


Материал помещен в архив
МОЖНО ЛИ КОРРЕКТИРОВАТЬ (УВЕЛИЧИВАТЬ) ЦЕНУ ДОГОВОРА НА ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ?
![]() |
Ситуация Предприятие осуществило процедуру закупки (запрос ценовых предложений) по восстановлению дорожной разметки, источник финансирования - районный бюджет. При заключении договора строительного подряда общая сумма договора составляла 17 115 руб. В последующем появилась необходимость в дополнительных работах (увеличение объема не более 10 %), заключено допсоглашение к договору и сумма составила 17 500 руб. Районное казначейство отказало в оплате, сославшись на п.10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553). Возможна ли в период исполнения договора строительного подряда по текущему ремонту корректировка неизменной цены (в случае изменения заказчиком сметной документации)? |
Да, возможна.
Порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов установлен в Положении № 1553.
При строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета, неизменная цена корректируется в случаях изменения:
• по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;
• налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;
• прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;
• сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком (часть вторая п.10 Положения № 1553).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 мая 2020 г. в часть вторую п.10 Положения № 1553 внесены изменения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2020 № 253: • проектной, в том числе сметной, документации, за исключением ее изменения по причине возникновения дополнительных работ (абзац 2); • сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, в случаях существенного нарушения заказчиком установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования), выявления в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств, приостановления строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более 3 месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон (абзац 5); • нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ценообразования в строительстве (абзац 6). |
Проектная документация при текущем ремонте зданий и сооружений не составляется. Строительно-монтажные работы по текущему ремонту выполняются на основании дефектного акта и сметы (п.9 ст.51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
При этом нормами Положения № 1553 порядок формирования и изменения договорных неизменных цен по объектам текущего ремонта прямо не установлен.
В то же время согласно позиции Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Положением № 1553 необходимо руководствоваться в том числе при формировании договорных неизменных цен по объектам текущего ремонта (письмо от 12.01.2018 № 01-1-15/Н-1857 «О договорной (контрактной) цене»).
Таким образом, представляется обоснованным и соответствующим действующему законодательству изменение неизменной договорной цены по объекту текущего ремонта, если заказчик ремонта составил дополнительную смету в ходе строительных работ.
![]() |
Обратите внимание! Законодательство о госзакупках товаров (работ, услуг) не применяется с 1 июля 2019 г. при проведении процедур закупок при строительстве. Закупки в строительстве регулируются нормами Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» Следовательно, при выборе подрядчика или поставщика в строительстве с 1 июля 2019 г. нужно проводить процедуры, предусмотренные вышеназванными актами: подрядные торги, торги, переговоры, биржевые торги.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2021 г. Указ № 223 утратил силу в связи с истечением срока действия. С этой даты отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь. С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь». С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках. |
07.08.2019
Виктор Василенко, инженер-строитель