


Материал помещен в архив
НОВЫЕ НОРМЫ ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ, ПЛАНОВОЙ ПРИБЫЛИ
Общие положения
Сметная стоимость строительства объекта, архитектурно-планировочное задание на проектирование которого получено после 1 января 2012 г., определяется на основании нормативов расхода ресурсов (Указ Президента РБ от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь»), которые определяют нормативы, устанавливающие расход ресурсов в натуральном выражении, и нормативы, определяемые в процентном выражении, в т.ч. нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов, плановой прибыли, транспортных расходов.
![]() |
Справочно Общехозяйственные и общепроизводственные расходы (ОХР и ОПР) - сумма средств, предназначенных для возмещения затрат подрядным организациям в строительной деятельности (далее - подрядные организации), связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием, нормируемых в процентах от величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов. Плановая прибыль (ПП) - сумма средств, предназначенных для возмещения расходов подрядных организаций на развитие производства, социальной сферы, материальное стимулирование работников, на уплату налогов в соответствии с действующим законодательством, нормируемых в процентах от величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов. |
При разработке норм ОХР и ОПР и ПП используются положения, приведенные в Методических рекомендациях о порядке разработки и утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации, утвержденных постановлением Минстройархитектуры РБ от 23.12.2011 № 59 (далее - Методические рекомендации, постановление № 59).
Нормы, установленные Методическими рекомендациями, используются для определения величины ОХР и ОПР:
• организациями - разработчиками нормативов по ценообразованию в строительстве;
• проектными организациями при разработке сметной документации;
• подрядными организациями при формировании цены предложения или цены работ.
![]() |
Обратите внимание! Методические рекомендации используются при разработке норм ОХР и ОПР и ПП, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации на строительство объектов, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков РБ под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов). При финансировании строительства из других источников участники строительства вправе сами определять величину всех затрат, если это не противоречит законодательству. |
Классификация норм общехозяйственных, общепроизводственных расходов и плановой прибыли
Нормы ОХР и ОПР подразделяются на:
• укрупненные;
• индивидуальные.
Укрупненные нормы ОХР и ОПР разрабатываются республиканским унитарным предприятием «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве» и (или) проектными организациями.
![]() |
Справочно Перечень видов строительных, специальных строительных, монтажных, ремонтно-строительных, реставрационно-восстановительных, пусконаладочных работ, по которым разрабатываются укрупненные нормы ОХР и ОПР, приведен в приложении А к Методическим рекомендациям. Установленные укрупненные нормы ОХР и ОПР приведены в приложении Д к Методическим рекомендациям. |
Укрупненные нормы ОХР и ОПР применяются при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации в соответствии с Инструкцией о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 18.11.2011 № 51.
Индивидуальные нормы ОХР и ОПР разрабатываются подрядной организацией или проектным институтом на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса строительного производства, и должны учитывать особенности строительства конкретного объекта, отличающиеся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормах общехозяйственных и общепроизводственных расходов.
Расчет индивидуальных норм ОХР и ОПР целесообразно осуществлять методом постатейного расчета затрат, составляющих массу общехозяйственных и общепроизводственных расходов, с отнесением ее к сумме заработной платы рабочих и машинистов, занятых на строительных работах.
![]() |
Обратите внимание! Индивидуальные нормы ОХР и ОПР разрабатываются, когда условия производства работ на конкретных объектах отличаются от принятых в укрупненных нормах. |
Нормы ПП также могут быть укрупненные или индивидуальные и включают в себя следующие статьи затрат:
• налог на недвижимость;
• пополнение собственных оборотных средств;
• средства на потребление;
• средства на накопление;
• налог на прибыль.
![]() |
Справочно В приложении Г к Методическим рекомендациям приводятся расходы, не учитываемые в нормах плановой прибыли. |
В качестве базы для исчисления норм ОХР и ОПР, ПП на строительные работы принимается сумма заработной платы рабочих и заработной платы машинистов, занятых на строительных работах, для пусконаладочных работ - заработная плата работников, осуществляющих пусконаладочные работы.
При составлении сметной документации на строительство объектов величина ОХР и ОПР, ПП определяется в локальных сметах (локальных сметных расчетах), ресурсно-сметных расчетах по утвержденной норме от суммы величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов и приводится в конце локальной сметы (локального сметного расчета) отдельной строкой.
