


Материал помещен в архив
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Общие положения
В компетенцию Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ, а также его структурных подразделений (далее - Департамент) входит, в т.ч., проведение плановых и внеплановых проверок по соблюдению законодательства о труде и об охране труда.
Сводный план проверок на каждое полугодие, утвержденный Департаментом, направляется в Комитет государственного контроля РБ (далее - КГК). Координационный план проверок утверждается органами КГК и размещается на официальном сайте в Интернете.
При проведении плановой проверки территориальное структурное подразделение Департамента обязано приступить к ее проведению в течение календарного месяца, указанного в координационном плане.
Таким образом, узнать о проведении плановой проверки Департамента, а также о сроках проведения проверки субъект хозяйствования может на официальном сайте КГК http://www.kgk.gov.by/ru/ в разделе «Координация контрольной деятельности».
При этом областные, Минское городское управления Департамента при наличии оснований для назначения плановых проверок, предусмотренных Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510), вправе принять участие в предусмотренных координационными планами проверках в качестве соисполнителей.
![]() |
Обратите внимание! О проведении плановой проверки по соблюдению законодательства о труде и (или) об охране труда проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения (в указанный срок не включается 3-дневный срок, необходимый для доставки уведомления проверяемому субъекту). |
Уведомление о проверке
Уведомление согласно форме, установленной постановлением Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510», подписанное начальником областного, Минского городского управлений (лицом, исполняющим его обязанности), направленное по последнему известному Департаменту месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления.
При этом в уведомлении о проведении плановой проверки в обязательном порядке указываются вопросы, подлежащие проверке.
![]() |
Обратите внимание! В случае если в организации одновременно запланирована проверка по соблюдению законодательства о труде и об охране труда, в уведомление включаются обе группы вопросов. |
Примерный перечень вопросов, подлежащих проверке при проведении плановой проверки по соблюдению законодательства об охране труда
1. Наличие и содержание организационно-распорядительной документации и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда. Назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.
2. Разработка и внедрение процедур, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности.
3. Осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда, распространяющихся на деятельность организации.
4. Предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обеззараживающих средств в соответствии с установленными нормами.
5. Выделение финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников.
6. Обеспечение безопасности при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов, химических веществ, а также эффективной эксплуатации средств коллективной защиты и применения средств индивидуальной защиты.
7. Наличие санитарно-бытовых помещений (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогрева, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенных необходимыми устройствами и средствами, организация питьевого водоснабжения.
8. Соблюдение требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности.
9. Осуществление подготовки (обучения), инструктажа, переподготовки, стажировки, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством РБ или уполномоченным им органом.
10. Информирование работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующих рисках повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда.
11. Обеспечение в установленном законодательством порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, разработки и реализации мер по их профилактике.
12. Отстранение от работы работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством.
13. Включение в гражданско-правовой договор существенных (обязательных) условий, предусмотренных Указом Президента РБ от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».
Примерный перечень вопросов, подлежащих проверке при проведении плановой проверки по соблюдению законодательства о труде
1. Соблюдение работниками трудовой дисциплины, привлечение к ответственности работников, допустивших нарушение трудовой дисциплины.
2. Прием, перевод, перемещение работников, а также прекращение трудовых правоотношений.
3. Обеспечение исполнения нормативных правовых актов в сфере применения контрактной формы найма.
4. Ведение, хранение и выдача трудовых книжек.
5. Своевременность выплаты заработной платы. Выплата заработной платы не ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, а также в части порядка применения Единой тарифной сетки работников РБ.
6. Оплата за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни, компенсация за работу в выходной день, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом РБ нерабочими.
7. Предоставление работникам трудовых и социальных отпусков.
8. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий.
9. Порядок привлечения работников к материальной ответственности.
10. Выполнение требований законодательства по соблюдению трудовой дисциплины.
11. Условия трудовых договоров (контрактов).
12. Рабочее время и время отдыха.
13. Предоставление гарантий и компенсаций.
14. Предоставление дополнительных гарантий, установленных законодательством, при заключении (продлении) контрактов с отдельными категориями работников.
15. Правомерность и порядок отстранения работников от работы.
16. Регулирование трудовых отношений отдельных категорий работников (руководителей организаций, женщин, работников, имеющих семейные обязанности, молодежи, инвалидов, работников с неполным рабочим временем, временных работников, сезонных работников, работников-надомников, домашних работников, совместителей, работников отдельных отраслей экономики и отдельных профессий).
Перенос срока плановой проверки
Не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления о проведении проверки проверяемый субъект вправе обратиться с заявлением о переносе срока плановой проверки, с указанием причин, препятствующих проведению проверки. Решение о переносе срока проведения плановой проверки может быть принято директором Департамента.
При этом решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки принимается не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок проверки может быть перенесен только 1 раз.
Срок проведения плановой проверки
До начала проведения проверки должностное лицо Департамента обязано предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее наличия).
![]() |
Обратите внимание! Предписание на проведение плановой проверки должно быть подписано директором Департамента и заверено печатью либо оформлено на фирменном бланке. |
Срок проведения плановой проверки устанавливается начальником областного, Минского городского управлений и не может превышать 30 рабочих дней (для индивидуального предпринимателя - 15 рабочих дней).
Срок проведения плановой проверки может быть однократно продлен, но не более чем на 15 рабочих дней при наличии значительного объема документов, подлежащих проверке.
Пунктом 27 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510, определен перечень обстоятельств, при которых предусмотрена возможность приостановления проведения плановой проверки.
Проведение проверки может быть приостановлено на срок, не превышающий 3 месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств - не превышающий 6 месяцев).
26.07.2012 г.
Алексей Штейнер, начальник отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде Гомельского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь