Вопрос-ответ от 05.07.2022
Автор: Дернович Е.

Могут ли в организации издаваться приказы и распоряжения? И если да, то в каких случаях?


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Для всех отраслей
Екатерина Дернович

Екатерина Дернович
юрист, старший научный сотрудник отдела документоведения Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела

05.07.2022

ВОПРОС

Могут ли в организации издаваться приказы и распоряжения? И если да, то в каких случаях?

 

ОТВЕТ

Могут.

Приказы и распоряжения являются распорядительными документами.

Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией (ч.1 п.93 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 октября 2022 г. приказ - правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения задач, стоящих перед организацией (ч.1 п.93 Инструкции № 4 с учетом изменений, внесенных постановлением Минюста от 30.08.2022 № 113). Комментарий см. здесь.

 

Распоряжение - правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации (коллегиального органа управления) для решения оперативных вопросов основной деятельности (ч.1 п.94 Инструкции № 4).

В связи с этим приказы издаются по вопросам основной деятельности, в случаях, когда необходимо документально оформить управленческое решение по основным принципиальным задачам, стоящим перед организацией, а также в случаях, когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий.

Например, приказы издаются по вопросам:

• утверждения локальных правовых актов организации;

• утверждения и внесения изменений структуры и штатной численности, штатного расписания;

• создания коллегиальных и совещательных органов, комиссий и др.

При этом в таких организациях могут издаваться распоряжения по менее важным вопросам. Целесообразность их издания определяется самой организацией (так как по менее важным вопросам допускается издание приказов по административно-хозяйственным вопросам) (п.21.2 Перечня № 140).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться подп.21.2 п.21 Перечня № 140 в ред. постановления Минюста от 30.08.2022 № 115. Комментарий см. здесь.

 

внимание

Обратите внимание!

Право издания как приказов, так и распоряжений должно быть закреплено в уставе организации (положении о ней, ином ЛПА) (п.10 Инструкции № 4).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться п.10 Инструкции № 4 с учетом изменений, внесенных постановлением № 113. Комментарий см. здесь.

 

Распоряжения издаются по вопросам основной деятельности вместо приказов в организациях, осуществляющих свою деятельность на основе принципа коллегиальности.

Например, для оперативного решения вопросов, не требующих коллегиального рассмотрения и принятия нормативных правовых актов, председатель исполкома (глава местной администрации) в пределах своей компетенции издает распоряжения (ч.1 ст.53 Закона от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

 

список

Дополнительно по теме

Приказ и распоряжение: сходства и отличия.

 

Материал подготовлен по результатам обсуждения в Сообществе

задать вопрос

Вы тоже можете задать свой вопрос экспертам.