Материал помещен в архив
НАРУШЕНИЕ ЦЕНОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА КАРТОФЕЛЬ И ПЛОДООВОЩНУЮ ПРОДУКЦИЮ СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ г.МИНСКА В 2014 ГОДУ
В последнее время участились случаи нарушений ценового законодательства при формировании розничных цен на картофель и плодоовощную продукцию урожая 2014 г.
В целях соблюдения ценового законодательства и недопущения нарушений при формировании и применении цен на картофель и плодоовощную продукцию в организациях торговли рассмотрим на конкретных примерах установленные нарушения порядка ценообразования.
![]() |
Справочно Основные документы, регламентирующие порядок формирования и применения цен и тарифов в Республике Беларусь: • Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании»; • Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»; • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»; • Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111; • постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 14.12.2011 № 200 «О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 66 и отдельного структурного элемента постановления Министерства экономики Республики Беларусь»; • решение Минского городского исполнительного комитета от 19.05.2011 № 1383 «О торговых надбавках к ценам на продовольственные товары» (далее - решение № 1383).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 марта 2017 г. решение № 1383 на основании решения Минского городского исполнительного комитета от 23.02.2017 № 693 утратило силу;
• решение Минского городского исполнительного комитета от 08.09.2011 № 2674 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования города Минска».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 августа 2018 г. следует руководствоваться постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 13.08.2018 № 66 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования»;
• решение Минского городского исполнительного комитета от 06.11.2014 № 2818 «О предельных максимальных отпускных ценах на свежие картофель и овощную продукцию» (далее - решение № 2818); • соответствующие нормативные акты областных и Минского городского исполнительных комитетов. |
![]() |
Ситуация 1 Организация розничной торговли г.Минска получила от поставщика в ноябре 2014 г. свежую капусту белокочанную и краснокочанную по отпускной цене (без налога на добавленную стоимость) 5 650 руб. за 1 кг отечественного производства. При формировании розничной цены магазин к отпускной цене поставщика применил торговую надбавку в размере 25 %. |
Обоснование нарушения
Нарушен п.2 приложения к решению № 2818, которым на свежую капусту белокочанную на ноябрь 2014 г. установлена предельная максимальная отпускная цена (без НДС) в размере 5 583 руб. за 1 кг.
В рассматриваемой ситуации поставщик и организация розничной торговли превысили установленный предельный максимальный уровень отпускных цен на капусту белокочанную свежую. Так, при установленной на ноябрь 2014 г. предельной максимальной отпускной цене 5 583 руб. за 1 кг поставка производилась по отпускной цене 5 650 руб. за 1 кг.
Действие решения № 2818 распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся заготовкой, хранением, реализацией картофеля и плодоовощной продукции, а также оказанием услуг общественного питания на территории г.Минска.
Необходимо отметить, что установленные предельные отпускные цены распространяются не только на продукцию отечественного производства, но и на аналогичную импортируемую продукцию, что создает одинаковые экономические условия для всех субъектов хозяйствования.
Нарушен также п.2 приложения к решению № 1383, которым установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, на капусту белокочанную свежую в размере 500 руб.
![]() |
Справочно Предельные максимальные отпускные цены установлены только на капусту белокочанную, следовательно, на краснокочанную капусту они не распространяются. Качество капусты белокочанной свежей оценивают по ГОСТ 26768-85* «Капуста белокочанная свежая, реализуемая в розничной торговой сети», а качество капусты краснокочанной свежей оценивают по ГОСТ 7967* «Капуста краснокочанная свежая», который распространяется на капусту, заготовляемую, поставляемую, реализуемую в свежем виде и для промышленной переработки.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2017 г. взамен ГОСТ 7967 действует ГОСТ 7967-2015 «Капуста краснокочанная свежая. Технические условия», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.10.2016 № 79. |
Розничная цена на капусту белокочанную свежую может быть сформирована следующим образом:
| Показатель | Неправильный расчет цены | Правильный расчет цены |
| Отпускная цена поставщика, руб. |
5 650 |
5 583 |
| Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), % |
25 |
|
| Предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб. |
500 | |
| Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб. (5 650 х 25 / 100) |
1 412 |
500 |
| Налог на добавленную стоимость, % |
10 |
10 |
| Налог на добавленную стоимость, руб. ((5 650 + 1 412) х 10 / 100); ((5 583 + 500) х 10 / 100) |
706 |
608 |
| Розничная цена, руб. (без округления) (5 650 + 1 412 + 706); (5 583 + 500 + 608) |
7 768 |
6 691 |
| Розничная цена с учетом округлений, руб. |
7 700 |
6 650 |
| Завышение цены на 1 кг составило 1 050 руб. (7 700 - 6 650) | ||
На капусту краснокочанную свежую розничная цена формируется с учетом конъюнктуры рынка. Следовательно, розничная цена на капусту краснокочанную свежую отечественного производства может быть сформирована следующим образом:
| Показатель | Расчет |
| Отпускная цена поставщика, руб. |
5 650 |
| Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), % |
25 |
| Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб. (5 650 х 25 / 100) |
1 413 |
| Налог на добавленную стоимость, % |
10 |
| Налог на добавленную стоимость, руб. ((5 650 + 1 413) х 10 / 100) |
706 |
| Розничная цена, руб. (без округления) (5 650 + 1 413 + 706) |
7 769 |
| Розничная цена с учетом округлений, руб. |
7 750 |
![]() |
Ситуация 2 Организация розничной торговли получила от импортера в декабре 2014 г. лук репчатый красный по отпускной цене (без НДС) 7 260 руб. за 1 кг иностранного производства. При формировании розничной цены магазин к отпускной цене импортера применил торговую надбавку в размере 25 %. |
Обоснование нарушения
Нарушен п.5 приложения к решению № 2818, которым установлены на декабрь 2014 г. предельные максимальные отпускные цены (без НДС) на лук репчатый свежий в размере 7 079 руб. за 1 кг.
В рассматриваемой ситуации импортер и организация розничной торговли превысили установленный предельный максимальный уровень отпускных цен на лук репчатый свежий. Так, при установленной предельной максимальной отпускной цене 7 079 руб. за 1 кг поставка производилась по отпускной цене 7 260 руб. за 1 кг.
Необходимо отметить, что установленные предельные отпускные и розничные цены распространяются не только на продукцию отечественного производства, но и на аналогичную импортируемую продукцию, что создает одинаковые экономические условия для всех субъектов хозяйствования.
Также нарушен п.5 приложения к решению № 1383, которым установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, на лук репчатый свежий в размере 500 руб.
![]() |
Справочно В соответствии с ГОСТ 27166-86* «Лук репчатый свежий реализуемый. Технические условия» ботанические сорта репчатого лука подразделяют на острые, полуострые и сладкие. Сорта лука репчатого различаются по форме, строению луковицы, окраске сочных и кроющих чешуй, вкусу и размеру. В зависимости от сорта луковицы могут иметь плоскую, округлую, овальную, удлиненную, плоско-круглую форму, цвет чешуи - от белого до красно-фиолетового. В соответствии с действующей единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, лук репчатый относится к товарной позиции 0703 - лук репчатый, лук шалот, чеснок, лук-порей и прочие луковичные овощи, свежие или охлажденные, и имеет код ТН ВЭД ТС 0703 10 190 0 - прочий, а именно сюда входит лук репчатый свежий по цвету чешуи - от белого до красно-фиолетового.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин. |
Следовательно, на лук репчатый свежий отечественного и иностранного производства (по цвету чешуи - белый, желтый, красно-фиолетовый) распространяются установленные решением Минского городского исполнительного комитета предельные максимальные отпускные цены на межсезонный период 2014-2015 гг.
Напомним, что предельные максимальные отпускные и розничные цены установлены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся реализацией свежих картофеля, капусты белокочанной, моркови, свеклы, лука репчатого на территории г.Минска.
Розничная цена на лук репчатый красный иностранного производства может быть сформирована следующим образом:
| Показатель | Неправильный расчет цены | Правильный расчет цены |
| Отпускная цена поставщика, руб. |
7 260 |
7 079 |
| Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), % |
25 |
|
| Предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб. |
500 | |
| Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб. (7 260 х 25 / 100) |
1 815 |
500 |
| Налог на добавленную стоимость, % |
10 |
10 |
| Налог на добавленную стоимость, руб. ((7 260 + 1 815) х 10 / 100); ((7 079 + 500) х 10 / 100) |
908 |
758 |
| Розничная цена, руб. (без округления) (7 260 + 1 815 + 907,5); (7 079 + 500 + 757,9) |
9 982 |
8 337 |
| Розничная цена с учетом округлений, руб. |
10 000 |
8 300 |
| Завышение цены на 1 кг составило 1 700 руб. (10 000 - 8 300) | ||
![]() |
Ситуация 3 Организация розничной торговли в декабре 2014 г. получила от поставщика морковь свежую столовую мытую отечественного производства (неоткалиброванную, расфасованную в сетки) по отпускной цене (без НДС) 6 780 руб. за 1 кг. При формировании розничной цены магазин к отпускной цене поставщика применил торговую надбавку в размере 50 %. |
Обоснование нарушения
Нарушен п.3 приложения к решению № 2818, которым на декабрь 2014 г. установлены предельные максимальные отпускные цены (без НДС) на морковь свежую столовую в размере 6 040 руб. за 1 кг.
В рассматриваемой ситуации поставщик и организация розничной торговли превысили установленный предельный максимальный уровень отпускных цен на декабрь 2014 г. на морковь свежую столовую. Так, при установленной предельной максимальной отпускной цене 6 040 руб. за 1 кг поставка производилась по отпускной цене 6 780 руб. за 1 кг.
![]() |
Обратите внимание! Пунктом 1 решения № 2818 установлены на период хранения и реализации предельные максимальные отпускные цены на свежие картофель и овощную продукцию урожая 2014 г. (за исключением свежих картофеля, свеклы столовой, моркови столовой откалиброванных, мытых, расфасованных в перфорированные пакеты). |
Вместе с тем розничные цены на свежие картофель, свеклу столовую, морковь столовую формируются с учетом конъюнктуры рынка только при соблюдении трех условий: если указанные свежие овощи мытые, откалиброванные, расфасованы в перфорированные пакеты.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации поставленная в магазин морковь свежая столовая прошла только одну ступень предпродажной подготовки, а именно помыта, но она не откалибрована и расфасована в сетки, а не в перфорированные пакеты. В данной ситуации на морковь свежую столовую распространяются предельные максимальные отпускные цены, установленные решением № 2818.
Кроме того, нарушен п.3 приложения к решению № 1383, которым установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, на морковь столовую свежую в размере 500 руб.
Следовательно, розничная цена на морковь свежую столовую мытую может быть сформирована следующим образом:
| Показатель | Неправильный расчет цены | Правильный расчет цены |
| Отпускная цена поставщика, руб. |
6 780 |
6 040 |
| Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), % |
50 |
|
| Предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб. |
500 | |
| Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб. (6 780 х 50 / 100) |
3 390 |
500 |
| Налог на добавленную стоимость, % |
10 |
10 |
| Налог на добавленную стоимость, руб. ((6 780 + 3 390) х 10 / 100); ((6 040 + 500) х 10 / 100) |
1 017 |
654 |
| Розничная цена, руб. (без округления) (6 780 + 3 390 + 1 017); (6 040 + 500 + 654) |
11 187 |
7 194 |
| Розничная цена с учетом округлений, руб. |
11 200 |
7 150 |
| Завышение цены на 1 кг составило 4 050 руб. (11 200 - 7 150) | ||
![]() |
Ситуация 4 Организация розничной торговли получила от поставщика яблоки свежие отечественного производства по отпускной цене (без НДС) 7 215 руб. за 1 кг. При формировании розничной цены магазин к отпускной цене поставщика применил торговую надбавку в размере 40 %. |
Обоснование нарушения
Нарушен п.6 приложения к решению № 1383, которым установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, на яблоки свежие в размере не более 1 000 руб. за 1 кг.
Следовательно, розничная цена на яблоки свежие отечественного производства может быть сформирована следующим образом:
| Показатель | Неправильный расчет цены | Правильный расчет цены |
| Отпускная цена поставщика, руб. |
7 215 |
7 215 |
| Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), % |
40 |
|
| Предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб. |
1 000 | |
| Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб. (7 215 х 40 / 100) |
2 886 |
1 000 |
| Налог на добавленную стоимость, % |
10 |
10 |
| Налог на добавленную стоимость, руб. ((7 215 + 2 886) х 10 / 100); ((7 215 + 1 000) х 10 / 10) |
1 010 |
821 |
| Розничная цена, руб. (без округления) (7 215 + 2 886 + 1 010); (7 215 + 1 000 + 821) |
11 111 |
9 036 |
| Розничная цена с учетом округлений, руб. |
11 100 |
9 000 |
| Завышение цены на 1 кг составило 2 100 руб. (11 100 - 9 000) | ||
Порядок округления
Субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим розничную торговлю, необходимо в обязательном порядке соблюдать предельный размер торговых надбавок по товарам, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование. При формировании розничных цен на социально значимые товары следует применять установленные предельные торговые надбавки в таком размере, чтобы после округления цен не был превышен их предельный размер.
_______________________
* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.
Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.
16.01.2015
Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома»
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль


