


Материал помещен в архив
НОВЫЕ ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО СОДЕЙСТВИЮ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З
С 1 января 2017 г. вступили в силу нормы Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь"» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.10.2016 № 855 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь"» (далее - постановление № 855), устанавливающие новый правовой режим оказания услуг по содействию в трудоустройстве и регламентирующие порядок непосредственного функционирования агентств по трудоустройству как субъектов хозяйствования и правила оказания ими услуг в правоотношениях «гражданин-клиент - агентство по трудоустройству».
Несмотря на придание деятельности по оказанию услуг по содействию в трудоустройстве более формализованного характера, ее правовое регулирование не является значительным по своему объему и гораздо менее жесткое, чем в отношении аналогичных услуг в сфере внешней трудовой миграции.
Постановлением № 855 утверждены:
• Положение об услугах по содействию в трудоустройстве, предоставляемых гражданам агентствами по трудоустройству, и порядке их предоставления (далее - Положении об услугах);
Положение о порядке формирования и ведения Реестра агентств по трудоустройству (далее - Положение о Реестре).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует постановление Совмина от 22.03.2022 № 158 «О деятельности агентств по трудоустройству», которым утверждены Положение о порядке предоставления агентствами по трудоустройству гражданам услуг по содействию в трудоустройстве и Положение о порядке формирования и ведения Реестра агентств по трудоустройству. |
Понятие услуг по содействию в трудоустройстве
В целях содействия гражданам в трудоустройстве может оказываться достаточно широкий спектр услуг, ряд из которых признается услугами по содействию в трудоустройстве и для которых установлен особый правовой режим как в части оказания, так и в части субъектов, их оказывающих.
Услугами по содействию в трудоустройстве признаются (п.2 Положения об услугах): | |||||
► |
консультирование по вопросам составления резюме | ||||
► |
составление (редактирование) резюме | ||||
|
организация работы по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и (или) получения дополнительного профессионального образования | ||||
► |
предоставление информации о спросе и предложении на рынке труда | ||||
► |
предоставление достоверной информации о наличии у нанимателя свободных рабочих мест и требованиях, предъявляемых нанимателем к кандидатам | ||||
► |
распространение резюме среди потенциальных нанимателей | ||||
► |
подготовка к собеседованию с нанимателем | ||||
► |
организация собеседования с нанимателем | ||||
► |
содействие в оформлении трудовых отношений с нанимателем | ||||
► |
содействие в подборе подходящего места работы | ||||
![]() |
Обратите внимание! С 1 января 2017 г. услуги по содействию в трудоустройстве как субъекты частного сектора экономики могут оказывать гражданам только агентства по трудоустройству (часть первая ст.15 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь», далее - Закон о занятости). |
Правовой статус агентства по трудоустройству
Агентство по трудоустройству - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, оказывающие гражданам услуги по содействию в трудоустройстве и включенные в Реестр агентств по трудоустройству (далее - Реестр) (часть вторая ст.15 Закона о занятости).
Таким образом, условиями осуществления субъектом хозяйствования деятельности в качестве агентства по трудоустройству являются в совокупности: | |||||
соответствующая организационно-правовая форма |
► |
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель | |||
статус резидента Республики Беларусь |
► |
регистрация на территории Республики Беларусь | |||
наличие правового основания |
► |
включение в Реестр | |||
![]() |
Обратите внимание! Оказание услуг по содействию в трудоустройстве юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не включенными в Реестр, запрещается (часть третья ст.15 Закона о занятости). |
Порядок оказания услуг по содействию в трудоустройстве
Порядок оказания услуг по содействию в трудоустройстве агентствами по содействию в трудоустройстве регламентирован Положением об услугах.
Согласно п.3 Положения об услугах агентством по трудоустройству осуществляется деятельность по предоставлению гражданам услуг по содействию в трудоустройстве в соответствии:
• с требованиями законодательства;
• со взятыми на себя обязательствами согласно договору о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве.
Договор о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве
Заключение договора о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве при предоставлении гражданам услуг по содействию в трудоустройстве в простой письменной форме обязательно (абзац 2 п.4 Положения об услугах).
Договор оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается гражданину, а другой остается в агентстве по трудоустройству (п.6 Положения об услугах).
Согласование существенных условий договора обязательно для признания его заключенным (п.1 ст.402 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК).
Существенными условиями договора о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве (п.7 Положения об услугах) являются: | |||||
► |
стороны договора, их права и обязанности | ||||
► |
предмет договора | ||||
► |
порядок и способ предоставления услуг по содействию в трудоустройстве | ||||
► |
порядок оплаты таких услуг и форма расчетов | ||||
► |
стоимость предоставляемых услуг по содействию в трудоустройстве | ||||
► |
срок (период) предоставления данных услуг | ||||
|
условия корректировки договора о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве, а также его расторжения. Обратите внимание! Ограничения на изменение договора о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве в одностороннем порядке в Положении об услугах отсутствуют | ||||
► |
ответственность сторон, порядок и сроки возмещения расходов сторонами | ||||
► |
порядок разрешения споров между сторонами | ||||
► |
иные условия по соглашению сторон | ||||
Помимо заключения договора о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве в письменной форме Положением об услугах установлен ряд императивных обязанностей агентства по трудоустройству:
1) информировать гражданина о перечне предоставляемых услуг, их стоимости и условиях оплаты;
2) способствовать реализации прав и законных интересов гражданина в рамках заключенного договора;
3) использовать полученные от граждан персональные данные только в целях предоставления услуг по содействию в трудоустройстве (подробнее см. раздел «Защита персональных данных»);
4) предоставлять гражданину по его требованию возможность для ознакомления с Положением об услугах;
5) предъявлять по требованию гражданина для ознакомления оригиналы или копии свидетельства о государственной регистрации агентства по трудоустройству и (или) свидетельства о включении в Реестр (п.4 Положения об услугах).
Данные обязанности должны исполняться агентством по трудоустройству вне зависимости от отражения соответствующих положений в договоре о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве.
Права гражданина при оказании ему услуг по содействию в трудоустройстве перечислены в п.5 Положения об услугах. Особо следует отметить право гражданина на получение от агентства по трудоустройству разъяснений по положениям заключаемого договора о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве (абзац 3 п.5 Положения об услугах).
![]() |
Обратите внимание! В договор о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве запрещено включать условие о предварительной оплате услуг полностью или частично: согласно п.8 Положения об услугах оплата услуг согласно договору о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве производится по факту их предоставления. Данная норма является императивной и изменению по соглашению сторон не подлежит. Вместе с тем норма п.8 Положения об услугах прямо не запрещает включать в договор о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве в качестве минимальной гарантии прав агентства по трудоустройству условие о предварительной оплате «сопутствующих затрат» агентства в виде платы за услуги, связанные исключительно с подготовкой и пересылкой документов по кандидатуре гражданина-соискателя нанимателю, в том числе почтовые, канцелярские расходы, расходы на телефонные переговоры. |
Договор о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве является разновидностью договора возмездного оказания услуг, поэтому на него распространяются нормы главы 39 ГК, а также Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей».
![]() |
Обратите внимание! Предоставление агентством по трудоустройству данных о гражданине третьим лицам осуществляется только с письменного согласия гражданина, предоставившего такую информацию, если иное не установлено законодательными актами (п.9 Положения об услугах). В целях оптимизации процесса оказания услуг в договоре о предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве целесообразно предусмотреть стандартные ситуации предоставления данных о гражданине третьим лицам, не требующие оформления письменного согласия гражданина как отдельного документа, и указать, что подписание договора признается сторонами таким согласием. |
Положением об услугах не регламентировано, какие именно персональные данные может получать от граждан агентство по трудоустройству и каким образом оно должно осуществлять обращение с соответствующей информацией.
В Республике Беларусь отсутствует специальное законодательство о защите персональных данных.
В деятельности агентств по трудоустройству для определения понятия «персональные данные» могут быть использованы нормы Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон об информации), согласно абзацу 24 ст.1 которого персональные данные - основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения (см. ст.8, 10 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 № 418-З «О регистре населения»), а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо. Персональные данные являются информацией ограниченного доступа (ст.17 Закона об информации).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 октября 2022 г. абз.24 ст.1 Закона об информации на основании Закона от 10.10.2022 № 209-З исключен. Термин «персональные данные» используется в Законе об информации в значении, определенном абз.9 ст.1 Закона от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных». |
Закон об информации, ст.28, 34 Конституции Республики Беларусь возлагают на агентства по трудоустройству обязанность по защите персональных данных граждан, которым оказываются услуги по содействию в трудоустройстве.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 марта 2022 г. следует руководствоваться ст.28 и 34 Конституции Республики Беларусь с изменениями, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. (решение референдума - от 4 марта 2022 г.). |
В соответствии со ст.32 Закона об информации меры по защите персональных данных от разглашения должны быть приняты с момента, когда персональные данные были предоставлены физическим лицом, к которому они относятся, другому лицу либо когда предоставление персональных данных осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Последующая передача персональных данных разрешается только с согласия физического лица, к которому они относятся, либо в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 октября 2022 г. ст.32 Закона об информации на основании Закона № 209-З исключена. |
Указанные выше меры должны приниматься до уничтожения персональных данных, либо до их обезличивания, либо до получения согласия физического лица, к которому эти данные относятся, на их разглашение.
![]() |
Справочно Планом подготовки законопроектов на 2016 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 530, предусмотрена разработка концепции Закона Республики Беларусь «О персональных данных», подготовка которой фактически осуществлялась Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь в сотрудничестве с иными заинтересованными организациями. Поэтому ожидаемо, что обязанности по защите персональных данных обладателями соответствующей информации будут регламентированы более детально. |
Пунктом 10 Положения об услугах предусмотрена обязанность агентства по трудоустройству по запросу Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Минтруда и соцзащиты) предоставлять информацию о количестве граждан, обратившихся в агентство по трудоустройству за получением услуг по содействию в трудоустройстве, и видах предоставленных им услуг.
Реестр формируется и ведется Минтруда и соцзащиты.
Закрытый перечень сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, оказывающих услуги по содействию в трудоустройстве, подлежащих включению в Реестр, установлен п.8 Положения о Реестре.
Информация из Реестра является общедоступной и предоставляется путем размещения содержащихся в Реестре сведений об агентствах по трудоустройству на информационном интернет-портале государственной службы занятости (http://gsz.gov.by/) и официальном сайте Минтруда и соцзащиты (http://www.mintrud.gov.by/ru) в глобальной компьютерной сети Интернет (п.25 Положения о Реестре).
Порядок включения сведений в Реестр
Порядок включения сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (далее - порядок включения) в Реестр установлен:
• Положением о Реестре;
• п.16.13 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник. |
До начала осуществления деятельности по оказанию услуг по содействию в трудоустройстве юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть включены в Реестр.
Включение в Реестр является административной процедурой и осуществляется бесплатно.
![]() |
Обратите внимание! Плата за включение сведений в Реестр с выдачей свидетельства о включении в Реестр, внесение изменений и (или) дополнений в Реестр, исключение сведений из него, выдачу дубликата свидетельства о включении в Реестр не взимается (п.4 Положения о Реестре). |
Основанием для включения сведений в Реестр является заявление юридического лица, индивидуального предпринимателя, намеревающихся предоставлять гражданам услуги по содействию в трудоустройстве, о включении сведений в Реестр.
К заявлению должны быть приложены:
• копия учредительного документа (для юридических лиц Республики Беларусь);
• копия документа, подтверждающего регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя (п.16.13 Единого перечня).
Заявление о включении в Реестр подписывается руководителем юридического лица (иным лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами действовать от имени юридического лица) или индивидуальным предпринимателем и представляется в Минтруда и соцзащиты:
а) на бумажном носителе путем личного обращения и (или) по почте;
б) в виде электронного документа посредством государственного информационного ресурса «Реестр агентств по трудоустройству Республики Беларусь».
Срок рассмотрения заявления о включении в Реестр - 10 рабочих дней со дня приема заявления (п.11 Положения о Реестре, п.16.13 Единого перечня).
При рассмотрении заявления о включении в Реестр Минтруда и соцзащиты изучает прилагаемые к нему документы и осуществляет сверку сведений, указанных в этом заявлении, на соответствие сведениям, содержащимся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Какие-либо иные дополнительные полномочия Минтруда и соцзащиты Положением о Реестре в части проведения проверок при рассмотрении заявления о включении в Реестр в целях принятия решения по нему не предусмотрены.
Основания для отказа во включении в Реестр и выдаче свидетельства о включении в Реестр Положением о Реестре не предусмотрены. Однако в п.23 Положения о Реестре сделана отсылка к ст.25 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур», которой предусмотрены общие основания для отказа в осуществлении административной процедуры.
При отсутствии оснований для отказа в осуществлении административной процедуры Минтруда и соцзащиты выдает свидетельство о включении в Реестр с бессрочным сроком действия (п.16.13 Единого перечня).
Порядок выдачи свидетельства о включении в Реестр, в том числе его дубликата, установлен главой 7 Положения о Реестре.
Заявление о включении сведений в Реестр подается также в случаях корпоративных изменений:
• юридическим лицом в случае создания обособленных подразделений (филиалов, представительств), предоставляющих гражданам услуги по содействию в трудоустройстве;
• юридическим лицом, реорганизованным в форме присоединения к нему другого юридического лица, предоставляющего гражданам услуги по содействию в трудоустройстве, сведения о котором были включены в Реестр, - при намерении реорганизованным юридическим лицом осуществлять соответствующий вид деятельности присоединенного юридического лица;
• юридическим лицом, созданным в результате реорганизации юридического лица, предоставляющего гражданам услуги по содействию в трудоустройстве, сведения о котором были включены в Реестр, в форме слияния, выделения или разделения, - при намерении вновь возникшего юридического лица осуществлять соответствующий вид деятельности реорганизованного юридического лица (п.12 Положения о Реестре).
Внесение изменений и (или) дополнений в Реестр
Пунктом 13 Положения о Реестре предусмотрен закрытый перечень случаев, когда в Реестр должны быть внесены изменения и (или) дополнения.
Так, агентство по трудоустройству обязано представить в Минтруда и соцзащиты заявление о внесении изменений и (или) дополнений в Реестр при изменении указанных в таблице ниже сведений.
Таблица Основания для внесения изменений и (или) дополнений в Реестр | |||
№ п/п | Основание | Срок подачи заявления о внесении изменений и (или) дополнений в Реестр | Норма Положения о Реестре |
ФОРМАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ | |||
1 |
Изменение наименования юридического лица, в том числе в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования | 10 рабочих дней со дня государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), государственной регистрации вновь возникшего юридического лица в результате реорганизации юридического лица, в форме преобразования | Абзац 2 части первой, абзац 2 части второй п.13 |
2 |
Изменение фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя | 10 рабочих дней со дня государственной регистрации изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя | Абзац 3 части первой, абзац 3 части второй п.13 |
3 |
Изменение сведений: | Абзац 4 части первой п.13 | |
3.1 |
о руководителе юридического лица (ином лице, уполномоченном в соответствии с учредительными документами действовать от имени юридического лица) | 10 рабочих дней со дня изменения | Абзац 3 п.8, абзац 4 части второй п.13 |
3.2 |
об учетном номере плательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя | Абзац 4 п.8, абзац 4 части второй п.13 | |
3.3 |
об учетном номере плательщика в органе Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты - юридического лица, индивидуального предпринимателя | Абзац 5 п.8, абзац 4 части второй п.13 | |
3.4 |
о наименовании регистрирующего органа, дате государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, а для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 1 февраля 2009 г., - также о дате и номере соответствующего решения регистрирующего органа | Абзац 7 п.8, абзац 4 части второй п.13 | |
3.5 |
о месте нахождения юридического лица, месте жительства индивидуального предпринимателя | Абзац 8 п.8, абзац 4 части второй п.13 | |
3.6 |
о номере контактного телефона, номере факса, доменном имени официального сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, адресе электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии) | Абзац 9 п.8, абзац 4 части второй п.13 | |
3.7 |
об обособленных подразделениях (филиалах, представительствах) юридического лица, предоставляющих гражданам услуги по содействию в трудоустройстве | Абзац 10 п.8, абзац 4 части второй п.13 | |
ФАКТИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ | |||
1 |
Изменение видов услуг по содействию в трудоустройстве, предоставляемых гражданам агентством по трудоустройству | 10 рабочих дней со дня изменения | Абзац 12 п.8, абзац 4 части второй п.13 |
Внесение изменений и (или) дополнений в Реестр осуществляется по той же административной процедуре, что и внесение в него сведений.
Исключение сведений из Реестра
Исключение из Реестра осуществляется на основании:
а) заявления агентства по трудоустройству об исключении сведений из Реестра;
б) либо решения Минтруда и соцзащиты (п.14 Положения о Реестре).
Случаи, в которых агентство по трудоустройству обязано подать заявление об исключении из Реестра, установлены в п.15 Положения о Реестре.
Срок подачи заявления - 1 месяц с даты наступления указанных в частях первой и второй п.15 Положения о Реестре событий.
По решению Минтруда и соцзащиты исключение из Реестра осуществляется только в случаях ликвидации юридических лиц, прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей, предоставляющих гражданам услуги по содействию в трудоустройстве (п.16 Положения о Реестре).
Датой исключения сведений из Реестра считается дата исключения сведений из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.17 Положения о Реестре).
20.01.2017
Мария Жариловская, юрист