


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Нормами законодательства предусмотрено обращение граждан в форме предложения, заявления и жалобы.
Распространяются ли указанные нормы на обращения граждан к государственным органам с запросом о представлении той или иной информации? Обязан ли государственный орган давать ответ на такой вид обращения, как запрос? И если да, то в какой срок?
ОТВЕТ: Распространяется.
Обращение - индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме (абзац 2 ст.1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», далее - Закон).
Под заявлением понимается ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц), индивидуальных предпринимателей (абзац 3 ст.1 Закона).
В связи с этим запрос гражданина в государственный орган о предоставлении информации является разновидностью такого вида обращения, как заявление, в связи с реализацией посредством запроса конституционного права на получение информации (ст.34 Конституции Республики Беларусь).
С учетом изложенного на запросы граждан о предоставлении информации должно в полной мере распространяться действие законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, а ответы на запросы должны даваться в сроки, установленные ст.17 Закона.
Подтверждением названного вывода могут быть положения Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», в первоначальной редакции которого одним из способов распространения и (или) предоставления общедоступной информации о деятельности государственных органов выступало ее предоставление на основании запроса. В последующем в упомянутом Законе (в редакции от 04.01.2014 № 102-З) данный способ предоставления информации был заменен на предоставление информации на основании обращения.
![]() |
Справочно Для более детального изучения см. подборку «Работа с обращениями граждан и юридических лиц». |
01.04.2016
Николай Саванович, кандидат юридических наук