Тест от 21.02.2022
Автор: Аналитическая редакция Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

Нормирование расхода топлива


Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии  

Для всех отраслей

Нормирование расхода топлива

Правовая платформа «Бизнес-Инфо»

Материал подготовлен аналитической редакцией Правовой платформы «Бизнес-Инфо»


1. Нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования устанавливаются:

руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией;
актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту или Совмину.


2. Норма расхода топлива на механическое транспортное средство или машину, работающих на сжиженном углеводородном газе (СУГ) или сжатом природном газе (СПГ), при отсутствии установленной нормы расхода СУГ или СПГ принимается выше соответствующей нормы расхода бензина для соответствующей модели (модификации):

2.1. СУГ - не более:

5 %;
15 %.
25 %.


2.2. СПГ - не более:

15 %;
25 %;
30 .


3. Нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования устанавливаются:

3.1. в зимних условиях эксплуатации не более:

5 %;
10 %;
15 %.


3.2. в городах с численностью населения:

• от 100 до 300 тыс. человек - не более:

5 %;
10 %;
15 %.


• от 300 тыс. до 1 млн человек - не более:

5 %;
10 %;
15 %.


• от 1 до 3 млн человек - не более:

5 %;
10 %;
15 %.


• свыше 3 млн человек - не более:

20 %;
25 %;
30 %.


3.3. при частых технологических остановках (более чем одна остановка на 1 км пробега) - не более:

10 %;
15 %;
20 %.


3.4. по пересеченной местности, грунтовым, внутрикарьерным или отвальным дорогам (по полю во время проведения сельскохозяйственных или лесозаготовительных работ, строительстве и обслуживании линий электропередачи и подстанций, мелиоративных сооружений, газо- и нефтепроводов и т. п.) - не более:

10 %;
15 %;
20 %.


3.5. в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более одного месяца в году (суммарно по дням в течение года), установленный руководителем организации или индивидуальным предпринимателем на основании данных Гидрометеоцентра Республики Беларусь (при эксплуатации автомобиля за пределами Республики Беларусь - по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусь или метеорологической службы соответствующей страны), - не более:

25 %;
30 %;
35 %.


3.6. по свежеотсыпанному полотну при строительстве дорог или для автомобиля, движущегося со скоростью до 20 км/ч, - не более:

5 %;
10 %;
15 %.


3.7. для автомобиля, задействованного в обучении управлению механическим транспортным средством по улицам города или населенного пункта, - не более:

15 %;
20 %;
25 %.


3.8. в горной местности, имеющей высоту над уровнем моря:

• от 500 до 1 500 м, - не более:

5 %;
10 %;
15 %.


• от 1 501 до 2 000 м, - не более:

5 %;
10 %;
15 %.


• от 2 001 до 3 000 м, - не более:

5 %;
10 %;
15 %.


• свыше 3 000 м, - не более:

15 %;
20 %;
25 %.


3.9. на дорогах, имеющих подъемы от 4 % и более, - не более:

5 %;
10 %;
15 %.


3.10. для автомобиля, оборудованного багажником или световой сигнализацией, установленными на крыше, со скоростями движения, превышающими 60 км/ч, - не более:

5 %;
10 %;
15 %.


3.11. для автомобиля оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками красного и (или) синего цвета и специальным звуковым сигналом со скоростями, превышающими установленные ограничения скорости, а также механических транспортных средств, сопровождаемых ими, - не более:

15 %;
20 %;
25 %.


3.12. для механического транспортного средства, оборудованного кондиционером, установкой «климат-контроль» или дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме, - не более:

6 %;
7 %;
9 %.


3.13. для автомобиля, оснащенного автоматической коробкой передач, - не более:

6 %;
7 %;
9 %.


3.14. для нового или прошедшего капитальный ремонт автомобиля на первую 1 000 км пробега - не более:

5 %;
10 %;
15 %.


3.15. для нового или прошедшего капитальный ремонт трактора, машины на первые 60 машино-часов работы - не более:

5 %;
10 %;
15 %.



4. При перевозке грузов грузовым или грузопассажирским автомобилем (кроме самосвала) без учета транспортной работы в тонно-километрах, а также при перевозке технологического оборудования или грузов, на которую не оформляется товарно-транспортная накладная, линейная норма расхода топлива повышается не более чем на:

5 %;
10 %;
15 %.



5. При эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта линейная норма расхода топлива понижается (за исключением учебной езды) не более чем на:

10 %;
15 %;
20 %.



6. При использовании дизельного топлива с присадкой FP-4000 линейная норма расхода топлива дополнительно понижается не более чем на:

4 %;
5 %;
6 %.



7. При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их:

суммы;
разности;
произведения.
суммы или разности.


8. Дополнительный расход топлива устанавливается:

8.1. при эксплуатации автомобиля или автопоезда (кроме самосвального), выполняющего транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах, на каждые 100 т·км:

• бензина - не более:

1,0 л;
2,0 л;
3,0 л.


• дизельного топлива - не более:

1,1 л;
1,2 л;
1,3 л.


• СПГ - не более:

2,0 м3;
2,5 м3;
3,0 м3.


• СУГ - не более:

2,0 м3;
2,5 м3;
3,0 м3.


• при газодизельном цикле - не более:

1,2 м3 СПГ и не более 0,25 л дизельного топлива;
1,3 м3 СПГ и не более 0,26 л дизельного топлива;
1,4 м3 СПГ и не более 0,27 л дизельного топлива.



8.2. при эксплуатации автомобиля с прицепом (полуприцепом) или при буксировке автомобиля, машины и механизма линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну снаряженной массы прицепа (полуприцепа, буксируемого автомобиля, машины и механизма):

• бензина - не более:

1,0 л;
2,0 л;
3,0 л.


• дизельного топлива - не более:

1,1 л;
1,2 л;
1,3 л.


• СПГ - не более:

2,0 м3;
2,5 м3;
3,0 м3.


• СУГ - не более:

2,0 м3;
2,5 м3;
3,0 м3.


• при газодизельном цикле - не более:

1,2 м3 СПГ и не более 0,25 л дизельного топлива;
1,3 м3 СПГ и не более 0,26 л дизельного топлива;
1,4 м3 СПГ и не более 0,27 л дизельного топлива.


8.3. при простое автомобиля на объектах, условия работы которых предусматривают работу двигателя автомобиля во время стоянки, на 1 час простоя - не более:

5 % от величины линейной нормы расхода топлива;
10 % от величины линейной нормы расхода топлива;
15 % от величины линейной нормы расхода топлива.



8.4. при работе автономного отопителя автомобиля при температуре окружающего воздуха:

• от +10°С до 0°С - не более:

30 % продолжительности работы на линии;
50 % продолжительности работы на линии;
100 % продолжительности работы на линии.


• ниже 0°С - не более:

30 % продолжительности работы на линии;
50 % продолжительности работы на линии;
100 % продолжительности работы на линии.


• от +10°С и ниже (для специального автомобиля медицинского назначения и автобуса, осуществляющего перевозку детей) - не более:

30 % продолжительности работы на линии;
50 % продолжительности работы на линии;
100 % продолжительности работы на линии.



8.5. при запуске дизельного двигателя, оборудованного пусковым двигателем, работающим на бензине:

• при положительной температуре окружающего воздуха - не более:

3 % от общего расхода дизельного топлива;
4 % от общего расхода дизельного топлива;
5 % от общего расхода дизельного топлива.


• при отрицательной температуре окружающего воздуха:

3 % от общего расхода дизельного топлива;
4 % от общего расхода дизельного топлива;
5 % от общего расхода дизельного топлива.



9. При эксплуатации автомобиля, работающего на СПГ и СУГ, расход бензина на один запуск двигателя устанавливается от линейной нормы расхода бензина (для соответствующей модели автомобиля) в зависимости от температуры окружающего воздуха:

• свыше +5°С - не более (для инжекторных двигателей):

1 %;
3 %;
5 %.


