возможностей улучшения СУОТ могут использоваться результаты идентификации опасностей и оценки рисков, внешних и внутренних аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, анализа со стороны руководства, проверок контролирующих органов.

 

Приложение

 

Схема взаимодействия элементов системы управления охраной труда

 

                                             
                                         

Анализ существующей системы управления охраной труда:

1. Схема протекания процессов
2. Состояние оборудования
3. Законодательные и другие требования
4. Аварийные ситуации
5. Несчастные случаи
6. Перечень опасных материалов
7. Экологические данные
  Политика в области охраны труда
  Мнения заинтересованных сторон          
   
          ▲              
                         
 
 
 
 
 
                                 
Мониторинг
                  Мониторинг      
                     
Оценка соответствия
                                Оценка соответствия        
                                 
Аудит   Оценка рисков организации   Метод                   Аудит          
           
                                                     
                    ▼                       
          Цели в области охраны труда      

 

Программы
               
         

Планы

         
             
               
                 
                       
                                                     
                            ▼                       
                Создание продукции, управление операциями
               
                     ▼     
Корректирующие и предупреждающие действия  
  Корректирующие и предупреждающие действия  
   
                 
Процедуры, рабочие инструкции, должностные инструкции
             
                                               
                                       
                                   
   
Анализ со стороны руководства
 
     
       
   
1. Назначьте ответственных.
2. Вовлекайте весь персонал.
3. Рассматривайте работу организации в нормальных условиях и при их отклонениях от нормы.
 

 

07.05.2014

 

Виктор Бирюк, эксперт-аудитор, начальник сектора исследовательского отдела методологии создания и сертификации систем управления Белорусского государственного института метрологии