


Материал помещен в архив
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПЕНИ И ПРОЦЕНТОВ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ПОСТУПИВШИХ В 2019 ГОДУ
![]() |
Ситуация На расчетный счет ООО «А» перечислены 21 января 2019 г. пеня в размере 1 000 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 300 руб., присужденные организации-заказчику согласно решению суда от 04.01.2019, за нарушение им сроков оплаты оказанных по договору услуг. Учет ООО «А» ведет по общей системе налогообложения. Согласно учетной политике суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, причитающиеся к получению в результате применения иных мер ответственности за нарушение обязательств, отражаются на дату их поступления. Рассмотрим, какие налоги нужно заплатить белорусской организации с данной операции. |
Налог на прибыль: пени отражаем в соответствии с учетной политикой
Объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль, которая определяется как сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (п.1, абзац 2 части первой п.2 ст.167 Налогового кодекса Республики Беларусь далее - НК).
В состав внереализационных доходов включаются в том числе согласно подп.3.5 п.3 ст.174 НК суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, причитающиеся к получению в результате применения иных мер ответственности за нарушение обязательств. С 2019 года такие доходы отражаются на дату, определенную плательщиком (за исключением банков) в соответствии с его учетной политикой, но не позднее даты их получения.
![]() |
Справочно До 2019 года для целей налогообложения прибыли суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, причитающиеся к получению, включались в состав внереализационных доходов на дату признания их в бухгалтерском учете, поскольку в п.3 ст.128 НК в редакции, действовавшей до 2019 года (далее - НК-2018), не была указана дата их отражения. |
Поскольку в учетной политике ООО «А» на 2019 год предусмотрено отражение таких доходов по мере их поступления на расчетный счет, то в состав внереализационных доходов их следует включить 21 января 2019 г. в полном размере - 1 300 руб. (1 000 + 300).
![]() |
Обратите внимание! Если бы такие штрафные санкции были присуждены судом в 2018 году, то в налоговом учете их следовало учесть в составе внереализационных доходов на дату их отражения в бухгалтерском учете на основании документов бухгалтерского и налогового учета, то есть на дату вынесения судебного решения, выдачи определения о судебном приказе, совершения исполнительной надписи нотариусом (часть первая п.2 ст.128 НК-2018). |
Исчисление налога на добавленную стоимость
Налоговая база по НДС увеличивается в том числе на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров (подп.4.2 п.4 ст.120 НК).
Следовательно, полученные штрафные санкции ООО «А» признаются объектом налогообложения НДС.
Моментом фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу налога на добавленную стоимость в соответствии с п.4 ст.120 НК, признается по выбору плательщика (за исключением банков) один из следующих дней:
• день их получения;
• день отражения этих сумм в бухгалтерском учете.
Выбранный плательщиком порядок определения момента фактической реализации отражается в учетной политике организации и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит (подп.28.2 п.28 ст.121 НК).
Как было указано выше, в учетной политике ООО «А» на 2019 год предусмотрено отражение таких доходов по мере поступления денежных средств, поэтому включение таких доходов в налогооблагаемую базу следует отразить 21 января 2019 г. в сумме 1 300 руб.
![]() |
Справочно В 2018 году действовала аналогичная норма. Моментом фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу по НДС, по таким доходам признавался день, определяемый плательщиком в соответствии с учетной политикой организации как день отражения этих сумм в бухгалтерском учете либо как день их получения (часть вторая п.8 ст.100 НК-2018). |
Ставки НДС 0, 10 и 20 % применяются в отношении сумм, указанных, в том числе в подп.4.2 п.4 ст.120 НК и относящихся к оборотам по реализации объектов, облагаемым соответственно по ставкам 0, 10 и 20 % (подп.1.13 п.1, подп.2.3 п.2, подп.3.4 п.3 ст.122 НК). То есть суммы санкций облагаются по той же ставке НДС, что и оборот по реализации объектов, к которому они относятся. Поэтому, если ООО «А» оказало услуги, облагаемые по ставке НДС 20 %, в отношении штрафных санкций применяется ставка 20 % (подп.3.4 п.3 ст.122 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. в подп.2.3 п.2 ст.122 НК внесены изменения Законом от 29.12.2020 № 72-З, не повлиявшие на суть материала. |
Исчисленная сумма НДС по санкциям составит 216,67 руб. (1 300 × 20 / 120).
Отражение санкций в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость
В строках 1-9 налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость отражаются суммы увеличения (уменьшения) налоговой базы, определенные в числе прочих в подп.4.2 п.4 ст.120 НК. Суммы увеличения (уменьшения) налоговой базы по операциям, указанным в строках 1-9, отражаются соответственно в той строке, в которой отражена налоговая база по указанным операциям (подп.15.1 п.15 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2).
Следовательно, указанную сумму штрафных санкций в налоговой декларации (расчете) по НДС следует отразить по сроке 1 «По операциям, облагаемым по ставке 20 / 120».
Порядок выставления электронного счета-фактуры на Портал
Организации «А» следует выставить электронный счет-фактуру на Портал.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 февраля 2019 г. следует применять форму ЭСЧФ с изменениями, внесенными постановлением МНС от 03.01.2019 № 3. Комментарий см. здесь. |
Электронный счет-фактура, если обязанность его создания возникает у плательщика, являющегося продавцом, создается и направляется на Портал (без необходимости его выставления покупателю) в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе при увеличении налоговой базы на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), в соответствии с п.4 ст.120 НК (подп.8.10 п.8 ст.131 НК), к которым относятся суммы санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.
При увеличении налоговой базы на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), в соответствии с п.4 ст.120 НК (получение штрафных санкций (подп.4.2)) производится выставление (направление) дополнительного электронного счета-фактуры (абзац 4 части второй п.11 ст.131 НК).
При создании дополнительного ЭСЧФ или дополнительного ЭСЧФ без ссылки на исходный или исправленный допускается отражение в таком ЭСЧФ всех сумм увеличения налоговой базы НДС в соответствии с подп.18.2 п.18 ст.98 НК-2018 (которому соответствует подп.4.2 п.4 ст.120 НК) в целом за месяц от всех контрагентов (абзац 3 части девятой п.29 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15; ссылки в названной Инструкции также даны на НК-2018).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 февраля 2019 г. следует руководствоваться ч.9 п.29 Инструкции № 15 с учетом изменений, внесенных постановлением № 3. |
Следовательно, ООО «А» по суммам полученных штрафных санкций может выставить один ЭСЧФ.
19.02.2019
Жанна Ларионова, аудитор - индивидуальный предприниматель