Пособие от 28.05.2020
Автор: Морозевич М.

Неизменная договорная (контрактная) цена строительства: 4 основные ошибки при ее формировании


 

Материал помещен в архив

 

Неизменная договорная (контрактная) цена строительства: 4 основные ошибки при ее формировании

Ошибки заказчика, подрядчика при формировании неизменной договорной (контрактной) цены Нормы законодательства, соблюдение которых поможет избежать ошибок
1. Включение в договор стройподряда условия изменения неизменной договорной (контрактной) цены (далее - неизменная цена) в зависимости от изменения курсов иностранных валют, установленных на даты формирования неизменной цены и оформления расчетов за выполненные работы (оформления актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ) Порядок формирования неизменной цены на строительство объектов и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов определен Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2020 № 253) (далее - Положение № 1553).
При этом нормы Положения № 1553 обязательны для применения как заказчиком, так и подрядчиком независимо от источников финансирования строительства объектов (бюджет, собственные средства заказчиков), за исключением объектов строительства, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено до 1 января 2012 г. и строительство которых осуществляется в соответствии с градостроительной документацией Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».
Исключительные случаи корректировки неизменной цены в зависимости от видов источников финансирования установлены п.10 Положения № 1553:

Собственные средства заказчика (приравненные к собственным средствам заказчика) Средства республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой
неизменная цена корректируется в случаях изменения:
- проектной, в том числе сметной, документации, за исключением ее изменения по причине возникновения дополнительных работ
- налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот
- прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке
- нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ценообразования в строительстве
- сроков строительства в случаях, установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности - сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, в случаях существенного нарушения заказчиком установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования), выявления в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств, приостановления строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более трех месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон
- стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда)
-

 

Комментарий. Иных случаев изменения неизменной цены законодательством не установлено. Поэтому установление в договоре строительного подряда условия изменения неизменной цены в зависимости от колебаний курсов иностранных валют противоречит законодательству
2. Неправильное установление норм задела в строительстве по месяцам (в процентах) в нормативный период строительства при расчете неизменной цены Цена предложения подрядчика определяется на дату начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанную в конкурсной документации (документации для переговоров), с применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики Республики Беларусь, с учетом нормативной продолжительности строительства, налогов и отчислений согласно законодательству (п.5 Положения № 1553).
При этом упомянутые прогнозные индексы должны быть применены подрядной организацией с учетом технологически обоснованных норм задела в строительстве по месяцам в нормативный период строительства объекта, увязанных с объемами выполняемых строительных работ в календарном графике производства работ (комплексном сетевом графике) проекта производства работ, разработанном в установленном порядке по объекту строительства
Комментарий. Несоблюдение указанного порядка расчета неизменной цены, как правило, ведет к ее завышению в связи с необоснованным увеличением процентных величин норм задела в строительстве, приходящихся на последние месяцы нормативного срока строительства с максимальными коэффициентами, применяемыми для определения средств, учитывающих применение прогнозных индексов, нарушает законодательство
3. Включение в расчет неизменной цены в заключаемом договоре строительного подряда статей затрат, отсутствующих в цене предложения подрядчика, с которой данный подрядчик был признан победителем подрядных торгов в строительстве При проведении подрядных торгов на строительство объекта за счет средств бюджета.
В заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров).
При заключении договора в него могут быть внесены по взаимному согласию сторон отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения на подрядных торгах (торгах, переговорах), но не изменяющие их существенных условий (п.80 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках.


Последствием несоблюдения требований законодательства, предусматривающих запрет на изменение условий торгов, может быть установление факта ничтожности соглашения сторон о внесении изменений в условия договора строительного подряда (часть четвертая п.35 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда»).
Вместе с тем, исходя из сложившейся практики, нередки ситуации, когда при заключении договора строительного подряда подрядчик включает в расчет неизменной цены затраты (например, средства, связанные с подвижным и разъездным характером работ, с перевозкой рабочих автомобильным транспортом и командированием рабочих подрядчика), отсутствующие в цене его предложения на стадии проведения подрядных торгов, по результатам которых данный подрядчик был выбран победителем
Комментарий. Включение подрядчиком в расчет неизменной цены затрат, отсутствующих в его цене предложения на стадии проведения подрядных торгов, по результатам которых данный подрядчик был выбран победителем, нарушает законодательство
4. Применение в расчете неизменной цены прогнозных индексов цен в строительстве в период, превышающий нормативный срок строительства объекта, в отсутствие фактов несвоевременного финансирования строительства заказчиком В случае финансирования строительства без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств неизменная цена корректируется в случае изменения сроков строительства в случаях, установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (абзац 6 части первой п.10 Положения № 1553).
В случае финансирования строительства с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств неизменная цена корректируется в случае изменения сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, в случаях существенного нарушения заказчиком установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования), выявления в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств, приостановления строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более трех месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон (абзац 5 части второй п.10 Положения № 1553).
В данном случае для принятия обоснованного решения о корректировке неизменной цены в связи с изменением сроков строительства объекта в соответствующем дополнительном соглашении к договору строительного подряда рекомендуется в качестве причины продления сроков строительства указывать: существенное нарушение заказчиком установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования), выявление в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств, приостановление строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более трех месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон (данные основания должны подтверждаться документально)
Комментарий. Корректировка неизменной цены в связи с изменением сроков строительства объекта без указания в дополнительном соглашении к договору обоснованных причин продления сроков строительства нарушает законодательство

 

28.05.2020

 

Михаил Морозевич, специалист по ценообразованию в строительстве, инженер-строитель, аттестованный судебный эксперт