Пособие от 07.03.2017
Автор: Жилевский Д.

Об обращении ценных бумаг на территории Республики Беларусь (в вопросах и ответах)


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОБ ОБРАЩЕНИИ ЦЕННЫХ БУМАГ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)

С 23 ноября 2016 г. вступила в действие Инструкция о порядке обращения ценных бумаг на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 76 (далее - Инструкция № 76), принятая взамен Инструкции о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.09.2006 № 112.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 мая 2019 г. Инструкция № 112 утратила силу постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2019 № 23.

 

Рассмотрим основные вопросы, касающиеся обращения ценных бумаг, с учетом новой Инструкцией № 76.

 

Вопрос 1: Что подразумевается под понятием «обращение ценных бумаг»?

Ответ: Определение понятия «обращение ценных бумаг» в законодательстве отсутствует. В Законе Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон № 231-З) содержится только понятие «обращение эмиссионных ценных бумаг», под которым понимается совершение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав на эмиссионные ценные бумаги от их первого или каждого последующего владельца к другому лицу (абзац 23 части первой ст.1). При этом в тексте Закона № 231-З упоминается и понятие «обращение ценных бумаг» (например, в абзаце 36 части первой ст.1, части первой ст.3).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2017 г. следует руководствоваться абзацем 23 части первой ст.1 Закона № 231-З с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 17.07.2017 № 52-З (далее - Закон № 52-З), следующего содержания: «обращение эмиссионных ценных бумаг - совершение гражданско-правовых сделок либо иных юридически значимых действий, влекущих переход прав на эмиссионные ценные бумаги от их первого или каждого последующего владельца к другому лицу».

 

Полагаем, что понятие «обращение эмиссионных ценных бумаг» является более узким по отношению к понятию «обращение ценных бумаг» и ограничивается только обращением эмиссионных ценных бумаг, указанных в части первой ст.9 Закона № 231-З. В свою очередь понятие «обращение ценных бумаг» подразумевает совершение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав не только на эмиссионные ценные бумаги, но и на другие ценные бумаги, не являющиеся эмиссионными от их первого или каждого последующего владельца к другому лицу. Именно по этой причине в Инструкции № 76 содержатся нормы, касающиеся порядка обращения (совершения сделок) векселей (глава 4), поскольку вексель по законодательству Республики Беларусь не относится к эмиссионной ценной бумаге, что подтверждается анализом норм части первой ст.9, абзаца 5 ст.10 Закона № 231-З, ст.1 Закона Республики Беларусь от 13.12.1999 № 341-З «Об обращении переводных и простых векселей» (далее - Закон № 341-З). Хотя в теории вексельного права вексель все-таки может быть эмиссионной ценной бумагой, что зависит от конкретных целей и видов выпуска векселей, например серийно эмитируемые финансовые векселя (примечание).

Стоит также сказать, что переход прав на ценные бумаги в результате их обращения опосредуется путем совершения гражданско-правовых сделок, среди которых самыми распространенными являются сделки купли-продажи ценных бумаг. Однако переход указанных прав также может быть совершен путем заключения договоров дарения, мены и других гражданско-правовых сделок.

 

Вопрос 2: Обращение каких ценных бумаг подпадает под действие Инструкции № 76?

Ответ: В части второй п.1 Инструкции № 76 напрямую указано, на какие отношения действие Инструкции № 76 не распространяется: на отношения, связанные с обращением государственных ценных бумаг, ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк), банковской сберегательной книжки на предъявителя, чеков, депозитных и сберегательных сертификатов. Соответственно, Инструкция № 76 определяет порядок обращения всех иных ценных бумаг, что следует также из части первой п.1 Инструкции № 76. Однако, исходя из анализа норм Инструкции № 76 и ряда иных нормативных правовых актов, можно сделать вывод, что она напрямую регулирует правоотношения, связанные с обращением:

акций;

облигаций;

ценных бумаг местных исполнительных и распорядительных органов;

векселей.

Вместе с тем обращение ряда иных ценных бумаг регулируется не только и не столько Инструкцией № 76, сколько иными нормативными правовыми актами, например:

коносамент - Кодексом торгового мореплавания Республики Беларусь, Кодексом внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26.01.2005 № 3 «Об утверждении Правил перевозок грузов внутренним водным транспортом»;

приватизационные ценные бумаги - постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28.01.2008 № 10 «Об утверждении Инструкции об обращении именных приватизационных чеков "Жилье"», постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 05.04.2007 № 22 «Об утверждении Инструкции о порядке обращения именных приватизационных чеков "Имущество"»);

закладная - постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.11.2008 № 1801 «О составлении закладных и учете прав по ним»;

двойное складское свидетельство и простое складское свидетельство - ст.802-807 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. в ст.802, 804-806 ГК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 135-З (далее - Закон № 135-З). Комментарий см. здесь.

 

Вопрос 3: Где осуществляется обращение ценных бумаг?

Ответ: Обращение ценных бумаг на территории Республики Беларусь осуществляется на организованном либо на неорганизованном рынках (часть первая ст.24 Закона № 231-З).

Организованный рынок представляет собой совокупность отношений, связанных с совершением сделок с ценными бумагами в торговой системе организатора торговли ценными бумагами, в том числе фондовой биржи, а неорганизованный рынок - совокупность отношений, связанных с совершением сделок с ценными бумагами вне торговой системы организатора торговли ценными бумагами, в том числе фондовой биржи (абзацы 21, 24 части первой ст.1 Закона № 231-З).

Иными словами, организованный рынок - это электронная система организатора торговли ценными бумагами (то есть одного из посредников между сторонами сделки), посредством которой совершаются сделки с ценными бумагами, соответственно, сделки, которые можно совершать на неорганизованном рынке, совершаются вне этой электронной системы организатора торговли ценными бумагами, то есть без посредников, хотя и с соблюдением некоторых формальностей.

На сегодня функции единственного организатора торговли ценными бумагами в Республике Беларусь выполняет ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», представляющая собой фондовую биржу в понимании ст.37 Закона № 231-З. Закон № 231-З допускает существование и иных организаторов торговли ценными бумагами в Республике Беларусь, на что указывает ст.36 Закона № 231-З. Однако на данный момент они в Республике Беларусь отсутствуют.

Автор предполагает, что белорусский законодатель и не надеялся на создание иных организаторов торговли ценными бумагами, помимо ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», включая в текст Закона № 231-З ст.36, по следующим причинам:

• существующая система организации торговли ценными бумагами с использованием электронной системы ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является достаточно отлаженной;

• включение ст.36 в текст Закона № 231-З, скорее всего, обусловлено стремлением унифицировать белорусское законодательство с законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан, имеющих аналогичные нормы.

Таким образом, организованный рынок торговли ценными бумагами в Республике Беларусь представляет собой электронную систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», где с помощью посредников (например, брокеров или дилеров) совершаются сделки с ценными бумагами.

На неорганизованном рынке стороны сделки взаимодействуют непосредственно между собой под контролем профессионального участника рынка ценных бумаг (брокера или депозитария), так как последний обязан регистрировать совершаемые на неорганизованном рынке сделки, на что указывает часть пятая ст.24 Закона № 231-З, глава 2 Инструкции № 76.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2017 г. следует руководствоваться  частью пятой ст.24 Закона № 231-З с учетом изменений, внесенных Законом № 52-З, не повлиявших на суть материала.

С 2 августа 2018 г. в главу 2 Инструкции № 76 внесены изменения постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 25.05.2018 № 38 (далее - постановление № 38), не повлиявшие на суть материала.

 

Вопрос 4: Какие сделки должны совершаться на организованном рынке ценных бумаг?

Ответ: На организованном рынке ценных бумаг в обязательном порядке должны совершаться следующие сделки (часть шестая ст.24, часть первая ст.25, ст.26, часть третья ст.27 Закона № 231-З, п.2 Инструкции № 76):

• купли-продажи акций ОАО, за исключением сделок, указанных в абзацах 2-6 части первой ст.25 Закона № 231-З;

• купли-продажи эмиссионных ценных бумаг между профессиональными участниками рынка ценных бумаг, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь о ценных бумагах;

• купли-продажи эмиссионных ценных бумаг, которые являются частями сделки РЕПО;

• купли-продажи облигаций, обеспеченных правом требования по кредитам, выданным банками на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости;

• купли-продажи эмиссионных ценных бумаг эмитентов-нерезидентов, допущенных к обращению на территории Республики Беларусь;

• купли-продажи биржевых облигаций в торговой системе фондовой биржи, зарегистрировавшей выпуск биржевых облигаций;

• иные сделки купли-продажи эмиссионных ценных бумаг, условиями эмиссии которых или законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах предусмотрена возможность обращения только на организованном рынке.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 августа 2018 г. сделка купли-продажи эмиссионных ценных бумаг, которые являются частями сделки РЕПО, которая содержалась в абзаце 4 части первой п.2 Инструкции № 76 исключена постановлением № 38.

 

Как видно, перечень сделок, которые в обязательном порядке должны совершаться на организованном рынке ценных бумаг, не является закрытым. Так, например, эмитент, эмитирующий корпоративные облигации, вправе предусмотреть в условиях эмиссии таких облигаций, что сделки купли-продажи с ними будут совершаться на организованном рынке, хотя Закон № 231-З и Инструкция № 76 не требуют этого. Более того, иные нормативные правовые акты могут напрямую предусматривать, что обращение определенных видов ценных бумаг может осуществляться только на организованном рынке.

 

Вопрос 5: Какие сделки совершаются на неорганизованном рынке ценных бумаг?

Ответ: Законодатель установил определенный перечень сделок, которые в обязательном порядке должны совершаться на организованном рынке ценных бумаг (часть шестая ст.24, часть первая ст.25, ст.26, часть третья ст.27 Закона № 231-З, п.2 Инструкции № 76). Соответственно, все остальные сделки (с некоторой оговоркой) могут совершаться на неорганизованном рынке ценных бумаг. При этом стоит отметить, что законодатель не запретил совершать такие сделки и на организованном рынке ценных бумаг (часть вторая п.2 Инструкции № 76), за исключением случаев, когда условиями эмиссии (выдачи) ценных бумаг или законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах не установлено иное.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 августа 2018 г. постановлением № 38 часть вторая п.2 Инструкции № 76 дополнена предложением следующего содержания: «При этом не допускается совершение сделок РЕПО с акциями и векселями, совершение сделок РЕПО лицом, эмитировавшим (выдавшим) ценные бумаги, а также за счет (в интересах) такого лица, с этими ценными бумагами».

 

Однако сделки, не являющиеся сделками купли-продажи (мена, дарение, отступное и др.), а также сделки по обмену акций на иностранные депозитарные расписки при погашении иностранных депозитарных расписок в обязательном порядке совершаются только на неорганизованном рынке ценных бумаг, что следует из п.3 Инструкции № 76.

Исходя из абзацев 2-6 части первой ст.25 Закона № 231-З, по общему правилу на неорганизованном рынке ценных бумаг также совершаются:

• сделки, стороной по которым выступают Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица;

• сделки в связи с выкупом акционерным обществом акций этого общества по требованию акционеров;

• сделки по приобретению акционерным обществом акций этого общества по решению общего собрания акционеров;

• сделки по продаже акционерным обществом акций этого общества инвестору на условиях, предусмотренных бизнес-планом эмитента;

• сделки по решению Президента Республики Беларусь.

Несмотря на то что указанные в абзацах 2-6 части первой ст.25 Закона № 231-З сделки, исходя из буквального понимания нормы части второй п.2 Инструкции № 76, теоретически могут также совершаться и на организованном рынке ценных бумаг, учитывая характер таких сделок, в этом нет практического смысла.

Касательно сделок по обмену акций на иностранные депозитарные расписки при погашении иностранных депозитарных расписок стоит отметить, что такие сделки совершаются в порядке, установленном в подп.1.2, 1.9, 1.11 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.03.2016 № 84 «О вопросах эмиссии и обращения акций с использованием иностранных депозитарных расписок». Более того, при совершении указанных сделок не требуется регистрация сделки профессиональным участником рынка ценных бумаг.

 

Вопрос 6: Как оформляются сделки, совершаемые на организованном рынке ценных бумаг?

Ответ: Поскольку организованный рынок ценных бумаг представляет собой электронную систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», то оформление сделок в ней осуществляется с соблюдением правил, установленных организатором торговли ценными бумагами. Конечным документом, который подтверждает факт совершения сделки на организованном рынке ценных бумаг, является протокол о результатах торгов (часть вторая ст.24 Закона № 231-З).

Указанный протокол в зависимости от вида сделок и режима торгов оформляется в соответствии с приложениями 1-4 к Положению о документообороте по итогам торгов в Секции фондового рынка ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», утвержденному решением открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» от 28.09.2012 № 75.

Как в совершении, так и в последующем оформлении сделок купли-продажи акций ОАО на организованном рынке ценных бумаг в обязательном порядке должны участвовать посредники - дилеры либо брокеры и (или) доверительные управляющие (часть вторая ст.25 Закона № 231-З).

 

Вопрос 7: Как оформляются сделки, совершаемые на неорганизованном рынке ценных бумаг?

Ответ: Сделки, совершаемые на неорганизованном рынке ценных бумаг, по общему правилу оформляются в простой письменной форме (часть первая п.4 Инструкции № 76, ст.161 ГК). Исключения составляют лишь сделки с ценными бумагами на предъявителя и векселями, а также случаи, предусмотренные абзацами 2-7 части первой п.8 Инструкции № 76.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 августа 2018 г. постановлением № 38 часть первая п.4 Инструкции № 76 изложена в новой редакции: «4. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, сделки с ценными бумагами на неорганизованном рынке, за исключением сделок с ценными бумагами на предъявителя и векселями, а также случаев, предусмотренных абзацами 2, 3, 5-9 части первой п.8 Инструкции № 76, совершаются в простой письменной форме путем заключения договора, подписанного лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими представителями, в том числе с использованием программно-аппаратных средств и технологий (включая системы дистанционного банковского обслуживания). При заключении договора могут использоваться в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, документы в электронном виде без использования электронной цифровой подписи с применением программно-аппаратных средств и технологий, указанных в части второй подп.2.9 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.12.2015 № 478 "О развитии цифровых банковских технологий". При этом должны быть соблюдены требования законодательства Республики Беларусь в части использования и защиты конфиденциальной информации».

 

Справочно

Законодатель в части третьей ст.24 Закона № 231-З не упомянул сделки с векселями как исключение из общего правила. В связи с этим в части первой п.4 Инструкции № 76, исходя из экономической и юридической природы векселя, он необоснованно расширил сферу действия части третьей ст.24 Закона № 231-З.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2017 г. следует руководствоваться абзацем 1 части третьей ст.24 Закона № 231-З с учетом изменений, внесенных Законом № 52-З, следующего содержания: «Сделки с эмиссионными ценными бумагами, за исключением эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, а также в иных случаях, установленных законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах, на неорганизованном рынке совершаются в простой письменной форме путем заключения договора, существенными условиями которого являются».

 

Сделки с ценными бумагами на предъявителя не требуют оформления каких-либо дополнительных документов, а передача прав, удостоверенных такой ценной бумагой, осуществляется путем ее вручения другому лицу, которому и передаются права, удостоверенные ценной бумагой на предъявителя (п.1 ст.147 ГК).

Сделки с векселями с учетом их экономической природы совершаются посредством передачи индоссамента (часть первая ст.11, часть первая ст.77 Закона № 341-З). При этом должны также учитываться особенности, изложенные в главе 4 Инструкции № 76.

Договор, посредством которого совершаются сделки на неорганизованном рынке ценных бумаг, должен содержать следующие существенные условия (часть третья ст.24 Закона № 231-З, часть первая п.5 Инструкции № 76):

• предмет договора, в том числе вид эмиссионной ценной бумаги с указанием ее категории, типа (в случае, если наличие категории и типа следует соответственно из вида и категории эмиссионной ценной бумаги), номинальную стоимость эмиссионной ценной бумаги, полное наименование юридического лица, осуществившего эмиссию эмиссионных ценных бумаг;

• количество эмиссионных ценных бумаг;

• цену одной эмиссионной ценной бумаги, если иное не следует из гражданского законодательства Республики Беларусь и существа договора;

• общую сумму обязательств по договору;

• порядок и форму расчетов, если иное не следует из гражданского законодательства Республики Беларусь и существа договора;

• сведения об отсутствии (наличии) ограничений и запретов на совершение сделок с ценными бумагами, являющимися предметом договора, включая отсутствие (наличие) запрета на отчуждение акций акционерных обществ, в собственности которых находятся капитальные строения (здания, сооружения), расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и используемые или предназначенные для использования в качестве магазинов беспошлинной торговли, об отсутствии (наличии) обременений этих ценных бумаг залогом;

• сведения о соблюдении продавцом требований законодательства и (или) устава ЗАО (при отчуждении акций ЗАО);

• дату и государственный регистрационный номер выпуска, а в случае, если выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, - идентификационный номер выпуска;

• условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2017 г. следует руководствоваться частью третьей ст.24 Закона № 231-З с учетом изменений, внесенных Законом № 52-З. Существенные условия договора остались без изменений.

С 2 августа 2018 г. п.5 Инструкции № 76 изложен в новой редакции постановлением № 38, однако существенные условия договора остались без изменений.

 

Помимо существенных условий законодатель, руководствуясь частью четвертой ст.24 Закона № 231-З, в части второй п.5 Инструкции № 76 определил обязательные реквизиты, которые должен содержать договор, посредством которого совершаются сделки с ценными бумагами, а именно:

• полное наименование и место нахождения (для юридических лиц), фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания), указанное в документе, удостоверяющем личность (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей) сторон, их учетный номер плательщика (при его наличии) или для нерезидентов - иной идентификационный номер (при его наличии), наименование страны, резидентом которой является нерезидент;

• отметка о согласии эмитента, осуществляющего покупку акций собственной эмиссии, являющегося стороной договора либо клиентом профессионального участника рынка ценных бумаг, совершающего сделку в интересах такого эмитента, на предоставление информации о нем и условиях совершения сделки акционеру этого эмитента, являющемуся другой стороной договора либо клиентом профессионального участника рынка ценных бумаг, совершающего сделку по продаже акций в интересах такого акционера, а также на предоставление такой информации налоговому органу для целей применения налоговых льгот.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 августа 2018 г. постановлением № 38 из п.5 Инструкции № 76 исключен такой реквизит договора, как отметка о согласии эмитента.

 

После подписания договора, посредством которого совершаются сделки с ценными бумагами, такой договор в обязательном порядке (за исключением ряда случаев) подлежит регистрации брокером или депозитарием (часть пятая ст.24 Закона № 231-З, часть первая п.8 Инструкции № 76).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 августа 2018 г. следует руководствоваться п.8 Инструкции № 76 в редакции постановления № 38. Изменения не повлияли на суть материала.

 

Регистрация сделки брокером или депозитарием представляет собой следующий процесс (пп.9, 10 Инструкции № 76):

• проверка представленного договора (соглашения об изменении или о расторжении договора) и иных документов;

• копирование части представленных документов с проставлением подписи и заверением печатью уполномоченного работника брокера (депозитария) и передачей таких копий документов на хранение;

• совершение регистрационной надписи на договоре (соглашении об изменении или о расторжении договора) с указанием в такой регистрационной надписи определенных сведений;

• заверение регистрационной надписи подписью уполномоченного работника брокера (депозитария) с указанием определенных сведений и скрепления печатью брокера (депозитария).

 

Вопрос 8: В каких случаях не требуется регистрация сделок, совершаемых на неорганизованном рынке ценных бумаг, брокером или депозитарием?

Ответ: Законодатель напрямую установил, какие сделки, совершаемые на неорганизованном рынке ценных бумаг, не подлежат регистрации брокером или депозитарием (часть пятая ст.24 Закона № 231-З):

• сделки, совершаемые Нацбанком в соответствии с возложенными на него функциями в пределах его компетенции;

• сделки, совершаемые республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом в соответствии с возложенными на него функциями в пределах его компетенции;

• сделки с акциями и облигациями в случаях (часть первая п.8 Инструкции № 76):

- наследования;

- изменения или прекращения прав и (или) обязанностей по решению суда или по решению ликвидационной комиссии;

- обмена акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, на именные приватизационные чеки «Имущество», а также при льготной продаже государством акций за денежные средства по цене на 20 % ниже номинальной стоимости;

- пропорционального распределения акций среди акционеров;

- обмена акций на иностранные депозитарные расписки при погашении иностранных депозитарных расписок;

- передачи ценных бумаг в пределах одного собственника.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 августа 2018 г. постановлением № 38 часть первая п.8 Инструкции № 76 дополнена абзацами 8 и 9 следующего содержания:

• передачи ценных бумаг в результате реорганизации юридического лица;

• обмена инвестиционных паев одного открытого паевого инвестиционного фонда на инвестиционные паи другого открытого паевого инвестиционного фонда, имущество которого находится в доверительном управлении той же управляющей организации, в соответствии со ст.28 Закона № 52-З.

 

Таким образом, переход прав, удостоверенных акциями и облигациями, в вышеуказанных случаях не требует соответствующей регистрации брокером или депозитарием, поскольку договор как таковой в этом случае будет отсутствовать. Однако стоит отметить, что речь идет о формально-юридическом (в смысле гражданского законодательства) переходе прав на акции и облигации. Соответственно, третьим лицам, в том числе в случаях последующего совершения сделок с такими акциями и облигациями, если акции и облигации эмитируются в бездокументарной форме и учитываются в депозитарной системе, являющимся приобретателями акций и облигаций, все равно необходимо обратиться в депозитарий для фиксации соответствующего перехода прав на акции и облигации, что основано на нормах главы 9 Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.11.2006 № 143 (далее - Инструкции № 143).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 февраля 2019 г. действует Инструкция о порядке осуществления депозитарной деятельности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28.04.2018 № 30.

 

Вопрос 9: Какие документы необходимо представить брокеру или депозитарию для регистрации сделки с акциями и облигациями, совершаемой на неорганизованном рынке ценных бумаг?

Ответ: Исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить сторонам для регистрации сделки с акциями и облигациями, совершаемой на неорганизованном рынке ценных бумаг, содержится в подп.9.1 п.9 Инструкции № 76. К таким документам относятся:

1) документы, удостоверяющие личность и полномочия представителей сторон.

Если в сделке участвует физическое лицо, то ему необходимо представить паспорт гражданина Республики Беларусь, либо вид на жительство в Республике Беларусь, либо удостоверение беженца (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь» (далее - Указ № 294). Иные документы к документам, удостоверяющим личность, не относятся (например, водительское удостоверение). В то же время в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, могут использоваться иные документы (часть вторая подп.1.1 п.1 Указа № 294).

Если физическое лицо непосредственно является стороной сделки, то ему дополнительно к документу, удостоверяющему личность, не нужно представлять документы, подтверждающие его полномочия на совершение сделки. Если физическое лицо не является стороной сделки, а только представляет интересы стороны, ему дополнительно к документу, удостоверяющему личность, нужно представить документ, подтверждающий его полномочия, а именно, доверенность либо иной документ, подтверждающий такие полномочия в соответствии с законодательством либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного управления и самоуправления (часть первая п.1 ст.183 ГК). Например, если интересы юридического лица представляет руководитель, то документами, подтверждающими его полномочия, могут быть заключенный с ним трудовой договор (контракт), гражданско-правовой договор, приказ о назначении руководителя, выписка из протокола совета директоров (наблюдательного совета) (общего собрания участников) о назначении (избрании) директора, письменное решение собственника имущества унитарного предприятия о назначении руководителя и т. п.;

2) документы, подтверждающие права на ценные бумаги (за исключением случаев наличия у депозитария или брокера, одновременно являющегося депозитарием, информации о правах на ценные бумаги).

Для акций и бездокументарных облигаций документом, подтверждающим права на них, является выписка о состоянии счета «депо», а для документарных облигаций - сама документарная облигация (ст.1461 ГК, п.29 Инструкции № 143). Владелец ценной бумаги может получить выписку о состоянии счета «депо» по запросу, поданному депозитарию в соответствии с п.109 Инструкции № 143;

3) договор, соглашение об изменении или о расторжении договора.

Договор, соглашение об изменении или о расторжении договора, посредством которых происходит переход прав на акции и облигации, должны быть оформлены с соблюдением правил, указанных в ст.161 ГК, части третьей ст.24 Закона № 231-З, п.5 Инструкции № 76.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2017 г. следует руководствоваться частью третьей ст.24 Закона № 231-З с учетом изменений, внесенных Законом № 52-З, которые не повлияли на суть материала.

С 2 августа 2018 г. п.5 Инструкции № 76 изложен в новой редакции постановлением № 38. Изменения не повлияли на суть материала;

 

4) при регистрации сделки по продаже акционерным обществом акций собственной эмиссии инвестору на условиях, предусмотренных бизнес-планом акционерного общества, копия протокола (выписка из протокола) общего собрания акционеров, принявшего решение о продаже акций этого общества инвестору на условиях, предусмотренных бизнес-планом акционерного общества, заверенная подписью руководителя акционерного общества либо иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени этого акционерного общества, и печатью этого акционерного общества, а также заверенная подписью руководителя акционерного общества либо иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени этого акционерного общества, и печатью этого акционерного общества, копия бизнес-плана, содержащего:

- количество продаваемых акций каждых категории и типа;

- цену продажи акций либо порядок ее определения;

- порядок и форму расчетов;

- полное наименование и место нахождения (для юридических лиц), фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания), указанные в документе, удостоверяющем личность (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей) инвестора (инвесторов), либо особые требования, установленные бизнес-планом акционерного общества, которым должен соответствовать инвестор.

Копия протокола или выписка из протокола общего собрания акционеров, принявшего решение о продаже акций этого общества инвестору на условиях, предусмотренных бизнес-планом акционерного общества, а также копия бизнес-плана должны быть оформлены в соответствии с требованиями, установленными п.64 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее - Инструкция № 4).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7)).

С 3 августа 2018 г. соответствующие изменения внесены в п.64 Инструкции № 4 на основании постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.07.2018 № 154. 

 

Как правило, в большинстве случаев копии документов или выписки из документов заверяет руководитель акционерного общества, так как он имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности (часть первая п.5 ст.186 ГК). Для того чтобы копии документов или выписки из документов мог заверять, например, председатель совета директоров (наблюдательного совета), председатель общего собрания акционеров или заместитель руководителя, необходимо об этом напрямую указать в уставе акционерного общества.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. из части первой п.5 ст.186 ГК слова «скрепленной печатью» исключены Законом № 135-З.

 

Касаемо бизнес-плана, стоит отметить, что на стадии его подготовки акционерному обществу следует позаботиться о том, чтобы в нем были указаны сведения в соответствии с подп.9.1.4 п.9 Инструкции № 76 в целях избежания в дальнейшем необходимости внесения соответствующих изменений и дополнений в него;

5) копия протокола (выписка из протокола) общего собрания акционеров, принявшего решение о приобретении акционерным обществом акций собственной эмиссии, заверенная подписью руководителя акционерного общества либо иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени этого акционерного общества, и печатью этого акционерного общества, в случае, если стороной сделки является эмитент этих акций.

Как указывалось выше, такие копии протокола (выписки из протокола) общего собрания акционеров должны быть оформлены в соответствии с требованиями п.64 Инструкции № 4;

6) при регистрации сделки по отчуждению акций, в отношении которых облисполкомы, Минский горисполком имеют преимущественное право на приобретение в соответствии с частью первой подп.1.4 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц» (далее - Указ № 667), копия уведомления о намерении продать акции, направленная акционером в облисполкомы, Минский горисполком, за исключением случаев, указанных в абзаце 3 подп.9.2 п.9 Инструкции № 76, а также документального подтверждения акционером отсутствия преимущественного права на приобретение облисполкомами, Минским горисполкомом отчуждаемых акций.

Перечни хозяйственных обществ, в отношении акций (долей в уставных фондах) которых облисполкомы, Минский горисполком имеют преимущественное право на приобретение в собственность соответствующей области, г. Минска, содержатся в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 15.08.2013 № 721 (далее - постановление № 721).

В случае наличия акционерного общества в вышеуказанном перечне акционер (продавец акций) должен представить брокеру или депозитарию копию уведомления о намерении продать акции, направленного акционером в облисполкомы, Минский горисполком в порядке, установленном в части второй подп.1.4 п.1 Указа № 667. Такое уведомление может быть не только направлено в облисполкомы, Минский горисполком в виде заказного письма с уведомлением, но и размещено в виде заявки о продаже акций в Белорусской котировочной автоматизированной системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее - БЕКАС). Если уведомление было размещено в виде заявки о продаже акций в БЕКАС, то акционеру (продавцу акций) не нужно представлять брокеру или депозитарию копию вышеуказанного уведомления, так как брокер или депозитарий в соответствии с требованиями абзаца 3 подп.9.2 п.9 Инструкции № 76 самостоятельно проверяет наличие заявки в БЕКАС в течение 90 дней с даты подачи заявки.

Касательно документального подтверждения акционером отсутствия преимущественного права на приобретение облисполкомами, Минским горисполкомом отчуждаемых акций, следует сказать, что факт отсутствия в постановлении № 721 конкретного акционерного общества должен являться подтверждением отсутствия преимущественного права на приобретение облисполкомами, Минским горисполкомом акций;

7) при регистрации сделки по отчуждению акций, в отношении которых облисполкомы, Минский горисполком имеют преимущественное право на приобретение, копия письма облисполкома, Минского горисполкома об отказе от приобретения данных акций, за исключением случаев документального подтверждения акционером отсутствия преимущественного права на приобретение облисполкомами, Минским горисполкомом отчуждаемых акций.

Следует отметить, что облисполкомы, Минский горисполком вправе в течение 90 календарных дней со дня получения уведомления о намерении продать акции либо со дня размещения заявки о продаже акций в БЕКАС акционером дать ответ о согласии в приобретении акций или об отказе в их приобретении (часть третья подп.1.4 п.1 Указа № 667);

8) заверенная подписью руководителя эмитента либо иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени этого эмитента, и печатью этого эмитента копия протокола (выписка из протокола) общего собрания акционеров, принявшего решение, которое повлекло за собой возникновение у акционеров права требовать выкупа акций (при регистрации сделки в случае выкупа эмитентом акций собственной эмиссии по требованию его акционеров).

Случаи, в которых акционер вправе требовать выкупа принадлежащих ему акций акционерного общества, перечислены в части первой ст.78 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII). Оформление и заверение копии протокола (выписки из протокола), как указано выше, осуществляется в соответствии с требованиями п.64 Инструкции № 4;

9) письменное заявление, подтверждающее соблюдение продавцом требований законодательства и устава ЗАО (при отчуждении акций ЗАО).

Законодательством не установлены требования к форме такого заявления. Соответственно, оно может быть составлено в произвольной форме, но с обязательным указанием, что продавцом были соблюдены требования законодательства и устава ЗАО при отчуждении акций такого общества. По сути, такое заявление является формальностью, так как брокер или депозитарий фактически не проверяет факт соблюдения продавцом акций требований законодательства и устава ЗАО;

10) при регистрации договора дарения акций с лицами, являющимися по отношению к дарителю родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, супругом (супругой), родителями супруга (супруги), родными братьями и сестрами, внуками, бабкой, дедом, документы, подтверждающие соответствующие отношения.

Законодательством не установлен единый перечень таких документов, но на практике такими документами могут служить: паспорт с отметками о рождении детей, свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака, архивные справки, судебное решение об усыновлении и т. д.;

11) согласие антимонопольного органа на совершение сделок с акциями (в случаях, если получение такого согласия предусмотрено антимонопольным законодательством Республики Беларусь).

Согласие антимонопольного органа на совершение сделок с акциями требуется в случаях, указанных в ст.18 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2018 г. Закон № 94-З изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 98-З. Следует руководствоваться ст.34 новой редакции Закона № 94-З.

 

Требования к содержанию такого согласия изложены в п.20 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о даче согласия на совершение сделок с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.11.2009 № 188 (далее - Инструкция № 188). Такое согласие в случае отчуждения акций должно содержать:

• дату и регистрационный номер;

• наименование и место нахождения заинтересованного лица и лица, в отношении которого осуществляется сделка;

• существо сделки с указанием размера пакетов акций, приобретаемых в результате рассматриваемой сделки, и совокупного размера пакетов акций, то есть суммированных с уже имеющимися у заинтересованного лица;

• содержание принятого административного решения;

• подпись руководителя уполномоченного органа.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 января 2018 г. вместо Инструкции № 188 действует Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, документов и (или) сведений о даче согласия на совершение сделок с акциями (долями в уставных фондах) хозяйствующих субъектов, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 03.01.2018 № 2.

 

Согласие антимонопольного органа должно быть оформлено на его официальном бланке.

Помимо этого в согласии антимонопольного органа должны быть изложены требования, направленные на обеспечение конкуренции, а также сроки их исполнения (абзац 3 п.19 Инструкции № 188).

Отметим, что, поскольку не указано иного, согласие антимонопольного органа на совершение сделок с акциями представляется акционером (продавцом акций) брокеру или депозитарию в оригинале.

Также стоит сказать, что брокер или депозитарий при регистрации сделки не устанавливает наличие необходимости получения согласия антимонопольного органа на совершение сделок с акциями, так как это является прямой обязанностью самого акционера (продавца акций). Соответственно, при несоблюдении процедуры получения согласия антимонопольного органа на совершение сделок с акциями акционер (продавец акций) самостоятельно несет ответственность и риск негативных последствий;

12) документ, на основании которого лицом, располагающим закрытой информацией на рынке ценных бумаг, приобретались отчуждаемые им эмиссионные ценные бумаги, либо письменное заявление, подтверждающее соблюдение им требований части второй ст.61 Закона № 231-З.

Лицами, располагающими закрытой информацией на рынке ценных бумаг, являются (часть первая ст.61 Закона № 231-З):

• члены совета директоров (наблюдательного совета);

• члены коллегиального исполнительного органа;

• лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа;

• иные аффилированные лица эмитента;

• члены ревизионной комиссии (ревизор) эмитента;

• работники аудиторской организации (аудитор - индивидуальный предприниматель), оказывающие аудиторские услуги эмитенту;

• иные лица, имеющие доступ к такой информации в силу служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора.

Соответственно, если указанные лица выступают в роли продавца эмиссионных ценных бумаг, то они должны представить брокеру или депозитарию один из следующих документов:

• документ, на основании которого приобретались отчуждаемые им эмиссионные ценные бумаги, например договор купли-продажи ценных бумаг;

• заявление, подтверждающее соблюдение им требований части второй ст.61 Закона № 231-З, а именно, в части соблюдения шестимесячного срока, в течение которого лицо, располагающее закрытой информацией на рынке ценных бумаг, не вправе отчуждать ценные бумаги эмитента со дня их приобретения. Законодательством не установлены требования к содержанию указанного заявления, соответственно, оно составляется в произвольной форме.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2017 г. следует руководствоваться частью второй ст.61 Закона № 231-З с учетом изменений, внесенных Законом № 52-З, следующего содержания: «Лица, располагающие закрытой информацией на рынке ценных бумаг, не вправе передавать такую информацию третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь, а также не вправе отчуждать акции в течение шести месяцев со дня их приобретения, за исключением случаев продажи акций эмитенту этих акций. За незаконное использование либо распространение указанной информации эти лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь».

С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета № 7).

С 2 августа 2018 г. соответствующие изменения внесены в подп.9.1 п.9 Инструкции № 76 на основании постановления № 38. Также перечень документов, перечисленных в подп.9.1 п.9 Инструкции № 76, дополнен тремя позициями:

•  разрешения Национального банка Республики Беларусь на совершение сделок с акциями банка (в случаях, если получение такого разрешения предусмотрено банковским законодательством Республики Беларусь);

•  согласия специализированного депозитария инвестиционного фонда на распоряжение имуществом акционерного инвестиционного фонда, предназначенным для инвестирования, имуществом паевого инвестиционного фонда;

•  согласия специализированного депозитария выделенных активов на распоряжение денежными средствами и иным имуществом, входящим в состав выделенных активов.

 

Вопрос 10: Какие дополнительные требования предъявляются к приобретению простых (обыкновенных) акций ОАО?

Ответ: Законодательство о ценных бумагах предъявляет к процессу приобретения простых (обыкновенных) акций ОАО дополнительные требования по сравнению с обычным порядком приобретения ценных бумаг. Такие дополнительные требования касаются следующих случаев (пп.13-16 Инструкции № 76):

• приобретения ОАО простых (обыкновенных) акций собственной эмиссии по решению самого ОАО;

• приобретения лицами, располагающими закрытой информацией на рынке ценных бумаг, простых (обыкновенных) акций ОАО;

• приобретения простых (обыкновенных) акций лицом, намеревающимся купить более 50 % простых (обыкновенных) акций одного ОАО либо пакета акций, в результате покупки которого это лицо будет владеть более чем 50 % простых (обыкновенных) акций одного ОАО;

• когда лицо стало владельцем более 50 % простых (обыкновенных) акций одного ОАО от их общего количества не в результате совершения сделок купли-продажи.

Дополнительные требования сводятся к обязанности лица, намеревающегося приобрести акции или ставшего владельцем определенного пакета акций, раскрыть информацию в виде текста предложения о покупке (скупке) акций.

Важно отметить, что в случае, если лицо стало владельцем более 50 % простых (обыкновенных) акций одного ОАО при его учреждении, то ему не нужно раскрывать соответствующую информацию о намерении осуществить приобретение простых (обыкновенных) акций в форме текста предложения о скупке акций, так как такое исключение напрямую указано в части третьей п.16 Инструкции № 76.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 августа 2018 г. следует руководствоваться частью третьей п.16 Инструкции № 76, которая дополнена словами «, в результате реорганизации юридического лица» на основании постановления № 38.

 

Вопрос 11: Какие дополнительные требования должно соблюсти ОАО при приобретении акций собственной эмиссии?

Ответ: Если ОАО принимает решение о приобретении простых (обыкновенных) акций собственной эмиссии в порядке, установленном ст.77 Закона № 2020-XII, то это ОАО обязано до покупки таких акций раскрыть информацию о намерении осуществить такое приобретение в форме текста предложения о покупке акций, содержание которого регламентировано п.20 Инструкции № 76. При этом стоит обратить внимание, что при выкупе ОАО простых (обыкновенных) акций собственной эмиссии в порядке, установленном ст.78 Закона № 2020-XII, то есть по требованию акционеров, раскрывать информацию о намерении осуществить приобретение простых (обыкновенных) акций в форме текста предложения о покупке акций не требуется.

При принятии вышеуказанного решения ОАО следует учитывать два временных периода, относящихся к процессу приобретения ОАО простых (обыкновенных) акций собственной эмиссии:

• период представления предложений акционеров о продаже акций;

• период покупки акций (заключения договоров купли-продажи акций) (часть вторая п.20 Инструкции № 76).

Соответственно, информацию о намерении ОАО приобрести простые (обыкновенные) акции собственной эмиссии в форме текста предложения о покупке акций следует раскрывать непосредственно перед заключением договоров купли-продажи акций.

Информацию о намерении приобрести простые (обыкновенные) акции собственной эмиссии в форме текста предложения о покупке акций ОАО необходимо раскрыть не позднее чем за 7 рабочих дней до даты начала покупки акций (то есть до даты начала заключения договоров купли-продажи акций), указанной в тексте предложения о покупке акций, путем ее размещения на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг, а также путем опубликования в доступном для всех акционеров ОАО печатном средстве массовой информации, определенном уставом этого ОАО, либо объявления путем размещения на официальном сайте ОАО в глобальной компьютерной сети Интернет (при его наличии) (абзац 2 части первой п.17 Инструкции № 76). При этом информация, размещенная на официальном сайте ОАО в глобальной компьютерной сети Интернет, должна быть доступна для обозрения всем заинтересованным лицам на постоянной основе до даты окончания покупки акций (то есть до момента завершения заключения договоров купли-продажи акций) (часть вторая п.17 Инструкции № 76).

После этого ОАО не позднее чем за 7 рабочих дней до даты начала покупки акций (заключения договоров купли-продажи акций), указанной в тексте предложения о покупке акций, должно направить письменное сообщение с приложением текста опубликованного (объявленного) предложения о покупке акций:

• в Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь - при покупке акций собственной эмиссии ОАО, являющихся банками, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

• в отдел по ценным бумагам главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по области (г. Минску) - при покупке акций собственной эмиссии ОАО, не являющихся банками, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг (абзацы 2, 3 п.18 Инструкции № 76).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 августа 2018 г. следует руководствоваться абзацами 2 и 3 п.18 Инструкции № 76 в редакции постановления № 38:

•  в Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь - при покупке акций ОАО, являющихся банками, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также акций ОАО с местом нахождения на территории Минской области, г. Минска;

•  в территориальные органы Министерства финансов Республики Беларусь по ценным бумагам по территориальной принадлежности эмитента акций - при покупке акций ОАО, не указанных в абзаце 2 п.18 Инструкции № 76.

 

Указанное сообщение, направляемое в Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь или отдел по ценным бумагам главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по области (г. Минску), должно содержать информацию, указанную в частях первой и второй п.19 Инструкции № 76.

 

Вопрос 12: Какие дополнительные требования должно соблюсти лицо, располагающее закрытой информацией на рынке ценных бумаг, при приобретении простых (обыкновенных) акций ОАО?

Ответ: До покупки простых (обыкновенных) акций ОАО:

• члены совета директоров (наблюдательного совета);

• члены коллегиального исполнительного органа;

• лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа;

• иные аффилированные лица эмитента;

• члены ревизионной комиссии (ревизор) эмитента;

• работники аудиторской организации (аудитор - индивидуальный предприниматель), оказывающие аудиторские услуги эмитенту;

• иные лица, имеющие доступ к такой информации в силу служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора,

относящиеся к этому ОАО, обязаны раскрыть информацию о намерении осуществить приобретение простых (обыкновенных) акций этого ОАО в форме текста предложения о покупке акций (п.14 Инструкции № 76).

Информацию о намерении приобрести простые (обыкновенные) акции ОАО в форме текста предложения о покупке акций вышеуказанные лица должны раскрыть не позднее чем за 7 рабочих дней до даты начала покупки акций путем размещения:

• на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг;

объявления путем размещения на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет организатора торговли ценными бумагами, в торговой системе которого планируется совершение сделок купли-продажи акций, в случае, если совершение сделок предусмотрено в торговой системе этого организатора торговли условиями текста предложения, либо путем подачи заявки на покупку акций в БЕКАС в случае совершения сделок в торговой системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», либо на неорганизованном рынке (абзац 3 части первой п.17 Инструкции № 76).

После этого лица, располагающие закрытой информацией на рынке ценных бумаг, не позднее чем за 7 рабочих дней до даты начала покупки акций (заключения договоров купли-продажи акций), указанной в тексте предложения о покупке акций, должны направить письменное сообщение с приложением текста опубликованного (объявленного) предложения о покупке акций:

• в Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь - при покупке акций ОАО, являющихся банками, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

• в отдел по ценным бумагам главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по области (г. Минску) - при покупке акций ОАО, не являющихся банками, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

• открытому акционерному обществу - при покупке акций этого ОАО;

• организатору торговли ценными бумагами - в случае, если совершение сделок купли-продажи акций будет осуществляться в торговой системе данного организатора торговли (п.18 Инструкции № 76).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 августа 2018 г. следует руководствоваться абзацами 2 и 3 п.18 Инструкции № 76 в редакции постановления № 38:

•  в Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь - при покупке акций ОАО, являющихся банками, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также акций ОАО с местом нахождения на территории Минской области, г. Минска;

•  в территориальные органы Министерства финансов Республики Беларусь по ценным бумагам по территориальной принадлежности эмитента акций - при покупке акций ОАО, не указанных в абзаце 2 п.18 Инструкции № 76.

 

Вопрос 13: Какие дополнительные требования должно соблюсти лицо, намеревающееся купить более 50 % простых (обыкновенных) акций одного ОАО либо пакета акций, в результате покупки которого это лицо будет владеть более чем 50 % простых (обыкновенных) акций одного ОАО?

Ответ: Если лицо намеревается купить более 50 % простых (обыкновенных) акций одного ОАО либо пакет акций, в результате покупки которого это лицо будет владеть более чем 50 % простых (обыкновенных) акций одного ОАО, то оно обязано раскрыть информацию о намерении осуществить такое приобретение в форме текста предложения о скупке акций до момента такого приобретения (п.15 Инструкции № 76).

Полагаем, что не имеет значения, будет ли в данном случае вышеуказанное лицо являться лицом, располагающим закрытой информацией на рынке ценных бумаг, так как в таком случае порядок действий, указанный в отношении лиц, перечисленных в п.14 Инструкции № 76, будет охватываться нормами Инструкции № 76, касающимися лиц, указанных в п.15 Инструкции № 76.

Отметим, что исходя из абзаца 5 части восьмой ст.77 Закона № 2020-XII ОАО вправе приобрести для аннулирования в случае принятия в соответствии с уставом этого общества решения об уменьшении уставного фонда акционерного общества часть акций собственной эмиссии в целях сокращения их общего количества в размере, превышающем 10 % от уставного фонда ОАО. То есть ОАО может приобрести в таком случае и более 50 % акций собственной эмиссии. Соответственно полагаем, ОАО необходимо в первую очередь руководствоваться нормами, касающимися порядка скупки акций (п.15 Инструкции № 76), а во вторую очередь - нормами, касающимися покупки акций (п.13 Инструкции № 76).

Раскрытие информации о намерении приобрести простые (обыкновенные) акции ОАО в форме текста предложения о скупке акций, а также направление сообщения с приложением текста опубликованного (объявленного) предложения о скупке акций вышеуказанное лицо осуществляет в таком же порядке, как и для лиц, располагающих закрытой информацией на рынке ценных бумаг (абзац 3 части первой п.17, п.18 Инструкции № 76).

 

Вопрос 14: Какие дополнительные требования должно соблюсти лицо, ставшее владельцем более 50 % простых (обыкновенных) акций одного ОАО от их общего количества не в результате совершения сделок купли-продажи?

Ответ: Если лицо стало владельцем более 50 % простых (обыкновенных) акций одного ОАО от их общего количества не в результате совершения сделок купли-продажи, то такое лицо обязано раскрыть информацию о намерении приобрести все не принадлежащие ему акции этого ОАО в форме текста предложения о скупке акций (п.16 Инструкции № 76).

Лицо может стать владельцем более 50 % простых (обыкновенных) акций одного ОАО от их общего количества не в результате совершения сделок купли-продажи (части первая, вторая п.16 Инструкции № 76):

• в случае сокращения количества акций самим ОАО;

• в ходе размещения ОАО акций дополнительного выпуска.

При этом если лицо стало владельцем более 50 % простых (обыкновенных) акций одного ОАО от их общего количества при сокращении количества акций самим ОАО, то это лицо раскрывает информацию о намерении приобрести все не принадлежащие ему акции этого ОАО в форме текста предложения о скупке акций не позднее 6 месяцев после даты внесения изменений в Государственный реестр ценных бумаг.

Если лицо стало владельцем более 50 % простых (обыкновенных) акций одного ОАО от их общего количества в ходе размещения ОАО акций дополнительного выпуска, то такое лицо раскрывает информацию о намерении приобрести все не принадлежащие ему акции этого ОАО в форме текста предложения о скупке акций не позднее 6 месяцев с даты фиксации права собственности на акции (в случае приобретения дополнительных акций в ходе их размещения путем подписки) или даты государственной регистрации дополнительных акций в Государственном реестре ценных бумаг (в случае приобретения акций в ходе их размещения путем открытой продажи).

Следует обратить внимание на некоторое несоответствие требований п.16 Инструкции № 76 требованиям пп.17, 18 Инструкции № 76. Дело в том, что согласно части первой п.17 и п.18 Инструкции № 76 информация, указанная в п.16 Инструкции № 76, должна раскрываться и представляться в порядке, установленном в пп.17, 18 Инструкции № 76. Однако правовой порядок, установленный в пп.17 и 18 Инструкции № 76, касается только случаев купли-продажи акций, в то время как п.16 Инструкции № 76 регулирует правоотношения, связанные не с куплей-продажей акций.

Однако в п.16 Инструкции № 76 указаны соответствующие сроки для раскрытия информации в виде текста предложения о скупке акций. Соответственно, в данной части при раскрытии текста предложения о скупке акций следует руководствоваться именно этими сроками, а не сроками, указанными в пп.17 и 18 Инструкции № 76. Во всем остальном, несмотря на то что это не касается купли-продажи акций, следует придерживаться порядка раскрытия информации и представления сообщения, указанного в пп.17, 18 Инструкции № 76.

 

Вопрос 15: В каких случаях не нужно соблюдать дополнительные требования, установленные главой 3 Инструкции № 76, в отношении приобретения простых (обыкновенных) акций ОАО?

Ответ: В п.23 Инструкции № 76 установлен закрытый перечень случаев, когда определенной категории лиц не нужно соблюдать дополнительные требования по раскрытию информации о намерении приобрести простые (обыкновенные) акции ОАО в форме текста предложения о покупке либо скупке акций, а также по ее представлению соответствующим лицам, указанным в п.18 Инструкции № 76, а именно:

• при приобретении акций по сделкам, стороной по которым выступает Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица;

• в случае приобретения ОАО простых (обыкновенных) акций собственной эмиссии у юридического лица, индивидуального предпринимателя, находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности);

• в случае приобретения ОАО простых (обыкновенных) акций собственной эмиссии по требованию его акционеров в соответствии с законодательными актами (такое приобретение осуществляется в порядке, установленном ст.78 Закона № 2020-XII);

• в случае приобретения акций в результате наследования;

• при передаче акций в пределах одного собственника (имеет место, например, при передаче акций от унитарного предприятия к собственнику имущества такого унитарного предприятия в порядке, установленном п.3 ст.280 ГК).

 

Вопрос 16: Установлены ли особенности при размещении и обращении ценных бумаг эмитентов-нерезидентов на территории Республики Беларусь?

Ответ: Инструкция № 76 не содержит особенных требований для случаев размещения и обращения ценных бумаг эмитентов-нерезидентов на территории Республики Беларусь, а упоминает лишь, что сделки купли-продажи эмиссионных ценных бумаг эмитентов-нерезидентов, допущенных к обращению на территории Республики Беларусь, совершаются только на организованном рынке ценных бумаг (абзац 6 части первой п.2).

Особенностям размещения и обращения ценных бумаг эмитентов-нерезидентов на территории Республики Беларусь посвящена ст.27 Закона № 231-З. Стоит отметить, что к размещению и обращению на территории Республики Беларусь могут быть допущены только эмиссионные ценные бумаги эмитентов-нерезидентов.

Эмитированные ранее эмитентом-нерезидентом эмиссионные ценные бумаги за пределами территории Республики Беларусь могут быть допущены к обращению на территории Республики Беларусь при одновременном соблюдении следующих условий (часть первая ст.27 Закона № 231-З):

• присвоении эмиссионным ценным бумагам эмитентов-нерезидентов международного идентификационного кода ценных бумаг (выпуска ценных бумаг) и международного кода классификации финансовых инструментов;

• квалификации эмиссионных ценных бумаг эмитентов-нерезидентов в качестве ценных бумаг на территории Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Таким образом, для того чтобы эмиссионные ценные бумаги эмитента-нерезидента были допущены к обращению на территории Республики Беларусь, то есть с такими ценными бумагами могли совершаться сделки купли-продажи в соответствии с белорусским законодательством, необходимо, чтобы такие эмиссионные ценные бумаги:

1) имели международный идентификационный код ценных бумаг, присвоение которого осуществляется в соответствии с международным стандартом ISO 6166 «Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты - Международная система нумерации для идентификации ценных бумаг (ISIN)» организацией, являющейся членом либо партнером Ассоциации национальных нумерующих агентств (http://www.anna-web.org/standards/isin-iso-6166);

2) имели международный код классификации финансовых инструментов, присвоение которого осуществляется в соответствии с международным стандартом ISO 10962 «Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты - Классификация финансовых инструментов (Код CFI)» организацией, являющейся членом либо партнером Ассоциации национальных нумерующих агентств (http://www.anna-web.org/standards/cfi-iso-10962);

3) были квалифицированы в качестве ценных бумаг на территории Республики Беларусь в соответствии с требованиями пп.8, 9 Инструкции об условиях и порядке допуска ценных бумаг эмитентов-нерезидентов к размещению и обращению на территории Республики Беларусь и порядке квалификации эмиссионных ценных бумаг эмитентов-нерезидентов в качестве ценных бумаг на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13.06.2016 № 42 (далее - Инструкция № 42).

Эмиссионные ценные бумаги эмитентов-нерезидентов могут быть допущены к размещению на территории Республики Беларусь, то есть с ними могут совершаться гражданско-правовые сделки либо иные юридически значимые действия, направленные на возникновение права собственности на ценные бумаги у их первого владельца, в порядке и на условиях, установленных решением о выпуске ценных бумаг, при одновременном соблюдении следующих условий (часть вторая ст.27 Закона № 231-З):

• регистрации республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, проспекта эмиссии таких ценных бумаг, составленного на одном из государственных языков Республики Беларусь и отвечающего требованиям, установленным этим органом;

• передаче выпуска (части выпуска) эмиссионных ценных бумаг эмитентов-нерезидентов на централизованное хранение в депозитарную систему;

• присвоении эмиссионным ценным бумагам эмитентов-нерезидентов международного идентификационного кода ценных бумаг (выпуска ценных бумаг) и международного кода классификации финансовых инструментов;

• наличии соглашения, определяющего порядок взаимодействия республиканского органа государственного управления, осуществляющего государственное регулирование рынка ценных бумаг, и органа (организации), регулирующего (регулирующей) рынок ценных бумаг в государстве, являющемся местом учреждения эмитента-нерезидента.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2017 г. следует руководствоваться абзацем 5 части второй ст.27 Закона № 231-З с учетом изменений, внесенных Законом № 52-З, следующего содержания: «наличии соглашения, определяющего порядок взаимодействия республиканского органа государственного управления, осуществляющего государственное регулирование рынка ценных бумаг, и органа (организации), регулирующего (регулирующей) рынок ценных бумаг в государстве, являющемся местом учреждения эмитента-нерезидента (за исключением случаев размещения ценных бумаг международных юридических лиц (международных организаций, не являющихся юридическими лицами))».

 

Таким образом, для размещения эмиссионных ценных бумаг эмитентов-нерезидентов на территории Республики Беларусь необходимо:

• чтобы Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь зарегистрировал проспект эмиссии эмиссионных ценных бумаг эмитента-нерезидента в порядке, установленном п.15.21 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, с соблюдением требований, установленных абзацем 2 п.5 Инструкции № 42;

• чтобы выпуск (часть выпуска) эмиссионных ценных бумаг эмитента-нерезидента был передан на централизованное хранение в белорусскую депозитарную систему, а именно, в депозитарную систему РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг», с соблюдением требований, установленных пп.50, 81 Инструкции № 143;

• чтобы эмиссионным ценным бумагам были присвоены международный идентификационный код ценных бумаг и международный код классификации финансовых инструментов в соответствии с международными стандартами ISO 6166 и ISO 10962;

• чтобы между Министерством финансов Республики Беларусь (Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь) и органом (организацией), регулирующим (регулирующей) рынок ценных бумаг в государстве, являющемся местом учреждения эмитента-нерезидента, было заключено соответствующее соглашение, определяющее порядок их совместного взаимодействия.

 

Справочно

Перечень таких соглашений размещен по адресу: http://www.minfin.gov.by/ru/securities_department/inter_cooperation/87be3b55bd38416a.html.

 

Отметим, что Инструкция № 42 по сравнению со ст.27 Закона № 231-З более детально регулирует процессы допуска ценных бумаг эмитентов-нерезидентов к размещению и обращению на территории Республики Беларусь, поскольку норм ст.27 Закона № 231-З явно недостаточно для практической реализации возможности допуска ценных бумаг эмитентов-нерезидентов к размещению и обращению на территории Республики Беларусь.

 

Примечание. Режим доступа: http://tv-bis.ru/investitsii-v-tsennyie-bumagi/295-emissionnyie-tsennyie-bumagi.html. - Дата доступа: 05.01.2017.

Режим доступа: http://fondovyj-rynok.ru/jemissionnye-cennye-bumagi. - Дата доступа: 05.01.2017.

 

07.03.2017

 

Дмитрий Жилевский, юрист, начальник юридической службы общества с ограниченной ответственностью «Завод сборного железобетона № 1»