


Материал помещен в архив
ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА
В соответствии с частью первой подп.2.1.1 п.2 Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Указ № 450) юридические лица обязаны были до 1 марта 2011 г. обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, предусмотренных Указом № 450, если такие требования и условия изменяются по отношению к лицензионным требованиям и условиям, определенным актами законодательства, действовавшими до 1 января 2011 г., и представить в указанный срок информацию об обеспечении выполнения лицензионных требований и условий в лицензирующие органы.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. лицензирование отдельных видов предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется исключительно в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды при условии, что данные цели не могут быть достигнуты иным образом, кроме лицензирования (п.2 Указа № 450 в редакции Указа Президента РБ от 02.09.2019 № 326). |
В случае несоблюдения обязанностей, предусмотренных в части первой подп.2.1.1 п.2 Указа № 450, действие специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности с 1 марта 2011 г. прекращается и оригиналы (дубликаты) таких специальных разрешений (лицензий) до 11 марта 2011 г. подлежат сдаче в лицензирующие органы.
В соответствии с положениями Указа Президента РБ от 19.11.2010 № 599 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса» (далее - Указ № 599) реализация государственной политики в сфере игорного бизнеса, а также координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в данной сфере с 1 января 2011 г. была возложена на Министерство по налогам и сборам РБ.
Кроме того, согласно абзацу 4 п.159, подп.160.1 п.160 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом № 450 (далее - Положение № 450), одним из условий лицензионных требований и условием, предъявляемым к лицензиату, является наличие акта соответствующего территориального органа внутренних дел об обследовании помещения, в котором предполагается осуществлять лицензируемую деятельность, свидетельствующего об отсутствии препятствий для выдачи лицензии. При этом образец акта установлен приказом МВД РБ от 21.02.2011 № 63 «Об организации работы территориальных органов внутренних дел по обследованию помещений, в которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность в сфере игорного бизнеса» (далее - приказ № 63).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. приказом МВД от 12.12.2022 № 293 внесены изменения в приложение к приказу № 63, изменено название приказа № 63: «Об обследовании помещений». |
Однако следует помнить, что нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Приказ № 63, принятый во исполнение абзаца 4 п.159 Положения № 450, является нормативным правовым актом.
Согласно ст.65 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон № 361-З) нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, вступают в силу после их официального опубликования, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь. При этом нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов РБ, если иное не предусмотрено Законом № 361-З. Приказ № 63 не был включен в Национальный реестр правовых актов РБ и не был опубликован.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон РБ от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Комментарий см. здесь. |
В соответствии с п.4 части первой ст.7.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) административное взыскание за совершение административного правонарушения в области предпринимательской деятельности может быть наложено не позднее 3 лет со дня его совершения и 6 месяцев со дня его обнаружения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. сроки наложения административного взыскания определены в ст.7.6 КоАП от 06.01.2021 № 91-З . Комментарии см. здесь. |
Согласно ст.9.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) поводами к началу административного процесса являются:
1) заявление физического лица;
2) сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации;
3) непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.
Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.
Рассмотрим применение вышеуказанных норм законодательства на примере из судебной практики.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. вышеназванная норма не изменилась и содержится в ст.9.1 нового ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь. |
Фабула дела
Хозяйственным судом было рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «М» (далее - ООО «М») о совершении им административного правонарушения по части четвертой ст.12.7 КоАП, поступившее из районной инспекции Министерства по налогам и сборам г.Минска (далее - ИМНС).
![]() |
Справочно Согласно части четвертой ст.12.7 КоАП осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) влечет наложение на юридическое лицо штрафа в размере до 500 базовых величин с конфискацией игорного оборудования, денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре, или без конфискации. |
На основании решения Министерства спорта и туризма РБ ООО «М» выдано специальное разрешение (лицензия) на право осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по трем адресам г.Минска сроком до 14 января 2014 г.
Общество с ограниченной ответственностью «М» 23 марта 2011 г. обратилось в Министерство по налогам и сборам РБ (далее - МНС) с заявлением о внесении изменений в специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса в связи с закрытием зала игровых автоматов по одному из адресов г.Минска.
Министерство по налогам и сборам РБ в ходе проведения оценки соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям установило их несоответствие лицензионным требованиям и условиям, предусмотренным Указом № 450, на основании представленного акта районного управления внутренних дел (далее - РУВД) администрации Ленинского р-на г.Минска от 07.04.2011 об обследовании помещения, о чем 25 апреля 2011 г. было составлено соответствующее заключение о несоответствии возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям, подписанное уполномоченными сотрудниками МНС.
Решением коллегии МНС от 25.04.2011 во внесении изменений в специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, выданное ООО «М», в части исключения сведений об одном из игорных заведений было отказано в связи с прекращением действия лицензии с 1 марта 2011 г. на основании подп.2.1.1 п.2 Указа № 450. В соответствии с п.164 Положения № 450 данная информация 28 апреля 2011 г. была направлена в адрес ИМНС.
Налоговым органом спустя год на основании предписания от 11.04.2012 была проведена плановая проверка ООО «М» по ряду вопросов, в т.ч. и по вопросу соблюдения проверяемым субъектом хозяйствования законодательства по лицензированию в сфере игорного бизнеса. Согласно акту проверки от 22.05.2012 в ходе проверки представленных бухгалтерских документов (книги кассира-операциониста, показаний суточных (сменных) отчетов (Z-отчетов) кассовых суммирующих аппаратов, журналов учета показаний накапливающих счетчиков на каждый игровой автомат, соответствие данных журналов учета выплаты наличных денежных средств (выигрыша) регистрам бухгалтерского учета) установлено, что в зале игровых автоматов по двум адресам нахождения игорного заведения сумма денежных средств, принятых в качестве ставки в игре, составила в общей сумме 539 917 220 руб., в т.ч.:
• по первому адресу: за период с 1 марта по 28 апреля 2011 г. - 335 135 120 руб., в т.ч. с 1 по 31 марта 2011 г. - 178 328 460 руб., с 1 по 28 апреля 2011 г. - 156 806 660 руб. Поступление после 28 апреля 2011 г. денежных средств за деятельность в сфере игорного бизнеса на основании представленных документов налоговым органом не установлено;
• по второму адресу: за период с 1 марта по 29 апреля 2011 г. - 204 782 100 руб., в т.ч. с 1 по 31 марта 2011 г. - 92 939 000 руб., с 1 по 29 апреля 2011 г. - 111 843 100 руб. Поступление после 29 апреля 2011 г. денежных средств за деятельность в сфере игорного бизнеса на основании представленных документов налоговым органом не установлено.
Сумма выплаченных выигрышей участникам азартной игры в виде наличных денежных средств зала игровых автоматов по двум адресам г.Минска составила в общей сумме 495 696 600 руб., в т.ч.:
• по первому адресу: за период с 1 марта по 28 апреля 2011 г. - 315 543 060 руб., в т.ч. с 1 по 31 марта 2011 г. - 163 295 000 руб., с 1 по 28 апреля 2011 г. - 152 248 060 руб. Сумма выплаченных после 28 апреля 2011 г. выигрышей на основании представленных документов налоговым органом не установлена;
• по второму адресу: за период с 1 марта по 29 апреля 2011 г. - 180 153 540 руб., в т.ч. с 1 по 31 марта 2011 г. - 73 827 860 руб., с 1 по 29 апреля 2011 г. - 106 325 680 руб. Сумма выплаченных после 29 апреля 2011 г. выигрышей на основании представленных документов налоговым органом не установлена.
Позиция налогового органа
В ходе проведенной проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что ООО «М» в период с 1 марта по 29 апреля 2011 г. осуществляло деятельность в сфере игорного бизнеса без наличия специального разрешения (лицензии), о чем был составлен протокол об административном правонарушении от 07.08.2012, которым ООО «М» был вменен состав административного правонарушения, предусмотренного частью четвертой ст.12.7 КоАП.
Позиция лица, в отношении которого ведется административный процесс
Представитель ООО «М» вину в совершении правонарушения не признал, пояснил суду, что в отношении помещения ООО «М» по первому адресу г.Минска РУВД администрации Ленинского р-на г.Минска 26 декабря 2009 г. уже было составлено заключение по обследованию помещения, в котором предполагалось осуществление лицензируемой деятельности. При этом указал на то, что содержание образца акта территориального органа внутренних дел об обследовании помещения, в котором предполагается осуществлять лицензируемую деятельность, требование о наличии которого появилось со вступлением в законную силу Указа № 450, совпадает практически во всем с содержанием заключения РУВД администрации Ленинского р-на г.Минска от 26.12.2009, выданного ранее, а появившаяся в нем дополнительная информация о наличии (отсутствии) в игорном заведении штатных работников охраны, наличии (отсутствии) пропускного режима, наличии (отсутствии, планируемом получении) специального разрешения на охранную деятельность не относится к лицензионным требованиям и условиям, установленным актами законодательства.
Более того, представитель ООО «М» был не согласен с доводом органа, начавшего административный процесс, о несоответствии площади помещения по первому адресу г.Минска, в котором осуществлялась лицензируемая деятельность, требованиям п.7 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 10.01.2005 № 9 (далее - Положение № 9). Поскольку п.3 Указа № 599 определено, что игорные заведения, размещенные на 1 января 2011 г. в местах, не соответствующих требованиям, содержащимся в пп.7, 8 Положения № 9, вправе осуществлять деятельность с соблюдением установленных законодательством требований и условий, в т.ч. лицензионных, до истечения срока действия специального разрешения без права его продления, но не позднее 1 июля 2012 г.
Кроме того, по мнению представителя ООО «М», в силу ст.7.6 КоАП истекли сроки наложения административного взыскания, поскольку еще в апреле-мае 2011 г. ИМНС и само МНС владели сведениями как о прекращении действия лицензии ООО «М», так и об осуществлении им деятельности в сфере игорного бизнеса.
С учетом данных обстоятельств представитель ООО «М» полагал, что подп.2.1.1 п.2 Указа № 450 ООО «М» нарушен не был, а довод налогового органа об осуществлении ООО «М» деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) является необоснованным, в связи с чем отсутствует вмененный субъекту хозяйствования состав административного правонарушения, в частности объективная сторона правонарушения.
Постановление суда
Рассмотрев материалы административного дела, изучив копии документов, содержащихся в лицензионном деле ООО «М», выслушав участников административного процесса, дав оценку их доводам и возражением, заслушав специалиста, суд пришел к выводу о наличии обстоятельств, исключающих административный процесс, исходя из следующего.
С доводом налогового органа о том, что требования законодательства о наличии акта территориального органа внутренних дел об обследовании помещения, в котором предполагается осуществлять лицензируемую деятельность, а также требования к его форме и названию изменились по отношению к лицензионным требованиям и условиям, определенным актами законодательства, действовавшими до 1 января 2011 г., суд не согласился исходя из следующего.
Согласно подп.8.3 п.8, п.10 Положения о лицензировании деятельности в сфере игорного бизнеса и туристической деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1377, действовавшего до 1 января 2011 г., одними из лицензионных требований являлись наличие заключения соответствующего территориального органа внутренних дел об отсутствии сведений, препятствующих выдаче лицензии, а также акта соответствующего территориального органа внутренних дел на предмет обследования помещения, в котором предполагается осуществлять лицензируемую деятельность (на каждое помещение).
Как пояснил в ходе судебного заседания специалист - сотрудник органов внутренних дел - Министерством внутренних дел РБ образцы данных документов не утверждались. Комиссии по обследованию помещений или конкретное уполномоченное лицо органов внутренних дел составляли данные документы по произвольной форме. Специалист также указал, что на практике, как правило, сотрудниками милиции составлялся один из вышеуказанных документов. Данные пояснения специалиста подтверждаются материалами лицензионного дела ООО «М», истребованные судом из МНС, в котором имеются в одних случаях акты, в других - заключения.
Анализ названий этих 2 документов, выдаваемых территориальными органами внутренних дел до 1 января 2011 г., свидетельствует о том, что по результатам обследования помещения соответствующими территориальными органами внутренних дел должен был составляться соответствующий акт обследования, на основании которого должно было быть выдано заключение соответствующего территориального органа внутренних дел об отсутствии сведений, препятствующих выдаче лицензии.
Абзац четвертый п.159 Положения № 450 фактически закрепила наличие одного документа по обследованию помещения, свидетельствующего об отсутствии препятствий для выдачи лицензии.
Имеющееся в материалах лицензионного дела заключение от 26.12.2009 по объекту, расположенному по первому адресу г.Минска, по своему содержанию практически совпадает с образцом акта, установленного приказом № 63, за исключением дополнительной информации о наличии (отсутствии) в игорном заведении штатных работников охраны, наличии (отсутствии) пропускного режима, наличии (отсутствии, планируемом получении) специального разрешения на охранную деятельность, которые не относятся к лицензионным требованиям и условиям, установленным актами законодательства, в связи с чем нет оснований полагать, что ООО «М» нарушены требования подп.2.1.1 п.2 Указа № 450.
Несостоятелен также довод органа, начавшего административный процесс, о несоответствии площади помещения, расположенного по первому адресу г.Минска, в котором осуществлялась лицензируемая деятельность, требованиям п.7 Положения № 9, так как в отношении этой нормы в законодательстве имеются четкие указания.
Органом, начавшим административный процесс, ввиду его несвоевременного начала пропущен также срок наложения административного взыскания, предусмотренный п.4 части первой ст.7.6 КоАП.
В ходе рассмотрения представленного ООО «М» 23 марта 2011 г. заявления о внесении изменений в лицензию на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса МНС было принято решение о проведении оценки соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям, предусмотренным пп.159, 160 Положения № 450.
В налоговые инспекции по месту регистрации игорных заведений ООО «М» МНС 30 марта 2011 г. был направлен запрос с перечнем подлежащих проверке вопросов. На данный запрос от ИМНС в апреле 2011 г. МНС была представлена соответствующая информация, свидетельствующая об осуществлении ООО «М» лицензируемого вида деятельности.
С учетом данного обстоятельства МНС, составляя 25 апреля 2011 г. заключение о несоответствии возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям с выводом о прекращении действия лицензии ООО «М» с 1 марта 2011 г., не могло не знать об осуществлении ООО «М» в апреле 2011 г. фактически безлицензионной деятельности в сфере игорного бизнеса, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью четвертой ст.12.7 КоАП.
Уполномоченные на то должностные лица МНС в соответствии со ст.3.30 ПИКоАП могли самостоятельно составить протокол об административном правонарушении. Инспекция Министерства по налогам и сборам, получив в апреле 2011 г. из МНС информацию о прекращении с 1 марта 2011 г. действия лицензии ООО «М» в сфере игорного бизнеса и предварительно проводившая обследование игорного заведения и дававшая соответствующие сведения в МНС, также не могла не знать об осуществлении субъектом хозяйствования фактически безлицензионной деятельности в сфере игорного бизнеса.
Таким образом, с учетом положений п.4 части первой ст.7.6 КоАП, ст.9.1 ПИКоАП и в связи с несвоевременностью начала как МНС, так и ИМНС административного процесса истекли сроки наложения административного взыскания.
С учетом анализа всех фактических обстоятельств дела и норм действующего законодательства, регулирующих деятельность в сфере игорного бизнеса, вывод органа, начавшего административный процесс, о наличии в деянии ООО «М» состава вменяемого ему административного правонарушения хозяйственный суд признал ошибочным.
![]() |
Важно! Таким образом, в силу п.1 части второй ст.9.6 ПИКоАП изложенные обстоятельства исключают административный процесс в отношении ООО «М» по части четвертой ст.12.7 КоАП, поскольку отсутствует объективная сторона правонарушения, что влечет прекращение дела об административном правонарушении. |
На основании п.1 части второй ст.9.6 ПИКоАП, руководствуясь ст.11.9-11.12 ПИКоАП, хозяйственный суд прекратил в отношении ООО «М» дело об административном правонарушении, предусмотренном частью четвертой ст.12.7 КоАП, в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения.
Вышестоящей судебной инстанцией постановление хозяйственного суда г.Минска оставлено в силе.
20.11.2012 г.
Сергей Кулаковский, заместитель председателя хозяйственного суда г.Минска