


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Может ли организация, которой необходимо за счет бюджетных средств осуществить капитальный ремонт здания, привлечь инженерную организацию для этой цели?
Допускается ли применение по аналогии правил для закупок в строительстве при выборе такой организации?
ОТВЕТ: Может. Если услуги инженерной организации финансируются из бюджета, то ее выбор осуществляется посредством государственных закупок, законодательство о закупках в строительстве не применяется.
Если товары (работы, услуги) приобретаются полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (абзац 3 ст.1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»), то проводятся процедуры государственных закупок и применяется законодательство о государственных закупках, даже в случае необходимости проведения работ по текущему ремонту (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.02.2016 № 04-3-05/2143 «О применении норм законодательства при закупках в строительстве»).
Помимо соблюдения требований законодательства о государственных закупках в части определения статуса заказчика (получатель бюджетных средств), необходимо также соблюсти требования законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Заказчиком в строительной деятельности признается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность с привлечением подрядчика в строительной деятельности, с привлечением либо без привлечения инженера (инженерной организации) на основании заключенного договора (абзац 12 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
При соответствии организации, планирующей осуществить за счет бюджетных средств текущий ремонт здания, указанным признакам такая организация является заказчиком в строительной деятельности.
В свою очередь, на основании Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» введена обязательная аттестация в сфере строительства, в том числе для выполнения функций заказчика.
Перечень видов работ (их составляющих), при выполнении которых обязательно наличие аттестата соответствия, в том числе для осуществления функций заказчика, определен в приложении 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252.
В отсутствие у заказчика аттестата соответствия, когда он требуется, возможно привлечение инженерной организации согласно требованиям, установленным Инструкцией об оказании инженерных услуг, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 18, имеющей аттестат соответствия:
• для оказания услуг по комплексному управлению строительной деятельностью аттестат соответствия на выполнение функций заказчика, застройщика организации не требуется;
• для оказания отдельных видов услуг аттестат соответствия на выполнение функций заказчика требуется. Квалификационные требования к такой организации установлены подп.5.1 п.5 вышеуказанного Перечня.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 мая 2017 г. следует руководствоваться приложением 1 к Положению № 252 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2017 № 333. |
Одновременно следует учитывать, что если услуги инженерной организации также финансируются из бюджета, то последняя выбирается по правилам законодательства о государственных закупках. Законодательство о закупках в строительстве, в частности:
• Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»; |
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» -
не применяются.
23.08.2016
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»