


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Понятие и классы опасных грузов
К опасным грузам относятся вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых при перевозке может послужить причиной взрыва и (или) пожара, привести к гибели, заболеванию, травмированию, отравлению, облучению или ожогам людей и (или) животных, а также вызвать повреждение сооружений, транспортных средств, иных объектов перевозки и (или) нанести вред окружающей среде (ст.1 Закона Республики Беларусь от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов»).
Определение термина «опасные грузы» содержится и в п.460 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение № 530).
Опасные вещества, материалы используются в качестве исходных при осуществлении производственной деятельности либо являются конечным продуктом указанной деятельности, но могут быть отходами производства и обладать указанными свойствами. К опасным грузам относятся отходы щелочей и кислот (серной, азотной, борной и др.), ртуть и ее соединения, непригодные к применению пестициды, отходы легковоспламеняющихся жидкостей, отходы красок, отработанные аккумуляторные батареи, медицинские отходы, обладающие инфекционными свойствами, и др.
Классификация опасных грузов производится в зависимости от вида и степени опасности груза (межгосударственный стандарт ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»). Установлены следующие классы опасных грузов:
• класс 1 - взрывчатые вещества и изделия;
• класс 2 - газы;
• класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;
• класс 4.1 - легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
• класс 4.2 - вещества, способные к самовозгоранию;
• класс 4.3 - вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
• класс 5.1 - окисляющие вещества;
• класс 5.2 - органические пероксиды;
• класс 6.1 - токсичные вещества;
• класс 6.2 - инфекционные вещества;
• класс 7 - радиоактивные материалы;
• класс 8 - коррозионные вещества;
• класс 9 - прочие опасные вещества и изделия.
Опасные грузы, охватываемые названием того или иного класса, классифицируются на основе их свойств. Отнесение опасных грузов к тому или иному классу или группе упаковки производится в соответствии с критериями, указанными для каждого класса. Отнесение одного или нескольких видов дополнительной опасности к какому-либо опасному веществу или изделию производится на основе критериев класса или классов, соответствующих этим видам опасности (п.9 Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61; далее - Правила).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2017 г. Правила изложены в новой редакции постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2016 № 79. |
Если в силу своих опасных свойств вещество, раствор или смесь могут быть включены в более чем один класс или в более чем одну группу веществ, то в этом случае данное вещество, данный раствор или данную смесь следует отнести к классу или группе веществ, соответствующих наибольшей опасности.
Нормативное регулирование
Требования по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом содержатся в Правилах.
Кроме того, приняты специальные технические нормативные правовые акты:
• Правила безопасности при использовании, хранении, транспортировании, перевозке хлора, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11.02.2003 № 4;
• Санитарные правила и нормы 2.6.1.13-60-2005 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 30.12.2005 № 284, и др.
Правилами, в частности, предусмотрено:
• лицензирование деятельности, связанной с перевозкой опасных грузов;
• получение разрешения соответствующих органов на перемещение опасного груза через границу Республики Беларусь;
• регламентирование вопросов, связанных с разграничением обязанностей и ответственности грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя;
• определение требований безопасности к проведению погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами;
• выбор и согласование маршрута перевозки опасного груза;
• обеспечение безопасности при движении транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов;
• обеспечение системы информации об опасности при перевозке опасных грузов;
• разработка порядка ликвидации аварий, инцидентов и их последствий, связанных с перевозкой опасных грузов;
• назначение лиц, ответственных за перевозку опасных грузов, сопровождающих перевозку опасных грузов, ответственных за производство погрузочно-разгрузочных работ;
• обеспечение соответствия водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, требованиям к состоянию здоровья, знание ими требований безопасности дорожного движения, безопасной перевозки опасных грузов, охраны труда;
• соответствие технического состояния транспортных средств установленным требованиям;
• наличие подготовленного персонала для ликвидации аварий и инцидентов с опасными грузами;
• выполнение специфических требований, установленных для специального транспорта, перевозящего опасные грузы, а также требований к перевозке отдельных классов опасных грузов;
• обеспечение соответствия контейнеров, тары, упаковки требованиям к перевозке соответствующих опасных грузов.
