Расчет от 16.01.2015
Автор: Зубко Л.

Нарушение ценового законодательства при формировании розничных цен на картофель и плодоовощную продукцию субъектами предпринимательской деятельности г.Минска в 2014 году


 

Материал помещен в архив

 

НАРУШЕНИЕ ЦЕНОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА КАРТОФЕЛЬ И ПЛОДООВОЩНУЮ ПРОДУКЦИЮ СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ г.МИНСКА В 2014 ГОДУ

В последнее время участились случаи нарушений ценового законодательства при формировании розничных цен на картофель и плодоовощную продукцию урожая 2014 г.

В целях соблюдения ценового законодательства и недопущения нарушений при формировании и применении цен на картофель и плодоовощную продукцию в организациях торговли рассмотрим на конкретных примерах установленные нарушения порядка ценообразования.

 

Справочно

Основные документы, регламентирующие порядок формирования и применения цен и тарифов в Республике Беларусь:

Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании»;

Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;

Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111;

постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 14.12.2011 № 200 «О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 66 и отдельного структурного элемента постановления Министерства экономики Республики Беларусь»;

решение Минского городского исполнительного комитета от 19.05.2011 № 1383 «О торговых надбавках к ценам на продовольственные товары» (далее - решение № 1383).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 марта 2017 г. решение № 1383 на основании решения Минского городского исполнительного комитета от 23.02.2017 № 693 утратило силу;

 

решение Минского городского исполнительного комитета от 08.09.2011 № 2674 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования города Минска».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 августа 2018 г. следует руководствоваться постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 13.08.2018 № 66 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования»;

 

решение Минского городского исполнительного комитета от 06.11.2014 № 2818 «О предельных максимальных отпускных ценах на свежие картофель и овощную продукцию» (далее - решение № 2818);

• соответствующие нормативные акты областных и Минского городского исполнительных комитетов.

 

Ситуация 1

Организация розничной торговли г.Минска получила от поставщика в ноябре 2014 г. свежую капусту белокочанную и краснокочанную по отпускной цене (без налога на добавленную стоимость) 5 650 руб. за 1 кг отечественного производства. При формировании розничной цены магазин к отпускной цене поставщика применил торговую надбавку в размере 25 %.

Обоснование нарушения

Нарушен п.2 приложения к решению № 2818, которым на свежую капусту белокочанную на ноябрь 2014 г. установлена предельная максимальная отпускная цена (без НДС) в размере 5 583 руб. за 1 кг.

В рассматриваемой ситуации поставщик и организация розничной торговли превысили установленный предельный максимальный уровень отпускных цен на капусту белокочанную свежую. Так, при установленной на ноябрь 2014 г. предельной максимальной отпускной цене 5 583 руб. за 1 кг поставка производилась по отпускной цене 5 650 руб. за 1 кг.

Действие решения № 2818 распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся заготовкой, хранением, реализацией картофеля и плодоовощной продукции, а также оказанием услуг общественного питания на территории г.Минска.

Необходимо отметить, что установленные предельные отпускные цены распространяются не только на продукцию отечественного производства, но и на аналогичную импортируемую продукцию, что создает одинаковые экономические условия для всех субъектов хозяйствования.

Нарушен также п.2 приложения к решению № 1383, которым установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, на капусту белокочанную свежую в размере 500 руб.

 

Справочно

Предельные максимальные отпускные цены установлены только на капусту белокочанную, следовательно, на краснокочанную капусту они не распространяются. Качество капусты белокочанной свежей оценивают по ГОСТ 26768-85* «Капуста белокочанная свежая, реализуемая в розничной торговой сети», а качество капусты краснокочанной свежей оценивают по ГОСТ 7967* «Капуста краснокочанная свежая», который распространяется на капусту, заготовляемую, поставляемую, реализуемую в свежем виде и для промышленной переработки.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 мая 2017 г. взамен ГОСТ 7967 действует ГОСТ 7967-2015 «Капуста краснокочанная свежая. Технические условия», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.10.2016 № 79.

