Вопрос-ответ от 26.11.2019
Автор: Самосейко В.

Можно ли производить доплату заместителю главного бухгалтера за выполнение работы временно отсутствующего ведущего бухгалтера - ушла в отпуск (по должностной инструкции заместитель главного бухгалтера исполняет обязанности во время отсутствия главного бухгалтера)?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Можно ли производить доплату заместителю главного бухгалтера за выполнение работы временно отсутствующего ведущего бухгалтера - ушла в отпуск (по должностной инструкции заместитель главного бухгалтера исполняет обязанности во время отсутствия главного бухгалтера)?

 

ОТВЕТ: Формально можно, но не рекомендуется (если речь идет о должности подчиненного).

В ст.67 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) не указаны четко условия установления совмещения. К ним, в частности, относят следующие:

дополнительная работа выполняется наряду с основной работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией). Наряду в данном случае означает, что дополнительная работа выполняется в пределах рабочего времени работника (ст.110 ТК);

физическая возможность выполнения работником помимо своей основной работы и не в ущерб ей обязанностей по дополнительной работе (определяется с учетом загруженности работника по основной работе и физической возможности работника в течение рабочего времени по основной работе качественно выполнять также дополнительную работу в порядке выполнения обязанностей временно отсутствующего работника). Такое условие можно вывести из обязанности нанимателя создавать условия для полного и производительного использования рабочего времени, а работника - добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, в том числе выполнять установленные нормы труда и обеспечивать соблюдение установленных требований к качеству производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, не допускать брака в работе, соблюдать производственно-технологическую дисциплину (пп.1 и 4 части первой ст.53, часть первая ст.67, часть первая ст.110, часть первая ст.132 ТК).

Наличие рассматриваемого условия подтверждается практикой контролирующих органов.

Например, Комитет государственного контроля Республики Беларусь при проверке бюджетной организации здравоохранения выявил нарушения в установлении совмещения (и доплаты за него) в отношении медицинской сестры. Нарушение заключалось в том, что совмещение ей было установлено в другом (удаленном) кабинете, поэтому она не могла принимать посетителей согласно графику работы кабинетов, где работала (посетители ожидали ее, пока она примет пациентов в другом кабинете).

К данному условию можно отнести и рассматриваемый случай, то есть совмещение руководителем (или его заместителем) структурного подразделения работы по должностям своих подчиненных. Формально такое совмещение не запрещено, но Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в своих разъяснениях указывает, что, поскольку должностные обязанности руководящих работников характеризуются ответственностью за работу соответствующего подразделения, руководством подчиненными работниками (направлением деятельности) и аналогичными функциями, которые выполняются в течение всей продолжительности рабочего времени, совмещение должностей руководителей подразделений организации с должностями подчиненных работников нецелесообразно с точки зрения возможного ухудшения качества выполняемых обязанностей по основной работе.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. в ТК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь.

 

26.11.2019

 

Владимир Самосейко, юрист