Организация, осуществляющая перевозки опасных грузов, грузоотправители, грузополучатели опасных грузов должны разработать и иметь документы, предусмотренные действующим законодательством.
Водители при управлении транспортными средствами, перевозящими опасные грузы, также обязаны иметь при перевозке соответствующие документы, связанные как с эксплуатацией транспортных средств, так и со спецификой, обусловленной перевозкой опасных грузов.
Требования к перевозке опасных грузов
Техническое состояние транспортных средств
Регистрация транспортных средств с выдачей регистрационных карточек установленной формы осуществляется Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее - Госпромнадзор) в соответствии с требованиями Положения о порядке регистрации, снятия с учета механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также порядке внесения изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.02.2014 № 117.
Указанной регистрации предшествует государственная регистрация транспортных средств в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, прохождение в установленном порядке государственного технического осмотра, наличие в случаях, предусмотренных законодательством, разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
Государственный технический осмотр проводится республиканским унитарным сервисным предприятием «Белтехосмотр» в соответствии с Положением о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2008 № 630.
Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 предусмотрена выдача (продление срока действия) свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов (п.5.261).
Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, на основании постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.02.2015 № 5 «О содержании дополнительной проверки транспортных средств, используемых для перевозки определенных опасных грузов» проходят дополнительную проверку, по результатам которой оформляется карта дополнительной проверки транспортного средства (приложение к постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.02.2015 № 4).
Водители транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.02.2014 № 117 утверждено Положение о порядке выдачи свидетельства о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов.
Водители должны иметь свидетельство о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов, которое выдается Госпромнадзором после подготовки в обучающей организации и проверки знаний в соответствии с требованиями правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов и сдачи экзаменов в Госпромнадзоре.
![]() |
Справочно Инструкция о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утверждена постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15.11.2013 № 51. |
Водители, осуществляющие перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, проходят в общеустановленном порядке:
• медицинский осмотр в соответствии с Инструкцией о порядке обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) и обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.12.2014 № 95;
• предрейсовое медицинское освидетельствование в соответствии с Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84;
• контроль на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения в соответствии с Инструкцией о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 09.07.2013 № 25/28.
Ответственные лица
Правилами предусмотрено назначение:
• уполномоченных лиц: грузоотправителем (грузополучателем) - за правильное оформление товарно-транспортной документации; перевозчиком - за оформление путевой документации (п.179 Правил);
• специалистов, ответственных по вопросам безопасности перевозки опасных грузов (п.218 Правил);
• ответственных за наполнение цистерн опасными грузами (п.290 Правил);
• лиц, сопровождающих перевозку опасных грузов (глава 32 Правил);
• специалиста, осуществляющего контроль за техническим состоянием транспортных средств, перевозящих опасные грузы (п.333 Правил).
![]() |
Обратите внимание! Проверку знаний по вопросам безопасности при перевозке опасных грузов также должны проходить соответствующие руководители, специалисты организаций, работа которых связана с перевозкой опасных грузов, а также преподаватели учреждений образования, учебных центров организаций, осуществляющих повышение квалификации указанных специалистов, согласно Инструкции о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.01.2007 № 2.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 августа 2016 г. вместо Инструкции № 2 действует Инструкция о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденная постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31. |
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов, которое осуществляется в соответствии с главой 21 Положения № 530.
Расследование аварий и инцидентов, произошедших при перевозке опасных грузов, осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов, произошедших при перевозке опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 16.12.2013 № 67.
![]() |
Справочно Для более детального изучения см. «Комментарий к постановлению Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 10.03.2015 № 5 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 73». Внесены дополнения и изменения в Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь». |
10.06.2015
Владимир Семич, инженер, член общественного объединения «Сообщество трудового права»