 

Розничная цена на капусту белокочанную свежую может быть сформирована следующим образом:

 

Показатель Неправильный расчет цены Правильный расчет цены
Отпускная цена поставщика, руб.
5 650
5 583
Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), %
25
Предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб.  
500
Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб. (5 650 х 25 / 100)
1 412
500
Налог на добавленную стоимость, %
10
10
Налог на добавленную стоимость, руб.
((5 650 + 1 412) х 10 / 100);
((5 583 + 500) х 10 / 100)
706
608
Розничная цена, руб. (без округления)
(5 650 + 1 412 + 706);
(5 583 + 500 + 608)
7 768
6 691
Розничная цена с учетом округлений, руб.
7 700
6 650
Завышение цены на 1 кг составило 1 050 руб. (7 700 - 6 650)

 

На капусту краснокочанную свежую розничная цена формируется с учетом конъюнктуры рынка. Следовательно, розничная цена на капусту краснокочанную свежую отечественного производства может быть сформирована следующим образом:

 

Показатель Расчет
Отпускная цена поставщика, руб.
5 650
Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), %
25
Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб. (5 650 х 25 / 100)
1 413
Налог на добавленную стоимость, %
10
Налог на добавленную стоимость, руб. ((5 650 + 1 413) х 10 / 100)
706
Розничная цена, руб. (без округления) (5 650 + 1 413 + 706)
7 769
Розничная цена с учетом округлений, руб.
7 750

 

Ситуация 2

Организация розничной торговли получила от импортера в декабре 2014 г. лук репчатый красный по отпускной цене (без НДС) 7 260 руб. за 1 кг иностранного производства. При формировании розничной цены магазин к отпускной цене импортера применил торговую надбавку в размере 25 %.

Обоснование нарушения

Нарушен п.5 приложения к решению № 2818, которым установлены на декабрь 2014 г. предельные максимальные отпускные цены (без НДС) на лук репчатый свежий в размере 7 079 руб. за 1 кг.

В рассматриваемой ситуации импортер и организация розничной торговли превысили установленный предельный максимальный уровень отпускных цен на лук репчатый свежий. Так, при установленной предельной максимальной отпускной цене 7 079 руб. за 1 кг поставка производилась по отпускной цене 7 260 руб. за 1 кг.

Необходимо отметить, что установленные предельные отпускные и розничные цены распространяются не только на продукцию отечественного производства, но и на аналогичную импортируемую продукцию, что создает одинаковые экономические условия для всех субъектов хозяйствования.

Также нарушен п.5 приложения к решению № 1383, которым установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, на лук репчатый свежий в размере 500 руб.

 

Справочно

В соответствии с ГОСТ 27166-86* «Лук репчатый свежий реализуемый. Технические условия» ботанические сорта репчатого лука подразделяют на острые, полуострые и сладкие. Сорта лука репчатого различаются по форме, строению луковицы, окраске сочных и кроющих чешуй, вкусу и размеру. В зависимости от сорта луковицы могут иметь плоскую, округлую, овальную, удлиненную, плоско-круглую форму, цвет чешуи - от белого до красно-фиолетового.

В соответствии с действующей единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, лук репчатый относится к товарной позиции 0703 - лук репчатый, лук шалот, чеснок, лук-порей и прочие луковичные овощи, свежие или охлажденные, и имеет код ТН ВЭД ТС 0703 10 190 0 - прочий, а именно сюда входит лук репчатый свежий по цвету чешуи - от белого до красно-фиолетового.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин.

 

Следовательно, на лук репчатый свежий отечественного и иностранного производства (по цвету чешуи - белый, желтый, красно-фиолетовый) распространяются установленные решением Минского городского исполнительного комитета предельные максимальные отпускные цены на межсезонный период 2014-2015 гг.

Напомним, что предельные максимальные отпускные и розничные цены установлены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся реализацией свежих картофеля, капусты белокочанной, моркови, свеклы, лука репчатого на территории г.Минска.

Розничная цена на лук репчатый красный иностранного производства может быть сформирована следующим образом:

 

Показатель Неправильный расчет цены Правильный расчет цены
Отпускная цена поставщика, руб.
7 260
7 079
Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), %
25
 
Предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб.  
500
Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб. (7 260 х 25 / 100)
1 815
500
Налог на добавленную стоимость, %
10
10
Налог на добавленную стоимость, руб.
((7 260 + 1 815) х 10 / 100);
((7 079 + 500) х 10 / 100)
908
758
Розничная цена, руб. (без округления)
(7 260 + 1 815 + 907,5);
(7 079 + 500 + 757,9)
9 982
8 337
Розничная цена с учетом округлений, руб.
10 000
8 300
Завышение цены на 1 кг составило 1 700 руб. (10 000 - 8 300)

 

Ситуация 3

Организация розничной торговли в декабре 2014 г. получила от поставщика морковь свежую столовую мытую отечественного производства (неоткалиброванную, расфасованную в сетки) по отпускной цене (без НДС) 6 780 руб. за 1 кг. При формировании розничной цены магазин к отпускной цене поставщика применил торговую надбавку в размере 50 %.

