


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ВОПРОС
Необходимо ли в организации вести журнал регистрации обращений граждан? Нумеруются ли листы в таком журнале?
ОТВЕТ
Необходимо, листы в таком журнале не нумеруются.
Все поступающие в организацию обращения заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) должны быть учтены и зарегистрированы в день их поступления.
Регистрация обращений заявителей (за исключением замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений, осуществляется с использованием одной из следующих регистрационно-контрольных форм:
• автоматизированной (электронной);
• карточной (в регистрационно-контрольной карточке);
• журнальной (пп.5, 6 Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1786 (далее - Положение)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 января 2023 г. в Положение внесены изменения постановлением Совмина от 19.12.2022 № 877, в частности, из названия слова «в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей» исключены, п.6 изложен в новой редакции. Комментарий см. здесь. |
Журнальную форму регистрации обращений заявителей рекомендуется применять при незначительном объеме поступающих обращений (до 50 в год).
В связи с тем что делопроизводство по обращениям заявителей осуществляется уполномоченными должностными лицами отдельно от других видов делопроизводства (часть первая п.4 Положения), должен быть отдельный журнал регистрации обращений граждан и журнал регистрации документов общего делопроизводства.
![]() |
Справочно Пример журнала регистрации обращений граждан и юридических лиц см. здесь. |
Положение не содержит специальных требований к нумерации листов журнала регистрации обращений заявителей.
Таким образом, листы в таком журнале не нумеруются.
![]() |
Справочно Дополнительно см. подборку «Работа с обращениями граждан и юридических лиц». |
07.08.2020
Екатерина Дернович, старший научный сотрудник отдела документоведения Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела