


Материал помещен в архив
НАЛОГОВЫЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КОНФИСКОВАННОГО ТОВАРА
![]() |
Ситуация Организация - резидент Республики Беларусь приобрела по договору купли-продажи масло моторное у резидента Российской Федерации. При транспортировке товара от продавца на территории Республики Беларусь он был конфискован контролирующим органом из-за отсутствия на товаре контрольных (идентификационных) знаков. Доставку товара осуществлял покупатель на собственном транспорте. В связи с этим у организации-покупателя возникли вопросы: 1) нужно ли принимать к учету конфискованный товар; 2) нужно ли уплачивать НДС при ввозе товара, конфискованного в доход государства; 3) если НДС нужно уплачивать, можно ли принять его к вычету; 4) признается ли конфискация товара его реализацией; 5) учитывается ли при налогообложении прибыли стоимость конфискованного товара; 6) как отразить конфискацию товара в бухгалтерском учете? |
Требование о маркировке товаров контрольными знаками установлено законодательством
Подпунктом 1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» (далее - Указ № 243) установлено, что запрещается приобретение, транспортировка, хранение, использование и реализация на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров:
• указанных в перечне товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка о маркировке контрольными (идентификационными) знаками;
• указанных в перечне товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, информация о которых подлежит внесению в Банк электронных паспортов товаров, без контрольных (идентификационных) знаков, или с нанесенными на эти товары контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка о маркировке контрольными (идентификационными) знаками, или без внесения информации о товарах в Банк электронных паспортов товаров, или ее несоответствия товарам, маркированным контрольными (идентификационными) знаками, и (или) их фактическим характеристикам (описанию).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. Указ № 243 изложен в новой редакции Указом от 06.01.2021 № 9, в частности, изменилось название: «О маркировке товаров». Комментарии см. здесь. |
Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, за исключением товаров, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров», утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 (далее - Перечень № 1030).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться перечнем товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, согласно приложению 1 к постановлению № 1030 в редакции постановления Совмина от 22.04.2021 № 230. Комментарий см. здесь. |
Этим же постановлением утвержден перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров». В этот перечень включены предметы одежды из меха (коды единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза: 4303 10 901 0-4303 10 906 0, 4303 10 908 0).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2022 г. действуют единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утв. решением Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80. |
Масло моторное, разлитое в тару любой емкости, включено в Перечень № 1030.
Таким образом, в данной ситуации законодательство было нарушено, поскольку товар транспортировался без контрольных знаков.
![]() |
Справочно Приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация на территории Республики Беларусь юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка в случаях, когда в соответствии с законодательством маркировка товаров является обязательной, влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 20 базовых величин с конфискацией товаров или без конфискации (ст.12.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. ответственность по ст.13.24 КоАП от 06.01.2021 № 91-З предполагает наложение штрафа в размере до 12 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения. Комментарии см. здесь. |
Поэтому в рассматриваемой ситуации товар конфискован обоснованно, в соответствии с нормами Указа № 243 и КоАП.
Конфискованный товар должен принять к учету покупатель
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п.1 ст.424 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).
Срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи (п.1 ст.427 ГК).
Поскольку покупатель принял товар у продавца, то договор считается исполненным.
В соответствии с п.1 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.
Товары, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, принимаются к учету на основании транспортных документов, выписанных грузоотправителем (часть третья п.1 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2017 г. п.1 Инструкции № 58 изложен в новой редакции на основании постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 23.08.2017 № 26. |
Поскольку договор купли-продажи исполнен продавцом, покупатель принял товар у продавца, о чем свидетельствует его подпись в накладной на отгрузку товара, покупатель обязан отразить в бухгалтерском учете приобретение товара.
При ввозе товара из Российской Федерации необходимо исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость
При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Евразийского экономического союза взимание налога на добавленную стоимость осуществляют налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе актами, составляющими право Евразийского экономического союза (п.2 ст.95 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
Исчисление и уплата НДС при ввозе товаров из Российской Федерации производится в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).
Названный Протокол не делает каких-либо исключений по уплате НДС в случае конфискации ввезенного товара, поэтому организация от стоимости ввезенного товара обязана исчислить НДС и уплатить его в бюджет.
Уплаченный при ввозе налог на добавленную стоимость к вычету не принимается
Налоговыми вычетами признаются, в частности, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (подп.2.2 п.2 ст.107 НК).
Не подлежат вычету суммы НДС по товарам в случае их порчи, утраты (за исключением порчи, утраты товаров в связи с чрезвычайными обстоятельствами: пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие). Данные нормы не применяются в отношении основных средств и нематериальных активов (часть первая подп.19.15 п.19 ст.107 НК).
При этом под утратой товара понимается событие, в результате которого произошли уничтожение или потеря товара. Не является утратой потеря товаров, понесенная плательщиком в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь (абзац 3 части второй подп.19.15 п.19 ст.107 НК).
Следовательно, в рассматриваемой ситуации уплаченный при ввозе товара НДС вычету не подлежит.
Налоговые вычеты плательщика не подлежат уменьшению, в частности, в случае (часть четвертая подп.19.15 п.19 ст.107 НК):
• отнесения сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе утраченных товаров, на увеличение их стоимости или за счет источников, указанных в подп.19.3 п.19 ст.107 НК;
• приобретения испорченных или утраченных товаров, при котором суммы налога на добавленную стоимость не предъявлялись плательщику продавцами товаров или не уплачивались плательщиком при ввозе товаров.
В рассматриваемой ситуации, поскольку организации заведомо известно, что товар конфискован, то есть он утрачен для организации, и суммы уплаченного при ввозе НДС принимать к вычету нельзя, товар принять к учету можно по стоимости с учетом уплаченного НДС. Право отнесения «входного» НДС на стоимость товара дает п.4 ст.106 НК.
Если сумма НДС отражена на счете 18, то при отражении стоимости конфискованного товара на субсчете 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности», сумму «входного» НДС, относящуюся к этому товару, также нужно списать в дебет субсчета 90-10.
Конфискация товара не признается реализацией
Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение (часть 1 ст.6.10 КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. нормы ч.1 ст.6.10 КоАП содержатся в ст.6.9 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь. |
Отчуждение имущества в результате реквизиции, национализации или конфискации реализацией не признается (подп.3.1 п.3 ст.31 НК).
Поэтому конфискацию товара следует рассматривать как его прочее выбытие.
Поскольку конфискация товара не признается реализацией, а прочее выбытие товаров - объектом обложения НДС, то при конфискации товара НДС не исчисляется.
Учет конфискованного товара при налогообложении прибыли
В случаях, предусмотренных законодательными актами, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация) (ст.244 ГК).
В рассматриваемой ситуации товар конфискован в соответствии с нормами КоАП, то есть в соответствии с законодательством.
Следовательно, обращение товара в доход государства - это не что иное, как экономическая санкция в соответствии со ст.12.35 КоАП.
На основании подп.1.11 п.1 ст.131 НК пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет или государственные внебюджетные фонды, при налогообложении прибыли не учитываются.
Таким образом, налогооблагаемая прибыль на суммы санкций, то есть на стоимость конфискованного товара, не уменьшается.
Бухгалтерский учет конфискованного товара
Доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров) включаются в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчета 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности», 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности») (абзац 2 п.13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102)).
Поэтому прочее выбытие конфискованного товара отражают с использованием субсчета 90-10.
Кроме того, при отражении конфискованного товара в бухгалтерском учете следует руководствоваться:
• Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее - Инструкция № 50);
• Инструкцией по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2012 № 41 (далее - Инструкция № 41).
В бухгалтерском учете принятие к учету и выбытие конфискованного товара следует отразить записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Обоснование записи |
Принят к учету приобретенный товар | Часть девятая п.32 Инструкции № 50 | ||
Отражена сумма НДС, исчисленная при ввозе товара | Абзац 3 п.2 Инструкции № 41 | ||
Исчисленный при ввозе товара НДС отнесен на стоимость товара |
41 |
18 |
Часть первая п.4 ст.106 НК, п.6 Инструкции № 41 |
Произведена оплата товара продавцу |
60 |
Часть вторая п.40, часть вторая п.41 Инструкции № 50 | |
Произведена уплата в бюджет исчисленного НДС |
68 |
51 |
Часть десятая п.53 Инструкции № 50 |
Списана стоимость конфискованного товара с НДС |
41 |
Абзац 2 п.13 Инструкции № 102, приложение 24 к Инструкции № 50 | |
Списан «входной» НДС, относящийся к конфискованному товару, если он не был отнесен на увеличение стоимости товара |
90-10 |
18 |
Пункт 4 Инструкции № 50, приложения 15 и 58 к Инструкции № 50 |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться приложениями 24 и 58 к Инструкции № 50 с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.12.2018 № 74. |
10.01.2017
Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»