• от +5°С до -10°С - не более:

1 %;
3 %;
5 %.


• ниже -10°С - не более:

1 %;
3 %;
5 %.



10. При эксплуатации самосвала с самосвальным прицепом или седельного тягача с самосвальным полуприцепом расход топлива повышается на каждую тонну снаряженной массы прицепа (полуприцепа) и 50 % массы перевозимого на прицепе груза (при коэффициенте использования грузоподъемности 0,5):

• бензин - не более:

1,0 л;
2,0 л;
3,0 л.


• дизельное топливо - не более:

1,1 л;
1,2 л;
1,3 л.


• СПГ - не более:

2,0 м3;
2,5 м3;
3,0 м3.


• СУГ - не более:

2,0 л;
2,5 л;
3,0 л.


• при газодизельном цикле - не более:

1,2 м3 СПГ и не более 0,25 л дизельного топлива;
1,3 м3 СПГ и не более 0,26 л дизельного топлива;
1,4 м3 СПГ и не более 0,27 л дизельного топлива.



11. При эксплуатации самосвала (самосвального автопоезда) с коэффициентом использования грузоподъемности, отличающимся от 0,5, расход топлива повышается или понижается на каждые 100 т·км перевыполненной или недовыполненной транспортной работы по отношению к транспортной работе, выполняемой при коэффициенте использования грузоподъемности 0,5:

• бензин - не более:

1,0 л;
2,0 л;
3,0 л.


• дизельное топливо - не более:

1,1 л;
1,2 л;
1,3 л.


• СПГ - не более:

2,0 м3;
2,5 м3;
3,0 м3.


• СУГ - не более:

2,0 л;
2,5 л;
3,0 л.


• при газодизельном цикле - не более:

1,2 м3 СПГ и не более 0,25 л дизельного топлива;
1,3 м3 СПГ и не более 0,26 л дизельного топлива;
1,4 м3 СПГ и не более 0,27 л дизельного топлива.



12. Расход топлива при эксплуатации самосвала или самосвального автопоезда, а также седельного тягача с самосвальным полуприцепом на каждую ездку с грузом в зависимости от грузоподъемности:

• до 10 т - не более:

0,25 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 м3 СПГ;
0,40 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 м3 СПГ;
0,50 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 м3 СПГ.


• от 10 до 20 т - не более:

0,25 л дизельного топлива;
0,40 л дизельного топлива;
0,50 л дизельного топлива.


• свыше 20 т - не более:

0,5 л дизельного топлива;
1,0 л дизельного топлива;
2,0 л дизельного топлива.



13. При эксплуатации самосвала или самосвального автопоезда, а также седельного тягача с самосвальным полуприцепом, работающего в карьере, на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки в зависимости от грузоподъемности:

• до 10 т - бензин, дизельное топливо или СУГ - не более:

0,2 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 м3 СПГ;
0,3 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 м3 СПГ;
0,4 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 м3 СПГ.


• от 10 до 20 т - не более:

0,2 л дизельного топлива;
0,3 л дизельного топлива;
0,4 л дизельного топлива.


• свыше 20 т - не более:

0,2 л дизельного топлива;
0,3 л дизельного топлива;
0,4 л дизельного топлива.



14. При перемещении в зонах технического обслуживания и текущего ремонта для автомобилей, работающих на СПГ и СУГ, расход бензина устанавливается от линейной нормы расхода бензина, установленной для соответствующей модели автомобиля в размере не более:

10 %;
15 %;
20 %.


15. На внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателя автомобиля после ремонта) ежемесячный расход топлива от общего его количества, потребляемого эксплуатируемыми автомобилями, при отсутствии экономии не должен превышать:

0,4 %;
0,5 %;
0,6 %.


Правильные ответы: 0
Неправильные ответы: 0





справочно

Справочно

В ответах использованы положения следующих НПА:

постановления Совмина от 10.08.2020 № 470 «О порядке установления норм расхода топлива»;

Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утв. постановлением Минтранса от 31.12.2008 № 141.