


Материал помещен в архив
МЕЖДУНАРОДНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНА
С 11 марта 2016 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2016 № 102 (далее - постановление № 102), которым внесены изменения и дополнения в Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее - Правила).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 февраля 2019 г. следует руководствоваться Правилами с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2019 № 104. |
С принятием постановления № 102 Правила приведены в соответствие с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956 (далее - КДПГ) и Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее - Закон). Ожидается, что изменится практика контролирующих, правоохранительных органов и судебная практика.
Коллизии в правовом регулировании оформления транспортных документов
Основным международным договором, регулирующим любые возмездные договоры автомобильной перевозки груза, когда места погрузки и доставки, указанные в контракте, находятся на территории двух различных государств, является КДПГ. В соответствии со ст.4 КДПГ договор перевозки устанавливается CMR-накладной. Она может составляться в определенном количестве экземпляров, из которых три являются обязательными и оригинальными, имеющими одинаковую юридическую силу. Все экземпляры подписываются грузоотправителем и перевозчиком. Первый экземпляр CMR-накладной передается грузоотправителю, второй сопровождает груз, а третий хранится у перевозчика. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 февраля 2018 г. следует руководствоваться формой международной товарно-транспортной накладной «CMR» согласно приложению к Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11, с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 15.12.2017 № 42. |
Республика Беларусь присоединилась к КДПГ в 1992 году посредством принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.1992 № 721.
В соответствии со ст.20 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь:
1) являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства;
2) подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта;
3) имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Комментарий см. здесь. |
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов не содержит явно выраженных требований о том, что для применения ее норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта.
В Законе установлено, что:
1) он «…регулирует отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками» за некоторым исключением (абзац 1 ст.2). То есть на международные автомобильные перевозки грузов он также распространяется;
2) «…заключение договора автомобильной перевозки груза… подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа» (ст.37).
![]() |
Справочно Товарно-транспортная накладная как документ, удостоверяющий договор перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192. Что такое «иной транспортный документ», указанный в Законе, можно только догадываться, потому что даже приведенный в ст.40 Закона перечень транспортных документов (путевой лист, ТТН, CMR-накладная, заказ-поручение) не является исчерпывающим. В нем перечислены еще и иные документы в соответствии с законодательством. |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 установлены новые формы товарно-транспортной накладной (ТТН-1) и товарной накладной (ТН-2) и утверждена Инструкция о порядке их заполнения. |
Таким образом, белорусский законодатель при принятии Закона отступил от норм международного договора, не предусмотрел особенности оформления транспортных документов при выполнении международной автомобильной перевозки, а установил лишь слишком общие неконкретные правила, чем усложнил задачу.
В п.8 Правил была также продублирована правовая норма, что заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа.
К сожалению, и в некоторых международных договорах, участницей которых является Республика Беларусь, перечень транспортных (перевозочных) документов дается также не исчерпывающий. Например, в Таможенном кодексе таможенного союза указано: «…транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке» (подп.38 п.1 ст.4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. Договор о Таможенном кодексе таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. |
Чем это обернулось для международных автомобильных перевозчиков, для грузоотправителей и грузополучателей?
Судебная практика по привлечению к ответственности перевозчиков за отсутствие или неправильное оформление товарно-сопроводительных документов
В 2015 году экономические суды областей и г. Минска неоднократно применяли к отдельным транспортным организациям меры административной ответственности в виде взыскания, причем иногда в размере стоимости перевозимого товара. Основанием для такого решения обычно становилось отсутствие у международных перевозчиков товарно-транспортных накладных (при наличии товарных накладных), неправильное оформление грузоотправителями грузосопроводительных документов.
Причем стоимость перевозимого товара почти во всех случаях была значительной и ощутимой для сторон договора касательно размера ущерба.
![]() |
Пример 1 По делу № 48-4ап/2015/318Жн (примечание) была взыскана стоимость перевозимой плодоовощной продукции на сумму 2,8 млрд руб. и 7,2 млн руб. штрафа. Взыскание по этому делу было обращено и на транспортное средство: седельный тягач и рефрижератор. При этом в судебных актах констатировано, что груз перевозился из Республики Польша в Российскую Федерацию и Республику Казахстан. Основанием для такого решения стало отсутствие товарно-транспортных накладных формы ТТН-1 (часть 4 ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)). |
![]() |
Пример 2 По делу № 68-4Ап/2015 суд надзорной инстанции не принял во внимание доводы заявителя о достаточности при выполнении международной перевозки международной товарно-транспортной накладной «CMR». В итоге - штраф 9 млн руб. и взыскана стоимость груза на сумму 3,2 млрд руб. |
По многим подобным делам одновременно с грузом арестовывались и транспортные средства, принадлежащие автомобильным перевозчикам, в качестве средства обеспечения исполнения административного взыскания.
При этом никто из правоприменителей не проводил комплексного анализа действующего законодательства в отношении складывающейся практики. Не придавали значения и следующим обстоятельствам.
Часть 4 ст.12.17 КоАП предусматривает ответственность за транспортировку товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 4 ст.12.17 КоАП предполагает наложение штрафа в размере до 30 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З). |
В Законе транспортные и сопроводительные документы разграничены: транспортные - в ст.40, сопроводительные - в ст.41.
В частности, указано, какие документы относятся к числу грузосопроводительных: сертификат соответствия, ветеринарный и фитосанитарный сертификаты, сертификат происхождения товаров и т. п. (ст.41 Закона). В таком случае можно сделать однозначный вывод, что транспортный документ не может быть сопроводительным документом. Такой вывод свидетельствует и о разграничении ответственности между грузоотправителями и перевозчиками за наличие тех или иных документов.
Данную логику подтверждает и сам Закон, в котором содержится императивная правовая норма, согласно которой автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов (часть вторая ст.41 Закона). Такая же норма содержится и в п.2 ст.11 КДПГ: «Проверка правильности и полноты этих документов не лежит на обязанности транспортера. Отправитель ответственен перед транспортером за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины транспортера».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2018 г. Законом Республики Беларусь от 17.07.2017 № 50-З часть вторая ст.41 Закона дополнена словами «и не несет ответственности за неправильность их оформления». |
Тем не менее практика правоохранительных и контролирующих органов (а за ней и судебная практика) складывалась в основном с учетом п.340 Правил в прежней редакции, в котором говорилось, что водитель, выполняющий внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов, должен иметь путевой лист, товарно-транспортную накладную. Заметим еще раз, что эта правовая норма содержалась не в законодательном акте, а в акте законодательства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. субъектам хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности разрешено выполнять автомобильные перевозки без оформления путевых листов (подп.4.5 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 "О развитии предпринимательства"). |
Описываемые проблемы неоднократно рассматривались различными государственными органами и общественными организациями, в том числе в Союзе юристов.
Однако только в марте 2015 г. в п.23 Правил было включено исключение, касающееся выполнения автомобильной перевозки грузов, поступивших из-за пределов Республики Беларусь, до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя. В этом случае сопроводительным документом на груз для автомобильных перевозок являлась международная товарно-транспортная накладная «CMR» с приложением счета-фактуры (invoice) и других документов, оформленных грузоотправителем.
Основные изменения и дополнения, внесенные в Правила
Перечень документов перевозчика
С 11 марта 2016 г. с принятием постановления № 102, п.15 Правил, определяющий перечень документов, которые перевозчик должен передать водителю при направлении транспортного средства под погрузку, изложен в новой редакции.
Так, автомобильный перевозчик должен передать водителю при направлении транспортного средства под загрузку:
• путевой лист;
• свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) механического транспортного средства, прицепа (прицепов) к нему;
• документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра;
• документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
• копию договора аренды или иного документа, подтверждающего право владения и (или) пользования грузовым транспортным средством, если автомобильный перевозчик не является его собственником;
• санитарный паспорт на грузовое транспортное средство (при выполнении автомобильных перевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения при их автомобильной перевозке специального санитарного режима), за исключением транспортных средств, выполняющих международные перевозки;
• специальное разрешение на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь (при автомобильной перевозке соответствующих грузов).
Здесь имеется в виду любая автомобильная перевозка груза.
А для выполнения международных автомобильных перевозок грузов дополнительно к вышеперечисленным документам автомобильный перевозчик должен передать водителю:
• разрешение на проезд по территории иностранных государств (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
• сертификаты об экологической и другой безопасности грузового транспортного средства (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
• сертификат соответствия грузового транспортного средства требованиям резолюций Европейской конференции министров транспорта (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
• книжку МДП (при выполнении автомобильных перевозок в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), принятой в г. Женеве 14 ноября 1975 г.);
• международный сертификат технического осмотра (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
• свидетельство о соответствии грузового транспортного средства нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), принятым в г. Женеве 1 сентября 1970 г. (при выполнении автомобильных перевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения при их автомобильной перевозке специального санитарного режима);
• термограммы (листки контроля температурного режима) при автомобильной перевозке скоропортящихся продуктов, требующих поддержания температурного режима;
• регистрационные листки (тахограммы) при использовании аналогового тахографа в соответствии с законодательством Республики Беларусь, требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 г., и иными международными договорами Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 марта 2018 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2018 № 187 (далее - постановление № 187) из п.15 Правил - перечня документов, которые автомобильный перевозчик при направлении транспортного средства под загрузку должен передать водителю при выполнении автомобильных перевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения при их автомобильной перевозке специального санитарного режима, исключены санитарный паспорт на грузовое транспортное средство и термограммы (листки контроля температурного режима) при автомобильной перевозке скоропортящихся продуктов, требующих поддержания температурного режима. |
Кроме того, п.21 Правил дополнен еще одним новым основанием, когда автомобильный перевозчик может отказаться принять груз к автомобильной перевозке: если автомобильному перевозчику не переданы надлежаще оформленные транспортные и грузосопроводительные документы.
Перечень документов грузоотправителя
Пункт 22 Правил дополнен новыми основаниями, когда грузоотправитель не должен предъявлять груз к автомобильной перевозке:
• если при выполнении внутриреспубликанской автомобильной перевозки грузы не оформлены товарно-транспортной накладной;
• если при выполнении международной автомобильной перевозки грузы товарного характера не оформлены международной товарно-транспортной накладной «CMR»;
• если на груз не оформлены соответствующие сертификаты, иные грузосопроводительные документы.
Уточнено и дополнено в этом же п.22 Правил, что к грузосопроводительным документам, которые грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику или его представителю, относятся:
• ветеринарный сертификат (при автомобильной перевозке животных, продуктов животного происхождения, сырья животного происхождения, корма для животных, ветеринарных препаратов и других грузов, подлежащих ветеринарному надзору);
• карантинный сертификат (при автомобильной перевозке подкарантинных материалов);
• фитосанитарный сертификат (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);
• сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров);
• разрешение соответствующих органов государственного управления на вывоз грузов (при необходимости);
• первый экземпляр товарной накладной (при автомобильной перевозке грузов товарного характера за пределы территории Республики Беларусь), оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
• иные документы, которыми в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь должны сопровождаться грузы при автомобильной перевозке.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 марта 2018 г. постановлением № 187 исключен из п.22 Правил - перечня грузосопроводительных документов, которые грузоотправитель обязан предоставлять автомобильному перевозчику абзац 5: «сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров)». В абзаце 6 части второй п.22 Правил слова «за пределы территории Республики Беларусь» заменены словами «, вывозимых за пределы территории Республики Беларусь в государства - члены Евразийского экономического союза». |
Пункт 23 Правил, в котором допускается выполнение автомобильной перевозки грузов без оформления товарно-транспортной накладной, дополнен новым абзацем следующего содержания: «…за пределы территории Республики Беларусь, а также через территорию Республики Беларусь (транзитная автомобильная перевозка). В этом случае сопроводительными документами на груз являются международная товарно-транспортная накладная «CMR» и другие грузосопроводительные документы, оформленные грузоотправителем».
Перечень документов, которые должны быть в наличии у водителя
Не менее важно, что упорядочен (а именно, от кого должны быть получены) и перечень документов, которые должен иметь водитель, выполняющий автомобильные перевозки грузов (п.340 Правил):
• полученные от автомобильного перевозчика документы, указанные в частях второй и третьей п.15 Правил;
• полученные от грузоотправителя транспортные и грузосопроводительные документы, указанные в п.22 Правил;
• карточку водителя (при управлении транспортным средством, оборудованным цифровым тахографом);
• свидетельство о профессиональной компетентности водителя в международных автомобильных перевозках грузов (при выполнении международных автомобильных перевозок);
• иные документы в соответствии с законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь.
Разграничение ответственности перевозчика и грузоотправителя
Пункт 353 Правил дополнен уточнением, что проверять правильность оформления и полноту наличия грузосопроводительных документов автомобильный перевозчик не обязан.
В обязанность грузоотправителя сейчас вменено оформлять в установленном порядке путевой лист и обеспечивать предоставление автомобильному перевозчику оформленных товарно-транспортных накладных, реестра товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, товарных накладных, других транспортных и грузосопроводительных документов в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь (п.357 Правил).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 марта 2018 г. постановлением № 187 абзац 6 п.357 Правил после слов «оформленных товарно-транспортных накладных» дополнен словами «или международных товарно-транспортных накладных "CMR"». |
![]() |
Обратите внимание! Он же, то есть грузоотправитель, будет нести ответственность за убытки, убытки автомобильного перевозчика, возникшие вследствие отсутствия ТТН (п.381 Правил). |
Подводя итог, можно сказать, что постановление № 102 распределило и конкретизировало ответственность грузоотправителя и автомобильного перевозчика в зависимости от тех действий и бездействия, которые каждый из них совершает или воздерживается от их совершения. Можно надеяться, что практика контролирующих, правоохранительных органов и судебная практика также будет изменена.
Примечание. Из архива Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков за 2015 год.
29.04.2016
Виктор Каменков, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, председатель общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», медиатор
По этой теме также см.:
Изменения в Правилах автомобильных перевозок грузов. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2016 № 102.