![]() |
Обратите внимание! Для отдельных видов строительно-монтажных работ, исходя из их структуры, а также для организаций с упрощенной системой налогообложения, индивидуальных предпринимателей к укрупненным нормам ОХР и ОПР, ПП Министерством архитектуры и строительства РБ могут устанавливаться поправочные коэффициенты. |
Изменение норм общехозяйственных, общепроизводственных расходов и плановой прибыли
С 1 января 2014 г. вступило в силу постановление Минстройархитектуры РБ от 26.12.2013 № 46, которым вносятся изменения в Методические рекомендации, а именно в процентные нормы (от суммы сметных величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов) общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли (приложение Д).
От редакции: С 1 января 2015 г. следует руководствоваться приложением Д к Методическим рекомендациям в редакции постановления Министерства архитектуры и строительства РБ от 29.12.2014 № 53. |
Хотелось бы отметить, что п.6.2 Методических рекомендаций предусмотрено ежегодное уточнение норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли (это уже третья редакция норм).
Для наглядности изменений, внесенных в нормы ОХР и ОПР, ПП, составим сравнительную таблицу:
№ п/п | Наименование работ | Нормы в процентах (от суммы сметных величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов) (постановление № 59) | |||||
редакция, вступившая в силу 1 января 2012 г. | редакция, вступившая в силу 1 января 2013 г. | редакция, вступившая в силу 1 января 2014 г. (примечание 1) | |||||
общехозяй-ственные и общепроизвод-ственные расходы | плановая прибыль | общехозяй-ственные и общепроизвод-ственные расходы | плановая прибыль | общехозяй-ственные и общепроизвод-ственные расходы | плановая прибыль | ||
Строительные работы (за исключением работ, предусмотренных пп.2-4) для: | |||||||
1.1 |
городского строительства (за исключением г.Минска (примечание 2)) |
81,4 |
81,9 |
67,56 |
72,07 |
58,78 |
64,84 |
строительства в сельской местности |
97,4 |
82,9 |
80,84 |
72,95 |
70,34 |
65,63 | |
2 |
Монтаж сборных железобетонных конструкций при строительстве каркасных зданий и объектов крупнопанельного домостроения для: | ||||||
2.1 |
городского строительства (за исключением г.Минска (примечание 2)) |
132,2 |
141,4 |
109,73 |
124,43 |
95,47 |
111,94 |
строительства в сельской местности |
152,1 |
142,9 |
126,24 |
125,75 |
109,84 |
113,13 | |
3 |
Монтаж металлических конструкций каркасных зданий |
88,4 |
82,0 |
73,37 |
72,16 |
63,84 |
64,92 |
4 |
Монтажные и специальные работы: | ||||||
4.1 |
монтаж металлических конструкций |
70,8 |
79,0 |
58,76 |
69,52 |
51,12 |
62,54 |
4.2 |
внутренние санитарно-технические работы |
100,3 |
86,1 |
83,25 |
75,77 |
72,43 |
68,16 |
4.3 |
теплоизоляционные работы |
85,0 |
58,6 |
70,55 |
51,57 |
61,38 |
46,39 |
4.4 |
прокладка и монтаж сетей связи |
94,6 |
43,7 |
78,52 |
38,46 |
68,32 |
34,6 |
4.5 |
бурение скважин на воду |
71,9 |
62,1 |
59,68 |
54,65 |
51,92 |
49,16 |
4.6 |
строительство автомобильных дорог (без мостов и тоннелей) |
69,8 |
76,2 |
57,93 |
67,06 |
50,40 |
60,33 |
4.7 |
прокладка нефтегазопродуктопроводов |
94,6 |
101,1 |
78,52 |
88,97 |
68,32 |
80,04 |
4.8 |
монтаж оборудования |
47,6 |
43,7 |
39,51 |
38,46 |
34,38 |
34,6 |
4.9 |
электромонтажные работы |
73,8 |
47,5 |
61,25 |
41,8 |
53,29 |
37,6 |
строительство водохозяйственных объектов |
63,3 |
52,1 |
52,54 |
45,85 |
55,71 |
41,25 | |
4.11 |
прокладка и монтаж междугородних линий связи |
101,1 |
65,3 |
83,91 |
57,46 |
73,01 |
51,69 |
строительство метрополитенов |
83,0 |
62,1 |
68,89 |
54,65 |
72,16 |
57,23 | |
4.13 |
горнопроходческие работы |
83,5 |
74,2 |
69,31 |
65,3 |
60,30 |
58,75 |
4.14 |
монтаж технологических трубопроводов и трубопроводной арматуры |
не предусмотрено нормами |
не предусмотрено нормами |
57,2 |
52,3 |
49,77 |
47,05 |
5 |
Работы по ремонту зданий, сооружений, благоустройству, инженерных коммуникаций: | ||||||
5.1 |
строительные работы (за исключением работ, предусмотренных подп.5.2-5.10 п.5), теплоизоляционные работы |
101,4 |
61,3 |
84,16 |
53,94 |
73,22 |
48,55 |
5.2 |
монтаж металлических конструкций |
70,8 |
79,0 |
58,76 |
69,52 |
51,12 |
62,57 |
5.3 |
внутренние санитарно-технические работы |
83,0 |
58,3 |
68,89 |
51,3 |
59,93 |
46,17 |
5.4 |
электромонтажные работы |
73,8 |
47,5 |
61,25 |
41,8 |
53,29 |
37,62 |
5.5 |
монтаж оборудования |
47,6 |
43,7 |
39,51 |
38,46 |
34,37 |
34,61 |
5.6 |
прокладка и монтаж сетей связи |
94,6 |
43,7 |
78,52 |
38,46 |
68,31 |
34,61 |
5.7 |
озеленение территорий |
68,2 |
34,9 |
56,61 |
30,71 |
49,25 |
27,64 |
5.8 |
ремонт автомобильных дорог (без мостов и тоннелей) |
69,8 |
76,2 |
57,93 |
67,06 |
50,40 |
60,35 |
5.9 |
ремонт мелиоративных систем и сооружений |
63,3 |
52,1 |
52,54 |
45,85 |
45,71 |
41,26 |
5.10 |
ремонт мостов и тоннелей для: | ||||||
5.10.1 |
городского строительства (за исключением г.Минска) |
81,4 |
81,9 |
67,56 |
72,07 |
58,78 |
64,86 |
строительства в сельской местности |
97,4 |
82,9 |
80,84 |
72,95 |
70,33 |
65,66 | |
6 |
Реставрационно-восстановительные работы |
67,4 |
57,1 |
55,94 |
50,25 |
48,67 |
45,22 |
7 |
Пусконаладочные работы |
51,5 |
18,6 |
42,75 |
16,37 |
37,19 |
14,73 |
Как видно из приведенной таблицы, по сравнению с предыдущей редакцией увеличились нормы:
• ОХР и ОПР на монтажные и специальные работы при строительстве водохозяйственных объектов (п.4.10);
• ОХР и ОПР, ПП на монтажные и специальные работы при строительстве метрополитенов (п.4.12).
Остальные процентные нормы снизились.
![]() |
Обратите внимание! Нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли при необходимости могут уточняться путем применения корректирующих коэффициентов, доводимых в составе республиканской нормативной базы, исходя из изменения уровня размера заработной платы по строительству, материальных и иных затрат. В редакции, действовавшей с 1 января по 31 декабря 2012 г., данная норма звучала следующим образом: «К нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли для учета изменения уровня нормообразующей базы применяются расчетные коэффициенты, доводимые ежемесячно в составе нормативной базы». |
Примечание 1. При реконструкции объектов строительства (кроме реконструкции объектов жилищного фонда) к нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов применяется коэффициент 1,1.
К нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов на внутренние санитарно-технические работы, выполняемые в сельской местности, применяется коэффициент 1,15.
При выполнении строительных и иных специальных и монтажных работ без заключения договоров подряда (хозяйственным способом) нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов определяются в размере 34,1 % к нормам, приведенным в таблице, с учетом коэффициентов, указанных в пп.1-3. Плановая прибыль при выполнении работ хозяйственным способом не начисляется.
Примечание 2. При строительстве объектов в г.Минске норма общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли определяется с применением коэффициентов, учитывающих соотношение статистической заработной платы по республике и г.Минску, в размере 0,94 к норме общехозяйственных и общепроизводственных расходов и в размере 0,87 к норме плановой прибыли, кроме подп.1.2 п.1, подп.2.2 п.2 и подп.5.10.2 п.5.
27.01.2014
Татьяна Сидляревская, инженер производственно-технического отдела общества с ограниченной ответственностью «СтройМир»