Вопрос-ответ от 21.08.2019
Автор: Бакиновская О.

Может ли заказчик при проведении процедуры закупки из одного источника в целях изучения конъюнктуры рынка ограничиться направлением запросов о предоставлении сведений только тем поставщикам (подрядчикам, исполнителям), которые ранее положительно зарекомендовали себя по результатам исполнения договоров государственной закупки с данным заказчиком? Является ли обязательным направление запросов таким субъектам?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Может ли заказчик при проведении процедуры закупки из одного источника в целях изучения конъюнктуры рынка ограничиться направлением запросов о предоставлении сведений только тем поставщикам (подрядчикам, исполнителям), которые ранее положительно зарекомендовали себя по результатам исполнения договоров государственной закупки с данным заказчиком?

Является ли обязательным направление запросов таким субъектам?

 

ОТВЕТ: 1. Не может. 2. Направление запросов не является обязательным.

При изучении конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника такого рода критерии, как «положительный опыт исполнения аналогичных договоров государственной закупки», «отсутствие случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения условий ранее заключенного договора государственной закупки с данным заказчиком» для целей направления запросов о предоставлении сведений не используются.

Заказчик должен при изучении конъюнктуры рынка использовать закрытый перечень способов, предусмотренный подп.1.1 п.1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» с учетом нижеследующего.

Если процедура закупки из одного источника проводится в случае, установленном п.7 приложения к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон), как следствие ранее несостоявшейся конкурентной процедуры государственной закупки, то используются следующие способы и схемы их применения в совокупности:

• изучение информации о ценах на предлагаемые поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товары (работы, услуги) на их официальных сайтах, электронных торговых площадках. При отсутствии такой информации на указанных ресурсах должны быть направлены запросы о предоставлении сведений не менее чем 5 (пяти) (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет. Если приобретаются товары, то обязательно направление таких запросов в адрес отечественных производителей (далее - схема № 1);

• направление запросов о предоставлении сведений участникам ранее несостоявшегося открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (схема № 2);

• изучение информации о ценах на товары (работы, услуги), содержащейся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах (далее - схема № 3). При этом данная информация может быть получена из любых источников, например, по рассылке, публикациям в специализированных изданиях, на выставках, ярмарках и т. д.

Если процедура закупки из одного источника проводится в случае, установленном п.9 приложения к Закону, и при этом ориентировочная стоимость годовой потребности составляет от 50 до 300 базовых величин включительно, то используются следующие способы и схемы их применения в совокупности:

1) схема № 1;

2) схема № 3;

3) размещение запросов о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок (схема № 4).

Если процедура закупки из одного источника проводится в случае, установленном п.9 приложения к Закону, и при этом ориентировочная стоимость годовой потребности составляет до 50 базовых величин, а также если процедура закупки из одного источника проводится по иным основаниям (кроме п.7 приложения к Закону), то используются схема № 1 и схема № 3.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 февраля 2024 г. ориентировочная стоимость годовой (общей) потребности государственной закупки составляет не более 500 БВ (п.9 приложения к Закону в ред. Закона от 31.01.2024 № 354-З).

 

Соответственно при проведении процедуры закупки из одного источника как таковая отсутствует обязанность заказчика в целях изучения конъюнктуры рынка направлять запросы о предоставлении сведений поставщикам, подрядчикам, исполнителям, которые ранее положительно зарекомендовали себя по результатам исполнения договоров государственной закупки с данным заказчиком. Решение о направлении запросов тому или иному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) принимается с учетом наличия информации о таком субъекте в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет при условии отсутствия информации о ценах на предлагаемые ими товары (работы, услуги) на их официальных сайтах, электронных торговых площадках.

 

21.08.2019

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент