


Материал помещен в архив
ВОПРОС (РУП «ББВИ»): Можно ли оформлять два путевых листа на автомобиль, если водитель едет в командировку на несколько дней, а командировка приходится на конец одного месяца, начало следующего? Если да, то нужно ли это оговорить в каком-либо локальном документе (прописать в учетной политике, в приказе)? Если нет, то как в таком случае вести учет горюче-смазочных материалов (ГСМ)?
ОТВЕТ: Порядок оформления путевого листа при выполнении автомобильных перевозок грузов установлен Инструкцией о порядке оформления транспортных документов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.11.2010 № 138 (далее - Инструкция № 138). Порядок оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров установлен Инструкцией о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.03.2012 № 25 (далее - Инструкция № 25), которая применяется в отношении путевого листа легкового автомобиля, путевого листа автомобиля-такси, путевого листа автомобиля-такси индивидуального предпринимателя, путевого листа автобуса, путевого листа автобуса, осуществляющего перевозки пассажиров в регулярном сообщении, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п.5 Инструкции № 138 путевой лист оформляется водителю на один рабочий день при условии сдачи путевого листа за предыдущий день работы. На более длительный срок путевой лист оформляется только в случае выполнения междугородных и международных перевозок сроком более суток.
Путевые листы автобуса оформляются на один рабочий день при условии сдачи путевых листов за предыдущий день работы. На более длительный срок путевые листы автобуса оформляются в случае выполнения междугородных и международных автомобильных перевозок пассажиров сроком более суток (п.5 Инструкции № 25).
Срок, на который оформляется путевой лист служебного легкового автомобиля, устанавливается организацией.
Следовательно, путевой лист грузового автомобиля и автобуса, а также легкового оформляется на срок командировки (рейса). При перевозке сроком более суток оформление путевых листов ежедневно не предусмотрено.
Основанием для списания горюче-смазочных материалов на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе ГСМ или карточки учета расхода топлива за отчетный период. Указанные ведомости или карточки принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работником организации, ведущим оперативный учет ГСМ, делается соответствующая отметка (п.83 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).
Следовательно, если командировка (рейс) водителя начинается в одном месяце, а заканчивается в другом, то на конец месяца топливо, израсходованное в этом рейсе, не списывается, а остается в бухгалтерском учете в остатке. При прибытии автомобиля из рейса в следующем месяце водителем сдается в соответствующую службу организации путевой лист и на его основании (на дату его «закрытия») отражается списание топлива в учетных регистрах оперативного учета (ведомости или карточке учета топлива), а также на основании вышеназванных документов в бухгалтерском учете.
08.12.2015
Владимир Сузанский, аудитор, директор общества с ограниченной ответственностью «Грант Торнтон Консалт»
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Бухгалтерский учет в автотранспортных организациях»