


Материал помещен в архив
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять только профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных законодательными актами (п.3 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510)).
![]() |
К сведению Осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, а также физическими лицами не предусмотрено. |
Указом Президента РБ от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее - Указ № 240) установлено право и регламентирован порядок осуществления профсоюзами общественного контроля в форме проведения проверок.
![]() |
Справочно Под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых профсоюзами в отношении контролируемых субъектов, по итогам которых оценивается соответствие требованиям законодательства, коллективного договора (соглашения) осуществляемой контролируемыми субъектами деятельности по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан, действий (бездействия) должностных лиц и иных работников контролируемых субъектов (Указ № 240). |
Профсоюзы согласно Закону РБ от 22.04.1992 № 1605-XII «О профессиональных союзах» вправе осуществлять общественный контроль за:
• соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда в порядке, установленном законодательством;
• выполнением коллективного договора (соглашения);
• деятельностью в области охраны здоровья;
• соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде и о профсоюзах.
Право на осуществление указанных выше и иных видов общественного контроля в форме мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения требований законодательства по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий, а также иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок, предоставлено Указом № 240.
Подпунктом 1.4 п.1 Указа № 240 определено, что первичные профсоюзные организации осуществляют общественный контроль только в отношении контролируемых субъектов, в которых они созданы, в формах, не связанных с проведением проверок.
Профсоюзам предоставлено право осуществлять общественный контроль за медицинскими пунктами, объектами торговли и общественного питания, расположенными на территории данных организаций (обособленных подразделений, представительств иностранных организаций), а также в созданных ими учреждениях дошкольного образования и оздоровительных организациях.
Инспекторы труда профсоюзов
Осуществлять общественный контроль в форме проверок предоставляется только правовым и техническим инспекторам труда профсоюзов, которыми могут быть лица, состоящие в трудовых отношениях с профсоюзами. При этом обязательным квалификационным требованием к правовым и техническим инспекторам труда профсоюзов является наличие у них соответственно высшего юридического или высшего технического образования (п.3 Указа № 240).
![]() |
Обратите внимание! Действующим законодательством предусмотрено широкое участие профсоюзов в решении вопросов, связанных с трудовыми и социально-экономическими отношениями в трудовом коллективе. |
В соответствии со ст.18 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» в организации по инициативе нанимателя и (или) по инициативе профсоюза может создаваться комиссия по охране труда. В ее состав на паритетной основе входят представители нанимателя и профсоюза.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2014 г. следует руководствоваться Законом № 356-З в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 61-З. Комиссии по охране труда посвящена ст.24 новой редакции Закона. |
Данная комиссия участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, соглашения, Плана мероприятий по охране труда, в совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в проведении проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информировании работников об их результатах.
ЭТО ВАЖНО! Профсоюзам запрещается в соответствии с п.4 Указом № 240, а также п.4 Указа № 510 проведение проверок в течение 2 лет со дня:
• государственной регистрации - организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;
• присвоения учетного номера плательщика - обособленных подразделений организаций;
• создания - представительств иностранных организаций.
В течение данного срока профсоюзы могут назначать внеплановые проверки только:
• для участия в установленном законодательством порядке в расследовании причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;
• по заявлению проверяемого субъекта;
• при наличии у профсоюза информации, полученной от первичной профсоюзной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан;
• для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки (контрольная проверка).
Мероприятия с участием представителей профсоюзного комитета
Профсоюзный комитет принимает участие:
• в выработке политики организации в области охраны труда, определении целей для ее реализации;
• разработке программ управления охраной труда для достижения намеченных целей;
• приемке в эксплуатацию объектов производственного и санитарно-бытового назначения;
• разработке и согласовании локальных нормативных правовых актов по охране труда, других документов, перечней работ, профессий и должностей работников, для которых требуется специальное регламентирование отдельных вопросов охраны труда;
Представители профсоюзного комитета участвуют:
• в осуществлении периодического (совместного) контроля нанимателя и профсоюзов за соблюдением требований охраны труда;
• проведении паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда и аттестации рабочих мест по условиям труда;
• расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• работе комиссий по проверке знаний работников по вопросам охраны труда;
• работе комиссии по трудовым спорам.
Профсоюзы наделены правом по результатам общественного контроля выдавать контролируемому субъекту рекомендации по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения).
Представителям профсоюза, действующим в организации, должны быть предоставлены в пользование необходимые для осуществления общественного контроля оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с договором (соглашением). При проведении проверок на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, представителям профсоюза должны быть выданы специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.
Деятельность профсоюзного комитета организации должна освещаться с помощью средств массовой информации, имеющихся в организации.
Коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться дополнительные (не ущемляющие права профсоюзов) условия осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, а также льготы для представителей профсоюза, выполняющих эту работу.
25.04.2012 г.
Владимир Семич, доцент кафедры охраны труда и законодательства о труде государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»