Пособие от 06.08.2014
Автор: Зубко Л.

Об отдельных вопросах реализации алкогольных и табачных изделий (в вопросах и ответах)


 

Материал помещен в архив

 

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНЫХ И ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)

Вопрос: Субъект оптовой торговли осуществляет поставки алкогольных и табачных изделий субъектам розничной торговли для дальнейшей реализации в принадлежащих им торговых объектах.

Обязательно ли в сопроводительных документах проставлять штамп или производить запись «Подлинность акцизной (специальной) марки проверена. Должность, фамилия, имя, отчество, дата проверки и подпись» и заверять подписью должностного лица юридического лица, уполномоченного проводить проверку подлинности акцизных марок?

Ответ: В данной ситуации необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок на алкогольных напитках, табачных изделиях, реализуемых (хранимых) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденной постановлением Минторга РБ от 24.09.2013 № 23 (далее - Инструкция).

 

 

От редакции: С 1 июля 2015 г. следует руководствоваться Инструкцией в редакции постановления Минторга РБ от 14.04.2015 № 13.

 

Инструкцией определен порядок проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь (далее - акцизные марки) и (или) специальных марок на алкогольных напитках, табачных изделиях, реализуемых (хранимых) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и распространяется на:

• юридические лица, осуществляющие импорт алкогольных напитков, розничную торговлю ими, юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь, осуществляющие хранение (как вид предпринимательской деятельности) алкогольных напитков и оптовую торговлю ими;

• индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю алкогольными напитками на объектах общественного питания в розлив;

• юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оптовую и (или) розничную торговлю табачными изделиями (п.1 Инструкции).

Проверка подлинности акцизных марок и (или) специальных марок осуществляется в числе прочего при передаче юридическим лицом, осуществляющим оптовую, розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим оптовую, розничную торговлю табачными изделиями, розничную торговлю алкогольными напитками на объектах общественного питания в розлив, в принадлежащие им торговые объекты, объекты общественного питания - этими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем (п.3 Инструкции).

При оптовой торговле алкогольными напитками и (или) табачными изделиями проверка подлинности акцизных марок осуществляется до реализации этих напитков и изделий, а при хранении (как вид предпринимательской деятельности) алкогольных напитков - до принятия их на хранение.

При розничной торговле алкогольными напитками и (или) табачными изделиями проверка подлинности акцизных марок и (или) специальных марок осуществляется непосредственно до их передачи в торговые объекты, объекты общественного питания (п.5 Инструкции).

Следовательно, организация оптовой торговли, осуществляющая поставки алкогольных и табачных изделий, а также индивидуальный предприниматель, реализующий оптом табачные изделия не принадлежащим им объектам розничной торговли, проставлять штамп или производить такую запись не обязаны.

В свою очередь, организации розничной торговли, закупившей алкогольные и (или) табачные изделия у организации оптовой торговли для дальнейшей реализации в принадлежащих ей торговых объектах, необходимо на лицевой стороне сопроводительных документов проставлять штамп или производить запись в соответствии с п.7 Инструкции: «Подлинность акцизной (специальной) марки проверена», которые заверяются подписью должностного лица юридического лица, уполномоченного проводить проверку подлинности акцизных и (или) специальных марок, или индивидуального предпринимателя. При этом также указываются должность, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) должностного лица юридического лица, проводившего проверку подлинности акцизных и специальных марок, либо фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, а также дата проведения проверки.

 

Вопрос: Вправе ли объект общественного питания учреждения образования реализовывать в розлив пиво и слабоалкогольные напитки в своем буфете?

Ответ: Не вправе.

Постановлением Совета Министров РБ от 06.03.2006 № 317 «Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками, определении розничных торговых объектов, торговых объектов общественного питания, в которых допускается употребление пива и слабоалкогольных напитков, и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли» в целях совершенствования розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками в торговых объектах общественного питания установлено, что розничная торговля пивом и слабоалкогольными напитками с объемной долей этилового спирта не более 7 % не осуществляется:

• в торговых объектах, расположенных:

- в учебных заведениях, организациях здравоохранения (за исключением санаториев для взрослых, санаториев для взрослых и детей), детских театрально-зрелищных и воспитательных учреждениях;

- в зданиях (помещениях, сооружениях) производственных организаций и на объектах строительства;

- в зданиях (помещениях), в которых расположены государственные органы, в спортивных сооружениях и на их территориях (за исключением торговых объектов общественного питания);

- на автозаправочных станциях (за исключением объектов общественного питания, продовольственных магазинов с обособленным входом для покупателей);

• в диетических столовых и детских кафе;

• из передвижных средств разносной торговли;

• с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств;

• с применением интернет-технологий;

• в торговых объектах и во временной период, определяемых областными, Минским городским исполнительными комитетами исходя из особенностей развития соответствующих административно-территориальных единиц;

• в полимерной потребительской упаковке номинальным объемом более 2 л.

Следовательно, в объектах общественного питания учреждений образования розничная торговля пивом и слабоалкогольными напитками с объемной долей этилового спирта не более 7 % запрещена.

 

Вопрос: В каких объектах торговли и местах запрещена реализация алкогольных напитков?

Какие нарушения в отношении розничной торговли алкогольными напитками относятся к грубым нарушениям законодательства о лицензировании?

Ответ: Розничная торговля алкогольными напитками на территории Республики Беларусь осуществляется на основании специального разрешения (лицензии), выдаваемого Минским городским исполнительным комитетом, районными и городскими исполнительными комитетами по местонахождению юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками только на объектах общественного питания в розлив.

В лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками должны быть указаны группы допускаемых к реализации алкогольных напитков, а также время и место торговли ими.

Под розничной торговлей алкогольными напитками понимают деятельность по их продаже непосредственно потребителям независимо от формы расчетов.

Законом РБ от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее - Закон) в Республике Беларусь запрещается:

розничная торговля алкогольными напитками:

- в мелкорозничной торговой сети, за исключением павильонов с торговым залом площадью 50 кв.м и более, а также автомагазинов, предназначенных для обслуживания жителей в сельских населенных пунктах, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, при условии соблюдения согласованного с местным исполнительным и распорядительным органом ассортиментного перечня для автомагазина и наличия у его владельца стационарного торгового объекта, в котором осуществляется розничная торговля алкогольными напитками;

- в принадлежащих на любом законном основании юридическому лицу торговых объектах, представляющих собой часть неизолированной торговой площади магазина (павильона), владельцем (пользователем) которого такое юридическое лицо не является;

- в магазинах и павильонах с торговым залом площадью менее 50 кв.м, за исключением торговых объектов юридических лиц системы потребительской кооперации, специализированных (фирменных) магазинов юридических лиц Республики Беларусь, осуществляющих производство алкогольных напитков, и (или) юридических лиц, осуществляющих импорт алкогольных напитков, магазинов беспошлинной торговли, расположенных в сельской местности магазинов организаций Управления делами Президента РБ;

- в зданиях (помещениях, сооружениях), где расположены производственные организации (за исключением специализированных (фирменных) магазинов, расположенных в зданиях (помещениях) юридических лиц Республики Беларусь, осуществляющих производство алкогольных напитков, продовольственных магазинов с торговым залом площадью 50 кв.м и более, имеющих обособленный от территории производственной организации вход для покупателей), и на объектах строительства;

- в помещениях, где расположены учреждения образования, организации здравоохранения (за исключением специально предусмотренных помещений в санаториях для взрослых, санаториях для взрослых и детей), детские театрально-зрелищные и культурно-просветительные учреждения, общежития;

- в физкультурно-спортивных сооружениях и на их территориях, за исключением стационарных объектов общественного питания;

- в диетических столовых и детских кафе, местах торговли, предназначенных для детей и подростков;

- в зданиях (помещениях, сооружениях), где расположены государственные органы, за исключением стационарных объектов общественного питания;

- на автозаправочных станциях, не имеющих оборудованных объектов общественного питания и (или) магазинов с входом для покупателей;

- возле религиозно-культовых сооружений на расстоянии, определяемом местными исполнительными и распорядительными органами совместно с религиозными организациями;

- во время проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, спортивных, культурно-зрелищных, иных зрелищных мероприятий, религиозных мероприятий в местах их проведения и в радиусе 500 м прилегающих к ним территорий организаторами и участниками указанных массовых мероприятий. Розничная торговля алкогольными напитками в местах проведения спортивных, культурно-зрелищных, иных зрелищных мероприятий, религиозных мероприятий и в радиусе 500 м прилегающих к ним территорий запрещается за 2 ч до начала и на время проведения этих мероприятий также организациям и лицам, не являющимся их организаторами и участниками, за исключением случаев розничной торговли алкогольными напитками на объектах общественного питания для проведения запланированных ранее торжественных и ритуальных мероприятий;

- с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств;

- с применением интернет-технологий;

- без акцизных марок установленного образца и (или) специальных марок (за исключением пива с объемной долей этилового спирта 7 % и более);

- без нанесенных на потребительскую тару (упаковку) этих напитков сведений, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

- без документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством Республики Беларусь для подтверждения соответствия качества и безопасности алкогольных напитков установленным требованиям;

- при осуществлении розничной торговли по образцам вне торгового объекта;

розничная торговля алкогольными напитками в розлив, за исключением торговли данными напитками в следующих местах:

- стационарных объектах общественного питания, кроме объектов, в которых Законом установлен запрет на розничную торговлю алкогольными напитками;

- объектах общественного питания производственных и строительных организаций, расположенных вне их территории, иных объектах общественного питания при проведении свадебных, юбилейных и других торжеств и ритуальных обрядов;

- поездах, на речных и морских судах Республики Беларусь, где имеются отдельно оборудованные объекты общественного питания, воздушных судах, выполняющих рейсы в иностранные государства;

- специализированных магазинах или изолированных специализированных отделах магазинов по торговле алкогольными напитками при реализации из бочонков кег вин натуральных без потребления на месте (на вынос);

- летних (сезонных) кафе, мини-кафе (подп.1.14 и 1.15 п.1 ст.11 Закона).

В отношении розничной торговли алкогольными напитками к грубым нарушениям законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий относятся (п.413 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450):

• торговля алкогольными напитками без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их приобретения (поставки);

• торговля алкогольными напитками без акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок, если маркировка данных напитков этими марками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными акцизными марками и (или) специальными марками;

• торговля алкогольными напитками без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия данных напитков требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

• осуществление розничной торговли алкогольными напитками в местах, где она запрещена актами законодательства, а также в местах, не установленных лицензиату местным исполнительным и распорядительным органом;

• наличие просроченной задолженности 2 раза и более в течение календарного года по расчетам за поставленные алкогольные напитки.

 

Вопрос: Является ли нарушением при реализации алкогольных напитков отсутствие штампа продавца на потребительской таре алкогольных напитков, реализуемых в торговых объектах общественного питания в розлив с применением наценки общественного питания?

Ответ: Не является.

Подпунктом 2.2 п.2 постановления Совета Министров РБ от 25.05.2010 № 779 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли», вступившего в силу с 4 июля 2010 г., из п.22 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384, исключена часть шестая, предусматривавшая необходимость маркировки штампом продавца потребительской тары алкогольных напитков, реализуемых в торговых объектах общественного питания в розлив с применением наценки общественного питания, в порядке, определяемом продавцом.

Таким образом, с 4 июля 2010 г. маркировка штампом продавца потребительской тары алкогольных напитков, реализуемых в розлив в торговых объектах общественного питания, отменена.

 

Вопрос: Вправе ли индивидуальный предприниматель приобретать товары для дальнейшей их реализации в розничной торговой сети за наличный расчет?

Какими нормативными документами при этом руководствоваться?

Вправе ли индивидуальный предприниматель закупать алкогольную продукцию в розничной торговой сети для целей оптовой и (или) розничной торговли?

Ответ: Пунктом 3 Инструкции о порядке продажи товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, утвержденной постановлением Минторга РБ от 08.06.2005 № 22, и подп.3.1.5 п.3 Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденных приказом Минторга РБ от 09.04.2007 № 74, установлен запрет на продажу товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей оптовой и (или) розничной торговли.

 

06.08.2014

 

Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома»