Пособие от 07.08.2019
Автор: Василенко В.

Можно ли корректировать (увеличивать) цену договора на текущий ремонт?


 

Материал помещен в архив

 

МОЖНО ЛИ КОРРЕКТИРОВАТЬ (УВЕЛИЧИВАТЬ) ЦЕНУ ДОГОВОРА НА ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ?

пример ситуация

Ситуация

Предприятие осуществило процедуру закупки (запрос ценовых предложений) по восстановлению дорожной разметки, источник финансирования - районный бюджет. При заключении договора строительного подряда общая сумма договора составляла 17 115 руб. В последующем появилась необходимость в дополнительных работах (увеличение объема не более 10 %), заключено допсоглашение к договору и сумма составила 17 500 руб. Районное казначейство отказало в оплате, сославшись на п.10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553).

Возможна ли в период исполнения договора строительного подряда по текущему ремонту корректировка неизменной цены (в случае изменения заказчиком сметной документации)?

 

Да, возможна.

Порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов установлен в Положении № 1553.

При строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета, неизменная цена корректируется в случаях изменения:

по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;

• налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;

• прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;

• сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком (часть вторая п.10 Положения № 1553).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 мая 2020 г. в часть вторую п.10 Положения № 1553 внесены изменения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2020 № 253:

• проектной, в том числе сметной, документации, за исключением ее изменения по причине возникновения дополнительных работ (абзац 2);

• сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, в случаях существенного нарушения заказчиком установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования), выявления в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств, приостановления строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более 3  месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон (абзац 5);

нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ценообразования в строительстве (абзац 6).

 

Проектная документация при текущем ремонте зданий и сооружений не составляется. Строительно-монтажные работы по текущему ремонту выполняются на основании дефектного акта и сметы (п.9 ст.51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).

При этом нормами Положения № 1553 порядок формирования и изменения договорных неизменных цен по объектам текущего ремонта прямо не установлен.

В то же время согласно позиции Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Положением № 1553 необходимо руководствоваться в том числе при формировании договорных неизменных цен по объектам текущего ремонта (письмо от 12.01.2018 № 01-1-15/Н-1857 «О договорной (контрактной) цене»).

Таким образом, представляется обоснованным и соответствующим действующему законодательству изменение неизменной договорной цены по объекту текущего ремонта, если заказчик ремонта составил дополнительную смету в ходе строительных работ.

 

внимание

Обратите внимание!

Законодательство о госзакупках товаров (работ, услуг) не применяется с 1 июля 2019 г. при проведении процедур закупок при строительстве.

Закупки в строительстве регулируются нормами Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (вступил в силу с 1 июля 2019 г.) и Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (с учетом последних изменений, вступивших в силу с 10 июля 2019 г.).

Следовательно, при выборе подрядчика или поставщика в строительстве с 1 июля 2019 г. нужно проводить процедуры, предусмотренные вышеназванными актами: подрядные торги, торги, переговоры, биржевые торги.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2021 г. Указ № 223 утратил силу в связи с истечением срока действия. С этой даты отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь.

С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках.

 

07.08.2019

 

Виктор Василенко, инженер-строитель