


Материал помещен в архив
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАКУПОК С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА.
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»
Закон «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» на сферу строительства начиная с 1 января 2017 г. не распространяется
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться вышеназванным Законом, изложенным в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарии см. здесь. |
Комментируемый Указ (далее - Указ № 380) принят в первую очередь с целью установления особенностей при закупке товаров (работ, услуг) при строительстве и направлен на развитие конкуренции, снижение стоимости строительства, повышение его качества, либерализацию строительного сектора экономики.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств. |
Указ № 380 принят сроком на 2 года - с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2018 г.
![]() |
Справочно В период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2016 г. закупки при строительстве осуществлялись в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591), который показал свою эффективность. |
Практика применения в 2016 году Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З) выявила множество конкретных и серьезных замечаний и нареканий от строительного сообщества Республики Беларусь при проведении закупок именно в строительстве, поскольку Закон № 419-З не учитывает особенности строительного процесса и законодательства, регулирующего указанную сферу деятельности.
Так, например, в п.6 ст.20 Закона № 419-З установлено требование о том, что не допускается объединять в предмете государственной закупки или его части (лоте) технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в том числе в целях исключения возможности добросовестной конкуренции среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Данная правовая норма не применима в строительстве, поскольку само строительство объекта предполагает выполнение подрядчиком комплекса работ, различных по технологии их выполнения (общестроительные, сантехнические, электромонтажные, отделочные, слаботочные, благоустройство, инженерные сети и т. д.), которые в понимании предмета закупки, приведенном в Законе № 419-З, являются неоднородными, технологически и функционально не связанными друг с другом.
Таким образом, при проведении процедуры закупки по выбору подрядной организации «закупается» новое строительство, то есть весь комплекс работ, услуг и товаров, необходимый для строительства объекта в целом, а не отдельные товары, работы, услуги, как того требуют нормы Закона № 419-З.
В основу Указа № 380 положен Указ № 591.
Система закупок в строительстве, регламентированная Указом № 380, направлена на обеспечение доступа к строительству объекта только квалифицированных подрядчиков, поставщиков, инженерных организаций, способных исполнить свои обязательства и обеспечить необходимые показатели качества, надежности и безопасности здания и сооружения.
Нововведения Указа № 380
Как и раньше, для закупки работ, услуг при строительстве будет необходимо проводить подрядные торги или переговоры, а для закупки товаров - торги, переговоры. С целью дальнейшего развития системы биржевых торгов Указ № 380 предусматривает возможность закупки отдельных видов товаров при строительстве на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах. Исключение составляют медицинские изделия. Государственные закупки медицинских изделий при строительстве объектов здравоохранения будут реализовываться путем проведения конкурсных процедур в порядке, определенном законодательством о государственных закупках товаров, что обеспечит здоровую конкуренцию при закупке медицинских изделий.
С учетом практики применения Указа № 591 и с целью либерализации процедур закупок при строительстве проведение подрядных торгов в соответствии с Указом № 380 будет обязательно только при проведении процедур закупок при строительстве, осуществляемом полностью или частично за счет бюджетных и приравненных к ним средств, строительстве жилых домов при стоимости строительства указанных объектов 6 тыс. базовых величин и более, а также за счет средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, при стоимости строительства 100 тыс. базовых величин и более.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 августа 2018 г. Указом Президента Республики Беларусь от 16.08.2018 № 322 подп.1.4 п.1 Указа № 380 изложен в новой редакции: «Проведение подрядных торгов является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных в подп.1.6 и 1.8 п.1 Указа № 380, и иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь, при заключении договоров о строительстве объектов при стоимости строительства 6 тыс. базовых величин и более;». Комментарий см. здесь. |
Такой подход к государственному регулированию процедур закупок основан на том, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» цены (тарифы) в строительной отрасли регулируются на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).
С учетом того, что государственными организациями и хозяйственными обществами, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, реализуются проекты значительной стоимости, самостоятельность в принятии решения этими организациями ограничена такой стоимостью строительства (100 тыс. базовых величин и более).
В связи с многочисленными обращениями организаций по ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций либо их предупреждению в целях оперативного решения вопросов Указом № 380 предусмотрена возможность выбора поставщика товаров (работ, услуг) путем проведения переговоров. Такая же возможность предоставлена при заключении договора на ведение авторского надзора за строительством при невозможности осуществления разработчиком проектной документации такого надзора (при ликвидации (прекращении деятельности) разработчика проектной документации либо наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность).
Стоит обратить внимание еще на одно нововведение Указа № 380.
Так, выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы (п.9 ст.51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З)).
Дефектный акт - это один из первичных учетных документов в строительстве. Дефектный акт является основанием к осуществлению строительной деятельности, определяет объем работ, необходимый к выполнению, технические и коммерческие характеристики товаров, используемых при текущем ремонте, и, соответственно, является основанием на закупку товаров при выполнении текущего ремонта.
![]() |
Обратите внимание! Случаи, когда проведение процедуры закупок товаров (работ, услуг), в том числе и переговоров, не требуется, определены подп.1.8 п.1 Указа № 380. |
Согласно подп.1.8 п.1 Указа № 380: | ||||||||||
▼ | ▼ | ▼ | ||||||||
Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право определять: | Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь предоставлено право определять: | местным исполнительным и распорядительным органам предоставлено право выбирать: | ||||||||
▼ | ▼ | ▼ | ||||||||
|
|
| ||||||||
![]() |
Обратите внимание! Ограничение в участии в процедурах закупок при строительстве дочерних унитарных предприятий, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, обособленных структурных подразделений (филиалов) организатора закупки, установленное ст.57 Закона № 300-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З, вступившей в силу с 2 июля 2016 г.), приостановлено Указом № 380 на период его действия, поскольку в сложившихся экономических условиях такой подход не благоприятствует преимуществам кооперации субъектов хозяйствования. |
На что положения Указа № 380 не распространяются
Действие п.1 Указа № 380 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) заключены до 1 января 2017 г.
Процедура закупки товаров (работ, услуг) при строительстве считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении.
Проведение процедур таких закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действующим до 1 января 2017 г.
17.11.2016
Зоя Шлег, заместитель начальника управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь