Образование: изменения законодательства с 1 по 14 августа
Школьный факультатив «Лаборатория открытий»
С 4 августа 2024 г. утверждена учебная программа факультативных занятий «Лаборатория открытий».
Программа предназначена для учащихся I (II) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования. Она рассчитана на 34 ч. (из расчета 1 учебный час в неделю в течение учебного года).
Цель факультатива - углубить знания учащихся об окружающем мире, формировать интерес к изучению естественнонаучных дисциплин, а в дальнейшем - успешность в процессе обучения физике посредством проектной и учебно-исследовательской деятельности.
На факультативе учащиеся ознакомятся с элементами науки «Физика», научатся анализировать и понимать физическую природу окружающих явлений.
По окончании обучения ребята будут уметь проводить наблюдения и несложные опыты; выдвигать гипотезы, прогнозировать результаты; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, исследования); участвовать во фронтальной, групповой и индивидуальной исследовательской работе (безопасной и доступной с учетом возрастных особенностей); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы и т. д.
Постановление Минобразования от 26.07.2024 № 95
Что школьники будут изучать на новых факультативах
Постановлением Минобразования от 06.06.2024 № 66 утверждены учебные программы факультативных занятий «Ремесло историка», «Человек в мире медиа: как не потеряться в эпоху фейков и мейнстримов», «Организую себя, организую других», «Сусвет Тэкст», «Финансовая грамотность. Анализируем. Планируем. Управляем», «Открой МИР заново».
Программы предназначены для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания.
Так, факультатив «Ремесло историка» рассчитан на девятиклассников и направлен на совершенствование у ребят навыка читательской грамотности и активизации познавательной деятельности путем развития метапредметных умений.
В рамках обучения планируется развивать при работе с историческими источниками, документами, информацией познавательную мотивацию учащихся; повышать интеллектуальную и познавательную самостоятельность учащихся, совершенствовать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности; совершенствовать навыки работы с историческими источниками, документами для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации.
Программа занятий «Человек в мире медиа: как не потеряться в эпоху фейков и мейнстримов» предназначена для VIII (IX) класса. Ожидается, что в процессе освоения программы у детей сформируются знания и умения для эффективного и безопасного взаимодействия с информацией, полученной из медиаисточников.
На факультативе «Организую себя, организую других» для учащихся X-XI классов будут созданы условия для становления их функциональной грамотности посредством овладения ими эффективными формами и средствами коммуникации, неразрывно сопряженными с развитием критического мышления, креативности, эмоционального и социального интеллекта, навыков деловой кооперации, - аспектами, направленными на устойчивое развитие личности.
Программа факультативных занятий «Сусвет Тэкст» рассчитана на X-XI классы. Ее цель - развитие у ребят универсальных компонентов функционального образования, способствующих выработке навыков осмысленного чтения и создания текстов различного типа.
В рамках факультатива «Финансовая грамотность. Анализируем. Планируем. Управляем» для IX класса планируется обеспечить усвоение учащимися элементов знаний финансовой области, релевантных для применения в повседневной жизни; приобретение детьми опыта деятельности в реальных финансовых ситуациях, относящихся к различным областям жизнедеятельности; формирование ответственного финансового поведения по отношению к себе, другим людям, обществу в целом и окружающей среде.
Факультатив «Открой МИР заново» могут посещать учащиеся VI, VII, VIII классов. Он направлен на формирование функциональной грамотности ребят в условиях современного информационного общества средствами проектной деятельности:
• создание условий для выработки знаний, умений и навыков работы с информацией, умения обрабатывать ее в процессе выполнения проектов; информационной культуры взаимодействия;
• развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей;
• воспитание свободы проявления самовыражения в процессе проектной деятельности.
Правовой акт принят в соответствии с КоО.
Постановление № 66 вступило в силу с 8 августа 2024 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
Программа еще одного факультатива установлена для будущих педагогов
Постановлением Минобразования от 19.07.2024 № 88 утверждена учебная программа факультативных занятий «Введение в спортивно-педагогические профессии» для X-XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.
Занятия направлены на создание у учащихся представления о специфике профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта, формирование мотивации для осознанного выбора спортивно-педагогических профессий.
В процессе освоения программы планируется решить задачи по:
• формированию физической культуры личности, всестороннему удовлетворению образовательных потребностей в сфере физической культуры и спорта;
• созданию условий для профессиональной ориентации учащихся, формированию интереса к спортивно-педагогическим профессиям;
• ознакомлению с требованиями к личностным и профессиональным качествам специалиста в сфере физической культуры и спорта.
Обучение будет вестись по четырем модулям: «Основы истории физической культуры и спорта»; «Основы педагогики и психологии физической культуры и спорта»; «Анатомо-физиологические основы мышечной деятельности человека»; «Общие основы теории и методики физического воспитания и теории спорта».
По итогам обучения ребята получат представления о возникновении и развитии физической культуры и спорта, значении основных событий олимпийского движения, роли тренера в подготовке спортсменов, закономерностях функционирования организма под влиянием занятий физической культурой и спортом, основах обучения двигательным действиям и др.
Старшеклассники узнают в том числе об основных этапах истории физической культуры и спорта, закономерностях проявления личности в процессе занятий физической культурой и спортом, особенностях протекания физиологических и биохимических процессов при мышечной деятельности, структуре и содержании занятий физическими упражнениями и т. п.
В рамках курса школьники научатся, например, оценивать достижения спортсменов Республики Беларусь на значимых международных спортивных соревнованиях, осуществлять рефлексивный анализ своих переживаний и мотивов в повседневной жизни, а также в процессе занятий физической культурой и спортом, организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями, планировать распорядок дня, определять направленность физических упражнений.
В целом, важным ожидаемым результатом освоения содержания факультативных занятий является сформированность устойчивого интереса к спортивно-педагогической профессии, положительной мотивации и осознанной позитивной установки на ее выбор.
Постановление № 88 вступает в силу с 1 сентября 2024 г.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
Горячая линия Минобразования по вопросам сбора детей в школы
С целью качественной организации кампании по сбору детей в школы в Минобразования продолжает работу горячая линия.
Телефон горячей линии: (017) 222 43 12.
Время работы горячей линии: с 12 августа по 10 сентября 2024 г. с 14:00 до 18:00.
По материалам сайта Минобразования
Минобразования определило тему первого урока в новом учебном году
Министерство образования определило тему первого урока в новом учебном году. Об этом БелТА сообщили в пресс-службе профильного министерства, передает БелТА.
Так, в новом 2024/25 учебном году тема первого урока - «Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!». В Год качества и 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков разговор пойдет о достижениях белорусского народа, которыми гордится страна, о тех ценностях, которые важно сохранить во имя будущего.
Методические рекомендации по проведению первого урока на I, II, III ступенях общего среднего образования будут размещены на Национальном образовательном портале.
По материалам БелТА
Минобразования разместило на сайте каталог школьной одежды
Во всех учреждениях общего среднего образования по согласованию с учащимися и их родителями приняты решения по цветовой гамме школьной одежды, определены единые элементы. Об этом сообщает БелТА со ссылкой на пресс-службу Минобразования.
Концерн «Беллегпром» разработал широкий ассортимент, который включает более 700 моделей. На сайте Минобразования размещен каталог «Школьная коллекция 2024-2025».
«Подходы, выработанные ранее, сохранены и в преддверии нового 2024/2025 учебного года. Внесение изменений в проводимую работу, в том числе с учетом пилотного проекта, запланированного к реализации в 20 учреждениях образования Минска, не планируется», - сообщили в министерстве.
Утверждена программа допризывной и медицинской подготовки для кадетов
С 1 сентября 2024 г. утверждена учебная программа по предмету «Допризывная и медицинская подготовка». Она предусмотрена для 9-х классов кадетских училищ, специализированных лицеев, суворовских военных училищ.
Курс включает строевую, огневую, тактическую подготовку, изучение общих понятий военной топографии, радиационной, химической и биологической защиты, военно-медицинскую подготовку и др.
Программа нацелена на создание условий для военно-профессионального самоопределения учащихся, формирования у них готовности к службе в ВС, в госорганах системы обеспечения нацбезопасности Беларуси.
Учебная программа рассчитана на 34 часа. Педагоги имеют право перераспределять количество часов на изучение тем в пределах общего количества установленных часов и менять последовательность изучения разделов и тем. При этом должно быть соблюдено условие о сохранении целостности системы подготовки учащихся.
Постановление Минобразования от 30.07.2024 № 97
Скорректирован порядок проведения исследования качества образования
С 7 августа 2024 г. внесены изменения в Инструкцию о порядке проведения мероприятия «Национальное исследование качества образования», утв. постановлением Минобразования от 02.05.2023 № 146.
В частности, установлено, что научно-методическое обеспечение проведения мероприятия «Национальное исследование качества образования» осуществляет государственное учреждение образования «Академия образования».
Постановление Минобразования от 10.07.2024 № 80
Повышение стоимости обучения в вузах в этом году не планируется
Повышение стоимости обучения в вузах в этом году не планируется. Об этом сегодня журналистам заявил первый заместитель министра образования Александр Баханович, передает корреспондент БелТА.
Зачисление на платную форму обучения в вузах завершилось 3 августа, всего студентами-платниками стали более 16 тыс. абитуриентов. Однако приемная кампания в сельскохозяйственные вузы на заочную форму будет проведена в ноябре - декабре, принять туда планируется около 2,4 тыс. абитуриентов, в том числе около 900 - на бюджет. Поэтому окончательная общая цифра платников станет известна позже. Что касается стоимости платного обучения, то Александр Баханович подчеркнул, что повышение в этом году не планируется.
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов отметил, что 14 вузов страны из 46 уже закрыли платный прием, выполнив его в полном объеме. «Оставшиеся вузы максимально близки к выполнению своих цифр приема», - добавил он.
По материалам БелТА
Топ-5 специальностей вузов Беларуси по проходным баллам и конкурсу
Первый заместитель министра образования Александр Баханович рассказал журналистам, какие специальности вузов вошли в топ-5 по проходным баллам и конкурсу, передает корреспондент БелТА.
«По ряду специальностей в приемную кампанию этого года увеличились проходные баллы. В топ-5 вошли "мировая экономика"
Первый замминистра отметил, что конкурс, в отличие от проходного балла, не считается тем показателем, который говорит о востребованности специальностей. «Потому что на три бюджетных места может поступить 30 заявок, конкурс составит 10 человек на место. Чтобы получить такой же конкурс на специальности, на которые мы набираем 100 бюджетников, нужна 1 тыс. заявлений. Поэтому это не совсем тот показатель, который говорит о востребованности специальности, в отличие от проходного балла», - пояснил он.
По материалам БелТА
Больше всего целевиков в вузы зачислено на медицинские, педагогические и сельхозспециальности
Наибольшее количество целевиков в белорусские вузы было зачислено по медицинским, педагогическим и сельскохозяйственным специальностям. Об этом журналистам сообщил первый заместитель министра образования Александр Баханович, передает корреспондент БелТА.
«Формат приема абитуриентов-целевиков в этом году не изменился. Вступительная кампания для них была вынесена за рамки основного приема и проведена с 27 июня по 12 июля. Вместе с тем особенностью приема целевиков этого года является повышение требований к заказчикам кадров (необходимость обеспечения конкурса каждым заказчиком по большинству специальностей), повышение требований к успеваемости абитуриентов - введение нижнего порога среднего балла документа об образовании не ниже 7,0», - рассказал Александр Баханович.
Он отметил значительную активизацию заказчиков кадров в части подачи заявок на целевую подготовку. «В итоге план приема целевиков составил 5,6 тыс. мест (на 1 тыс. мест больше, чем в прошлом году). Количество абитуриентов, подавших документы, превысило 6 тыс. В итоге зачислено на 1,1 тыс. целевиков больше, чем в 2023 году. Наибольшее количество из них зачислено на медицинские, педагогические и сельскохозяйственные специальности», - проинформировал первый замминистра.
По материалам БелТА
Минобразования проводит правовой мониторинг постановления № 379
Минобразования проводит правовой мониторинг в отношении ведомственного постановления от 10.10.2022 № 379 «Об утверждении Положения об учреждении дополнительного образования взрослых».
Правовой мониторинг проводится с целью актуализации норм постановления № 379 с учетом практики его применения.
Задачами правового мониторинга являются:
1) оценка эффективности норм постановления № 379;
2) выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений, связанных с деятельностью учреждений дополнительного образования взрослых, их причин, а также последствий, которые возникли в процессе применения постановления № 379;
3) выработка предложений о совершенствовании законодательства и практики его применения, принятии мер по надлежащей реализации постановления № 379.
В рамках проведения правового мониторинга предлагаем всем заинтересованным направлять информацию и предложения, в том числе о (об):
• актуальности норм постановления № 379, наличии в нем устаревших и неэффективных норм;
• наличии пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности, внутренних противоречий в постановлении № 379, наличии (отсутствии) единообразной практики его применения;
• положительных и отрицательных последствиях издания и применения постановления № 379;
• наличии случаев нарушения норм постановления № 379;
• количестве и содержании обращений, связанных с применением постановления № 379;
• необходимости корректировки постановления № 379 (по возможности с конкретными предложениями и (или) формулировками и их обоснованием, в том числе финансово-экономическим).
По указанным вопросам можно будет высказаться в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 6 августа до 6 сентября 2024 г., а также направить свою информацию и предложения в электронном виде на электронную почту Минобразования с обязательным указанием «Правовой мониторинг постановления».
Обратите внимание! Направленные предложения не будут считаться электронными обращениями, и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц. |
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
Индексация доходов населения за июль
ИПЦ за июль 2024 г. к июню 2024 г. составил 100,03 %.
Работникам, получающим доход в организациях из небюджетных источников, возмещение потерь от инфляции осуществляется согласно ч.2 ст.1 Закона от 21.12.1990 № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).
Норматив индексации денежных доходов за июль 2024 г. составляет 433 руб.
За июль 2024 г. размер месячной минимальной заработной платы составляет 626 руб.
Письмо Минтруда и соцзащиты от 09.08.2024 № 8-17/184/14
Индексация стипендий за июль
Индексация стипендий производится, если ИПЦ, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит порог 5 % (ч.1 ст.2 Закона от 21.12.1990 № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции»).
ИПЦ за июль 2024 г. к маю 2024 г. (к месяцу пересмотра бюджета прожиточного минимума) составил 100,6 % и не превысил порог 5 %.
Таким образом, стипендии, выплачиваемые обучающимся в дневной форме получения образования, за июль 2024 г. не индексируются.
Ненормативные документы
1. Письмо Минобразования от 19.07.2024 № 04-02-13/8434/дс «К началу 2024/2025 учебного года».
2. Приказ Минобразования от 30.04.2024 № 189 «Об организации обучения в центрах компетенций учреждений образования в 2024/2025 учебном году».
3. Программа развития профессионально-технического и среднего специального образования Республики Беларусь на 2024-2026 годы, утв. Минобразования от 23.04.2024.
Обзор важных аналитических материалов
Бухгалтеру
Алгоритм назначения, расчета и выплаты пособий согласно листку нетрудоспособности с 1 июля 2024 года
В материале приведен алгоритм назначения, расчета и выплаты пособий при предоставлении в организацию сотрудником листка нетрудоспособности.
Корреспонденция счетов: Бухгалтерский учет путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление в бюджетных организациях
Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетных организаций операций по оприходованию и выдаче лицам по месту работы, службы, учебы путевок, оплаченных Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения за счет средств государственного социального страхования и республиканского бюджета, в законодательстве не определен. Автор предложил вариант бухгалтерских записей операций с путевками.
Вопрос-ответ:
Учреждение образования при выдаче обучающемуся диплома допустило ошибку в написании его инициалов. Работник, который допустил ошибку, уже не работает. Выпускник обратился в учреждение с заявлением о замене диплома. Как правильно это оформить? Должен ли кто-то возместить стоимость бланка диплома?
Экономисту
Вопросы-ответы:
Юристу
Пособие: Размещение (распространение) рекламы в 2024 году
В материале рассмотрены основные моменты, которые необходимо учесть при размещении (распространении) рекламы.
Разделы материала:
1) «Что понимается под рекламой»;
2) «Требования к рекламе»;
3) «Реестр рекламораспространителей»;
4) «Сбор за размещение (распространение) рекламы»;
5) «Рекламные игры и розыгрыши в социальных сетях».
Вопрос-ответ:
Кадровику
Пособие: Работник сменил фамилию: действия кадровика
Сотрудница поменяла фамилию. В материале разъяснено:
• в какие документы необходимо внести информацию об этом;
• как оформить изменение;
• в какие документы не нужно вносить изменения;
• какие формы персонифицированного учета нужно подавать.
В учреждении образования работает молодой специалист со средним специальным образованием, который обучался на условиях целевой подготовки. Он зачислен в государственный педагогический университет для получения высшего образования в очной форме на платной основе.
Автор разъяснил, как уволить молодого специалиста в этой ситуации и необходимо ли работнику возмещать средства, затраченные на его подготовку.
Секретарю
В материале рассмотрен порядок работы с бланками документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь.
Специалисту по охране труда
Комментарий: Изменения в специфических санитарно-эпидемиологических требованиях к содержанию и эксплуатации учреждений образования с 18 июля 2024 года. Комментарий к постановлению Совмина от 12.07.2024 № 502
Основные изменения в специфических санитарно-эпидемиологических требованиях к содержанию и эксплуатации учреждений образования рассмотрены в разделах:
1) «Количество мест в обеденном зале»;
2) «Прием пищи»;
3) «Организация питьевого режима»;
4) «Хранение овощей и приготовление различных видов продуктов питания»;
5) «Объединение учебных занятий»;
6) «Запрет проведения контрольных работ, курсовых проектов, зачетов и экзаменов в определенные дни (время)»;
7) «Ограничения по проведению занятий в объединениях по интересам»;
8) «Максимальная учебная нагрузка»;
9) «Дневной сон для учащихся, посещающих группу продленного дня»;
10) «Режим работы с электронными средствами обучения».
Некоторые интересные обсуждения на Правовой платформе «Бизнес-Инфо» https://bii.by:
7. Каким первокурсникам выдается общежитие?
8. Какие есть документы по пропускному режиму в учреждении образования (для взрослых)?
12. Имеет ли право учреждение образования по просьбе учащего выдать на руки аттестат?
Обратите внимание! Задать вопрос в Сообществе и получить ответы от коллег и экспертов может каждый зарегистрированный пользователь платформы «Бизнес-Инфо». Рассказываем здесь, как это работает. |