Обоснование нарушения

Нарушен п.3 приложения к решению № 2818, которым на декабрь 2014 г. установлены предельные максимальные отпускные цены (без НДС) на морковь свежую столовую в размере 6 040 руб. за 1 кг.

В рассматриваемой ситуации поставщик и организация розничной торговли превысили установленный предельный максимальный уровень отпускных цен на декабрь 2014 г. на морковь свежую столовую. Так, при установленной предельной максимальной отпускной цене 6 040 руб. за 1 кг поставка производилась по отпускной цене 6 780 руб. за 1 кг.

 

Обратите внимание!

Пунктом 1 решения № 2818 установлены на период хранения и реализации предельные максимальные отпускные цены на свежие картофель и овощную продукцию урожая 2014 г. (за исключением свежих картофеля, свеклы столовой, моркови столовой откалиброванных, мытых, расфасованных в перфорированные пакеты).

 

Вместе с тем розничные цены на свежие картофель, свеклу столовую, морковь столовую формируются с учетом конъюнктуры рынка только при соблюдении трех условий: если указанные свежие овощи мытые, откалиброванные, расфасованы в перфорированные пакеты.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации поставленная в магазин морковь свежая столовая прошла только одну ступень предпродажной подготовки, а именно помыта, но она не откалибрована и расфасована в сетки, а не в перфорированные пакеты. В данной ситуации на морковь свежую столовую распространяются предельные максимальные отпускные цены, установленные решением № 2818.

Кроме того, нарушен п.3 приложения к решению № 1383, которым установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, на морковь столовую свежую в размере 500 руб.

Следовательно, розничная цена на морковь свежую столовую мытую может быть сформирована следующим образом:

 

Показатель Неправильный расчет цены Правильный расчет цены
Отпускная цена поставщика, руб.
6 780
6 040
Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), %
50
 
Предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб.  
500
Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб. (6 780 х 50 / 100)
3 390
500
Налог на добавленную стоимость, %
10
10
Налог на добавленную стоимость, руб.
((6 780 + 3 390) х 10 / 100);
((6 040 + 500) х 10 / 100)
1 017
654
Розничная цена, руб. (без округления)
(6 780 + 3 390 + 1 017);
(6 040 + 500 + 654)
11 187
7 194
Розничная цена с учетом округлений, руб.
11 200
7 150
Завышение цены на 1 кг составило 4 050 руб. (11 200 - 7 150)

 

Ситуация 4

Организация розничной торговли получила от поставщика яблоки свежие отечественного производства по отпускной цене (без НДС) 7 215 руб. за 1 кг. При формировании розничной цены магазин к отпускной цене поставщика применил торговую надбавку в размере 40 %.

Обоснование нарушения

Нарушен п.6 приложения к решению № 1383, которым установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, на яблоки свежие в размере не более 1 000 руб. за 1 кг.

Следовательно, розничная цена на яблоки свежие отечественного производства может быть сформирована следующим образом:

 

Показатель Неправильный расчет цены Правильный расчет цены
Отпускная цена поставщика, руб.
7 215
7 215
Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), %
40
 
Предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб.  
1 000
Торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки), руб. (7 215 х 40 / 100)
2 886
1 000
Налог на добавленную стоимость, %
10
10
Налог на добавленную стоимость, руб.
((7 215 + 2 886) х 10 / 100);
((7 215 + 1 000) х 10 / 10)
1 010
821
Розничная цена, руб. (без округления)
(7 215 + 2 886 + 1 010);
(7 215 + 1 000 + 821)
11 111
9 036
Розничная цена с учетом округлений, руб.
11 100
9 000
Завышение цены на 1 кг составило 2 100 руб. (11 100 - 9 000)

Порядок округления

Субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим розничную торговлю, необходимо в обязательном порядке соблюдать предельный размер торговых надбавок по товарам, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование. При формировании розничных цен на социально значимые товары следует применять установленные предельные торговые надбавки в таком размере, чтобы после округления цен не был превышен их предельный размер.

 

_______________________

* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.

Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.

 

16.01.2015

 

Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома»