Обращение с отходами производства
Обращение с отходами - деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов.
Основной документ в данной сфере - Закон от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами».
Обратите внимание! С 6 октября 2024 г. Закон № 271-З изложен в новой редакции Законом от 29.12.2023 № 333-З. Данная подборка будет приведена в соответствие с Законом № 333-З. С основными изменениями, внесенными в Закон № 271-З, можно ознакомиться здесь. |
В подборке рассмотрены вопросы организации и осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства (классификация отходов, обязанности юрлиц и ИП, нормирование отходов, инвентаризация, разработка инструкции по обращению с отходами, сбор, учет, перевозка, хранение, использование, обезвреживание отходов и иные).
1. Классификация отходов производства
1.1. Классификация отходов
Все отходы, образующиеся при осуществлении деятельности организации, разделяются по видам и классам опасности.
Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержден постановлением Минприроды от 09.09.2019 № 3-Т (ст.15 Закона об обращении с отходами). В нем указаны степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов.
1.2. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов
Производители отходов производства обеспечивают установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства не указаны в Классификаторе отходов.
Дополнительно по теме • Справочник «Классификатор отходов ОКРБ 021-2019». |
Если производитель отходов производства не сделал этого, то такое установление обязаны осуществить юрлицо или ИП, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы.
Справочно Право собственности на отходы приобретают: • производитель отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов; • юрлицо или физлицо, в том числе ИП, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность. Отчуждение опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе ИП, осуществляющему обращение с отходами, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания и (или) использования (пп.1 и 3 ст.3 Закона об обращении с отходами). |
Установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства осуществляется:
• в порядке, определенном Инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды, Минздрава и МЧС от 29.11.2019 № 41/108/65;
• на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов (токсичность, экотоксичность, взрывоопасность, пожароопасность) и иных опасных свойств отходов.
Опасные свойства отходов определяются на основании договоров с юрлицами и ИП, имеющими аккредитованные испытательные лаборатории (центры).
По результатам определения опасных свойств отходов оформляются и выдаются заключения о степени опасности отходов и классе опасности опасных отходов.
Класс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, определенного по результатам исследования опасных свойств отходов (ст.16 Закона об обращении с отходами).
2. Обращение с отходами производства
2.1. Обязанности юрлиц, ИП в области обращения с отходами производства
Обязанности юрлиц и ИП, осуществляющих обращение с отходами, определены в пп.1 и 2 ст.17 Закона об обращении с отходами.
Юрлица и ИП, осуществляющие обращение с отходами, обязаны: | ||||
|
обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с ТНПА | |||
|
обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов | |||
|
обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также их инструктаж, проверку знаний и повышение квалификации | |||
|
предоставлять достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов госуправления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, а также по запросу граждан, юрлиц | |||
|
разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов | |||
|
осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия | |||
выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения ТНПА | ||||
Также вышеуказанные юрлица и ИП, за исключением микроорганизаций, обязаны: | ||||
|
назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами | |||
|
разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение | |||
вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в установленном порядке | ||||
Обязанности производителей отходов производства определены в п.4 ст.17 Закона об обращении с отходами.
Производители отходов производства обязаны: | ||||
|
обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, за исключением ИП и микроорганизаций, а также соблюдение этих нормативов | |||
обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в Классификаторе отходов | ||||
2.1.1. Назначение ответственных за обращение с отходами
Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, за исключением микроорганизаций, обязаны назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами (подп.2.1 п.2 ст.17 Закона об обращении с отходами).
Лица, ответственные за охрану окружающей среды в организации в целом, назначаются на основании ст.102 Закона от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды».
Для организации работы по охране окружающей среды юрлицом и ИП (в случае, если он не обладает знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования), хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду:
• создается служба охраны окружающей среды;
• вводится в штат должность специалиста по охране окружающей среды;
• или возлагаются соответствующие обязанности на работника, обладающего знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования.
2.1.1.1. Служба охраны окружающей среды
Юрлицо, осуществляющее хозяйственную и иную деятельность, относящуюся к экологически опасной, создает службу охраны окружающей среды. Структура службы охраны окружающей среды и ее численность устанавливаются юрлицом в зависимости от численности работников и видов деятельности.
Служба охраны окружающей среды, специалист по охране окружающей среды, иной работник, на которого возложены обязанности по охране окружающей среды и осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, подчиняются непосредственно руководителю юрлица.
Типовое положение о службе охраны окружающей среды утверждено постановлением Минприроды от 05.05.2016 № 15.
Полномочия службы охраны окружающей среды:
1) осуществление производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов, включая организацию мест отбора проб и проведения измерений в соответствии с требованиями, установленными НПА, в том числе обязательными для соблюдения ТНПА в области охраны окружающей среды;
2) координация деятельности структурных подразделений по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
3) участие в работе юрлица по просвещению в области охраны окружающей среды, в том числе информированию граждан о законодательстве об охране окружающей среды;
4) консультирование, подготовка ответов на запросы организаций, рассмотрение писем, обращений граждан по вопросам охраны окружающей среды;
5) организация обучения, участие в аттестации работников, деятельность которых связана с воздействием на окружающую среду;
6) внесение предложений либо участие в подготовке предложений по вопросам:
- совершенствования системы охраны окружающей среды и природопользования в организации, по разработке мероприятий, ЛПА в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
- внедрения экологически безопасных технологий, технологических процессов, модернизации производственного оборудования;
7) оказание организационной и методической помощи структурным подразделениям по вопросам охраны окружающей среды, в том числе обеспечение их необходимыми правовыми актами в области охраны окружающей среды, в том числе ЛПА, а также наглядными пособиями в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
8) иные функции (п.10 Типового положения № 15).
Работники службы охраны окружающей среды имеют право:
1) запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов, брать письменные объяснения от работников, допустивших нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
2) указывать работникам юрлица на необходимость устранения нарушений требований в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
3) вносить предложения руководителю юрлица о привлечении лиц к ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о приостановлении (запрете) деятельности цехов (производственных участков), оборудования, производства, эксплуатации транспортных средств в случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу причинения вреда окружающей среде (п.12 Типового положения № 15).
2.1.1.2. Ответственные за обращение с отходами производства
«Исходя из практики, в качестве лиц, ответственных за обращение с отходами производства на предприятии, как правило, назначаются:
• лицо, отвечающее за назначение ответственных за обращение с отходами (обычно это руководитель предприятия);
• ответственный за координацию обращения с отходами (как правило, главный инженер);
• ответственный за общий учет, сдачу отчетности, проведение инвентаризации, организацию производственного контроля за обращением с отходами, разработку документации, получение разрешений. Он контролирует соблюдение нормативов образования, лимитов захоронения, максимального объема на временном хранении, периодичность вывоза, образование новых видов отходов и др. (лицо, ответственное за охрану окружающей среды);
• лица, ответственные за обращение с отходами в подразделениях (начальники цехов, участков, мастера и пр.), отвечают за организацию их сбора, учет в местах образования, временного хранения и др.;
• прочие лица, ответственные за вывоз (как правило, служба главного механика), заключение договоров (экономисты), платежи (бухгалтерия), обращение с ртутьсодержащими отходами (служба главного энергетика)» (полностью см. здесь).
Приведем пример приказа, составленного Г.Ерилиным.
Приказ о распределении обязанностей по обращению с отходами (пример)
Общество с ограниченной
ответственностью «Предприятие»
(ООО «Предприятие»)
19.04.2021 № 59
г. Минск
О распределении
обязанностей по обращению
с отходами
В целях организации обращения, учета, определения объемов и видов отходов, в том числе своевременного и достоверного документального отображения действий по обращению с отходами, формирования данных для государственной статистической отчетности, предупреждения вредного воздействия отходов на окружающую среду
НАЗНАЧИТЬ:
1. Ответственным за координацию деятельности по обращению с отходами главного инженера Сергеева С.А.
2. Ответственными за проведение (контроль) операций по обращению с отходами: сбор (в том числе обеспечение раздельного сбора), хранение (в том числе обеспечение хранения в местах, обозначенных на карте-схеме мест хранения отходов), удаление из производственных помещений в места централизованного сбора, передачу отходов на переработку, ведение первичного учета отходов по формам журналов ПОД-9, предоставление до 5-го числа каждого месяца информации об отходах для ведения общего учета отходов экологу Градовой О.В.:
- начальника по участку капремонтов Корбут Н.Н.;
- начальника по автотранспортному участку Бирюка В.А.;
- начальника по участку отделочных работ Сенько В.В.;
- начальника по участку санитарии Ильюшенко Н.Д.;
- заведующую общежития Корнееву Г.Н.
3. Ответственным за обеспечение условий сбора и хранения, а также наличия в местах сбора отходов необходимой тары, имеющей маркировку, отвечающую конкретному виду и классу опасности отходов, обеспечение сохранности свойств отходов при их сборе и хранении, заполнение сопроводительных паспортов перевозки на все виды отходов, образующихся в организации, - начальника участка санитарии Ильюшенко Н.Д.
4. Ответственным за ведение единого (общего) учета образующихся в организации отходов по форме ПОД-10, проведение инвентаризации отходов, регистрацию сделок по отчуждению отходов, разработку нормативов образования отходов производства, разработку инструкции по обращению с отходами производства, получение разрешения на захоронение отходов производства, проведение инструктажей с ответственными лицами в области обращения с отходами производства, заполнение статотчетности, выявление образующихся отходов и их классификацию, установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства - эколога Градова О.В.
5. Ответственными за разработку мероприятий по снижению объемов образования отходов:
- начальника производственно-технического отдела Панченко Л.Д.;
- эколога Градова О.В.;
- начальника участка санитарии Ильюшенко Н.Д.
6. Ответственным за учет ртутьсодержащих отходов - энергетика Синец Д.А.
7. Ответственным за ведение журнала сопроводительных паспортов перевозки отходов производства - начальника автотранспортного участка Бирюка В.А.
8. Контроль за исполнением приказа возложить на главного инженера Иванова Н.Г.
Директор общества | Подпись | А.А.Жуков |
Визы | ||
С приказом ознакомлены… |
Приведем, как предлагает распределить обязанности между должностными лицами, Г.Ерилин.
Должностное лицо | Перечень обязанностей |
Директор | Утверждение инструкции по обращению с отходами производства (подп.2.2 п.2 ст.17 Закона об обращении с отходами) |
Назначение должностных лиц, ответственных за обращение с отходами (подп.2.1 п.2 ст.17 Закона об обращении с отходами) | |
Утверждение нормативов образования отходов производства (ст.33 Закона об обращении с отходами) | |
Замдиректора по хозяйственной части | Обеспечение обезвреживания и (или) использования отходов, а также их хранение или захоронение в санкционированных местах (подп.1.2 п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами) |
Обеспечение наличия достаточного количества контейнеров и иных емкостей для временного хранения отходов (подп.1.1 п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами) | |
Главный инженер | Координация и организация деятельности в области обращения с отходами (п.10 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды от 22.10.2010 № 45) |
Обеспечение подготовки работников (обучение) в области обращения с отходами (подп.1.3 п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами) | |
Бухгалтер | Оформление товарно-транспортных накладных на вывоз отходов (ст.10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности») |
Руководители структурных подразделений | Обеспечение соблюдения максимального количества накопления отходов (транспортной единицы) и минимальной установленной периодичности вывоза отходов (п.20 Инструкции № 45) |
Ведение учета отходов в местах образования (поступления) (подп.2.3 п.2 ст.17 Закона об обращении с отходами) | |
Соблюдение периодичности вывоза отходов и допустимого количества их накопления в подразделении (п.2 ст.25 Закона об обращении с отходами) | |
Обеспечение контроля сбора отходов и их разделения по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с ТНПА (подп.1.1 п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами) | |
Главный механик | Оформление и регистрация сопроводительных паспортов на перевозку отходов, регистрация сопроводительных паспортов в журнале регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства (п.2 ст.26 Закона об обращении с отходами) |
Обеспечение перевозки отходов на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также на захоронение (подп.1.2 п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами) | |
Эколог | Разработка нормативов образования отходов производства, а также обеспечение их соблюдения (ст.33 Закона об обращении с отходами) |
Ведение книги общего учета отходов по форме ПОД-10 (подп.2.3 п.2 ст.17 Закона об обращении с отходами) | |
Предоставление достоверной информации об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов госуправления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан (подп.1.4 п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами) | |
Разработка инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечение ее соблюдения (подп.2.2 п.2 ст.17 Закона об обращении с отходами) | |
Получение разрешения на хранение и захоронение отходов, соблюдение установленных в нем лимитов хранения и захоронения (п.2 ст.25 и ст.34 Закона об обращении с отходами) | |
Организация и проведение инвентаризации отходов производства (подп.2.3 п.2 ст.17 Закона об обращении с отходами) | |
Разработка и принятие мер по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов (подп.1.5 п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами) | |
Представление статистических данных в области обращения с отходами (постановление Белстата от 30.09.2022 № 90 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) "Отчет об обращении с отходами производства" и указаний по ее заполнению») | |
Проведение инструктажей, проверка знаний в области обращения с отходами (подп.1.3 п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами) | |
Выполнение иных требований, норм и правил, установленных Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе ТНПА (подп.1.7 п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами) |
2.1.2. Инструкция по обращению с отходами производства
Инструкция по обращению с отходами производства разрабатывается и утверждается субъектами хозяйствования (за исключением микроорганизаций), осуществляющими обращение с отходами производства, для них в целом и (или) для каждого их обособленного подразделения.
2.1.2.1. Разработка и утверждение инструкции по обращению с отходами производства
Порядок разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства установлен Инструкцией № 45.
Разработанная инструкция по обращению с отходами производства утверждается руководителем субъекта хозяйствования, который обеспечивает достоверность сведений, указанных в ней, и их соответствие законодательству.
Инструкция по обращению с отходами производства должна быть пронумерована (п.6 Инструкции № 45).
Инструкция по обращению с отходами производства включает в себя титульный лист, а также разделы и приложения, указанные ниже.
Требования к содержанию разделов и приложений перечислены в пп.9-20 Инструкции № 45.
2.1.2.2. Согласование инструкции по обращению с отходами производства
Инструкция по обращению с отходами производства утверждается до ее представления на согласование территориальным органам Минприроды (п.7 Инструкции № 45).
Такое согласование осуществляется на основании Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совмина от 28.11.2019 № 818, по месту осуществления деятельности по обращению с отходами производства, в том числе:
• Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае осуществления деятельности по обращению с отходами производства на территории г. Минска;
• областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае осуществления деятельности по обращению с отходами производства на территории двух и более районов одной области;
• районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае осуществления деятельности по обращению с отходами производства на территории соответствующих районов и (или) городов, за исключением случаев, предусмотренных в абз.3 п.2 Положения о согласовании инструкций № 818.
Инструкция должна быть представлена для согласования в течение 60 календарных дней со дня:
• госрегистрации юрлица и ИП, осуществляющего обращение с отходами производства (далее - заявитель), - для вновь созданных юридических лиц и ИП, за исключением случаев, установленных законодательными актами, когда субъекты хозяйствования вправе не разрабатывать (не утверждать) инструкции;
• прекращения действия согласования инструкции - для заявителей, действие согласования инструкций которых прекращено.
Для согласования инструкций заявители представляют в орган согласования заявление в произвольной форме и инструкцию (в двух экземплярах) (пп.2-4 Положения о согласовании инструкций № 818).
2.1.2.3. Разработка новой инструкции по обращению с отходами производства
Новая инструкция по обращению с отходами производства разрабатывается в случаях:
1) изменения основных сведений о субъекте хозяйствования, его реорганизации, изменения места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства;
2) изменения требований законодательства, регулирующих порядок обращения с отходами;
3) изменения допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки, и (или) периодичности вывоза отходов производства;
4) изменения условий и мест хранения отходов производства;
5) строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства субъекта хозяйствования, повлекшего изменение перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними;
6) изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение;
7) истечения срока действия согласования инструкции по обращению с отходами производства (ч.1 п.21 Инструкции № 45).
Субъекты хозяйствования разрабатывают новую инструкцию по обращению с отходами производства и обращаются в территориальный орган Минприроды для ее согласования в сроки, установленные ч.2 п.21 Инструкции № 45.
Разработка новой инструкции по обращению с отходами производства не требуется при изменении:
1) степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, устанавливаемых их производителями (собственниками), если эти изменения не влекут изменение порядка обращения с такими отходами производства, который определен в инструкции по обращению с отходами производства;
2) наименования отходов производства, если это изменение не влечет изменения их кода и порядка обращения с такими отходами производства, который определен в инструкции по обращению с отходами производства.
Новые сведения о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства, наименовании отходов производства учитываются при разработке новой инструкции по обращению с отходами производства в связи с наступлением случаев, указанных в ч.1 п.21 Инструкции № 45 (п.22 Инструкции № 45).
2.2. Сбор отходов и их разделение по видам
Сбор отходов и их разделение по видам осуществляются производителями отходов либо уполномоченными ими юрлицами или ИП, осуществляющими обращение с отходами.
Если производитель отходов не выполнил требования по разделению отходов по видам, то их разделение по видам обязаны осуществить юрлицо или ИП, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы.
Смешивание отходов разных видов в соответствии с ТНПА допускается при захоронении и (или) обезвреживании отходов (пп.1 и 2 ст.24 Закона об обращении с отходами).
2.3. Хранение и захоронение отходов
Хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов.
Санкционированные места хранения и захоронения отходов производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых территориальными органами Минприроды.
При временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения отходов производства указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления. Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества их накопления при временном хранении не допускаются.
Обратите внимание! При временном хранении отходов производства в случае отсутствия инструкции по обращению с отходами производства, разработка и утверждение которой не требуются, санкционированными местами хранения таких отходов являются места временного хранения отходов, расположенные в пределах земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, предоставленных ИП и микроорганизациям либо принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве. В данном случае: • периодичность вывоза отходов производства устанавливается в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по удалению отходов производства, а при отсутствии таких договоров - не реже одного раза в квартал; • допустимое количество накопления отходов производства не устанавливается. |
При временном хранении отходов, предназначенных для подготовки, санкционированные места хранения таких отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для подготовки.
Санкционированные места хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах по использованию отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах.
Разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексные природоохранные разрешения получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юрлица или ИП, осуществляющие обращение с отходами.
Справочно Основания, условия, порядок выдачи, приостановления действия и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также порядок выдачи комплексных природоохранных разрешений определены: • Положением об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденным постановлением № 818; • Положением о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений, утвержденным постановлением Совмина от 12.12.2011 № 1677. |
Захоронение вторичных материальных ресурсов запрещается (пп.1-3 и 5 ст.25 Закона об обращении с отходами).
Реестр объектов по хранению и захоронению отходов см. здесь.
2.4. Перевозка отходов
Отходы перевозятся с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, в соответствии с Законом об обращении с отходами, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозка опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, - в соответствии с законодательством в области перевозки опасных грузов.
Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, за исключением:
• перевозки на захоронение отходов производства, относящихся к коммунальным отходам, вывоз которых осуществляют юрлица или ИП, осуществляющие сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам;
• перевозки отходов производства, производитель которых одновременно является их собственником, получателем и юрлицом или ИП, осуществляющим перевозку таких отходов;
• перевозки отходов производства на хранение, захоронение, обезвреживание и (или) использование за пределы территории Республики Беларусь;
• перевозки отходов производства, осуществляемой при наличии товарно-транспортной накладной (за исключением перевозки опасных отходов, осуществляемой с соблюдением международных договоров Республики Беларусь) (ст.26 Закона об обращении с отходами).
Форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и порядок его оформления утверждены постановлением Минприроды от 09.12.2008 № 112.
Дополнительно по теме • Правила перевозки отходов. |
2.5. Использование отходов
Отходы должны использоваться в соответствии с Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства, в том числе обязательными для соблюдения ТНПА.
Запрещается использование отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей в объемах, превышающих установленные обязательными для соблюдения ТНПА.
Объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов.
Реестр объектов по использованию отходов ведет республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Бел НИЦ "Экология"».
Реестр объектов по использованию отходов см. здесь. |
Не допускается эксплуатация объектов по использованию отходов, не включенных в реестр таких объектов (ст.28 Закона об обращении с отходами).
Дополнительно по теме • Порядок регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов в реестре объектов по использованию отходов. Правила заполнения заявления. |
2.6. Обезвреживание отходов
Обезвреживание отходов должно осуществляться только на объектах обезвреживания отходов, эксплуатация которых производится в соответствии с требованиями Закона об обращении с отходами, иных актов законодательства об обращении с отходами, об охране окружающей среды, в том числе обязательных для соблюдения ТНПА.
Реестр объектов обезвреживания отходов см. здесь. |
Запрещаются обезвреживание отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей в объемах, превышающих установленные обязательными для соблюдения ТНПА, а также уничтожение при обезвреживании вторичных материальных ресурсов.
Обезвреживание отходов, образовавшихся в результате уничтожения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, осуществляется в соответствии с Инструкцией о правилах и методах обезвреживания отходов лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденной постановлением Минздрава от 22.11.2002 № 81 (ст.29 Закона об обращении с отходами).
3. Нормирование образования отходов производства
3.1. Нормативы образования отходов
Норматив образования отходов производства - предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги (п.11 ст.1 Закона об обращении с отходами).
Нормативы образования отходов производства разрабатываются и утверждаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства (п.1 ст.33 Закона об обращении с отходами).
Нормативы разрабатываются и утверждаются производителем отходов производства, за исключением ИП и микроорганизаций.
Порядок утверждения нормативов определен в Положении о порядке утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденном постановлением № 818.
Нормативы разрабатываются на основе сведений, полученных при инвентаризации отходов производства, технологических регламентов, удельных норм расходов сырья и материалов, материально-сырьевого баланса и иной нормативно-технической и технологической документации, а также ТНПА, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг, и с учетом необходимости уменьшения объемов (предотвращения) образования отходов производства.
Нормативы не подлежат расчету, если:
1) отходами производства являются утратившие свои потребительские свойства бытовая техника, оргтехника, мебель;
2) отходы производства образуются при уничтожении:
- товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения;
- имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства;
- орудий рыболовства и продукции рыболовства в случаях, предусмотренных Правилами ведения рыболовного хозяйства и Правилами любительского рыболовства, утвержденными Указом от 21.12.2021 г. № 284 (ч.2 п.3 Положения о нормативах образования отходов № 818).
Обратите внимание! Нормативы образования отходов производства утверждаются на срок не более 5 лет по форме согласно приложению к Положению о нормативах образования отходов № 818. |
Также подлежат разработке и утверждению нормативы в случаях изменения:
• режимов работы технологического оборудования или изменения технологических процессов, связанных с образованием отходов производства;
• качества и (или) вида применяемого сырья, топлива или материалов, повлекшего изменение наименований и (или) количества образования отходов производства;
• наименования юридического лица.
3.2. Лимиты хранения и захоронения отходов
Лимит хранения (захоронения) отходов производства - количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для хранения (захоронения) их на объектах хранения (захоронения) отходов.
Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства устанавливаются:
• исполкомами в целях охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирования внедрения наилучших доступных технических методов;
• с учетом:
- нормативов образования отходов производства;
- мероприятий по предотвращению или уменьшению объемов образования отходов производства, увеличению объемов использования отходов производства;
- мощностей объектов хранения и захоронения отходов, установленных сроков их эксплуатации и количества накопленных отходов на этих объектах;
- наличия действующих на территории соответствующей административно-территориальной единицы и в Республике Беларусь объектов обезвреживания отходов и объектов по использованию отходов;
- иных условий (ст.34 Закона об обращении с отходами).
3.3. Разрешение на хранение и захоронение отходов
Разрешения на хранение и захоронение отходов производства выдаются в порядке, установленном Положением о выдаче разрешений № 818.
Разрешения на хранение и захоронение отходов производства выдаются при условии:
1) отсутствия на дату выдачи этого разрешения:
- объектов по использованию отходов, принимающих отходы от других юрлиц и ИП, в реестре объектов по использованию отходов либо наличия подтверждения в письменной форме от юрлиц или ИП, обладающих правом собственности или иным законным основанием на такие объекты и осуществляющих их эксплуатацию, о невозможности использования на таких объектах отходов исходя из их физико-химических характеристик;
- объектов обезвреживания отходов, принимающих отходы от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов либо наличия подтверждения в письменной форме от юрлиц или ИП, обладающих правом собственности или иным законным основанием на такие объекты и осуществляющих их эксплуатацию, о невозможности обезвреживания на таких объектах отходов исходя из их физико-химических характеристик;
- объектов захоронения отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;
2) наличия на территории Республики Беларусь объектов хранения отходов с достаточной фактической мощностью для хранения отходов (пп.7 и 8 Положения о выдаче разрешений № 818).
Разрешения выдаются территориальными органами Минприроды по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов, в том числе (п.4 Положения о выдаче разрешений № 818):
Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды |
В случае хранения, захоронения отходов производства в г. Минске |
Областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды |
В случаях: 1) если среди отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области: - имеются отходы 1-2-го классов опасности, 3-го класса опасности свыше 5 т в год; - суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 т в год; 2) хранения, захоронения отходов производства на территории двух и более районов одной области |
Районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды |
В случаях хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением случаев, предусмотренных в абз.3-5 п.4 Положения о выдаче разрешений № 818 |
Для получения разрешения заявители представляют в орган выдачи разрешений:
• заявление на хранение отходов производства по форме согласно приложению 1 и (или) заявление на захоронение отходов производства по форме согласно приложению 2;
• расчет годового количества образования отходов производства;
• акт инвентаризации отходов производства (за исключением ИП и микроорганизаций);
• копию (копии) заключения (заключений) о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства (в предусмотренных случаях);
• документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Выдача разрешения либо решения об отказе в его выдаче осуществляется в срок, установленный в подп.6.36.1 п.6.36 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548 (исчисляемый со дня подачи вышеуказанных документов) (п.5 Положения о выдаче разрешений № 818).
Выдача или отказ в выдаче разрешения осуществляется органом выдачи разрешения в 15-дневный срок. Срок разрешения составляет 5 лет и начинается с момента выдачи.
Разрешение на хранение и захоронение отходов производства выдается по форме согласно приложению 3 к Положению о выдаче разрешений № 818.
В разрешение вносятся изменения и (или) дополнения в случаях и сроки, указанные ниже:
Основания для внесения изменений и дополнений | Сроки |
1) регистрация в реестре объектов по использованию отходов объекта по использованию отходов, принимающего отходы, указанные в разрешении, от других юрлиц и ИП; 2) учет в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов объекта обезвреживания отходов, принимающего отходы, указанные в разрешении, от других юрлиц и ИП; 3) изменение требований законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в разрешение; 4) изменение количества отходов производства, подлежащих хранению, захоронению; 5) образование новых видов отходов производства, подлежащих хранению, захоронению; 6) изменение условий хранения, захоронения отходов производства, установленных в разрешении; |
в течение 30 календарных дней со дня возникновения указанных оснований |
7) смена объектов хранения и (или) захоронения отходов, на которых производится хранение, захоронение отходов производства в соответствии с разрешением | до возникновения основания |
Внесение изменений и (или) дополнений в разрешение осуществляется в порядке, установленном для выдачи разрешения.
При внесении изменений и (или) дополнений в разрешение заявителю выдается разрешение, оформленное на новом бланке, при этом номер и дата выдачи разрешения не изменяются, а в разрешение вносится отметка о дате внесения изменений и (или) дополнений.
В случае утраты разрешения заявитель вправе обратиться в орган выдачи разрешений с заявлением в произвольной форме о выдаче ему дубликата разрешения.
Дубликат разрешения выдается в течение 5 календарных дней со дня обращения заявителя (пп.15, 17-19 Положения о выдаче разрешений № 818).
4. Учет и инвентаризация отходов производства
4.1. Учет отходов
Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, за исключением микроорганизаций, обязаны вести учет отходов (п.2 ст.17 Закона об обращении с отходами).
Учет отходов - это система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними (п.33 ст.1 Закона об обращении с отходами).
Учет отходов ведут организации при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В процессе ведения учета используются инструментальные, неинструментальные (расчетные) и расчетно-инструментальные методы в соответствии с требованиями, установленными ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утв. постановлением Минприроды от 18.07.2017 № 5-Т, ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Требования экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха», утв. постановлением Минприроды от 29.12.2022 № 32-Т (подп.1.1 и 1.2 п.1 постановления Минприроды от 20.06.2014 № 27 «Об учете используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, иных видов вредного воздействия на окружающую среду»).
Для ведения учета применяются формы учетной документации, предусмотренные ЭкоНиП, указанными в подп.1.2 п.1 постановления № 27.
Формы учетной документации по обращению с отходами установлены ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденным постановлением Минприроды от 18.07.2017 № 5-Т.
Так, для учета отходов ведутся книга учета отходов по форме ПОД-9 и книга общего учета отходов по форме ПОД-10.
4.1.1. Книга учета отходов по форме ПОД-9
Данная книга (форма 6.1 приложения 6 к ЭкоНиП 17.01.06-001-2017) применяется для ведения учета отходов в местах их образования (поступления).
Форма ПОД-9 не ведется:
• юрлицами, в структуру которых входит только одно производственное (структурное) подразделение, для учета отходов которых ведется форма ПОД-10;
• субъектами хозяйствования, которые эксплуатируют объекты захоронения отходов, – для отражения информации о поступающих на эти объекты отходах в случае, если ведение учета таких отходов предусмотрено актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами (п.108 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017).
Организация учета отходов в книге ПОД-9 осуществляется исходя из фактического объема отходов, определяемого путем взвешивания, замера, расчетными методами по мере заполнения тары для сбора отходов производства либо иными определенными субъектам хозяйствования способами (п.110 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017).
Учет отходов ведется исходя из их массы (в кг или т), а термометров ртутных использованных или испорченных, люминесцентных трубок отработанных и ртутных ламп отработанных, компактных люминесцентных ламп (энергосберегающих) отработанных, дифманометров, содержащих ртуть, игнитронов – в штуках (п.115 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017).
4.1.2. Книга общего учета отходов по форме ПОД-10
В книге ПОД-10 (форма 6.2 приложения 6 к к ЭкоНиП 17.01.06-001-2017) ведется учет образования отходов у субъектов хозяйствования, поступления отходов от других субъектов хозяйствования, физических лиц и (или) передачи отходов другим субъектам хозяйствования (п.107 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017).
При заполнении формы ПОД-10 сведения в нее вносятся не реже 1 раза в месяц на основании формы ПОД-9, а при ее отсутствии – на основании данных бухгалтерского учета, договоров на передачу отходов сторонним субъектам хозяйствования, актов выполненных работ, сопроводительных паспортов перевозки отходов производства и иных документов, свидетельствующих об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, захоронении отходов.
Заполнение формы ПОД-10 производится в каждом календарном месяце с нового листа, при этом, при необходимости, для каждого наименования отходов может отводиться отдельный лист (листы) (чч.1 и 2 п.113 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017).
4.2. Инвентаризация отходов
Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, за исключением микроорганизаций, обязаны проводить инвентаризацию отходов производства.
Инвентаризация отходов производства - деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования (п.5 ст.1 Закона об обращении с отходами).
Проводится она не реже одного раза в 5 лет на основании Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды от 29.02.2008 № 17, юрлицами и ИП, осуществляющими обращение с отходами, либо уполномоченными ими юрлицами или ИП.
Досрочная инвентаризация проводится в случаях:
1) выявления новых видов отходов производства;
2) изменения технологических процессов получения продукции;
3) изменения перечня выпускаемой продукции;
4) изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;
5) реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;
6) предписания территориальных органов Минприроды;
7) иных по решению организации (п.7 Инструкции № 17).
Для проведения инвентаризации руководителем организации издается приказ, в котором:
• устанавливаются сроки проведения инвентаризации и подготовки сведений для проведения инвентаризации;
• назначается комиссия по проведению инвентаризации;
• определяются перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях;
• определяется перечень лиц, допускаемых к проведению инвентаризации в организации в случае проведения инвентаризации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными организацией на проведение инвентаризации (п.9 Инструкции № 17).
Работа по проведению инвентаризации включает следующие этапы:
1) подготовительный;
2) инвентаризационное обследование;
3) обобщение сведений об инвентаризации.
На этапе обобщения сведений об инвентаризации производится систематизация полученных данных и оформляется акт инвентаризации отходов производства (п.14 Инструкции № 17).
Акт инвентаризации отходов производства включает:
• титульный лист, оформленный по форме согласно приложению 3 к Инструкции № 17;
• сведения по результатам инвентаризации, оформленные по форме согласно приложению к акту инвентаризации отходов производства;
• перечень мероприятий по учету отходов, определению их качественных и количественных показателей, разработке нормативов образования отходов производства.
Акт инвентаризации отходов производства подписывается председателем и членами комиссии по проведению инвентаризации, утверждается руководителем организации (п.15 Инструкции № 17).
Результаты инвентаризации применяются при:
• разработке инструкции по обращению с отходами производства и организации учета отходов;
• подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексного природоохранного разрешения;
• расчетах лимитов хранения и захоронения отходов производства;
• согласовании и утверждении нормативов образования отходов производства;
• ведении государственной статистической отчетности об отходах (п.18 Инструкции № 17).
5. Отчетность 1-отходы (Минприроды)
Форма отчета 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указания по ее заполнению утверждены постановлением Белстата от 30.09.2022 № 90.
Данный отчет представляют юрлица, обособленные подразделения юрлиц, имеющие отдельный баланс, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства.
Отчет составляется респондентами, имеющими отдельный баланс, включая данные по входящим в их структуру подразделениям, не имеющим отдельного баланса, расположенным на одной с ними территории (район области, город областного подчинения, г. Минск).
Отчет не представляют респонденты, у которых образуются только:
отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения | код отхода - 9120400 |
отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства | код отхода - 1870601 |
картона | код отхода - 1870605 |
гофрокартона незагрязненные | код отхода - 1870606 |
люминесцентные трубки отработанные | код отхода - 3532604 |
компактные люминесцентные лампы (энергосберегающие) отработанные | код отхода - 3532607 |
ртутные лампы отработанные | код отхода - 3532603 |
при общем объеме таких отходов 50 и менее тонн в год.
Отчет 1-отходы представляется только в виде электронного документа посредством специализированного программного обеспечения с использованием сертификата открытого ключа (средство электронно-цифровой подписи ГосСУОК), изданного в Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь на официальном сайте Белстата в глобальной компьютерной сети Интернет.
Срок подачи отчета 1-отходы - до 30 января.
Ранее отчет представлялся до 20 января и только на бумажном носителе.
6. Контроль в области обращения с отходами. Ответственность за нарушения
6.1. Контроль в области обращения с отходами
Такой контроль осуществляют Минприроды и его территориальные органы:
• областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды;
• городские, районные, городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Контроль в области обращения с отходами осуществляется в порядке, установленном Указом от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
6.2. Административная ответственность за нарушения
Административная ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами установлена ст.16.44 КоАП.
Не является административным правонарушением деяние, предусмотренное ч.1 ст.16.44 КоАП, в случае невыполнения соответствующей обязанности по причине отсутствия на текущих (расчетных) банковских счетах денежных средств (в их электронных кошельках электронных денег), достаточных для исполнения своевременно направленной платежной инструкции (платежных инструкций) в банк на перечисление платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки в полном объеме без последующего отзыва.
Административное взыскание, предусмотренное ч.1 ст.16.44 КоАП, в случае частичного добровольного выполнения соответствующей обязанности налагается по правилам, установленным ст.7.7 КоАП, в части суммы платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, на которую такая обязанность выполнена.
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»