Пособие от 19.07.2017
Автор: Гадлевская Е.

Неудовлетворительный результат предварительного испытания как основание прекращения государственной службы


СОДЕРЖАНИЕ

 

Условия установления предварительного испытания при приеме на госслужбу

Может ли трудовой договор быть расторгнут на основании подпункта 1.11 пункта 1 статьи 40 Закона по инициативе государственного служащего?

Правила увольнения госслужащего в связи с неудовлетворительным результатом предварительного испытания

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Отношения, связанные с прекращением государственной службы, регулируются главой 5 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон).

Пункт 1 ст.40 Закона содержит перечень оснований прекращения государственной службы. Одно из таких оснований - неудовлетворительный результат предварительного испытания (подп.1.11 п.1 ст.40 Закона).

Согласно п.2 ст.1 Закона на отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства. В частности, трудовые отношения с участием государственных служащих в части, не урегулированной Законом и другими актами законодательства о государственной службе, регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее - ТК).

Условия установления предварительного испытания при приеме на госслужбу

Для гражданина, поступающего на государственную службу, по соглашению сторон может устанавливаться предварительное испытание на срок от 3 до 6 месяцев (п.1 ст.29 Закона). Таким образом, в отличие от части третьей ст.28 ТК, согласно которой по общему правилу максимальный срок предварительного испытания составляет 3 месяца, п.1 ст.29 Закона установлено, что трехмесячный срок предварительного испытания минимальный. Максимальный срок предварительного испытания для государственных служащих составляет 6 месяцев.

В срок предварительного испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный служащий отсутствовал на службе (п.2 ст.29 Закона). Например, течение срока предварительного испытания приостанавливается на период временной нетрудоспособности, трудового или социального отпуска. В отношении других периодов, когда государственный служащий отсутствовал на службе, такая формулировка вызывает много вопросов. Так, из нее следует, что течение срока предварительного испытания также прерывается на время отсутствия государственного служащего на работе в связи с прогулами без уважительных причин. Это, однако, не исключает возможности увольнения государственного служащего за прогул без уважительных причин по п.5 ст.42 ТК.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. ст.42 ТК изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Норма п.5 старой редакции ст.42 содержится в абзаце 2 п.7 новой редакции ст.42 ТК.

 

внимание

Обратите внимание!

Предварительное испытание не устанавливается при поступлении на государственную службу путем утверждения, избрания либо по конкурсу (п.4 ст.29 Закона). Часть пятая ст.28 ТК также определяет категории работников, которым предварительное испытание при заключении трудового договора не устанавливается. В связи с этим представляется, что предварительное испытание не устанавливается государственным служащим, являющимся, например, молодыми специалистами, инвалидами. Категории государственных служащих, которым не может устанавливаться предварительное испытание, не могут быть уволены по подп.1.11 п.1 ст.40 Закона.

 

Достаточно спорный вопрос о том, может ли предварительное испытание быть установлено только при приеме на государственную службу или же оно также может устанавливаться, например, при переводе на другую должность и заключении нового трудового договора. Представляется, что законодательство не содержит запрета на установление предварительного испытания при переводе, когда с государственным служащим заключается трудовой договор о работе по другой должности.

При неудовлетворительном результате предварительного испытания государственный служащий подлежит увольнению как не выдержавший испытания (п.5 ст.29 Закона). Если срок предварительного испытания истек и государственный служащий не уволен в порядке, определенном п.5 ст.29 Закона, он считается выдержавшим испытание, и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным Законом и иными законодательными актами (п.6 ст.29 Закона). Таким образом, государственный служащий может быть уволен в связи с неудовлетворительным результатом предварительного испытания только в течение срока предварительного испытания. Расторжение трудового договора по подп.1.11 п.1 ст.40 Закона не допускается после истечения срока предварительного испытания, даже если в течение этого срока нанимателем были выявлены и зафиксированы обстоятельства, позволяющие считать государственного служащего не выдержавшим предварительного испытания.

Статья 29 Закона не предусматривает специального порядка прекращения трудовых отношений с государственным служащим по рассматриваемому основанию. На основании п.2 ст.1 Закона в части, не урегулированной ст.29 Закона, отношения сторон при прекращении государственной службы в связи с неудовлетворительным результатом предварительного испытания регулируются ст.28-29 ТК.

Может ли трудовой договор быть расторгнут на основании подпункта 1.11 пункта 1 статьи 40 Закона по инициативе государственного служащего?

Разные мнения существуют по вопросу: может ли трудовой договор быть расторгнут на основании подп.1.11 п.1 ст.40 Закона по инициативе государственного служащего?

Часть первая ст.29 ТК позволяет работнику расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием, подав нанимателю соответствующее заявление за 3 дня. Однако формулировка соответствующего основания увольнения в п.7 части второй ст.35 ТК (расторжение трудового договора с предварительным испытанием) отличается от его формулировки в подп.1.11 п.1 ст.40 Закона (неудовлетворительный результат предварительного испытания). В первом случае поводом для увольнения может послужить не только результат предварительного испытания, но и инициатива одной из сторон трудового договора. Если же инициатива увольнения исходит от работника, результат предварительного испытания значения не имеет. Во втором же случае основанием увольнения будет именно неудовлетворительный результат предварительного испытания, который сам государственный служащий устанавливать не может, он оценивается как неудовлетворительный государственным органом - нанимателем. Таким образом, можно сделать вывод, что увольнение по подп.1.11 п.1 ст.40 Закона инициирует наниматель. Вместе с тем, полагаем, п.2 ст.1 Закона и ст.28 ТК позволяют государственному служащему до истечения срока предварительного испытания расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом нанимателя письменно за 3 дня. Однако в этом случае основанием увольнения будет не подп.1.11 п.1 ст.40 Закона, а п.7 части второй ст.35 ТК.

Правила увольнения госслужащего в связи с неудовлетворительным результатом предварительного испытания

Государственный служащий может быть уволен в связи с неудовлетворительным результатом предварительного испытания, только если условие о предварительном испытании предусмотрено в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия о предварительном испытании означает, что государственный служащий принят на службу без предварительного испытания (часть четвертая ст.28 ТК). Таким образом, даже если условие о предварительном испытании отражено в приказе о приеме на государственную службу, но отсутствует в трудовом договоре, государственный служащий считается принятым без предварительного испытания.

Часть вторая ст.29 ТК обязывает нанимателя, выступающего инициатором расторжения трудового договора, указать причины, послужившие основанием для признания государственного служащего не выдержавшим испытания. Решение нанимателя государственный служащий вправе обжаловать в суд. Такие причины должны быть указаны в приказе об увольнении независимо от того, поступала ли от государственного служащего просьба об указании этих причин.

Закон также не указывает, при каких условиях результат предварительного испытания признается неудовлетворительным. В связи с этим неудовлетворительность результатов предварительного испытания - понятие оценочное. При определении степени неудовлетворительности результатов предварительного испытания можно руководствоваться частью второй п.13 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде». Согласно указанной правовой норме расторжение трудового договора с предварительным испытанием возможно при наличии объективных данных, свидетельствующих о том, что работник не способен выполнять обязанности по профессии, специальности, должности, соответствующей квалификации, оговоренные при приеме на работу.

Таким образом, установление предварительного испытания и прекращение государственной службы в связи с его неудовлетворительным результатом осуществляются в соответствии со ст.29 Закона. В части, не урегулированной ст.29 Закона, отношения сторон при прекращении государственной службы в связи с неудовлетворительным результатом предварительного испытания регулируются ст.28-29 ТК.

 

19.07.2017

 

Елена Гадлевская, юрист

 

По этой теме также см.:

Основания прекращения государственной службы.