Вопрос-ответ от 06.06.2012
Автор: Рыбаков А.

На время отсутствия руководителя организации временное исполнение обязанностей руководителя возложили на первого заместителя директора, заместителя директора по научной работе (оформлено приказом). Как он должен подписывать документы: с указанием своей должности или как и.о. директора?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: На время отсутствия руководителя организации временное исполнение обязанностей руководителя возложили на первого заместителя директора, заместителя директора по научной работе (оформлено приказом).

Как он должен подписывать документы: с указанием своей должности или как и.о. директора?

 

ОТВЕТ: Прямого ответа на указанный вопрос нормативные правовые акты Республики Беларусь не содержат.

Вместе с тем согласно Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4 (далее - Инструкция), проект документа представляется на подпись соответствующему должностному лицу исходя из его компетенции (п.57).

Согласно п.15 Инструкции право издания (принятия) документов, их подписания, утверждения, согласования (визирования) закрепляется в положениях и уставах организаций, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях работникам и иных локальных правовых актах организации. Если в этих документах (например, в Уставе) предусмотрено, что на период отсутствия руководителя его обязанности исполняет заместитель (первый заместитель), то он автоматически будет исполнять обязанности директора; в таком случае издавать приказ о временном возложении исполнения обязанностей директора не имеет смысла, документы будет подписывать заместитель (первый заместитель) с указанием своей должности (соответствующему должностному лицу предоставлено право подписи официальных документов).

Сложнее решается вопрос в случае, если локальными нормативными правовыми актами организации не определено, кто исполняет обязанности руководителя организации на период его временного отсутствия, либо если руководитель, имея на это соответствующие полномочия, возложил исполнение обязанностей на иное лицо, чем это определено локальными нормативными правовыми актами (например, на главного инженера организации). В данном случае издание соответствующего приказа необходимо. Подписывать официальные документы организации лицо, назначенное исполняющим обязанности временно отсутствующего руководителя, будет по должности руководителя (как исполняющий обязанности), так как по своей должности оно подписывать такие документы не имеет права. Инструкция допускает при оформлении подписи использование сокращения «И.о.» (п.57).

При решении вопроса следует учитывать также нормы Гражданского кодекса РБ, согласно которым право представлять интересы организации может любое лицо, действующее на основании доверенности, оформленной в установленном порядке. Как правило, доверенности выдаются на право заключения и подписания договоров, соглашений и т.п. В доверенности отражается фактическая должность лица (заместитель директора, главный инженер и др.), которому выдана доверенность, поэтому подписывать соответствующие документы на основании доверенности необходимо с указанием занимаемой должности (независимо от решения вопроса об исполнении обязанностей временно отсутствующего руководителя). Доверенность может быть выдана работнику на право представлять интересы организации и в том случае, если руководитель находится на рабочем месте и сам исполняет свои непосредственные обязанности.

 

06.06.2012 г.

 

Андрей Рыбаков, кандидат исторических наук, директор Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела