Вопрос-ответ от 15.12.2017
Автор: Раковец В.

На балансе организации числятся кассовые аппараты, которые были приобретены до 2017 года. В октябре 2017 г. они модернизированы. Имеет ли право организация изменить нормативный срок службы КСА после модернизации?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВОПРОС: У организации на балансе числятся кассовые суммирующие аппараты (шифр 47101 в соответствии с Нормативными сроками службы основных средств, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161, далее - Нормативные сроки службы). Кассовые суммирующие аппараты были приобретены до 2017 года. В октябре 2017 г. они модернизированы.

Имеет ли организация право изменить нормативный срок службы КСА для целей начисления амортизации после завершения модернизации, установив его в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.04.2017 № 9 (далее - постановление № 9) (вступило в силу с 1 мая 2017 г., внесло изменения в Нормативные сроки службы)?

 

ОТВЕТ: У организации есть право изменить нормативный срок службы КСА после завершения модернизации.

Объектами начисления амортизации являются числящиеся на бухгалтерском учете (кроме числящихся на забалансовых счетах) организации основные средства, как используемые, так и не используемые в предпринимательской деятельности, а также объекты, предоставленные организацией во временное владение и (или) пользование с целью получения дохода, учитываемые в качестве доходных вложений в материальные активы, в том числе инвестиционной недвижимости (п.11 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6, далее - Инструкция № 37/18/6).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2020 г. в Инструкцию № 37/18/6 внесены изменения постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.12.2019 № 25/79/70. Комментарий см. здесь.

 

Вне зависимости от использования (неиспользования) объектов основных средств в предпринимательской деятельности организация определяет нормативный срок их службы в соответствии с Нормативными сроками службы.

До 1 мая 2017 г. Нормативные сроки службы предусматривали, что позиция с шифром 47101 - это «Аппараты контрольно-кассовые, кассовые суммирующие аппараты и системы» с нормативным сроком службы 6 лет.

Постановление № 9 внесло изменения в Нормативные сроки службы.

В связи с этим позиции с шифром 47101 с 1 мая 2017 г. соответствует нормативный срок службы 4 года.

Организации и индивидуальные предприниматели вправе по объектам, числившимся в составе основных средств до даты вступления в силу постановления № 9, использовать нормативные сроки службы основных средств, установленные п.1 постановления № 9, или нормативные сроки службы основных средств, примененные для указанных объектов в соответствии с актами законодательства, действовавшими до вступления в силу постановления № 9, в том числе установившими классификацию основных средств (п.2 постановления № 9).

Таким образом, по решению организации в данном случае нормативный срок службы может быть установлен как 6 лет, поскольку КСА были учтены в составе основных средств до 1 мая 2017 г. (до даты вступления в силу постановления № 9), так и 4 года.

 

справочно

Справочно

Выбор и пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования объекта исходя из установленных базовых режимов работы осуществляет комиссия по проведению амортизационной политики, создаваемая в организации (п.5 Перечня функций комиссии по проведению амортизационной политики (приложение 1 к Инструкции № 37/18/6)).

 

При этом возникает вопрос, с какого момента по объектам, числившимся в составе основных средств до даты вступления в силу постановления № 9, можно использовать нормативные сроки службы основных средств, установленные п.1 постановления № 9.

Комиссия организации по проведению амортизационной политики вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с обязательным отражением в учетной политике (индивидуальные предприниматели, если ими не принято решение о ведении бухгалтерского учета, - в книге учета основных средств и начисления амортизации) возможности их пересмотра с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, в случаях, перечисленных в пп.25, 45 и 46 Инструкции № 37/18/6 (п.24 Инструкции № 37/18/6).

С учетом этой нормы можно сделать вывод, что нормативный срок службы в рассматриваемой ситуации может быть установлен 4 года с ноября 2017 г. в случае завершения модернизации (если это предусмотрено учетной политикой организации).

 

справочно

Справочно

При изменении порядка начисления амортизации вне зависимости от причин такого изменения базой для расчета амортизационных отчислений является недоамортизированная стоимость объекта.

Нормы амортизации определяются исходя из остаточного нормативного срока службы / остаточного срока полезного использования объекта (за исключением производительного способа ее начисления) (п.66 Инструкции № 37/18/6).

 

Срок полезного использования устанавливается в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до двух знаков после запятой) по группам амортизируемых объектов основных средств согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6.

Нижняя и верхняя границы диапазона срока полезного использования рассчитываются путем умножения нормативного срока службы, в том числе определенного с учетом п.18 Инструкции № 37/18/6, на соответствующий коэффициент, указанный в приложении 3 к Инструкции № 37/18/6 (п.21 Инструкции № 37/18/6).

По оборудованию диапазон сроков полезного использования составляет от 0,5 до 1,5 нормативного срока службы.

Если нормативный срок службы установлен 4 года, то срок полезного использования составит от 2 до 6 лет.

 

справочно

Справочно

Наибольший срок полезного использования, которому соответствует наименьшее значение годовой (месячной) суммы амортизационных отчислений, выбирается по усмотрению комиссии при освоении рынка, ухудшении возможности реализации продукции (работ, услуг) по причине неконкурентоспособности с учетом особенностей отдельных видов производства.

Наименьший срок полезного использования, которому соответствует наибольшее значение годовой (месячной) суммы амортизационных отчислений, выбирается по усмотрению комиссии в случаях высокой конкурентоспособности производимой продукции (нарастание объема продаж, благоприятная конъюнктура рынка) с учетом особенностей отдельных видов производства (части третья, четвертая п.21 Инструкции № 37/18/6).

Комиссия по проведению амортизационной политики вправе принимать сроки полезного использования объектов основных средств равными по величине нормативным срокам службы соответствующих объектов (п.22 Инструкции № 37/18/6).

 

15.12.2017

 

Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»